Публикации РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС. ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ГОТОВНОСТИ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК СРЕДСТВАМИ ИГРОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС. ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ГОТОВНОСТИ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК СРЕДСТВАМИ ИГРОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Автор: Туранина Галина Викторовна

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС. ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ГОТОВНОСТИ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК СРЕДСТВАМИ ИГРОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ В настоящее время в системе образования особое значение придается дошкольному образованию, так как именно дошкольное образование — первая и, пожалуй, одна из важнейших ступеней образовательной системы. Сложно переоценить её значение, ведь основная задача дошкольного образования — гармоничное всестороннее развитие ребенка и создание фундаментальной базы для его дальнейшего обучения и личностного развития. Поэтому данный уровень образования заслуживает особого внимания и правильной организации образовательного процесса.Одним из важнейших направлений образовательной деятельности в дошкольном учреждении является социализация детей. Сама социальная среда выдвигает требования к уровню развития ребёнка. Социализация детей осуществляется не только как знакомство с окружающим миром, получение навыков общения, но и как знакомство старших дошкольников с жизнью современного общества. В процессе усвоения ребёнком социальных ценностей, требований, норм, принятых в обществе, формируются личностные качества. Задачей взрослых является постоянное расширение представлений ребёнка о социальном мире, оказание помощи в накоплении опыта и понимании своего места в мире людей. Наилучшим способом передачи знаний и социального опыта является общение и совместная игровая деятельность ребёнка и взрослого. Ребёнок учится проявлять своё отношение к окружающей действительности, к людям, окружающим его, проявлять свои способности. Знания о социальной действительности преподносятся и через расширение представлений дошкольников о трудовой, профессиональной деятельности людей. Значимость и актуальность деятельности по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования позитивных установок к различным видам труда [5], а также представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования: ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности [5].Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьмиПо мнению А.Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности [3]. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется просто подражание, имитация трудовых действий взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними. В практике дошкольных учреждений накоплена определенная совокупность методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых. К ним относятся экскурсия, беседа, чтение детской художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирование с разными материалами и, конечно же, игра.Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Именно в старшей группе дошкольного образовательного учреждения разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и реализуют их в созданной ими игровой обстановке.Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельная деятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру, какое игровое оборудование им понадобится. Проблемой является то, что практически во всех дошкольных учреждениях игровое оборудование сюжетно – ролевых игр в рамках знакомства ребенка с профессиями подобрано таким образом, что обеспечивает знакомство детей преимущественно с профессиями: продавец (сюжетно – ролевая игра «Магазин»), доктор (сюжетно – ролевая игра «Больница»), почтальон (сюжетно – ролевая игра «Почта»), швея (сюжетно – ролевая игра «Ателье»), взяв в руки любую книгу и палочку «указку», он может стать учителем в школе, используя игровое оборудование «транспорт», «костюмированные атрибуты», легко перевоплощается в полицейского или пожарного. Не во всех дошкольных образовательных организациях есть возможность знакомить детей с особенностями технических профессий. Инженерным профессиям, техническим наукам уделяется совсем мало внимания, при этом педагогическое сообщество всех ступеней российского образования активно включилось в процесс модернизации отечественной системы инженерного образования.«В современном мире инженер – высококвалифицированный специалист, не просто обеспечивающий работу сложного оборудования, а, по сути, формирующий окружающую нас действительность», - В. В. ПутинЭкономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозможной без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования. Для выполнения этой задачи необходима подготовка высококвалифицированных специалистов, ориентированных на интеллектуальный труд, которые способны не только осваивать и самостоятельно разрабатывать высокие наукоемкие технологии, но и внедрять их в производство. Современный инженер должен не только осуществлять трансфер научных идей в технологию и затем в производство, но и создать всю цепочку "исследование - конструирование - технология - изготовление - доведение до конечного потребителя - обеспечение эксплуатации"[1].Чтобы вырастить и воспитать такого специалиста, необходимо начать работу с детства. Ведь именно в дошкольном детстве у ребенка формируется тот багаж знаний, который он понесет с собой по жизни. Согласно данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой [1].Следовательно, очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности обучающихся и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов. Подобная преемственность становится жизненно необходимой в рамках решения задач подготовки инженерных кадров. Реализация модели технологического образования требует соответствующих методик. Найти место изучению технических наук в структуре образовательного процесса дошкольной образовательной организации в полном соответствии с ФГОС – задача абсолютно новая и сложная, требующая детальной, глубокой работы по изучению и построению принципиально нового содержания образования. Мы живем в «век высоких технологий». На современном рынке производственных отношений возникла необходимость в профессиях, требующих навыки работы с инновационными программируемыми устройствами, которые поступают на производство, такие специалисты востребованы. Назрела необходимость вести популяризацию профессии инженера. Для этого важно как можно раньше начинать прививать интерес и закладывать базовые знания и навыки в области конструирования. Одним из наиболее естественных для ребенка и любимым им занятием, является модельно - конструктивная деятельность, которая создает условия для организации детского коллектива и может быть использована воспитателем в целях воспитания у них элементов сотрудничества и взаимодействия.   Модельно - конструктивная деятельность имеет огромный развивающий и воспитательный потенциал, а также выполняет ряд присущих только ему задач: знакомит детей с техническими профессиями, учит создавать объёмные и красивые предметы своими руками.Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. Конструирование способствует развитию пространственного и образного мышления, речи, мелкой моторики, фантазии, воображения, глазомера.Модельное конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребёнка. Так, на его эффективность влияет характер мотива: для чего нужна постройка. Успешность зависит от умения удерживать цель деятельности и самостоятельно её ставить, от способности контролировать ход выполнения работы, сличать полученный результат с образцом [4].Для мотивирования дошкольников к изучению технических наук средствами игрового оборудования в нашем детском саду было организовано конструкторское бюро «Роботенок», которое наполнено большим ассортиментом конструкторов различных по значению, соединению, уровню сложности, форме, методу конструирования. Наибольшим спросом пользуются такие конструкторы как: «Дары Фребеля», Полидроны: "Проектирование", "Гигант", "Малыш", «Магнитный»; Lego; электронный конструктор "Знаток "- «Первые шаги в электронику", металлический конструктор «Механик» и др. До момента создания в ДОУ конструкторского бюро со своим названием, правилами, ассортиментом модельно – конструктивная деятельность носила только игровой, продуктивный характер. В настоящий момент конструкторская деятельность для детей - это не только одна из любимых видов игровой деятельности, это увлекательный проводник в мир технических наук.Ведь процесс конструирования той или иной постройки сопровождается рядом мероприятий: обсуждение объекта строительства, распределение обязанностей (рабочих, строителей), детальное изучение схемы объекта, выбор строительного материала, обсуждение техники безопасности, заполнение индивидуальной «инженерной тетради», фото-результат, творческая защита проекта.Создавая своими руками не просто отдельные постройки: дом, гараж, забор, а целые объекты: парк аттракционов, завод по изготовлению кабачковой икры, космическую станцию, спорткомплекс и т.д., ребенок открывает и развивает свои инженерные способности, знакомится с понятиями, процессами технических профессий, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта. На основе выше сказанного следует, что модельно - конструктивная деятельность вид деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о технических профессиях, это средство воспитания необходимых для трудовой деятельности черт характера: общительности, стремления с другими детьми осуществлять свои замыслы, доведения процесса до конца, умения оценить результат, сообща жить и работать. Процесс конструирования и выполнение определенной роли в нем, подчинение правилам, четкое соблюдение инструкции, согласование действий с другими участниками строительства и оказание друг другу помощи, - все это способствует формированию у детей нравственных качеств, дружеских взаимоотношений, что так необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности человека. Польза модельно – конструктивной деятельности заключается и в том, что она эмоционально насыщена и доставляет радость и удовлетворение ребенку, что является положительным стимулом для освоения чего-то нового или закрепления ранее приобретенного знания о профессии. Таким образом, процесс формирования у детей готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования (конструкторами), является не только интересным, актуальным, современным, увлекательным, но и эффективным, мощным оружием решения задачи подготовки инженерных кадров. Литература:
  • Волосовец, Т.В. Парциальная программа дошкольного образования "От Фребеля до робота: растим будущих инженеров" / Т.В. Волосовец, Ю.В. Карпова, Т.В. Тимофеева //Самара: ООО "Издательство АСГАРД". - 2017 -79с.
  • Концепция организационно - педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев, Е.В. Зачесова, П.Н. Новиков, Н.С. Пряжников, Г.В. Резапкина, Н.Ф. Родичев // Федеральный институт развития образования. Издательство «Перо».- 2014. - 38 с.
  • Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец // Международный Образовательный и Психологический Колледж.- 1995.- 144с.
  • Миназова, Л.И. Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста / Л.И.Миназова // Молодой ученый. - 2015. -№17. - С. 545-548. 
  • Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. // М.: ТЦ Сфера.- 2015.- 96с.