Публикации Материалы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Материалы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Автор: Екатерина Владимировна Евсеева

Практика подготовки к ЕГЭ по русскому языкуКомплексную подготовку к ЕГЭ лучше начинать уже в 10 классе. Поэтому рекомендуется проведение такой подготовки в 2 этапа: на 1-м этапе в 10 классе мы повторяем орфограммы и пунктограммы, а также работаем с терминами (лексические ошибки, средства и приемы выразительности и др.); на 2-м этапе в 11 классе занимаемся отработкой навыка решения экзаменационных заданий и написанием сочинений.Статья содержит материалы для работы в 11-м классе на 2-м этапе подготовки к ЕГЭ по русскому языку (тестовая часть).Практика подготовки выпускников показывает, что для успешного выполнения заданий 5-6 и 16-21 им часто не хватает насмотренности, внимательности. Эту проблему можно устранить при помощи «живых» примеров. Эти примеры учитель может найти в любых доступных текстах (из новостных статей, вывесок, этикеток, рекламных объявлений). Например, в магазине можно встретить колбасу, на которой красуется надпись «для романтичного вечера». Упаковку с этой надписью фотографируем и публикуем личном профиле в социальной сети, затем просим учеников-подписчиков обнаружить, что не так с текстом: неверное использование паронима. Верный ответ – «романтический ужин», а «романтичный» все-таки про человека (задание 5). Или фотографируем объявление, наклеенное на двери бизнес-центра: «У нас есть свободная вакансия». Дети должны обнаружить плеоназм, назвать лишнее слово - «свободная», так как «вакансия» - это и есть свободное рабочее место (задание 6). Подобные подборки можно делать и не в онлайн-варианте, а, например, собрать в презентацию и предлагать классу небольшую разрядку на уроке по подготовке к ЕГЭ. Ученики понимают, что требующиеся от них знания и умения не привязаны к конкретному экзамену, они нужны и в жизни для грамотного оформления мысли. Ребята становятся более внимательными и начинают самостоятельно искать подобные примеры и присылать мне. Изучая и повторяя раздел «Пунктуация», мы можем выделить несколько типичных ошибок, которые могут помешать получить высший балл в заданиях 16-21. Во-первых, учащиеся не видят детерминант (общий второстепенный член предложения) и ставят запятую перед союзом «и» между частями ССП. Во-вторых, в СПП не каждый может сориентироваться, что придаточные являются однородными и запятая между ними ставиться не должна. И в-третьих, происходит смешение или даже замещение знаков тире и двоеточие в БСП. Работу над этими вопросами тоже может облегчить поиск «живых» примеров.В последнее время текст (современный публицистический и художественный – наиболее доступные для учащихся) стремится к злоупотреблению тире. Этот знак появляется и на месте запятой, и на месте двоеточия, и даже там, где вовсе не нужен никакой знак. В силу того, что современные школьники погружены в интернет-среду и читают в основном статьи, блоги и сообщения, они рискуют и в своих сочинениях изобильно (и ошибочно!) использовать тире. Если же на примере таких же, хорошо им знакомых, текстов продемонстрировать им нужность и ненужность знака, работа с заданием 21 и оформлением сочинения станет проще. Каждый из нас, учителей, наверняка сам читает новости в сети и подписан на многочисленные информационные группы. Именно там мы можем найти нужный нам дидактический материал. В таблице представлены примеры с объяснением ошибки:Таблица 1. ПунктуацияБезусловно, такой приём «живых» примеров работает и с орфограммами. Предлагаю несколько фотографий и скриншотов, на которых есть орфографические ошибки на самые распространённые правила (суффиксы прилагательных и причастий, непроверяемые и чередующие орфограммы в корнях и т.д.). Таблица 2. ОрфографияИтак, прием использования «живых» примеров позволяет актуализировать материал, который является частью КИМов ЕГЭ по русскому языку. Также они вносят разнообразие в процесс подготовки: можно публиковать материалы в социальных сетях, отправлять в школьные группы, создавать на их основе презентации. У учащихся, регулярно работающих с подобными примерами, повышается способность различения ошибочного написания, совершенствуется навык применения правил. При этом снижается риск совершения таких ошибок самими выпускниками в сочинениях. Материалы можно подбирать по тематическим направлениям «Лексика», «Морфология», «Грамматика», «Орфография», «Пунктуация» и использовать для промежуточного контроля.