Публикации
Рабочая программа внеурочной деятельности "Музееведение"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа внеурочной деятельности "Музееведение"
Автор: Козлова Татьяна Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа внеурочной деятельности "Музееведение"
Автор: Козлова Татьяна Ивановна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "МУЗЕЕВЕДЕНИЕ" Программа внеурочной деятельности курса «Музееведение» разработана для занятий с учащимися 8 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС, а также в соответствии со следующими нормативными документами:• Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);• Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.);Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 года № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ;• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "29" декабря 2010 г. N 189, приложение 6а также на основе: авторской программы «Музейное дело» Белоусовой И.Я. Издательство ОмГПУ 2017г – 15 с.Школьный музей своей программой вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России.Ребёнок, подросток, который будет знать историю своей деревни, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.Актуальность программы.Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения.Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать и школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.Цель:-Формирование личности обучающегося как достойного гражданина России, хранителя и носителя духовных ценностей и традиций родного народа.Задачи:1.Вовлечение учащихся в организацию поисково-исследовательской работы.2.Развитие умения работать с различными источниками информации: периодическими изданиями, научно-популярной, краеведческой, исторической, художественной литературой.3. Формирование навыков работы с архивными документами.4. Развитие навыка самостоятельного исследования материала, подготовки рефератов на предложенную тему.5. Обучение методикам проведения экскурсий в школьном музее.6. Развитие устной и письменной речи учащихся через умение строить диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа, умение правильного оформления собранного материал.В процессе обучения у учащихся происходит:- Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей;- Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;- Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологииАктуальность курса заключается в необходимости обучения школьниковосновам музейного дела.Это связано:во-первых, с необходимостью знать и уважать своё прошлое, прошлое своей школы, района, края; во-вторых, с умениями распознавать и описывать музейные экспонаты, что развивает практические умения и навыки, которые могут пригодиться не только в хранении семейных архивов, но и в будущей профессии; в-третьих, навыки исследовательской работы позволят легче адаптироваться в получении дальнейшего образования; в-четвёртых, выступления перед аудиторией и опросы респондентов развивают коммуникативные навыки, что, бесспорно, помогает в скорейшей социализации личности. На изучение курса внеурочной деятельности «Музейное дело» отводится 34 часа, 1 час в неделю (34 учебные недели). Данный курс предполагает как теоретические, так и практические занятия. Программа включает в себя тематические и обзорные экскурсии по экспозициям школьного музея, организацию и проведение внеклассных мероприятий на базе школьного музея.Программа включает в себя проведение индивидуальных и групповых занятий по организации поисковой работы, исследовательской деятельности, оформлению и представлению ее результатов, подготовке публичных выступлений.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельностиЛичностные:осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные результаты:Первый уровень результатов — приобретение учащимся социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнёра. Второй уровень результатов — получение учащимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов — получение учащимся опыта самостоятельного общественного действия — включает освоение способов решения задач по привлечению организационных и финансовых возможностей для реализации проекта, для этого подросток овладевает инструментами межличностного взаимодействия (ведение переговоров, выявление интересов потенциального партнёра, исследование интересов зрительской аудитории, использование различных способов информирования). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Предметные результатыИспользовать карту как источник информации о территории, о культурных центрах, о направлениях походов, завоеваний и др. Проводить поиск информации в исторических текстах, памятниках, печатных изданиях. Составлять описание образа жизни различных групп населения, о значительных событиях. Формы и методы проведения занятий:- проведение викторин и конкурсов на знания понятий и терминов музееведения;- экскурсии; составление кроссвордов на тему музея;- поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями;- просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;- составление словаря музейных терминов;- разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея;- встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, анкетирование артефактов, поиск и сбор экспонатов;- подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентационных материаловСодержание программы внеурочной деятельности.1.Введение (1 час) Инструктаж по охране труда. Изучение плана работы музея.2.Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе ( 3 часа)История возникновения музейного дела. Социальные функции музея, типы и профили музея, принципы работы. Знакомство с положением о школьном музее. Предметность и наглядность в школьном музее. Знакомство с экспозициями школьного музея. Знакомство с организацией и содержанием краеведческой работы в школе. Основные направления деятельности школьного музея.3. Фонды музея. Научная организация фондовой работы( 3часа)Научная организация фондовой работы. Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно – вспомогательные материалы. Состав и структура фондов музея.Виды фондовой работы. Изучение фондов как основы всех направлений музейной деятельности. Научное определение, классификация и систематизация музейных предметов.Изучение законодательных и нормативных документов о музейном фонде, о порядке сбора, учёта и хранения музейных предметов.Знакомство с составом и структурой фондов школьного музея. Знакомство с приёмами определения, классификации и систематизации типовых предметов с использованием определителей музейных коллекций.4. Поисково-исследовательская работа(5 часов)Разработка поиска по теме «Родной край».Проведение поиска по конкретной теме:- сбор экспонатов, связанных с историей деревни , совхоза;- сбор информации об интересных людях;- обработка и систематизация собранных материалов;- организация научно-исследовательской работы;5.Учёт и хранение фондов ( 4 часа)Задачи учётно – хранительской работы. Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги. Шифровка. Оформление шифра экспонатов. Приём и выдача предметов.Вспомогательные картотеки:а) книга записи воспоминанийб) книга фотофиксацийв) журнал приёма исторических памятниковг) журнал учёта газетных материаловд) книга фиксации переписки музея.Научное определение и описание предметов. Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах. Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки собранной в ходе поиска коллекции.6 Экспозиционная работа( 6 часов)Знания о требованиях к экспозиции. Сбор материалов для экспозиций (поисковая работа):«Сороковые –роковые»;«Дети войны»;«Годы, опаленные войной».Подборка текстового материала к экспозициям. Оформление экспозиций. Составление текстов экскурсий по созданным экспозициям. Проведение экскурсий по заявкам классов.7. Подготовка и проведение музейной экскурсий (11 часов)Повторение основных принципов подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. Экскурсия и лекция. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики.Типы и виды экскурсий. Разработка тематики экскурсий в соответствии со структурой экспозиции, задачами учебно-воспитательной и культурно-массовой работы.Учёт образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов и экскурсантов. Пути использования и проведения экскурсий в учебной, воспитательной и культурно-просветительной работе школы.Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Тема и цель экскурсии. Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели. Познавательные и воспитательные функции. Распределение нескольких экскурсионных тем и их прослушивание. Составление плана каждой экскурсии.Экскурсионные методы и приёмы. Взаимодействие методов во время экскурсии. Метод показа. Обязательное сочетание показа с рассказом. Приемы сравнения и мысленной реконструкции. Метод рассказа. Требования к языку экскурсовода. Прием цитирования в рассказе. Метод беседы, его варианты и условия использования.Отработка на экспозиции методики проведения показа и анализа группы экспонатов, использования приемов демонстрации сравнения экспонатов, констатации фактов, цитирования, мысленной реконструкции событий.Составление вопросника и проведение тематической беседы в ходе экскурсии. Проведение экскурсий разных типов: экскурсия-лекция « Ветераны Великой Отечественной войны»; экскурсия «История школы в фотографиях»; экскурсия-практикум «История деревни, совхоза»; обзорная экскурсия «Наши выпускники».8..Обобщение (1час)Календарно- тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Музееведение» для 8 класса 2022-2023 учебный год