Содержание учебного предметаВведениеЧто и как изучают физика и астрономия. Физические явления. Наблюдение и эксперимент. Гипотеза. Физические величины. Единицы величин. Измерение физических величин. Физические приборы. Понятие о точности измерений. Абсолютная погрешность. Запись результата прямого измерения с учётом абсолютной погрешности. Уменьшение погрешности измерений. Измерение малых величин.Физические законы и границы их применимости. Физика и техника.Демонстрации.Наблюдения физических явлений: свободного падения тел, колебаний маятника, притяжения стального шара магнитом, свечения нити электрической лампы, электрической искры.Лабораторные работы и опытыИзмерение длины, объёма и температуры тела.Измерение размеров малых тел.Измерение времени.Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):Наблюдать и описывать физические явления, высказывать предположения – гипотезы, измерять расстояния и промежутки времени, определять цену деления шкалы прибора.Механические явленияМеханическое движение и его виды. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Равномерное прямолинейное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное прямолинейное движение. Средняя скорость. Равноускоренное движение. Ускорение.Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы при помощи весов. Плотность вещества.Сила. Графическое изображение сил. Измерение сил. Динамометр. Международная система единиц. Равнодействующая сил. Сложение сил, направленных по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Сила тяжести. Ускорение свободного падения. Центр тяжести. Закон всемирного тяготения. Вес тела. Невесомость. Давление. Сила трения. Виды трения.Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Применение простых механизмов. КПД механизмов. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии. Энергия рек и ветра.Демонстрации:Равномерное прямолинейное движение.Свободное падение тел.Равноускоренное прямолинейное движение.Лабораторные работы и опыты:Изучение равномерного движения.Измерение массы тела на рычажных весах.Измерение плотности вещества твердого тела.Градуировка динамометра и измерение сил.Измерение коэффициента трения скольжения.Изучение условия равновесия рычага.Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении. Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков. Определять путь, пройденный за данный промежуток времени, и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени. Рассчитывать путь и скорость при равноускоренном прямолинейном движении тела. Определять путь и ускорение движения тела по графику зависимости скорости равноускоренного прямолинейного движения тела от времени. Измерять массу тела, измерять плотность вещества. Вычислять ускорение тела, силы, действующей на тело, или массы на основе второго закона Ньютона. Исследовать зависимость удлинения стальной пружины от приложенной силы. Исследовать зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления. Измерять силы взаимодействия двух тел. Вычислять силу всемирного тяготения. Исследовать условия равновесия рычага. Вычислять кинетическую энергию тела. Вычислять потенциальную энергию тела, поднятого над Землей. Применять закон сохранения механической энергии для расчета потенциальной и кинетической энергии тела. Измерять КПД наклонной плоскости. Объяснять процесс колебаний маятника.Звуковые явленияМеханические колебания и их характеристики: амплитуда, период, частота. Звуковые колебания. Источники звука.Механические волны. Длина волны. Звуковые волны. Скорость звука. Громкость звука. Высота тона. Тембр. Отражение звука. Эхо.Демонстрации:Наблюдение колебаний звучащих тел.Исследование зависимости периода колебаний груза, подвешенного на нити, от длины нити.Наблюдение зависимости громкости звука от амплитуды колебаний.Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):Знать зависимость периода колебаний маятника от его длины и амплитуды колебаний. Вычислять длину волны и скорость распространения звуковых волн.Световые явленияИсточники света. Закон прямолинейного распространения света. Световые пучки и световые лучи. Образование тени и полутени. Солнечное и лунное затмения.Отражение света. Закон отражения света. Зеркальное и диффузное отражение. Построение изображений в плоском зеркале. Перископ. Преломление света. Полное внутреннее отражение. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Построение изображения, даваемого линзой.Оптические приборы: проекционный аппарат, фотоаппарат. Глаз как оптическая система. Нормальное зрение, близорукость, дальнозоркость. Очки. Лупа. Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов. Цвета тел.Демонстрации:1. Наблюдение образования тени и полутени.Получение и исследование изображения в плоском зеркале.Изготовление перископа.Получение и исследование изображения, даваемого вогнутым зеркалом.Изучение закона преломления света.Лабораторные работы и опыты:Наблюдение прямолинейного распространения света.Изучение явления отражения света.Изучения явления преломления света.Изучение изображения, даваемого линзой.Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Оптические приборы. Разложение белого света в спектр. Экспериментально изучать явление отражения света. Исследовать свойства изображения в зеркале. Измерять фокусное расстояние собирающей линзы. Получать изображение с помощью собирающей линзы. Наблюдать явление дисперсии света.класс (64 часа, 2 часа в неделю) Первоначальные сведения о строении вещества Развитие взглядов на строение вещества. Молекулы. Дискретное строение вещества. Масса и размеры молекул.Броуновское движение. Тепловое движение молекул и атомов. Диффузия. Связь температуры тела со скоростью теплового движения частиц вещества.Взаимодействие частиц вещества. Смачивание. Капиллярные явления.Модели твердого, жидкого и газообразного состояний вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества.. Механические свойства жидкостей, газов и твердых тел Давление жидкостей и газов. Объяснение давления жидкостей и газов на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества.Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Гидравлическая машина. Гидравлический пресс. Манометры. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Барометры. Влияние атмосферного давления на живой организм.Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. Условия плавания тел.Строение твердых тел. Кристаллические и аморфные тела. Деформация твердых тел. Виды деформации. Свойства твердых тел: упругость, прочность, пластичность, твердость твердых телФронтальные лабораторные работы1. Измерение выталкивающей силы.2. Изучение условий плавания тел.3. Наблюдение роста кристаллов.3. Тепловые явления Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Шкала Цельсия. Абсолютная (термодинамическая) шкала температур. Абсолютный нуль.Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Первый закон термодинамики.Фронтальные лабораторные работы4. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.5. Измерение удельной теплоемкости вещества.4. . Изменение агрегатных состояний вещества Плавление и отвердевание. Температура плавления. Удельная теплота плавления.Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха5 . Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел Зависимость давления газа данной массы от объема и температуры, объема газа данной массы от температуры (качественно).Применение газов в технике.Тепловое расширение твердых тел и жидкостей (качественно). Тепловое расширение воды.Принципы работы тепловых машин. КПД тепловой машины. Двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, холодильная машина. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Основные направления совершенствования тепловых двигателей.Фронтальные лабораторные работы6.Исследование зависимости давления газа данной массы от объема при постоянной температуре6. Электрические явления Электростатическое взаимодействие. Электрический заряд. Два рода электрических зарядов. Электроскоп.Дискретность электрического заряда. Строение атома. Электрон и протон. Элементарный электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда.Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Линии напряженности электрического поля. Проводники, диэлектрики и полупроводники.Учет и использование электростатических явлений в быту, технике, их проявление в природе.Закон Кулона. Электростатическая индукция.7. Электрический ток Электрический ток. Источники постоянного электрического тока. Носители свободных электрических зарядов в металлах, электролитах, газах и полупроводниках.Действия электрического тока: тепловое, химическое, магнитное.Электрическая цепь. Сила тока. Измерение силы тока.Напряжение. Измерения напряжения.Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление. Реостаты.Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников.Работа и мощность электрического тока. Счетчик электрической энергии. Закон Джоуля—Ленца.Использование электрической энергии в быту, природе и технике. Правила безопасного труда при работе с источниками токаГальванические элементы и аккумуляторы.Фронтальные лабораторные работы7. Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных ее участках.8. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.9. Измерение сопротивления проводника при помощи вольтметра и амперметра.10. Регулирование силы тока в цепи с помощью реостата.11. Изучение последовательного соединения проводников.12. Изучение параллельного соединения проводников.13. Измерение работы и мощности электрического тока.Законы механики Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета. Относительность механического движения. Кинематические характеристики движения. Кинематические уравнения прямолинейного движения. Графическое представление механического движения. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Период и частота обращения. Линейная и угловая скорости. Центростремительное ускорение. Взаимодействие тел. Динамические характеристики механического движения. Центр тяжести. Законы Ньютона. Принцип относительности Галилея. Границы применимости законов Ньютона. Импульс тела. Замкнутая система тел. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Реактивный двигатель. Механическая работа. Мощность. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии.Инвариантность ускорения.ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ1. Исследование равноускоренного прямолинейного движения.ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫИзучение второго закона Ньютона.Изучение третьего закона Ньютона.Исследование зависимости силы упругости от деформации.Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.Измерение механической работы и мощности.Механические колебания и волны Колебательное движение. Гармоническое колебание. Математический маятник. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Связь между длиной волны, скоростью волны и частотой колебаний. Закон отражения механических волн.Скорость и ускорение при колебательном движении. Интерференция и дифракция волн.ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ2. Изучение колебаний математического и пружинного маятников.3. Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника.ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫИзучение колебаний груза на пружине. Измерение жесткости пружины с помощью пружинного маятника.Электромагнитные явления Электромагнитные колебания и волны Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея. Магнитный поток. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Генератор постоянного тока. Самоиндукция. Индуктивность катушки. Конденсатор. Электрическая емкость конденсатора. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Превращения энергии в колебательном контуре. Переменный электрический ток. Трансформатор. Передача электрической энергии. Электромагнитное поле. Энергия электромагнитного поля. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Радиопередача и радиоприем. Телевидение. Электромагнитная природа света. Скорость света. Дисперсия света. Волновые свойства света. Шкала электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.Закон электромагнитной индукции. Модуляция и детектирование. Простейший радиоприемник.ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ4. Изучение явления электромагнитной индукции.ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫНаблюдение интерференции света. Наблюдение дисперсии света. Сборка детекторного радиоприемника. Изучение работы трансформатора.Элементы квантовой физики Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. Спектры испускания и поглощения. Спектральный анализ. Явление радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Состав атомного ядра. Протон и нейтрон. Заряд ядра. Массовое число. Изотопы. Радиоактивные превращения. Период полураспада. Ядерное взаимодействие. Энергия связи ядра. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор. Биологическое действие радиоактивных излучений и их применение. Счетчик Гейгера. Дозиметрия. Ядерная энергетика и проблемы экологии.Явление фотоэффекта. Гипотеза Планка. Фотон. Фотон и электромагнитная волна.Закон радиоактивного распада. Дефект массы и энергетический выход ядерных реакций. Термоядерные реакции. Элементарные частицы. Взаимные превращения элементарных частиц.Вселенная Строение и масштабы Вселенной. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Законы движения планет. Строение и масштабы Солнечной системы. Размеры планет. Система Земля—Луна. Приливы. Видимое движение планет, звезд, Солнца, Луны. Фазы Луны. Планета Земля. Луна — естественный спутник Земли. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Малые тела Солнечной системы. Солнечная система — комплекс тел, имеющих общее происхождение. Методы астрофизических исследований. Радиотелескопы. Спектральный анализ небесных тел.Движение космических объектов в поле силы тяготения. Использование результатов космических исследований в науке, технике, народном хозяйстве.ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ5. Определение размеров лунных кратеров.6. Определение высоты и скорости выброса вещества из вулкана на спутнике Юпитера Ио.ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПЫТИзучение фотографий планет, комет, спутников, полученных с помощью наземных и космических наблюдений.Резервное время Планируемые результаты освоения учебного предметаЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫПатриотическое воспитание:——проявление интереса к истории и современному состояниюроссийской физической науки;——ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков.Гражданское и духовно-нравственное воспитание:——готовность к активному участию в обсуждении общественнозначимых и этических проблем, связанных с практическимприменением достижений физики;——осознание важности морально-этических принципов в деятельностиучёного.Эстетическое воспитание:——восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничногопостроения, строгости, точности, лаконичности.Ценности научного познания:——осознание ценности физической науки как мощного инструментапознания мира, основы развития технологий, важнейшейсоставляющей культуры;——развитие научной любознательности, интереса к исследовательскойдеятельности.Формирование культуры здоровья и эмоциональногоблагополучия:——осознание ценности безопасного образа жизни в современномтехнологическом мире, важности правил безопасного поведенияна транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловымоборудованием в домашних условиях;——сформированность навыка рефлексии, признание своего правана ошибку и такого же права у другого человека.Трудовое воспитание:——активное участие в решении практических задач (в рамкахсемьи, школы, города, края) технологической и социальнойнаправленности, требующих в том числе и физических знаний;——интерес к практическому изучению профессий, связанныхс физикой.Экологическое воспитание:——ориентация на применение физических знаний для решениязадач в области окружающей среды, планирования поступкови оценки их возможных последствий для окружающей среды;——осознание глобального характера экологических проблеми путей их решения.Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:——потребность во взаимодействии при выполнении исследованийи проектов физической направленности, открытостьопыту и знаниям других;——повышение уровня своей компетентности через практическуюдеятельность;——потребность в формировании новых знаний, в том числе формулироватьидеи, понятия, гипотезы о физических объектахи явлениях;——осознание дефицитов собственных знаний и компетентностейв области физики;——планирование своего развития в приобретении новых физическихзнаний;——стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы,общества и экономики, в том числе с использованием физическихзнаний;——оценка своих действий с учётом влияния на окружающуюсреду, возможных глобальных последствий.МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫУниверсальные познавательные действияБазовые логические действия:——выявлять и характеризовать существенные признаки объектов(явлений);——устанавливать существенный признак классификации, основаниядля обобщения и сравнения;——выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемыхфактах, данных и наблюдениях, относящихся к физическимявлениям;——выявлять причинно-следственные связи при изучении физическихявлений и процессов; делать выводы с использованиемдедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигатьгипотезы о взаимосвязях физических величин;——самостоятельно выбирать способ решения учебной физическойзадачи (сравнение нескольких вариантов решения, выборнаиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенныхкритериев).Базовые исследовательские действия:——использовать вопросы как исследовательский инструментпознания;——проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложныйфизический эксперимент, небольшое исследованиефизического явления;——оценивать на применимость и достоверность информацию,полученную в ходе исследования или эксперимента;——самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатампроведённого наблюдения, опыта, исследования;——прогнозировать возможное дальнейшее развитие физическихпроцессов, а также выдвигать предположения об их развитиив новых условиях и контекстах.Работа с информацией:——применять различные методы, инструменты и запросы припоиске и отборе информации или данных с учётом предложеннойучебной физической задачи;——анализировать, систематизировать и интерпретировать информациюразличных видов и форм представления;——самостоятельно выбирать оптимальную форму представленияинформации и иллюстрировать решаемые задачи несложнымисхемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.Универсальные коммуникативные действияОбщение:——в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторныхработ и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемойтемы и высказывать идеи, нацеленные на решениезадачи и поддержание благожелательности общения;——сопоставлять свои суждения с суждениями других участниковдиалога, обнаруживать различие и сходство позиций;——выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;——публично представлять результаты выполненного физическогоопыта (эксперимента, исследования, проекта).Совместная деятельность (сотрудничество):——понимать и использовать преимущества командной и индивидуальнойработы при решении конкретной физическойпроблемы;——принимать цели совместной деятельности, организовыватьдействия по её достижению: распределять роли, обсуждатьпроцессы и результаты совместной работы; обобщать мнениянескольких людей;——выполнять свою часть работы, достигая качественного результатапо своему направлению и координируя свои действияс другими членами команды;——оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.Универсальные регулятивные действияСамоорганизация:——выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующихдля решения физических знаний;——ориентироваться в различных подходах принятия решений(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решенийгруппой);——самостоятельно составлять алгоритм решения физическойзадачи или плана исследования с учётом имеющихся ресурсови собственных возможностей, аргументировать предлагаемыеварианты решений;——делать выбор и брать ответственность за решение.Самоконтроль (рефлексия):——давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;——объяснять причины достижения (недостижения) результатовдеятельности, давать оценку приобретённому опыту;——вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполненияфизического исследования или проекта) на основе новыхобстоятельств, изменившихся ситуаций, установленныхошибок, возникших трудностей;——оценивать соответствие результата цели и условиям.Эмоциональный интеллект:——ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссиина научную тему, понимать мотивы, намерения и логикудругого.Принятие себя и других:——признавать своё право на ошибку при решении физическихзадач или в утверждениях на научные темы и такое же праводругого.ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ7 классПредметные результаты на базовом уровне должны отражатьсформированность у обучающихся умений:——использовать понятия: физические и химические явления;наблюдение, эксперимент, модель, гипотеза; единицы физическихвеличин; атом, молекула, агрегатные состояния вещества(твёрдое, жидкое, газообразное); механическое движение(равномерное, неравномерное, прямолинейное), траектория,равнодействующая сил, деформация (упругая, пластическая),невесомость, сообщающиеся сосуды;——различать явления (диффузия; тепловое движение частиц вещества;равномерное движение; неравномерное движение;инерция; взаимодействие тел; равновесие твёрдых тел с закреплённойосью вращения; передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами; атмосферное давление; плавание тел; превращения механической энергии) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующихданное физическое явление;——распознавать проявление изученных физических явленийв окружающем мире, в том числе физические явления в природе:примеры движения с различными скоростями в живойи неживой природе; действие силы трения в природе и технике;влияние атмосферного давления на живой организм; плаваниерыб; рычаги в теле человека; при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки физических явлений;——описывать изученные свойства тел и физические явления, используяфизические величины (масса, объём, плотность вещества, время, путь, скорость, средняя скорость, сила упругости, сила тяжести, вес тела, сила трения, давление (твёрдого тела, жидкости, газа), выталкивающая сила, механическая работа, мощность, плечо силы, момент силы, коэффициентполезного действия механизмов, кинетическая и потенциальная энергия); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами,строить графики изученных зависимостей физических величин;——характеризовать свойства тел, физические явления и процессы,используя правила сложения сил (вдоль одной прямой), закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда, правило равновесия рычага (блока), «золотое правило» механики, закон сохранения механической энергии; при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение;——объяснять физические явления, процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций практико-ориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 1—2 логических шагов с опорой на 1—2 изученных свойства физических явлений, физическихзакона или закономерности;——решать расчётные задачи в 1—2 действия, используя законыи формулы, связывающие физические величины: на основеанализа условия задачи записывать краткое условие, подставлятьфизические величины в формулы и проводить расчёты,находить справочные данные, необходимые для решениязадач, оценивать реалистичность полученной физическойвеличины;——распознавать проблемы, которые можно решить при помощифизических методов; в описании исследования выделять проверяемоепредположение (гипотезу), различать и интерпретироватьполученный результат, находить ошибки в ходе опыта, делать выводы по его результатам;——проводить опыты по наблюдению физических явлений илифизических свойств тел: формулировать проверяемые предположения,собирать установку из предложенного оборудования,записывать ход опыта и формулировать выводы;——выполнять прямые измерения расстояния, времени, массытела, объёма, силы и температуры с использованием аналоговыхи цифровых приборов; записывать показания приборовс учётом заданной абсолютной погрешности измерений;——проводить исследование зависимости одной физической величиныот другой с использованием прямых измерений (зависимостипути равномерно движущегося тела от времени движения тела; силы трения скольжения от веса тела, качества обработки поверхностей тел и независимости силы трения от площади соприкосновения тел; силы упругости от удлинения пружины; выталкивающей силы от объёма погружённой части тела и от плотности жидкости, её независимостиот плотности тела, от глубины, на которую погружено тело;условий плавания тел, условий равновесия рычага и блоков);участвовать в планировании учебного исследования, собирать установку и выполнять измерения, следуя предложенномуплану, фиксировать результаты полученной зависимостифизических величин в виде предложенных таблиц и графиков,делать выводы по результатам исследования;——проводить косвенные измерения физических величин (плотностьвещества жидкости и твёрдого тела; сила трения скольжения;давление воздуха; выталкивающая сила, действующаяна погружённое в жидкость тело; коэффициент полезногодействия простых механизмов), следуя предложеннойинструкции: при выполнении измерений собирать экспериментальнуюустановку и вычислять значение искомой величины;——соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторнымоборудованием;——указывать принципы действия приборов и техническихустройств: весы, термометр, динамометр, сообщающиеся сосуды,барометр, рычаг, подвижный и неподвижный блок, наклоннаяплоскость;——характеризовать принципы действия изученных приборови технических устройств с опорой на их описания (в том числе:подшипники, устройство водопровода, гидравлическийпресс, манометр, высотомер, поршневой насос, ареометр), используязнания о свойствах физических явлений и необходимыефизические законы и закономерности;——приводить примеры / находить информацию о примерахпрактического использования физических знаний в повседневнойжизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающейсреде;——осуществлять отбор источников информации в сети Интернетв соответствии с заданным поисковым запросом, на основеимеющихся знаний и путём сравнения различных источниковвыделять информацию, которая является противоречивойили может быть недостоверной;——использовать при выполнении учебных заданий научно-популярнуюлитературу физического содержания, справочныематериалы, ресурсы сети Интернет; владеть приёмами конспектированиятекста, преобразования информации из однойзнаковой системы в другую;——создавать собственные краткие письменные и устные сообщенияна основе 2—3 источников информации физического со держания, в том числе публично делать краткие сообщения о результатах проектов или учебных исследований; при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление презентацией;——при выполнении учебных проектов и исследований распределятьобязанности в группе в соответствии с поставленнымизадачами, следить за выполнением плана действий, адекватнооценивать собственный вклад в деятельность группы; выстраиватькоммуникативное взаимодействие, учитывая мнение окружающих.8 классЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫПатриотическое воспитание:——проявление интереса к истории и современному состояниюроссийской физической науки;——ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков.Гражданское и духовно-нравственное воспитание:——готовность к активному участию в обсуждении общественно-значимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики;——осознание важности морально-этических принципов в деятельностиучёного.Эстетическое воспитание:——восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничногопостроения, строгости, точности, лаконичности.Ценности научного познания:——осознание ценности физической науки как мощного инструментапознания мира, основы развития технологий, важнейшейсоставляющей культуры;——развитие научной любознательности, интереса к исследовательскойдеятельности.Формирование культуры здоровья и эмоциональногоблагополучия:——осознание ценности безопасного образа жизни в современномтехнологическом мире, важности правил безопасного поведенияна транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловымоборудованием в домашних условиях;—— сформированность навыка рефлексии, признание своего правана ошибку и такого же права у другого человека.Трудовое воспитание:——активное участие в решении практических задач (в рамкахсемьи, школы, города, края) технологической и социальнойнаправленности, требующих в том числе и физических знаний;——интерес к практическому изучению профессий, связанныхс физикой.Экологическое воспитание:——ориентация на применение физических знаний для решениязадач в области окружающей среды, планирования поступкови оценки их возможных последствий для окружающей среды;——осознание глобального характера экологических проблеми путей их решения.Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:——потребность во взаимодействии при выполнении исследованийи проектов физической направленности, открытостьопыту и знаниям других;——повышение уровня своей компетентности через практическуюдеятельность;——потребность в формировании новых знаний, в том числе формулироватьидеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;——осознание дефицитов собственных знаний и компетентностейв области физики;——планирование своего развития в приобретении новых физическихзнаний;——стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы,общества и экономики, в том числе с использованием физическихзнаний;——оценка своих действий с учётом влияния на окружающуюсреду, возможных глобальных последствий.МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫУниверсальные познавательные действияБазовые логические действия:——выявлять и характеризовать существенные признаки объектов(явлений);——устанавливать существенный признак классификации, основаниядля обобщения и сравнения;——выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемыхфактах, данных и наблюдениях, относящихся к физическимявлениям;——выявлять причинно-следственные связи при изучении физическихявлений и процессов; делать выводы с использованиемдедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигатьгипотезы о взаимосвязях физических величин;——самостоятельно выбирать способ решения учебной физическойзадачи (сравнение нескольких вариантов решения, выборнаиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенныхкритериев).Базовые исследовательские действия:——использовать вопросы как исследовательский инструментпознания;——проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложныйфизический эксперимент, небольшое исследованиефизического явления;——оценивать на применимость и достоверность информацию,полученную в ходе исследования или эксперимента;——самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатампроведённого наблюдения, опыта, исследования;——прогнозировать возможное дальнейшее развитие физическихпроцессов, а также выдвигать предположения об их развитиив новых условиях и контекстах.Работа с информацией:——применять различные методы, инструменты и запросы припоиске и отборе информации или данных с учётом предложеннойучебной физической задачи;——анализировать, систематизировать и интерпретировать информациюразличных видов и форм представления;——самостоятельно выбирать оптимальную форму представленияинформации и иллюстрировать решаемые задачи несложнымисхемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.Универсальные коммуникативные действияОбщение:——в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторныхработ и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемойтемы и высказывать идеи, нацеленные на решениезадачи и поддержание благожелательности общения;——сопоставлять свои суждения с суждениями других участниковдиалога, обнаруживать различие и сходство позиций;——выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;——публично представлять результаты выполненного физическогоопыта (эксперимента, исследования, проекта).Совместная деятельность (сотрудничество):——понимать и использовать преимущества командной и индивидуальнойработы при решении конкретной физическойпроблемы;——принимать цели совместной деятельности, организовыватьдействия по её достижению: распределять роли, обсуждатьпроцессы и результаты совместной работы; обобщать мнениянескольких людей;——выполнять свою часть работы, достигая качественного результатапо своему направлению и координируя свои действияс другими членами команды;——оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.Универсальные регулятивные действияСамоорганизация:——выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующихдля решения физических знаний;——ориентироваться в различных подходах принятия решений(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решенийгруппой);——самостоятельно составлять алгоритм решения физическойзадачи или плана исследования с учётом имеющихся ресурсови собственных возможностей, аргументировать предлагаемыеварианты решений;——делать выбор и брать ответственность за решение.Самоконтроль (рефлексия):——давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;——объяснять причины достижения (недостижения) результатовдеятельности, давать оценку приобретённому опыту;——вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполненияфизического исследования или проекта) на основе новыхобстоятельств, изменившихся ситуаций, установленныхошибок, возникших трудностей;——оценивать соответствие результата цели и условиям.Эмоциональный интеллект:——ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссиина научную тему, понимать мотивы, намерения и логикудругого.Принятие себя и других:——признавать своё право на ошибку при решении физическихзадач или в утверждениях на научные темы и такое же праводругого.Предметные результаты на базовом уровне должны отражатьсформированность у обучающихся умений:——использовать понятия: масса и размеры молекул, тепловоедвижение атомов и молекул, агрегатные состояния вещества,кристаллические и аморфные тела, насыщенный и ненасыщенныйпар, влажность воздуха; температура, внутренняяэнергия, тепловой двигатель; элементарный электрическийзаряд, электрическое поле, проводники и диэлектрики, постоянныйэлектрический ток, магнитное поле;——различать явления (тепловое расширение/сжатие, теплопередача,тепловое равновесие, смачивание, капиллярные явления,испарение, конденсация, плавление, кристаллизация (отвердевание), кипение, теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение); электризация тел, взаимодействие зарядов, действия электрического тока, короткое замыкание, взаимодействие магнитов, действие магнитного поляна проводник с током, электромагнитная индукция) по описаниюих характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующихданное физическое явление;——распознавать проявление изученных физических явленийв окружающем мире, в том числе физические явления в природе:поверхностное натяжение и капиллярные явления вприроде, кристаллы в природе, излучение Солнца, замерзаниеводоёмов, морские бризы, образование росы, тумана,инея, снега; электрические явления в атмосфере, электричествоживых организмов; магнитное поле Земли, дрейф полюсов,роль магнитного поля для жизни на Земле, полярное сияние;при этом переводить практическую задачу в учебную,выделять существенные свойства/признаки физических явлений;——описывать изученные свойства тел и физические явления, используяфизические величины (температура, внутренняяэнергия, количество теплоты, удельная теплоёмкость вещества,удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования,удельная теплота сгорания топлива, коэффициентполезного действия тепловой машины, относительнаявлажность воздуха, электрический заряд, сила тока, электрическоенапряжение, сопротивление проводника, удельноесопротивление вещества, работа и мощность электрическоготока); при описании правильно трактовать физическийсмысл используемых величин, обозначения и единицы физическихвеличин, находить формулы, связывающие даннуюфизическую величину с другими величинами, строить графикиизученных зависимостей физических величин;——характеризовать свойства тел, физические явления и процессы,используя основные положения молекулярно-кинетическойтеории строения вещества, принцип суперпозиции полей(на качественном уровне), закон сохранения заряда, законОма для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, законсохранения энергии; при этом давать словесную формулировкузакона и записывать его математическое выражение;——объяснять физические процессы и свойства тел, в том числеи в контексте ситуаций практико-ориентированного характера:выявлять причинно-следственные связи, строить объяснениеиз 1—2 логических шагов с опорой на 1—2 изученныхсвойства физических явлений, физических законов или закономерностей;——решать расчётные задачи в 2—3 действия, используя законыи формулы, связывающие физические величины: на основеанализа условия задачи записывать краткое условие, выявлятьнедостаток данных для решения задачи, выбирать законыи формулы, необходимые для её решения, проводить расчётыи сравнивать полученное значение физической величиныс известными данными;——распознавать проблемы, которые можно решить при помощифизических методов; используя описание исследования, выделятьпроверяемое предположение, оценивать правильностьпорядка проведения исследования, делать выводы;——проводить опыты по наблюдению физических явлений илифизических свойств тел (капиллярные явления, зависимостьдавления воздуха от его объёма, температуры; скорости процесса остывания/нагревания при излучении от цвета излучающей/поглощающей поверхности; скорость испарения водыот температуры жидкости и площади её поверхности;электризация тел и взаимодействие электрических зарядов;взаимодействие постоянных магнитов, визуализация магнитныхполей постоянных магнитов; действия магнитногополя на проводник с током, свойства электромагнита, свойстваэлектродвигателя постоянного тока): формулироватьпроверяемые предположения, собирать установку из предложенногооборудования; описывать ход опыта и формулироватьвыводы;——выполнять прямые измерения температуры, относительнойвлажности воздуха, силы тока, напряжения с использованиеманалоговых приборов и датчиков физических величин;сравнивать результаты измерений с учётом заданной абсолютнойпогрешности;——проводить исследование зависимости одной физической величиныот другой с использованием прямых измерений (зависимостьсопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и удельного сопротивления вещества проводника; силы тока, идущего через проводник, от напряжения на проводнике; исследование последовательного и параллельного соединений проводников): планировать исследование,собирать установку и выполнять измерения, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;——проводить косвенные измерения физических величин (удельнаятеплоёмкость вещества, сопротивление проводника, работаи мощность электрического тока): планировать измерения,собирать экспериментальную установку, следуя предложеннойинструкции, и вычислять значение величины;——соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторнымоборудованием;——характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: система отопления домов, гигрометр, паровая турбина, амперметр, вольтметр, счётчик электрической энергии, электроосветительные приборы, нагревательные электроприборы(примеры), электрические предохранители; электромагнит, электродвигатель постоянного тока), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности;——распознавать простые технические устройства и измерительныеприборы по схемам и схематичным рисункам (жидкостный термометр, термос, психрометр, гигрометр, двигатель внутреннего сгорания, электроскоп, реостат); составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей;——приводить примеры/находить информацию о примерах практическогоиспользования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;——осуществлять поиск информации физического содержанияв сети Интернет, на основе имеющихся знаний и путём сравнениядополнительных источников выделять информацию,которая является противоречивой или может быть недостоверной;——использовать при выполнении учебных заданий научно-популярнуюлитературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую;——создавать собственные письменные и краткие устные сообщения,обобщая информацию из нескольких источников физического содержания, в том числе публично представлять результаты проектной или исследовательской деятельности;при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление презентацией;——при выполнении учебных проектов и исследований физическихпроцессов распределять обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана действий и корректировать его, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы; выстраивать коммуникативное взаимодействие, проявляя готовность разрешать конфликты.9 классЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫПатриотическое воспитание:——проявление интереса к истории и современному состояниюроссийской физической науки;——ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков.Гражданское и духовно-нравственное воспитание:——готовность к активному участию в обсуждении общественнозначимых и этических проблем, связанных с практическимприменением достижений физики;——осознание важности морально-этических принципов в деятельностиучёного.Эстетическое воспитание:——восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничногопостроения, строгости, точности, лаконичности.Ценности научного познания:——осознание ценности физической науки как мощного инструментапознания мира, основы развития технологий, важнейшейсоставляющей культуры;——развитие научной любознательности, интереса к исследовательскойдеятельности.Формирование культуры здоровья и эмоциональногоблагополучия:——осознание ценности безопасного образа жизни в современномтехнологическом мире, важности правил безопасного поведенияна транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловымоборудованием в домашних условиях;——сформированность навыка рефлексии, признание своего правана ошибку и такого же права у другого человека.Трудовое воспитание:——активное участие в решении практических задач (в рамкахсемьи, школы, города, края) технологической и социальнойнаправленности, требующих в том числе и физических знаний;——интерес к практическому изучению профессий, связанныхс физикой.Экологическое воспитание:——ориентация на применение физических знаний для решениязадач в области окружающей среды, планирования поступкови оценки их возможных последствий для окружающей среды;——осознание глобального характера экологических проблеми путей их решения.Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:——потребность во взаимодействии при выполнении исследованийи проектов физической направленности, открытостьопыту и знаниям других;——повышение уровня своей компетентности через практическуюдеятельность;——потребность в формировании новых знаний, в том числе формулироватьидеи, понятия, гипотезы о физических объектахи явлениях;——осознание дефицитов собственных знаний и компетентностейв области физики;——планирование своего развития в приобретении новых физическихзнаний;——стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы,общества и экономики, в том числе с использованием физическихзнаний;——оценка своих действий с учётом влияния на окружающуюсреду, возможных глобальных последствий.МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫУниверсальные познавательные действияБазовые логические действия:——выявлять и характеризовать существенные признаки объектов(явлений);——устанавливать существенный признак классификации, основаниядля обобщения и сравнения;——выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемыхфактах, данных и наблюдениях, относящихся к физическимявлениям;——выявлять причинно-следственные связи при изучении физическихявлений и процессов; делать выводы с использованиемдедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигатьгипотезы о взаимосвязях физических величин;——самостоятельно выбирать способ решения учебной физическойзадачи (сравнение нескольких вариантов решения, выборнаиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенныхкритериев).Базовые исследовательские действия:——использовать вопросы как исследовательский инструментпознания;——проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложныйфизический эксперимент, небольшое исследованиефизического явления;——оценивать на применимость и достоверность информацию,полученную в ходе исследования или эксперимента;——самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатампроведённого наблюдения, опыта, исследования;——прогнозировать возможное дальнейшее развитие физическихпроцессов, а также выдвигать предположения об их развитиив новых условиях и контекстах.Работа с информацией:——применять различные методы, инструменты и запросы припоиске и отборе информации или данных с учётом предложеннойучебной физической задачи;——анализировать, систематизировать и интерпретировать информациюразличных видов и форм представления;——самостоятельно выбирать оптимальную форму представленияинформации и иллюстрировать решаемые задачи несложнымисхемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.Универсальные коммуникативные действияОбщение:——в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторныхработ и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемойтемы и высказывать идеи, нацеленные на решениезадачи и поддержание благожелательности общения;——сопоставлять свои суждения с суждениями других участниковдиалога, обнаруживать различие и сходство позиций;——выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;——публично представлять результаты выполненного физическогоопыта (эксперимента, исследования, проекта).Совместная деятельность (сотрудничество):——понимать и использовать преимущества командной и индивидуальнойработы при решении конкретной физическойпроблемы;——принимать цели совместной деятельности, организовыватьдействия по её достижению: распределять роли, обсуждатьпроцессы и результаты совместной работы; обобщать мнениянескольких людей;——выполнять свою часть работы, достигая качественного результатапо своему направлению и координируя свои действияс другими членами команды;——оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.Универсальные регулятивные действияСамоорганизация:——выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующихдля решения физических знаний;——ориентироваться в различных подходах принятия решений(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решенийгруппой);——самостоятельно составлять алгоритм решения физическойзадачи или плана исследования с учётом имеющихся ресурсови собственных возможностей, аргументировать предлагаемыеварианты решений;——делать выбор и брать ответственность за решение.Самоконтроль (рефлексия):——давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;——объяснять причины достижения (недостижения) результатовдеятельности, давать оценку приобретённому опыту;——вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполненияфизического исследования или проекта) на основе новыхобстоятельств, изменившихся ситуаций, установленныхошибок, возникших трудностей;——оценивать соответствие результата цели и условиям.Эмоциональный интеллект:——ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссиина научную тему, понимать мотивы, намерения и логикудругого.Принятие себя и других:——признавать своё право на ошибку при решении физическихзадач или в утверждениях на научные темы и такое же праводругого.Предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений:——использовать понятия: система отсчёта, материальная точка, траектория, относительность механического движения, деформация (упругая, пластическая), трение, центростремительное ускорение, невесомость и перегрузки; центр тяжести; абсолютно твёрдое тело, центр тяжести твёрдого тела, равновесие; механические колебания и волны, звук, инфразвуки ультразвук; электромагнитные волны, шкала электромагнитныхволн, свет, близорукость и дальнозоркость, спектры испускания и поглощения; альфа-, бета- и гамма-излучения, изотопы, ядерная энергетика;——различать явления (равномерное и неравномерное прямолинейноедвижение, равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, взаимодействие тел, реактивное движение, колебательное движение (затухающие и вынужденные колебания),резонанс, волновое движение, отражение звука, прямолинейноераспространение, отражение и преломление света, полное внутреннее отражение света, разложение белого света в спектр и сложение спектральных цветов, дисперсия света, естественная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения) по описанию их характерных свойств ина основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;——распознавать проявление изученных физических явленийв окружающем мире (в том числе физические явления в природе:приливы и отливы, движение планет Солнечной системы, реактивное движение живых организмов, восприятие звуков животными, землетрясение, сейсмические волны, цунами, эхо, цвета тел, оптические явления в природе, биологическое действие видимого, ультрафиолетового и рентгеновскогоизлучений; естественный радиоактивный фон, космические лучи, радиоактивное излучение природных минералов; действие радиоактивных излучений на организм человека), при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки физических явлений;——описывать изученные свойства тел и физические явления, используяфизические величины (средняя и мгновенная скорость тела при неравномерном движении, ускорение, перемещение, путь, угловая скорость, сила трения, сила упругости, сила тяжести, ускорение свободного падения, вес тела, импульс тела, импульс силы, механическая работа и мощность,потенциальная энергия тела, поднятого над поверхностью земли, потенциальная энергия сжатой пружины, кинетическая энергия, полная механическая энергия, период и частота колебаний, длина волны, громкость звука и высота тона, скорость света, показатель преломления среды); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин,обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;——характеризовать свойства тел, физические явления и процессы,используя закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, принцип относительности Галилея, законы Ньютона, закон сохранения импульса, законы отражения и преломления света, законы сохранения зарядового и массового чисел при ядерных реакциях;при этом давать словесную формулировку закона и записыватьего математическое выражение;——объяснять физические процессы и свойства тел, в том числеи в контексте ситуаций практико-ориентированного характера:выявлять причинно-следственные связи, строить объяснениеиз 2—3 логических шагов с опорой на 2—3 изученныхсвойства физических явлений, физических законов или закономерностей;——решать расчётные задачи (опирающиеся на систему из 2—3 уравнений), используя законы и формулы, связывающиефизические величины: на основе анализа условия задачи записыватькраткое условие, выявлять недостающие или избыточныеданные, выбирать законы и формулы, необходимые для решения, проводить расчёты и оценивать реалистичность полученного значения физической величины;——распознавать проблемы, которые можно решить при помощифизических методов; используя описание исследования, выделятьпроверяемое предположение, оценивать правильностьпорядка проведения исследования, делать выводы, интерпретироватьрезультаты наблюдений и опытов;——проводить опыты по наблюдению физических явлений илифизических свойств тел (изучение второго закона Ньютона,закона сохранения энергии; зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины и независимость от амплитуды малых колебаний; прямолинейное распространение света, разложение белого светав спектр; изучение свойств изображения в плоском зеркале и свойств изображения предмета в собирающей линзе; наблюдение сплошных и линейчатых спектров излучения): самостоятельно собирать установку из избыточного набора оборудования;описывать ход опыта и его результаты, формулировать выводы;——проводить при необходимости серию прямых измерений,определяя среднее значение измеряемой величины (фокусноерасстояние собирающей линзы); обосновывать выбор способаизмерения/измерительного прибора;——проводить исследование зависимостей физических величинс использованием прямых измерений (зависимость пути отвремени при равноускоренном движении без начальной скорости;периода колебаний математического маятника от длины нити; зависимости угла отражения света от угла падения и угла преломления от угла падения): планировать исследование, самостоятельно собирать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в видетаблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;——проводить косвенные измерения физических величин (средняяскорость и ускорение тела при равноускоренном движении, ускорение свободного падения, жёсткость пружины, коэффициент трения скольжения, механическая работа и мощность, частота и период колебаний математического и пружинного маятников, оптическая сила собирающей линзы, радиоактивный фон): планировать измерения; собиратьэкспериментальную установку и выполнять измерения, следуяпредложенной инструкции; вычислять значение величиныи анализировать полученные результаты с учётом заданнойпогрешности измерений;——соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторнымоборудованием;——различать основные признаки изученных физических моделей:материальная точка, абсолютно твёрдое тело, точечныйисточник света, луч, тонкая линза, планетарная модель атома,нуклонная модель атомного ядра;——характеризовать принципы действия изученных приборови технических устройств с опорой на их описания (в том числе: спидометр, датчики положения, расстояния и ускорения, ракета, эхолот, очки, перископ, фотоаппарат, оптические световоды, спектроскоп, дозиметр, камера Вильсона), используя знания о свойствах физических явлений и необходимыефизические закономерности;——использовать схемы и схематичные рисунки изученных техническихустройств, измерительных приборов и технологическихпроцессов при решении учебно-практических задач;оптические схемы для построения изображений в плоскомзеркале и собирающей линзе;——приводить примеры/находить информацию о примерах практическогоиспользования физических знаний в повседневнойжизни для обеспечения безопасности при обращении с приборамии техническими устройствами, сохранения здоровьяи соблюдения норм экологического поведения в окружающейсреде;——осуществлять поиск информации физического содержанияв сети Интернет, самостоятельно формулируя поисковый запрос,находить пути определения достоверности полученнойинформации на основе имеющихся знаний и дополнительныхисточников;——использовать при выполнении учебных заданий научно-популярнуюлитературу физического содержания, справочныематериалы, ресурсы сети Интернет; владеть приёмамиконспектирования текста, преобразования информации изодной знаковой системы в другую;——создавать собственные письменные и устные сообщения наоснове информации из нескольких источников физическогосодержания, публично представлять результаты проектнойили исследовательской деятельности; при этом грамотно использоватьизученный понятийный аппарат изучаемого раздела физики и сопровождать выступление презентацией с учётом особенностей аудитории сверстников.Тематическое планирование.