Публикации Интерактивное сопровождение как средство воспитания патриотизма младших школьников во внеурочной деятельности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интерактивное сопровождение как средство воспитания патриотизма младших школьников во внеурочной деятельности
Автор: Виноградов Данил Иванович

СТАТЬЯ «Интерактивное сопровождение как средство воспитания патриотизма поколения Z во внеурочной деятельности»Я представляю вашему вниманию статью на тему «Интерактивное сопровождение как средство воспитания патриотизма поколения Z во внеурочной деятельности».Актуальность выбранной темы заключается в том, что идея патриотического воспитания во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех сферах деятельности.Как отметил Владимир Владимирович Путин: «Забота о сбережении нашего уникального исторического, культурного, духовного наследия - один из ключевых государственных приоритетов».Опираясь на национальные проекты Российской Федерации, ФГОС НОО, ФЗ-№273 «Об образовании в Российской Федерации», Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России можно сделать вывод о том, что патриотическое воспитание младших школьников является неотъёмной составляющей системы образования Российской Федерации.Из всего выше сказанного, возникает проблема исследования, а именно как способствует внедрение интерактивного сопровождения во внеурочную деятельность по воспитанию патриотизма поколения Z.Методологический аппарат выпускной квалификационной работы представлен на слайде.Изучая литературу по теме исследования, можно сказать, что согласно одной из теорий, а именно «Теория поколений», которая была разработана Уильямом Штраусом и Нилом Хау, были определены уровни поколений: «строители» или «победители», «молчаливое поколение», «беби-бумеры», поколение X, молодое поколение Y или «миллениумы» и формирующееся поколение Z.Каждое поколение имеет свою историю становления, а также отличительные особенности. Но особенность именно поколения Z – это то, что это поколение «цифровых» людей. Представителям данного поколения характерно полное отсутствие своей точки зрения на любую из важных тем: политика, экономика, отношения детей и родителей, глобальные перемены в мире и так далее.С самого раннего возраста, для представителей поколения Z ценно, чтобы к их словам прислушивались. Они любят получать новые знания и способны запоминать и обрабатывать большие объемы информации. Основные сведения они берут из всемирной паутины (Интернет). Но, в этом-же и беда — их знания обо всем, чрезмерно абстрактные. Поскольку они не понимают, что полезного в обучении в школах и институтах, в итоге, «считают ворон на уроках или парах», тем самым не получают базовых знаний и навыков.Тут же возникает вопрос, как же можно организовать внеурочную деятельность с детьми представителями поколения Z? И на этот вопрос можно дать ответ, а именно, организация внеурочной деятельности с представителями данного поколения – это умение заинтересовать их в познании определённого направления (предмета). Так как у представителей поколения Z клиповое мышление и их трудно заинтересовать аналоговым интерактивным сопровождением, значит необходимо использовать комбинирование форм, методов, приёмов и подходов при организации внеурочной деятельности. Например, создание (изготовление) комбинированной бумажной книги (альбома) с интерактивной, через применение технологии QR-кодов или анимированной цифровой иллюстрации. При организации такого рода деятельности, представителям данного поколения будет не только интересен сам процесс изготовление, но и активное самостоятельное познание различной информации.Как ранее мною было сказано, что патриотическое воспитание является одной из важной составляющей образования Российской Федерации. В современной системе патриотического воспитания выделены 10 граней патриотизма, которые позволяют формировать и проявлять патриотическую культуру: педагогика, культура, медиа, служение Отечеству, спорт, наука, семья, история, экология, добровольчества. Каждая из граней по-своему преломляет патриотизм и содержит инструменты для развития личности гражданина и патриота на любом жизненном этапе. Каждая грань патриотизма имеет возможные технологии применения определённой грани в планировании и реализации поставленных задач.Одной из важнейшей технологии является использование интерактивного сопровождения. Интерактивное сопровождение – является основным использованием методов в учебном процессе и во внеурочной деятельности.Интерактивное сопровождение – разделено на 2 вида. Это аналоговое интерактивное сопровождение и цифровое интерактивное сопровождение.Согласно Указу № 231 Президента Российской Федерации от 25.04.2022 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий», что именно в целях усиления роли науки и технологий в решении различных задач развития общества и страны, 2022 – 2031 гг. объявлены в Российской Федерации Десятилетием науки и технологий. Именно поэтому нами было выбрано углубленное изучение цифрового интерактивного сопровождения образовательного процесса.В рамках преддипломной практики, на базе МАОУ СОШ № 17 г. Березники, с обучающимися 3 «А» класса, была проведена исследовательская работа в 3 этапа.На Констатирующем этапе с обучающимися 3 «А» класса была проведена диагностика на выявление уровня патриотизма. Всего было проведено 3 диагностики. Весь диагностический материал был разработан на платформе «Google Форма». В исследовании были использованы следующие диагностики:- Анкетирование «С чего начинается Родина?» (В.М. Хлыстова)- Диагностика по методике Е.В. Федотовой, И.В. Скворцовой «Незаконченные предложения»- Диагностика для выявления уровня формирующихся гражданско-патриотических качеств по методике Н. Бирюкова «Я – патриот»В исследовании принимали участие 30 обучающихся в возрасте от 9 10 лет.По итогам первого этапа мы можем сделать вывод, что обучающиеся 3 «А» класса МАОУ СОШ № 17 показали средний уровень гражданско-патриотических качеств. Рисунок 1. Констатирующий этап исследованияТо есть имеют представление об истории Отечества и родного края, о его природных богатствах и достопримечательностях. Историей родного края и страны интересуется только по заданию учителя. Гордость за Родину проявляется непостоянно. Характерна недостаточно высокая активность при патриотической деятельности. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие и сопереживание. Национальные традиции знает, но не стремится соблюдать.Исходя из полученных результатов нами было принято решение разработать педагогические кейсы с ЦИС и внедрить использование цифрового интерактивного сопровождение на внеурочной деятельности. Из внеурочной деятельности в 3 «А» классе было 3 курса, в которых было возможно использовать ЦИС – это «Функциональная грамотность», «Разговоры о важном», «Мои проекты».Создание педагогических кейсов происходило на облачном сервисе «Mail Облако». Для наполняемости кейсов, в разработке ЦИС использовались различные платформы, а именно: «Google Диск», «Google Презентации», «EMAZE.COM», «Microsoft Office 2019». Отмечу, что в рамках курса «Мои Проекты» с 7 обучающимися были разработаны проекты и исследовательские работы по патриотической тематике. На основе разработке проектов и исследовательских работ, с обучающимися был проведен тематический день «Школьная научно-практическая конференция «Мой Пермский край – у нас с тобой все впереди!», где дети представляли свои проекты и исследовательские работы своим одноклассникам. По полученным результатам были выявлены 4 лучший ученика, с которыми велась дальнейшая подготовка уже на I городскую научно-практическую конференцию «Мир искусства – глазами детей!» по социально-гуманитарному направлению. Ребята достойно себя показали и их работы были отмечены, как лучшими темами по направлению патриотизма.Также с обучающимися был разработан проект «Песня сквозь века…», по результатам которого было принято участие в Международном детском конкурсе –фестивале «Мои герои. Музыка Победы». В результате мы получили сертификаты участника.Из проделанной работы, можно сказать, что именно показ и демонстрация различной информации при помощи ЦИС привело к успешной работе и к улучшенным результатом. Посредством проведения и применения различных форм, методов и приёмов организации работы с ЦИС, также привело к пополнению портфолио классного руководителя, класса и обучающихся. В работу были включены все обучающиеся.На 3 этапе исследования была проведена контрольная диагностика и результаты исследования обрабатываются. Но я думаю, что внедрение ЦИС привело к улучшению результатов.