Публикации Презентация опыта: «Формирование математической грамотности через использование логических задач»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Презентация опыта: «Формирование математической грамотности через использование логических задач»
Автор: Ирина Геннадьевна Калаева

Презентация опыта: «Формирование математической грамотности через использование логических задач»Слайд 1. Где логика? - Добрый день, уважаемые коллеги… думаю, что многие из вас знакомы с интеллектуальной игрой «Где логика?»Слайд 2. (формула всего) – Выход на тему…- Перед вами формула, кто из вас догадался, что в ней зашифровано? - Есть предположения, догадки? (математическая грамотность)Слайд 3. Тема презентации опыта моей работы: «Формирование математической грамотности через использование логических задач»Слайд 4. Известный математик Джордж Пойа говорил: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности»Слайд 5. (Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней)Наша задача сегодня через содержание учебного материала, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня функциональной грамотности.Слайд 6. (Функциональная грамотность: Математическая грамотность, Читательская грамотность, Естественнонаучная грамотность, Глобальные компетенции, Финансовая грамотность, Креативное и критическое мышление)Математическая грамотность является компонентом функциональной грамотности Слайд 7.Математическая функциональная грамотность – это комплекс трех компонентов:-ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации, которые требуют математических знаний;-школьник способен устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы;-ученик владеет математическим языком, применяет его, чтобы решить математические задачи, построить математические суждения, работать с математическими фактами. Перечисленные компоненты можно формировать через развитие логического мышления. Существует много способов, позволяющих делать это с удовольствием на урока и во внеурочное время. Перечислю лишь некоторые из них:Слайд 8 Логические задачи. - На уроках математики. Проанализировав УМК «Школа России» (под редакцией: Мария Игнатьевна Моро, Мария Александровна Бантова, Галина Васильевна Бельтюкова) на предмет наличия в них логических задач, можно сделать вывод, что в данных учебниках логические задачи включены в дополнительную часть, так называемые «задания повышенной трудности».Дети решают логические задачи следующих видов: подбор и соотнесение объектов; разбиение объектов по группам в соответствии с выделенным признаком; задачи на установление временных, пространственных, функциональных отношений; задачи на переливание.При решении подобных задач дети, чаще всего пользуются приёмом словесного рассуждения. Развитие математической грамотности учащихся напрямую связано с развитием навыков смыслового и функционального чтения.Чтобы справиться с решением задачи, учащиеся должны:- осмысленно читать и воспринимать на слух текст задания;- уметь извлекать и анализировать информацию, полученную из текста;- уметь критически оценивать данную информацию. При решении предложенных логических задач учениками используется только несколько приёмов, а именно: приём словесного рассуждения и приём построения таблицы. От первого к четвёртому классу увеличивается объём, частота и сложность заданий.Умение решать логические задачи, повышают мотивацию и способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний.Слайд 9.- На основании программы УМК Холодовой Ольги Алексеевны «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей», составлена программа внеурочной деятельности. Основная особенность занятий в том, что они содержат задания неучебного характера, серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, обеспечивается развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.Слайд 10.Развивающий курс данного УМК представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей включающих головоломки, ребусу, лабиринты, задания со спичками..Слайд 11.Интеллектуальные игры. Являясь руководителем кафедры нач. образования, при планировании предметных недель по математике обязательно включаю интеллектуальные игры ??????. Слайд 12Перемены с пользой и увлечением!Мои ученики решают логические задачки не только на уроках и на занятиях внеурочной деятельности, но и на переменах. Играя в домино, шашки, шахматы, точки, эрудит, пазлы, настольный тетрис происходит развитие мышления ребёнка. Ведь игра для детей — способ познания мира.Слайд 13Развивающие сервисы. (учиу, яндекс учебник, ЛогикЛайк)В Сети существуют специальные платформы, на которых собраны различные задачи на развитие логики у детей. Процесс их решения напоминает игру с разными уровнями сложности. Моим ученикам очень нравятся такие задания и они их с удовольствием выполняют на платформах учиу, яндекс учебник, ЛогикЛайкСлайд 14Компьютерные игры. Компьютерные игры. Вопреки распространённому убеждению, далеко не все они пустая трата времени. В интернете найдётся огромное количество игр на развитие логики — от простейших «Тетриса» и «Лайнс» до «Майнкрафта» с его неисчислимыми возможностями. Систематическое использование на уроках математики, внеурочных занятиях и во внеурочное время специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников. Мои ученики с удовольствием участвуют в олимпиадах и конкурсах различного уровня. Имеют высокие результаты. Используемые в моей практике, способы, приемы и методы, не отличаются новизной. Многие из них используют мои коллеги. Но работа по теме «Формирование математической грамотности через использование логических задач» позволила систематизировать способы развития логического мышления.А напоследок:Предлагаю семь практических рекомендаций по формированию математической грамотности — одного из важнейших компонентов функциональной грамотности — в начальной школе. 1. Объясняйте математические понятия с помощью предметных действий2. Играйте в математические игры3. Играйте с детьми в творческие игры4. Прямо на уроке устроить групповой конкурс на лучший проект5. Давайте решать жизненные задания6. Подключайте родителей7. Используйте цифровые платформы