Публикации Педагогическая компетентность современного учителя.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогическая компетентность современного учителя.
Автор: Коршунова Лариса Александровна

Тема: Педагогическая компетентность современного учителя.Подготовила: Коршунова Л.А.,учитель начальных классов первой квалификационной категории. Современный учитель.… Какого учителя можно назвать современным? Каким он должен быть? Этот вопрос всегда волновал и волнует людей. Давайте обратимся к истории и посмотрим, каким, по мнению учеников должен быть учитель в разные периоды времени.Он должен быть самым – самым…  Но таким учитель должен быть всегда – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Потому что он учитель! Труд его должен быть оценен по достоинству, должен быть востребованным! А теперь давайте обратимся к реалиям наших дней…Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем  профессиональной компетентности и профессионализма.Профессионализма?...На просторах интернета мне попался вот такой современный анекдот…— Сынок, а что это у тебя в дневнике все отметки с плюсом? Пять с плюсом, четыре с плюсом, три с плюсом, и даже двойка — и та с плюсом?— Да у нас, папа, учительница неграмотная — вместо подписи ставит крестик.Вроде бы и смешной анекдот, но заставляет нас задуматься. Неужели современный учитель заслужил такую характеристику? Конечно, нет! Это всего лишь шутка, но, как известно в каждой шутке есть доля правды.Итак, вернёмся к нашим характеристикам учителя и попробуем сформулировать и определить качества и компетенции современного учителя.ПОНЯТИЕ «КОМПЕТЕНЦИЯ»
  • знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек;
  • навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне: от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.
  • способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.
  • На сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенций.Например,  должен владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения и так далее (это общекультурные компетенции). Также он должен обладать целым рядом компетенций, среди которых:
  • умение разрабатывать архитектурные проекты требованиям, нормативам и законодательству;
  • способность разрабатывать проектные задания, определяя потребности общества, заказчиков и пользователей;
  • способность участвовать в согласовании и защите в органах экспертизы;
  • умение координировать взаимодействие специалистов смежных профессий в проектном процессе.
  • Но нас с вами сегодня интересует педагогическая компетентность современного учителя. Получается, что профессиональное образование представляет собой формирование у человека определённого набора компетенций — или, одним словом, компетентности, чтобы он мог работать по специальности.Профессиональная компетентность педагога (профессионально-педагогическая компетентность) – это готовность педагога к осуществлению профессионально-педагогической деятельности, владение необходимыми для этого знаниями и опытом.Существующие нормативные документы (закон об образовании и образовательные стандарты) регламентируют то, какие профессиональные компетенции нужно развивать современному педагогу. Однако они не дают ответа на вопрос «как конкретный педагог должен повышать свой уровень профессиональной компетентности». Каждый педагог вправе выбрать свою траекторию развития. Но очень часто в этом и заключается основная трудность. Современному педагогу в силу большой профессиональной занятости (заполнять отчетные документы , готовиться к урокам, проверять задания учеников) важно и нужно заниматься самообразованием, участвовать в различного рода конференциях, семинарах, методических советах и т.п.И здесь следует разобраться в таком термине как Коммуникативная компетентность Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.Существуют универсальные коммуникативные компетенции. Этими компетенциями должен обладать каждый человек, независимо от его социального статуса, профессии, интересов. К ним относятся следующие коммуникативные компетенции:- знания в области коммуникативных дисциплин (знание языка, культуры речи, педагогики, психологии и т. д.);- способность к устному и письменному общению на родном языке;- умение строить общение в соответствии с языковыми и речевыми нормами;- владение культурой взаимодействия с помощью вербальных, паралингвистических и невербальных средств;умение правильно (успешно и эффективно) взаимодействовать с людьми и коллективами;- способность к эмпатии;- способность к самоконтролю (умение регулировать своё поведение) и другие способности.Если кратко сформулировать суть коммуникативной компетенции, то это умение слушать и услышать, понять и построить доверительные отношения.  И это очень важно в настоящее время, т.к. современный учитель должен уметь работать как с одаренными детьми, так и   в условиях реализации программ инклюзивного образования.  Преподавать русский язык детям, для которых он не является родным. Должен работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии и с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.Информационная компетентность Интенсивная информатизация современного общества накладывает определенные требования к профессиональным составляющим будущего педагога, где информационная компетентность является одной из главных.Не секрет, что многим ученикам комфортнее общаться в интернете, чем взаимодействовать вживую с одноклассниками и учителями. Задача педагога в новых условиях: научить правильно пользоваться общедоступными инструментами коммуникации, объяснить ребенку, как использование тех или иных сервисов может повлиять на жизнь, познакомить с лучшим, что предлагает Интернет на своих просторах.Профстандарт педагога ориентирует современного учителя на применение ресурсов дистанционного обучения, организацию публичных выступлений детей на интернет-форумах и интернет-конференциях, профессиональное использование элементов информационной образовательной среды.Что теперь должен уметь учитель?
  • владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
  • применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
  • использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся);
  • владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.Правовая компетентность.
  • Педагог в современных условиях становится активным участником правовой политики государства, с его правовой компетентностью связывается реализация потребности общества в становлении основ правовой культуры учащихся. От самого педагогического работника требуется неукоснительное соблюдение прав участников образовательного процесса, защита их интересов, понимание правовых основ регулирования общественных отношений.С точки зрения современного нормативно-правового регулирования правовая компетентность есть готовность педагога эффективно использовать в своей профессиональной деятельности законодательные и иные нормативные правовые документы для решения соответствующих профессиональных задач. Исходя из данного определения, правовая компетентность педагога полностью выражена в его готовности работать с нормативными актами.Для нас с вами одним из основных документов является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (с изменениями 2017-2016 года) педагогические работники (учителя в школах, педагоги дополнительного и дошкольного образования, тренеры, преподаватели ВУЗов и СУЗов) обязаны (статья 48): осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой; систематически повышать свой профессиональный уровень; проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании; Указанные пункты закона говорят о том, что современный преподаватель не должен стоять на месте в плане своего профессионального развития. Он должен постоянно повышать свой уровень, учитывая тенденции развития современного общества и системы образования: изучать, а также использовать новые технологии и методы обучения.Итак, давайте снова вернёмся к нашим характеристикам учителяПодводя итог своему выступлению, хотелось бы вспомнить слова великого педагога Константина Дмитриевича Ушинского «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».Источники:1. .2. 3.