Публикации РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
Автор: ГЛУХОВА АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВНА

Глухова Александра Андреевна, 353 группа Научный руководитель – Тутолмин А.В.., д.п.н., профессорРАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯАннотация: в статье описывается теоретическое и практическое обоснование необходимости развития творческих способностей младших школьников. А также доказывается эффективность использования нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей у младших школьников на урок изобразительного искусства. Ключевые слова: творчество, творческие способности, нетрадиционные техники рисования.Abstract: the article describes the theoretical and practical justification of the needto develop the creative abilities of younger schoolchildren. It also proves the effectivenessof using non-traditional drawing techniques in the development of creative abilities of younger schoolchildren for a fine art lesson.Keywords: creativity, creative abilities, non-traditional drawing techniques.Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей. Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей.В учебной работе с младшими школьниками особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и учителями. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формируется желание и умение учиться.Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность. Этому способствуют уроки литературного творчества и русского языка, музыки и, конечно, уроки изобразительного искусства. Урок изобразительного искусства - это уроки, на которых ученик не только изучает основы науки, например, изобразительные техники и навыки, овладевает графической грамотностью, но и участвует в творческом процессе восприятия искусства и реальности, создания художественного образа и создания самостоятельного художественного произведения.Уроки изобразительного искусства должны стать основополагающими в эстетическом воспитании и развитии творческой активности учащихся на основе оптимального привлечения воспитательного потенциала культурно-исторического, художественного и педагогического опыта человечества.В педагогике и педагогической психологии существует целый ряд научных направлений, разрабатывающих проблему, формирования творческих способностей: это развивающее обучение (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин), проблемное обучение (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), творческая педагогика на основе теории решения изобретательских задач и теории развития (Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин), теории воспитания творческих способностей учителя (С.А. Архангельский, М.Ф. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.) [52. C,320].Наибольшее влияние на исследования проблемы творческих способностей оказали труды отечественных ученых Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова, И.Ф. Харламова, В.А. Крутецкого, И.А. Зимней, В.Н. Дружинина.[36. c, 688]Цель исследования - выявить педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.Чтобы подтвердить или опровергнуть эффективность нашей экспериментальной работы, нами были проведены три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.Констатирующий этап проводился в начале исследования. В ходе проведения диагностики нами был выявлен уровень творческих способностей, для этого мы использовали методику Е.Торренса «Неполные фигуры. Для работы были выбраны два вторых класса, которые в свою очередь были поделены на две условные группы – экспериментальную и контрольную.Формирующий этап – основная часть в педагогическом исследовании. Проводится на основе предварительного изученного состояния проблемы и анализа результатов констатирующего этапа. В процессе формирующего этапа была организована работа для развития творческих способностей при использовании нетрадиционных техник рисования. Работа проводилась на базе «Гимназии №14» МБДОУ №11, с учащимися «»Б» и 2 «В» классов. Были проведены уроки по темам: Букет ко Дню Матери, Зимнее дерево, Моя планета, Ежик, Сосна и дальняя дорога, Новогодний салют, Ёлочные игрушки. На каждом уроке были использованы разные нетрадиционные техники рисования, например:
  • Тема урока: «Букет ко дню матери». На этом уроке использовалась техника: «Оттиск целлофановым пакетом»
  • Цель: повышает интерес к творческим занятиям; учит вниманию к деталям; стимулирует любознательность; развивает творческие способности; способствует неординарному мышлению; тренирует моторику рук; улучшает усидчивость; дает возможность выплеснуть эмоции и воплотить творческие идеи. Материалы: краски (акварель, пастель, гуашь) ; лист бумаги – белой или цветной; целлофановый пакет; кисточка и стаканчик с водой. Способ получения изображения: Краски нужных цветов наносятся на кисть, затем на пакет и оставить отпечаток.
  • Тема урока: «Зимнее дерево». Техника, которая использовалась на уроке это – «Кляксография».
  • Цель: познакомить с техникой «дутья»; развивать воображение, фантазию детей, умение видеть в случайном пятне образ зверя, птицы, дерева; познакомить детей с силуэтным изображением. Материалы: лист бумаги, акварель (гуашь, тушь), кисть, трубочка. Техника выполнения: на лист наносим каплю туши, гуаши либо акварели. С силой раздуваем ее, поворачивая лист. В случайно разбежавшемся пятне дети находят образ. Дуть можно и при помощи трубочки. Тогда каплю целенаправленно направляем, раздувая в ту или иную сторону. Можно дополнить композицию штрихами.
  • Тема урока: «Моя планета». Урок с применением нетрадиционной техники- «Оттиск поролоном»
  • Цель: помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой; развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: кусочки поролоновой губки, стаканчик с водой, мисочка с гуашью, лист бумаги, трафарет, салфетки. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
  • Тема урока: «Ёжик». На уроке применяли технику – «Оттиск пластиковой вилкой».
  • Цель: совершенствование навыка рисования разными инструментами и материалами; расширение представления об изобразительных приемах; развитие творческих способностей, привитие интереса к изобразительному искусству и познанию окружающего мира; закрепление представлений о колерах и художественной композиции, совершенствование плоскостной ориентации; развитие воображения, образного мышления, художественного восприятия, эстетического вкуса; совершенствование моторики, концентрации внимания; расширение кругозора; воспитание прилежности, усидчивости, умения доводить дело до конца.
  • Тема урока: «Сосна и дальняя дорога». Техника, которая использовалась на уроке это – «Рисование активированным углём».
  • Цель: расширять знания детей о нетрадиционных техниках и материалах. Вызвать интерес к получению изображения активированным углём. Совершенствовать графические навыки рисования (штриховка, растушевка). Развивать координацию руки и глаз, мелкую моторику, фантазию, творчество. Воспитывать аккуратность, интерес к нетрадиционным техникам и материалам.
  • Тема урока: «Новогодний салют». На уроке применяли технику «Восковые карандаши и акварель»
  • Цель: познакомить со смешанной техникой; обогатить способы выразительности рисунка. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые карандаши или кусочек свечи, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми карандашами или кусочком свечи на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Акварельные краски скатываются с контуров, нанесенных мелками, образуя светлые пятна на бумаге. Рекомендуется не использовать темные цвета при работе с восковыми мелками.
  • Тема урока: «Ёлочная игрушка». На уроке применялась такая техника, как «Пуантилизм».
  • Цель: рисования ватными палочками – совершенствование творческих способностей посредством знакомства с новой изобразительной техникой. Материалы: гуашь, бумагу или рисовальный картон, ватные палочки, палитру. Способ получения изображения: карандашом нанести на бумагу рисунок, каждую новую краску брать новой палочкой, заполнить точками сначала контур рисунка, затем весь рисунок заполнить точками.Целью контрольного этапа является повторное выявление уровня Развития творческих способностей. Исходя из результатов повторной диагностики, можно сделать вывод, что процент успешного выполнения задания на этапе контрольного эксперимента значительно выше процента выполнения задания на этапе констатирующего эксперимента.Таким образом, по итогам экспериментальной работы можем сделать вывод об эффективности системы уроков по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Анализ результатов показал, что, включив в работу на уроках, разработанную нами программу по развитию творческих способностей на уроках изобразительного искусства с применением нетрадиционных техник рисования. Список литературы:
  • Богоявленская Д.Б. О предмете исследования творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Психол. Журнал.- 1995. - т.16. - №5. - С.49-58.
  • Планы и сценарии уроков изобразительного искусства / В.И. Калякина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. – 176 с.
  • Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству: Монография. / А.И. Красило. М.: Ин-тут практической психологии, 1988. 126 с.