Публикации
На помощь жителям лесным, друзья природы, поспешим! Сценарий экологического развлечения
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: На помощь жителям лесным, друзья природы, поспешим! Сценарий экологического развлечения
Автор: Зимина Ольга Дмитриевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: На помощь жителям лесным, друзья природы, поспешим! Сценарий экологического развлечения
Автор: Зимина Ольга Дмитриевна
На помощь жителям лесным, друзья природы, поспешим! Сценарий экологического развлеченияДошкольное детство – благоприятный период для развития экологических знаний, т. к. в этом возрасте дети любознательны, обладают огромным желанием изучать окружающий мир. Эффективному усвоению новых знаний и элементарных представлений о взаимосвязях человека и окружающей его среды способствуют праздники, досуги, организованные в игровой форме.Для детей старшего дошкольного возраста5 июня– Всемирный день охраны окружающей среды Действующие лица: Взрослые: Лесная Фея, Сорока, Лесовичок, Чудище ЛесноеДети: Профессор Колбочкин Задачи: •социально-коммуникативное развитие: формирование у детей основ экологической культуры и безопасного поведения в природе; •познавательное развитие:•расширение представлений детей о мире природы;•развитие познавательного интереса;•активизация любознательности и познавательной мотивации;•формирование представлений о том, что человек – часть природы, поэтому он должен беречь, охранять и защищать ее; •речевое развитие:•совершенствование коммуникативных навыков;•развитие интереса к художественной литературе;•формирование умения выразительно, с интонацией читать стихи;•художественно-эстетическое развитие:•развитие интереса и любви к музыке;•закрепление умения передавать в рисунке образы предметов, объектов, действия.Оборудование: «Письмо Лесной Феи»; Красная книга; пакет для сбора мусора; бревно из картона; листок с заданием в виде капельки росы; листы бумаги формата А-4 (по количеству детей); карандаши; ребусы про животных и птиц; доска для записей; маркеры; листок с заданием для словесно-дидактической игры «Какие животные “спрятались в словах”?»; емкости для смешивания воды разных оттенков, краски, флакон для «волшебной воды» – в «Волшебной лаборатории профессора Колбочкина»; букет цветов из яркой ткани; значки «Друзья природы» (по количеству детей); насекомые-игрушки (бабочки, кузнечики, божьи коровки) и птицы-игрушки, а также птицы и насекомые, нарисованные на картоне (на липучках) – в конце действия они крепятся на шторы и стены; паутина из ниток. (Музыкальный зал представляет собой уголок природы: лесная полянка, деревья (березы расположены по краям зала: часть деревьев с коричневыми листьями, другая – с зелеными); в середине зала – нарисованная ель с дуплом, искусственные елочки, трава коричневого цвета, пенечки – пластмассовые ведерки в чехле с изображением коры березы, нарисованный муравейник. Отдельное место занимает Волшебная лаборатория профессора Колбочкина. На лесную полянку выходит Лесная Фея.) Лесная Фея: Почему в лесу так тихо? Почему увяли цветы, поблекла трава? Куда исчезли звери? Не слышны птичьи трели, стрекотанье кузнечиков… Что случилось? (Звучит аудиозапись «Шум грома». Навстречу Лесной Фее выбегает Чудище Лесное.) Чудище Лесное: Ха-ха-ха, это все моя работа! Терпеть не могу красоту и лесной гам. Будет здесь тишина. Теперь я здесь хозяин! Я заколдовал всех жителей леса, больше они никогда не смогут здесь появиться. Лесная Фея: Что же делать? Одной мне не справиться с Чудищем Лесным! (Лесная Фея пытается произнести волшебное заклинание, но оно не действует.) Лесная Фея: Напишу я письмо моим друзьям – детям из детского сада «Аленушка». (Пишет письмо.) Но кто же его сможет доставить? В лесном царстве никого не осталось. (Из-за дерева внезапно появляется Сорока.) Лесная Фея: Сорока, лесная вещунья, как же ты избежала колдовства Чудища Лесного? Сорока: Я была в гостях у друзей, в соседнем лесу, а когда вернулась, то не узнала свой лес – здесь произошло что-то ужасное! Лесная Фея: Хорошо, что ты вернулась, – я теперь не одна. Отнеси, пожалуйста, письмо моим друзьям в детский сад. Сорока (берет конверт с письмом):Письмо я быстро отнесу,Уже лечу, лечу, лечу… (Сорока прилетает в детский сад. Дети полукругом сидят на стульях.) Сорока: Здравствуйте, ребята! Я прилетела к вам в детский сад, чтобы передать письмо от Лесной Феи. В лесу произошло что-то страшное! (Читает письмо.) «Дорогие ребята, в нашем лесу случилась беда: объявилось Чудище Лесное, которое заколдовало всех лесных жителей. Мое же волшебство потеряло силу. Помогите нам расколдовать лес и его обитателей. Лесная Фея». Поможете, ребята? Дети: Да! Сорока: Тогда в путь! (Звучит лирическая мелодия (по выбору музыкального руководителя). Дети идут по залу – лесу, впереди них летит Сорока. Они обходят деревья, пеньки. Их встречает Лесная Фея. Сорока улетает.) Лесная Фея: Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы откликнулись на мою просьбу. 1-й ребенок: Мы узнали о вашей беде и поспешили на помощь. (На шум выбегает Лесовичок.) Лесовичок: Это кто расшумелся в моем лесном царстве? Вы разве не знаете, что шуметь в лесу нельзя? 2-й ребенок: Простите нас, пожалуйста, мы знаем, как нужно вести себя в лесу. 3-й ребенок: Просто мы очень спешим. Лесовичок: Ну уж нет, никуда вас не пущу, пока не ответите на мои вопросы. Скажите, что это? (Показывает детям Красную книгу.) Дети (хором): Красная книга. Лесовичок: Правильно, а почему она красного цвета? 4-й ребенок: Красный цвет – сигнал бедствия. 5-й ребенок: Все животные и растения, занесенные в Красную книгу, исчезли или их осталось очень мало. 6-й ребенок: Их нужно беречь и охранять. Лесовичок:Лесовичка послушайте, дети:Жили когда-то на нашей планетеЗвери и птицы, которых уж нет,И на Земле не отыщешь их след.С грустью поведаю вам я, ребята:Были в лесах растения когда-тоТе, что сейчас очень трудно найти.Но природу свою мы решили спасти. 1-й ребенок: Чтобы животные не исчезали, 2-й ребенок: И растения зря не срывали, 3-й ребенок: Птицы всегда в небе летали, 4-й ребенок: Красную книгу люди создали. Лесовичок: Вы правильно ответили на мои вопросы. А еще я знаю о вашей беде. Слушайте внимательно: вы сможете расколдовать лес и его обитателей, если добудете волшебную воду. Для этого нужно выполнить все задания и преодолеть все трудности, которые встретятся на вашем пути. А мне пора. (Лесовичок убегает.) Лесная Фея: Ребята, вы готовы продолжить путь и найти волшебную воду? Дети: Да! Лесная Фея: Тогда в дорогу! (Звучит тревожная музыка – аудиозапись «Звуки природы». Дети идут по залу – лесу. Лесная Фея обращает их внимание на полянку, заваленную мусором.) Лесная Фея: Смотрите, какая полянка, ребята!Здесь было уютно, красиво когда-то.Ключом бил родник серебристый,И воздух был чистый-пречистый.Ромашки кивали друг другу, смеясь,Теперь же повсюду здесь мусор и грязь. 1-й ребенок: Нужно все убрать, очистить полянку. 2-й ребенок: В лесу нельзя оставлять мусор. (Дети собирают мусор в пакет и забирают его с собой. Звучит тревожная музыка – аудиозапись «Звуки природы». Дети продолжают путь, подходят к муравейнику.) Лесная Фея: Посмотрите, муравейник. Но его кто-то разрушил. Большое бревно лежит сверху. 1-й ребенок: Муравейник разрушило Чудище Лесное. 2-й ребенок: Оно лишило муравьишек покоя. 3-й ребенок:Любит муравей трудиться,Ему без дела не сидится.Неведом муравью покой,Он строитель – вот такой! 4-й ребенок: Травинку гордо он несет,Громко песенку поет.Ловко подхватил сучок,Перебросил на бочок. 5-й ребенок: Увидал крупинку –И ее на спинку.На бегу что было силЛист опавший подхватил. 6-й ребенок:Муравей домой пришел,Иглы сосенки нашел.Не успел отдохнуть,И опять – в дальний путь. Лесная Фея: Ребята, давайте уберем бревно и попробуем восстановить муравейник. (Лесная Фея и дети убирают бревно.) 1-й ребенок: Смотрите, сверху – капелька росы. (Лесная Фея подставляет ладонь, затем снимает с паутинки листок с заданием в виде капельки росы.) Лесная Фея:Нарисовать вас просят, друзья,Что в лесу можно делать, а что – нельзя. (Дети делятся на две группы. Одна группа рисует то, что можно делать в лесу, а другая – что нельзя. Выполнив задание, Лесная Фея и дети идут дальше под песню «Подари улыбку миру», муз. А. Варламова, сл. О. Сазоновой.) Лесная Фея:Дальняя была дорога –Давайте отдохнем немного. (Участники останавливаются около пенечков.) Лесная Фея: Ребята, еще одно послание,Здесь необычное задание:«Лес – многоэтажный дом.Разные жильцы живут в нем.В ребусах жильцов найдите,Дом лесной вы заселите». (Дети разгадывают ребусы, называя зашифрованных в них животных и птиц: крот, стрекоза, лиса, бабочка, ворона, белка.) Лесная Фея:Дупло на ели,Смотрите, ребята! 2-й ребенок:Возможно, белкаЖила здесь когда-то. 3-й ребенок: Орехи и шишкиГотовила впрок.Лесная Фея: Ребята, какойНеобычный листок! (Лесная Фея достает из дупла ели листок и читает то, что на нем написано.) Лесная Фея:«Жители леса перемешались,Названия им другие достались.Для вас, ребята, такое задание:Скажите, кто спрятался в этих названиях?» Словесно-дидактическая игра «Какие животные спрятались в словах?»Лесная Фея произносит слова, дети угадывают, из названия каких животных, птиц и растений они сложены: •животные: барсабан (барсук и кабан), медось (медведь и лось), бележ (белка и еж);•птицы: кукурец (кукушка и скворец), солодят (соловей и дятел), филичка (филин и синичка);•насекомые: пчелук (пчела и жук), муракуз (муравей и кузнечик), стрекочка (стрекоза и бабочка); •деревья: березель (береза и ель), дубосна (дуб и сосна), осилен (осина и клен);•цветы: коломашка (колокольчик и ромашка);•трава: зверобожник (зверобой и подорожник).Лесная Фея:Вы отыскали все названия,За вас я очень рада.Ну что ж, и снова в путь, друзья,Нам отправляться надо.Но где же нам добыть волшебную воду? Кто нам поможет? 4-й ребенок (показывает на вывеску на двери):Смотрите! Лесная Фея (читает вывеску):«Заведующий волшебной лабораторией профессор Колбочкин». Здесь работает профессор-волшебник. Может, он нам поможет? (Лесная Фея и дети заходят в Волшебную лабораторию профессора Колбочкина. Она представляет собой ширму прямоугольной формы, одна сторона которой – дверь, а три других оформлены в виде нарисованных стеллажей с изображением оборудования лаборатории. Внутри – стол с пробирками и микроскопом.) Дети (хором): Здравствуйте, профессор! 1-й ребенок:Вы, наверное, волшебник и маг? Колбочкин: Можно сказать и так. 2-й ребенок: А вы сможете нам помочь? Колбочкин: Попробую, а что с вами случилось? 3-й ребенок: У нас случилась беда. 4-й ребенок: В лесу появилось Чудище Лесное, которое заколдовало лес и его жителей. 5-й ребенок: Нужна волшебная вода, чтобы оживить все и всех. Колбочкин: Сейчас попробую… (Колбочкин подходит к доске, пишет формулы.) Колбочкин (восклицает):Получилось! Я нашел формулу волшебной воды! (Колбочкин берет разные емкости для жидкостей, наливает воду, добавляет краски, смешивает и получает нужный цвет, переливает жидкость во флакон.) Колбочкин: Вот возьмите, пожалуйста. Эта волшебная вода поможет оживить лес и лесных обитателей. А теперь дайте мне свой пакет с мусором. (Колбочкин берет пакет, брызгает на него получившейся волшебной водой, и вместо пакета с мусором появляется букет ярких цветов.) 6-й ребенок: Спасибо большое, уважаемый профессор, вы нам очень помогли. 7-й ребенок: А эти цветы мы посадим на лесной полянке. (Лесная Фея и дети идут по залу – лесу, брызгают волшебной водой из флакона на траву, деревья. В это время вылетает Сорока, незаметно раскладывает яркие цветы, траву, насекомых-игрушки на полянке, деревья поворачивает зелеными листочками к центру зала – все вокруг как бы оживает. На стенах и шторах появляются жучки, бабочки, кузнечики, божьи коровки. Звучит аудиозапись «Звуки природы» – стрекотание кузнечиков, пение птиц. Лесная Фея произносит свои заклинания и замечает, что к ней вернулись волшебные силы.) Лесная Фея: Ребята, посмотрите вокруг, все стало, как прежде, ярким и красивым! (Выбегает Чудище Лесное.) Чудище Лесное (возмущенно):Что это такое? Почему опять все цветет? Почему кругом красота? 1-й ребенок: Мы добыли волшебную воду и расколдовали лес. 2-й ребенок: Ты теперь не сможешь нам помешать… 3-й ребенок: Потому что к Лесной Фее вернулись волшебные силы! (Лесная Фея брызгает волшебной водой на Чудище Лесное, и оно превращается в доброе существо – начинает смущенно улыбаться.) Чудище Лесное: Простите меня, пожалуйста. Я был такой злой, потому что со мной никто не дружил, а мне так этого хотелось. 4-й ребенок: А ты не будешь больше обижать лесных жителей? Чудище Лесное: Не буду. (Выходит Лесовичок.) Лесовичок: Вижу, что Чудище вы победили,Лес от колдовских чар освободили. 1-й ребенок:Мы расчистили полянку,Сложили весь мусор в пакет:Фантики, крошки, консервную банку,Порванный мяч, пистолет. 2-й ребенок:Муравьишкам помоглиОбрести свой дом,Чтобы муравьи опятьДружно снова жили в нем. 3-й ребенок: Волшебную воду добыли,Траву и деревья полили.Вновь природа в лесу ожила:Поднялась трава, зашумела листва. Лесовичок: Расцвели цветы, слышен птичий гам.Ребята, за это большое спасибо вам.Я рад, что у природы есть верные друзья.Значки в честь этого примите от меня. (Лесовичок дарит детям значки «Друзья природы» и Красную книгу. Они его благодарят.) Дети: Мы рады, что смогли помочь вам, а теперь нам пора возвращаться домой. (Лесная Фея, Лесное Чудище и Лесовичок прощаются с детьми, просят не забывать их и навещать. Под аудиозапись «Звуки природы и леса» (журчание ручья, щебет птиц) дети возвращаются в группу.)