Публикации Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе П.П.Бажов "Серебряное копытце. Урок добра и чудес, правды и вымысла"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе П.П.Бажов "Серебряное копытце. Урок добра и чудес, правды и вымысла"
Автор: Лариса Николаевна Дружинина

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя школа №15 п. Кулой»Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классеП.П.Бажов «Серебряное копытце. Урок добра и чудес, правды и вымысла»ВыполнилаДружинина Лариса Николаевна,учитель начальных классов МБОУ «СШ № 15п.Кулой»п.Кулой2023 г.АННОТАЦИЯАктуальность Родина Она у каждого своя. Только творческие люди, писатели и поэты, в своих произведениях могут поведать об истории родного края, рассказать об особенностях жизни и традициях народа. Павел Петрович Бажов – автор интересных сказов, в которых история переплетается с вымыслом. Сказ «Серебряное копытце» — это мир лесной тайны, которую хочется разгадать ребятам. Работа с текстом, анализ образов героев, средств выразительности помогают читателям представить жизнь и быт жителей древнего Урала, понять основную мысль сказа. Читательская грамотность является базовым навыком функциональной грамотности младших школьников. Сведения, полученные при анализе текста на уроке, расширяют знания обучающихся в области географии, физики, истории, мифологии. Применение различных форм, методов и приёмов работы на уроке способствуют развитию коммуникативных умений обучающихся, особенно значимых в современном мире.Цель урока: - создать условия для вдумчивого восприятия и анализа текста, определения основной мысли произведения (для учителя); - выяснить, в чем заключается смысл добра и чудес по П.П.Бажову, определить основную мысль (идею) произведения (для обучающихся).Задачи:-продолжить знакомство с жизнью и творчеством П.П.Бажова, сказом как с особым жанром произведения, обучать умению рассматривать характеры героев и их взаимоотношения, учить видеть авторское отношение к героям через анализ средств выразительности;-развивать умения работать с текстом, формировать навыки анализа художественного произведения, расширять представления об окружающем мире;-воспитывать чувство уважения к своим товарищам, умение слушать и слышать друг друга, воспитывать любовь к природе, сострадание к одиноким, сиротливым людям; учить сопереживать, формировать умение доказывать свою точку зрения при работе в парах, объективно оценивать работу во время самопроверки и взаимопроверки на всех этапах урока.Ожидаемые результаты:- обучающиеся научатся формулировать цель урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке;обучающиеся овладеют навыками анализа художественного текста, выделения в нем основной мысли, поиска необходимой информации в тексте, составления характеристики героев;обучающиеся осознают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);- обучающиеся получат возможность почувствовать любовь к природе, гордость за свою страну, уважение к старшим, увидеть красоту человеческих отношений.Условия и форма проведения урока.Для урока подготовлена выставка книг П. П. Бажова, портрет автора П. Бажова, иллюстрации героев, иллюстрации к сюжетам сказа, презентация урока.Форма проведения (тип урока) урок открытия новых знаний.Оценка автором эффективности работы.Урок литературного чтения по творчеству П. П. Бажова входит в раздел «Литературные сказки». Данный урок заключительный в серии уроков по сказу «Серебряное копытце». Обучающиеся уже знакомы с некоторыми сведениями о жизни и творчестве писателя, текстом произведения, подготовили выставку книг П.П.Бажова. Система заданий на уроке: поиск информации в тексте произведения, собственная оценка прочитанного, выделение главной и второстепенной мысли в тексте, сопоставление своих убеждений с жизненными позициями персонажей, прогнозирование содержания, анализ образов и поступков героев - направлена на формирование читательской грамотности. Используемые на разных этапах урока различные приёмы: «Шифровка», «Кластер», «Синквейн», «Сопоставление иллюстраций», «Продолжи фразу» - активизируют деятельность обучающихся, способствуют формированию и развитию функциональной грамотности в процессе обучения. Учитель на уроке только организует работу ребят, которые, в свою очередь, самостоятельно ставят цель, планируют свою работу, подводят итог и делают вывод. Полученные знания, предположения подкрепляются примерами из текста. Такие приёмы работы на уроке позволяют активизировать деятельность обучающихся, учат видеть текст и жизнь вне текста.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Технологическая карта урока.ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ1.Бажов П.П. Серебряное копытце/П.П. Бажов, под.ред. Тихонова Е.//Волшебные кисти: Акварель. – 2018. 2.Бажов П.П. Сказы/ Подготовка текста, комментарии. Слобожаниной Л. М. – Свердловск: Средне-Уральское книжное изд. - 1990. 3.Кочергин Н. М. Павел Петрович Бажов: биография, уральские сказы и сказки // Акварель. -2020.4.Литературное чтение: 4 класс: учебник/Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий // Москва: Просвещение. - 2022.4. Урок литературного чтения по теме: «Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://урок.рф/library/skaz_p_p_bazhova_serebryanoe_kopittce_otrazhenie.ПРИЛОЖЕНИЕ 1 А-вспомнить особенности жизни и творчества автораБ- проанализировать особенности жанраВ- дать характеристику героям (анализ выразительных средств сказки)Г- сделать вывод ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Лист самооценкиПРИЛОЖЕНИЕ 3Речевая разминкаСказка по свету идёт –Всех нас за руку ведёт.Сказка – умница и прелесть,С нами рядышком живёт…ПРИЛОЖЕНИЕ 4Определение понятияФольклор – «народная мудрость», устное народное творчество.ПРИЛОЖЕНИЕ 5Карточки для кластера- Рассказ -Сказка - Сказочный сюжет на основе реальных событий. История с дедом Кокованей и Дарёнкой вполне могла быть. - Волшебный герой козлик Серебряное копытце (волшебные герои)- Троекратный повтор (на третий день Дарёнка увидела Серебряное копытце)- Борьба добра и зла. По сюжету положительные герои Кокованя и Даренка в конце сказа получают награду за терпение и веру в чудеса.- Чудесное превращение. Муренка исчезает, она тоже волшебный персонаж.- Есть рассказчик. - Место действие – деревня близ Уральских гор. ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Шифровка ККвн, Дрнк, Мрнкзл.ПРИЛОЖЕНИЕ 7План характеристики героевПЛАН (№1)1.Внешность.2.Чем занимается.3.Характер.- В чём сходство?ПЛАН (№2)1.Внешность.2.Поведение, повадки.- В чём сходство?ПРИЛОЖЕНИЕ 8Анализ средств выразительности при характеристике героевЭПИТЕТЫ – Родители Дарёнки – весёлые да ………………………………… Кошка – не просто маленькая, худая и ободранная, но и ……… Кокованя – ……… да …………, ………….. да ………Козёл – особенный, ножки …………….,головка ………… копытце ………СРАВНЕНИЯ – носишко у Дарёнки ………, мурлыканье кошки сравнивает с ……, драгоценные камни сыпались из-под копыта, как ………лесная избушка после появления козлика на ней была похожа на ……………ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ песенки ………………(говорит по-человечески, песенки поёт) , козлик ………….(рассмеялся), собаки………………. (забеспокоились).Ласковые названия, уменьшительно-ласкательные суффиксы.Подарён….а, Дар…..а, Мур……а, ПРИЛОЖЕНИЕ 9Работа с пословицамиБогатство не синоним счастья.Желаешь себе добра – делай добро другим.Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.Каких только чудес не бывает на свете.Чёрствое сердце не знает благодарности. ПРИЛОЖЕНИЕ 10 Выборочное домашнее задание- пересказать понравившийся эпизод сказа,- придумать продолжение истории,- составить синквейн о любом герое сказа.ПРИЛОЖЕНИЕ 11- Сегодня я смог… - Меня удивило…-Сегодня я научился…- Мне захотелось…