Публикации Как угодить семьям и подобрать роли для всех детей

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Как угодить семьям и подобрать роли для всех детей
Автор: Колесникова Елена Сергеевна

«Опять ребенок на утреннике остался без стиха – надоело!» Как угодить семьям и подобрать роли для всех детей Объяснить родителям, что небольшая роль – тоже рольВажно объяснить родителям, что дошкольникам нужно давать посильные задания, чтобы они оказывались в ситуации успеха. Стеснительным детям и детям с не очень хорошей памятью непедагогично давать огромные роли, а детей с плохой дикцией – заставлять читать стихи на публику. Также важно учитывать возраст и состояние здоровья детей. Любая роль должна доставлять ребенку удовольствие, а не провоцировать стресс. Поэтому подбирать роль для каждого воспитанника нужно индивидуально, с опорой на его сильные стороны, и именно с них начинать диалог с родителями, а не с недостатков ребенка. Как беседовать с родителями младших дошкольников. Не все дети в возрасте 2–4 лет говорят, а речь тех, кто уже заговорил, не всегда понятна кому-то, кроме родителей и педагогов. Семья и воспитатели, которые общаются с ребенком каждый день, чаще на бытовые темы, легко понимают ребенка. Слова, которые звучат во время утренника, должны разбирать все зрители, лексика там особая. Поэтому у младших дошкольников маленькие, зачастую бессловесные роли. Чтобы раскрыть талант самых маленьких артистов, подойдет сценарий, где больше игр и общих танцев. Однако это будут не просто игры, а формат участия для детей младшего дошкольного возраста, который приносит им радость. Как говорить с родителями детей с нарушением речи. Сейчас много детей с нарушениями речи. Если ребенок выступит со стихотворением на утреннике, это не решит его трудности – их нужно прорабатывать с логопедом. Для того чтобы показать успехи логопедических занятий, существуют отдельные итоговые мероприятия. Если пренебречь особенностями ребенка на новогоднем утреннике, то его выступление может рассмешить других детей и родителей в зале. Эмоции ребенка в этой ситуации несложно предсказать. Дети с дефектами речи могут участвовать в общих танцах, играх, присоединяться к общей песне. Так больше шансов, что ребенок попадет в ситуацию успеха. Ведь танцы и песни группа репетирует, и даже если ребенок споет или станцует что-то не так, не все это заметят, а музыка заглушит смешки в зале, если они будут. Что сказать семьям стеснительных, эмоционально нестабильных детей. Есть воспитанники, у которых чистая речь, но они стеснительные. Во время выступления такие дети волнуются, говорят тихо, и зрители ничего не слышат. На что обратить внимание родителей детей со средней или слабой памятью. Некоторые дети легко запоминают и свои, и чужие слова, а некоторые с трудом справляются с двумя строчками. Большие роли, на которых строится весь сценарий, лучше давать детям с хорошей памятью, чтобы во время утренника не было заминок. Дошкольники, которые хорошо помнят текст, как правило, не сильно волнуются. Все вступают и заканчивают вовремя, утренник проходит динамично и интересно. Что обсудить с родителями, дети которых часто болеют или заменяют заболевших. Давать одну из главных ролей ребенку, который часто болеет, – большой риск для педагога. Родители должны понимать, что если ребенок пропустит большую часть репетиций, то не сможет выступить без переживаний, а главное – не получит от этого удовольствие. Даже взрослому человеку после болезни требуется время, чтобы вернуться в обычный режим. Ребенку для этого нужно еще больше времени. Если ребенок даже с небольшой ролью заболеет накануне утренника, педагогу придется спешно готовить дублеров – учить дополнительный текст с другим ребенком в ускоренном темпе или распределять его между несколькими детьми. Это экстренная ситуация, и дети, которые получают слова заболевшего воспитанника, выручают всю группу, а не «получают роль по остаточному принципу». У них расширяются возможности проявить себя, они выполняют ответственное задание. Когда дети болеют или заменяют кого-то, кто заболел, важно, как к этому относятся родители. Родители заболевшего должны понять и объяснить ребенку, что это не последний утренник в детском саду и он поучаствует в следующем. Дублерам нужно сказать, что им доверяют – ведь у них осталось меньше времени, чтобы подготовиться к утреннику. Подобрать разные роли с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детейВ младшей группе выучить две строчки стихотворения смогут не более трех-четырех детей. Кроме того, у младших дошкольников еще маленький словарный запас, и стишки должны быть простыми, чтобы дети понимали, что рассказывают. Лучше подобрать несколько двустиший, которые дети произнесут хором. Давать младшим дошкольникам маленькие роли или нет, решать педагогу. Это зависит от уровня развития и подготовленности детей в конкретной группе. В праздничных сценариях для детей 2–4 лет общих танцев, песен, игр должно быть больше, чем слов. В общих номерах все воспитанники смогут проявить артистические способности, а во время игр реализуют потребность в двигательной активности. Слова по сценарию скажут герои и ведущие, в роли которых выступят взрослые. Старайтесь наращивать участие детей в утренниках от праздника к празднику: сначала помимо общих танцев и песен давайте две строчки, потом четверостишие. Смотрите, насколько ребенку комфортно выступать перед публикой, насколько он хорошо запоминает и выразительно рассказывает текст. В сценарии праздников для средней группы уже можно включать больше ролей с текстом, которые исполнят сами дети. При этом распределять роли нужно с учетом индивидуальных способностей, учитывать уровень развития речи и памяти воспитанников. Стихотворные тексты лучше давать детям, которые с ними справятся. Если ребенок не очень понимает смысл стихотворения, плохо произносит отдельные звуки, запинается, потребуется больше времени, чтобы разобрать с ним текст, отработать четкость произношения и интонацию. В этой ситуации точно не обойтись без помощи родителей. На утренниках в старших и подготовительных группах один и тот же ребенок может играть и не одну роль, дети могут переодеваться. Однако нельзя одним воспитанникам давать по две роли, а другим предлагать сидеть в зрительном зале. В сценарий утренника также можно включать много песен, танцев, стихов – как формат участия для каждого воспитанника в группе. В старших и подготовительных группах у некоторых детей еще могут быть недостатки звукопроизношения, и они могут болезненно реагировать на смешки со стороны других воспитанников и взрослых во время своего выступления. Чтобы не создавать для ребенка травмирующую ситуацию, следует проконсультироваться с учителем-логопедом детского сада, какую роль лучше дать такому воспитаннику. Важно отделять индивидуальные особенности детей от своих личных симпатий и антипатий, когда распределяете роли между детьми. Это сложно, особенно если ребенка все считают непоседой или задирой, который испортит праздник, или с его родителями есть конфликт. Разрешить конфликтную ситуацию можно только вместе с руководителем, старшим воспитателем и педагогом-психологом. Перебороть антипатию педагог может попробовать самостоятельно. Для этого на вечернем круге говорите каждому ребенку что-то хорошее о нем. Со временем это улучшит отношение к «проблемному» ребенку в группе. Будьте на связи с родителями детей, которые болеют. Заранее обсудите с ними, будет ли ребенок выступать на утреннике. Так вы избежите неловких ситуаций. Иногда роль одновременно готовят актер и дублер, но актер выходит в последний момент, и воспитателю приходится решать, кто из детей выступит. Чтобы предупредить такую ситуацию, лучше договориться с семьей, что ребенок после болезни выступит только в общих номерах. Чтобы он подготовился дома, можно выслать родителям видеозапись с репетиции танца.