Публикации
Проектная деятельность обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья как одна из форм инклюзивного образования
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная деятельность обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья как одна из форм инклюзивного образования
Автор: Прохницкая Ирина Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная деятельность обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья как одна из форм инклюзивного образования
Автор: Прохницкая Ирина Анатольевна
Прохницкая И.А., ФГБОУ ВО «ТОГУ», г. ХабаровскПроектная деятельность обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья как одна из форм инклюзивного образованияАннотация: в статье рассматривается проектная деятельность, которая, являясь формой инклюзивного образования, создаёт условия для включения в образовательное пространство обучающихся с ОВЗ.Ключевые слова: проектная деятельность, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья.В последние годы начальная школа стала одним из самых инновационных направлений развития российского образования. Поэтому особенно актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, формирующих умение самостоятельно получать новые знания, добывать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы.В начальной школе эту проблему успешно решают через организацию проектной деятельности, создавая оптимальные условия для самостоятельного усвоения обучающимися учебного материала через выполнение проектов. В современной российской школе проектная деятельность выдвигается на одно из лидирующих по применению и широте использования в воспитании и обучении мест. Но этот метод не заменяет, а эффективно дополняет учебно-воспитательный процесс, является уникальным средством развития человека, так как способен обеспечить личностный рост каждого. Одно из основных направлений современной системы образования – создать условия для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Именно проектный метод в состоянии дать такую возможность, так как он, являясь формой инклюзивного образования, ведёт к становлению самостоятельности у младших школьников, в частности у детей с ОВЗ, что позволяет постепенно ослабить поддержку со стороны взрослого. [2]Под инклюзивным образованием подразумевается доступность образования для всех, в том числе и для детей с особыми потребностями. Обеспечение всем детям возможности принимать активное в общественной жизни вне зависимости от нарушения их здоровья или развития – главная цель инклюзивного образования. [3]В условиях инклюзии правильно организованный подход к использованию в образовательном процессе метода проектов способен не только сохранять, но и развивать учебную мотивацию у обучающихся, что немаловажно при работе с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ.Инклюзия в образовании – это пока ещё непривычное для всех её участников новшество. Часто обучающиеся с ОВЗ в общеобразовательных организациях занимают обособленное место среди учащихся с нормативным развитием. А использование метода проектов предполагает совместную учебно-познавательную, творческую или игровую совместную деятельность всех обучающихся-партнёров, имеющих общую цель, совместные способы деятельности, направленные на достижение общего результата для решения какой-либо проблемы, имеющей значимость для всех участников проекта. Инклюзивное образование, несмотря на существующие проблемы, является прогрессивным способом обучения, имеющим большие перспективы, и это даёт надежду, что каждый ребёнок с ОВЗ сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти своё место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал.В сфере инклюзивного образования важно, чтобы обучающийся с ОВЗ верил в свои силы, так как у детей с особыми потребностями часто бывает заниженная самооценка. А проектная деятельность помогает создать ситуацию успеха. Навыки, формирующиеся и развивающиеся во время выполнения какой-либо проектной деятельности, дают возможность сгладить проблемы, возникающие при включении обучающихся с ОВЗ в массовые образовательные учреждения.Метод проектов – это не новое изобретение в педагогике, а повторение имеющегося опыта на более высоком уровне развития человека. В школах США метод проектов активно применялся ещё во второй половине XIX века. Его называли методом проблем, который отражал идеи гуманистического направления в философии и дидактике. Основоположник данной концепции – Дж. Дьюи (1859-1952, американский философ, психолог, педагог). Согласно воззрениям Дьюи, истинным и ценным является то, что направлено на благо общества и даёт практический результат. [4] Строить проектную деятельность необходимо с учётом психологических и индивидуальных особенностей детей, а также с помощью методов, соответствующих данному возрасту. Деятельность должна заинтересовывать учащихся необычными материалами, наблюдениями, задачами, цель которых – усилить природную любознательность детей. Нужно помнить, что в младшем школьном возрасте, особенно у детей с ОВЗ, важно использовать интерес к предметам, событиям, явлениям окружающей среды. Особенность проектной деятельности младших школьников с ОВЗ состоит в том, что проекты носят практический, наглядный характер, ставят цели, которые интересны для ребёнка. Формы реализации метода проектов могут быть различными. Проектная деятельность может быть как индивидуальной работой учителя с ребёнком с ОВЗ, так и групповой. В паре с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья может работать ученик-куратор. Возможно включение в выполнение проекта и родителей обучающегося с ОВЗ. [1]Работа над проектом состоит из нескольких этапов. Так, на первом этапе разрабатывается концепция предстоящей работы. На втором – производится оценка возможности воплощения в жизнь той или иной проектной идеи. Составление примерного плана будущего проекта производится на третьем этапе. Четвёртый этап – непосредственно реализация каждого пункта составленного плана. Пятый этап – предварительный контроль. Как итог работы – защита проекта на шестом этапе.Существуют определённые требования к применению метода проектов в инклюзивном образовании:- значимость поставленной проблемы;- значимость достигаемых в ходе проектной деятельности результатов;- ориентирование на индивидуальную (парную, групповую) самостоятельную деятельность обучающихся;- структурирование содержательной части проекта;- применение в работе исследовательских методов. [6]Предполагаемому результату в проекте предшествуют замысел, собственно проектирование (планирование, анализ, поиск ресурсов) и реализация (создание продукта).Существует множество видов и форм реализации проектов. При этом все типы проектов по-своему уникальны, имеют свои определённые черты и особенности. Проекты разделяют на виды по характеру получаемых результатов, по форме и характеру преобладающей деятельности по направленности получаемых знаний, а также по типу объекта проектирования.Положительные результаты в работе с обучающимися с ОВЗ достигаются при использовании разных типов проектов. Так, исследовательские проекты требуют детально спланировать структуру, чётко поставить задачи, обосновать актуальность выбранного направления исследования, выбрать достоверные источники информации, продумать методы, которые будут использованы в ходе исследования, а также чётко запланировать результаты, которые необходимо достигнуть. Работа именно над этим видом проектов является наиболее эффективной, так как именно в исследовательской деятельности ребёнок раскрывает свои возможности и способности, узнаёт новое для себя, развивает у школьника самостоятельность и независимость от взрослого при выполнении заданий.Даже применение элементов исследовательской деятельности даёт возможность не столько обучать детей с ОВЗ, сколько учить их учиться, направляя их познавательную деятельность. И обучающиеся с особыми потребностями с интересом готовы участвовать в различных видах исследования.Схожие черты с исследовательскими имеют информационные проекты, предполагающие чёткую разработку структуры. Данный тип проектов нацеливает обучающихся на сбор актуальной информации об изучаемом объекте, явлении, а также анализ и обобщение обнаруженных фактов.Творческие проекты, как правило, не имеют детализированной структуры совместной деятельности обучающегося с ОВЗ и учителя, а предполагают творческое оформление результатов. В процессе творческой работы учащиеся получают удовлетворение от проделанной работы. Многие дети имеют возможность проявить себя на любом этапе проекта, что важно для самоутверждения личности.Ролево-игровые проекты отличаются тем, что структура проекта остаётся открытой до его окончания, так как обучающиеся примеряют на себя определённые роли, определяемые характером и содержанием выбранной темы, особенностью поставленных задач.При работе над практико-ориентированными проектами ещё на первоначальном этапе учащимся необходимо выдвинуть предполагаемые результаты своей работы, при этом результаты должны быть ориентированы на социальные интересы самих участников. Наиболее подходящими в работе с обучающимися с ОВЗ являются те проекты, которые в полной мере могли бы раскрепостить, раскрыть творческий потенциал каждого обучающегося с нарушениями в развитии. Итак, проектная деятельность в сфере реализации инклюзивного образования является одним из самых перспективных способов обучения и воспитания, позволяет скорректировать индивидуальный маршрут развития, повышает самостоятельность обучающихся с ОВЗ, помогает побороть страх публичного выражения своего мнения, прививает навыки решения проблем, возникающих в повседневной жизни.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБрдовская, З. В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов / З. В. Брдовская // Как организовать проектную деятельность младших школьников. – Новосибирск, 2006. – С. 92–101. Гайденко, Е. Проектная деятельность учащихся. Шаги в науку – с 1-го класса / Е. Гайденко // Начальная школа. – 2006. – № 10. – C. 2–3. Крыжановская, Л. М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования : учеб. пособие / Л. М. Крыжановская. – М. : Владос, 2014. – 142 с. Новикова, Е. Б. Проектная деятельность в воспитательной системе начальной школы : учеб. пособие / Е. Б. Новикова. – М. : АПКиППРО, 2008. – 100 с. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. – М. : АСТ, 2005. – 224 с. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И. С. Сергеев. – М. : Просвещение, 2006. – 80 с.