Публикации Тема: Педагогические технологии в работе школьного библиотекаря.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тема: Педагогические технологии в работе школьного библиотекаря.
Автор: Нина Александровна Кондрантьева

РТ Чистопольский район МБОУ Лучовская СОШ Работа в форме Статья Тема: Педагогические технологии в работе школьного библиотекаря. Направление (Духовно-нравственное развитие, просвещение и воспитание школьников) Выполнил-педагог-библиотекарь Кондратьева Нина Александровна. 2023год Культуре, нравственности, воспитанию надо отводить в наших планах первое место (Д.С.Лихачев) Задача духовно-нравственного воспитания одухотворить, очеловечить – подобно тому, как это сделал, согласно античному мифу, Пигмалион с изваянной им Галатеей. Усиление сегодня внимания общества к духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения как к насущной проблеме – явление не случайное. Духовно-нравственный кризис на фоне успехов цивилизации с каждым годом заметно обостряется. Усиливается дисгармония в человеческих отношениях. Требуется решительный поворот к этической культуре, утверждающей ценность каждой человеческой личности. Как значится в проекте «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» («Учительская газета», 2009, № 23, 9 июня, с.17-19): «Быстрый демонтаж советской идеологической системы и поспешное копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики привели к эрозии ряда важных морально-нравственных норм, ценностей и установок, традиционных для России. Через СМИ, кино, рекламу, Интернет насаждаются модели, среди которых главная – обогащение и успех любой ценой»..Путь к свободе без воспитания привел к системному кризису культуры, к росту преступности, падению морали, к деформации семейных отношений, к наркомании и другим явлениям, говорящим о деградации общества. В 90-е годы молодым поколением за образец был взят прагматичный человек западного образца. Выросло поколение нигилистов, отрицающих духовные ценности, потерявших ориентацию в добре и зле, лишенных осознания смысла человеческой жизни, поставивших во главу угла своей жизни потребительские интересы. Стало ясно, что надо немедленно браться за воспитание подрастающего поколения на гуманистических, духовных, нравственных началах. Эта программа явилась ответом на возникшие потребности общества. Формирование у подрастающего поколения нравственного фундамента названо в ней важнейшим приоритетом государственной политики в сфере культуры, искусства и образования. Ряд пунктов в этой программе был посвящен деятельности библиотек, на которые возлагалась задача по развитию чтения в стране, а также приобщению детей и молодежи к основам духовности и нравственности через литературные произведения. При всей важности сформулированных в программе целей и задач, сама программа прошла мало замеченной, ибо не была органически включена в школьный образовательный процесс. Не участвовала в ней и семья. Далеки от ее выполнения оказались и дошкольные образовательные учреждения. Духовно-нравственное воспитание растущего поколения не было отражено в те годы и в актуальных задачах детских и школьных библиотек. Сегодня ситуация с реализаций воспитания молодого поколения существенно меняется. Убедиться в этом помогли прошедшие в 2007 и в 2009 годах в Москве ХVI и ХVII Международные Рождественские образовательные чтения. Проводит традиционно эти чтения Московская Патриархия при участии Министерства образования и науки РФ, Российской академии наук, 1Российской академии образования, Московского университета им. М.В. Ломоносова и других светских учреждений. Ядром того и другого Чтения было духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, рассмотренное сквозь призму ценностей православной культуры. Духовно-нравственное воспитание имеет отношение не только к настоящему, но и к прошлому и будущему нашей страны. Вопрос поставлен определенно: в той мере, в какой традиционные православные ценности, – основа всей нашей культуры и наших идеалов, – займут место в образовании, зависит существование России. Образование, лишенное этих ценностей, ведет страну к гибели. То состояние, в каком с 90-х годов пребывает страна и, прежде всего, молодое поколение, носит разрушающий для личности характер. Рыночные отношения в стране стали не только основой экономики, они проникли в быт, во взаимоотношения между людьми. Рыночные отношения вошли и в школу. Исчезает существовавшая веками система связи «учитель-ученик», в основе которой учитель был главной фигурой, ведущей за собой ученика. Эта система, традиционно основанная на доверии и почитании, превращается в систему «покупатель-продавец». Ученик покупает знания, учитель их продает. Смысл образования ради совершенствования и развития личности ученика, ради обретения им образа мира и себя в мире, утрачивается и превращается в способ получения диплома. Противостоять обществу потребления, как утверждалось на Рождественских образовательных чтениях, может только духовно-нравственная культура, включающие в себя такие понятия как добро, милосердие, служение, честное отношение к труду, жертвенность, целомудрие. Обращение к корням национальной культуры – условие спасения нации от хаоса, преступности, наркомании, коррупции и других тяжких пороков современности. Ключевыми словами выступают «Воспитание», «Образование», «Семья», «Учитель», «Православие». Эти слова произносятся не для риторики. Им даются философское, культурологическое обоснование, ориентированное на глубокое осмысление их взаимосвязи. Остановимся на заглавным слове «воспитание». Воспитание – не просто привитие навыков и привычек поведенческого характера, как значится в толковом словаре, а наполнение внутреннего бытия человека, укрепление его сознания в отечественной культуре, основанной на православных ценностях. Воспитание – это, прежде всего, формирование ценностных ориентиров, отношения человека к миру, к себе, к другим. В разговоре о воспитании, в христианском понимании, была опровергнута позиция о так называемом свободном воспитании, при котором сам ребенок по своему разумению, не ориентируясь ни на какую систему ценностей, вправе выстраивать модель поведения в зависимости от сложившейся жизненной ситуации. Традиционное российское воспитание – это идентичность человека духовным, нравственным, историческим корням своего народа. Воспитанный человек – это внутренне целостная личность, отвергающая ценности, идущие вразрез нравственности и традиционной морали. Важнейшей составляющей процесса воспитания является формирование патриотизма – преданности Отечеству, осознания своей ответственности за его судьбу. Эта преданность строится на изучении истории и культуры своего народа, на знании имен людей, прославивших Россию, на показе примеров служения Родине. 2Среди традиционных ценностей названы: честный труд, помощь ближнему, коллективизм, милосердие, скрепленная любовью семья. Воспитание человека начинается с души, с понятий совести, чести, достоинства, служения, благородства, с осуждения стяжательства, лжи, бесстыдства, лицемерия и других человеческих пороков. В русской культуре не приветствовалась, например, страсть к приобретательству, отмечалось ее разрушительное действие на личность. Человек рассматривался в единстве телесного и духовного, что отличает россиянина от человека западной культуры, отдающего приоритет удовлетворению телесных потребностей. В докладах не раз звучала мысль: благодаря единству телесного и духовного в сознании русского человека, в котором главенствовала духовность, выжил блокадный Ленинград и был Россией спасен мир от фашизма.Говоря о православии, что речь идет не о введении в образовательный процесс предмета религиоведения, или «Закона Божья» и не о возврате к клерикализму. Речь идет о воспитании и образовании духовно-нравственной личности, идентичной национальной культуре, сыгравшей ключевую роль в возникновении и развитии государства Российского. Традиционная культура, основанная на ценностях православия, это не пережиток прошлого и не антинаучный вымысел, а условие выживания нации. Невозможно привить любовь к Родине, не зная ее истории, не зная национальных корней. Что касается библиотеки и библиотекаря, книги и чтения, о чтении классической литературы, воплотившей в себя нравственные ценности народа, говорили многие. Доброе слово о библиотекарях сказали ректор Государственного социального университета, академик В.И. Жуков и писатель А. Лиханов. Первый назвал библиотекаря среди других трех главных должностей страны – врача, учителя и священника – от которых зависит благополучие общества. Писатель А. Лиханов рассказал, как библиотека и книга помогали детям выжить в военное лихолетие. Школьным библиотекарям было посвящено событие третьего дня ХVI Рождественских чтений. Состоялось награждение школьных библиотекарей – победителей конкурса «Открывая книгу, открываем мир». Задача библиотекаря сегодня – осмыслить это духовное богатство и донести его до сердца детей. Всколыхнуть ребенка книгой, побудить его к сопереживанию, к творчеству, к осознанию своего предназначения – очень сложная задача, значительно более сложная, чем, ставшая привычной информационная работа и освоение новых технологий. Воспитание детей требует от библиотекаря душевной отдачи, нравственной высоты и большого педагогического мастерства. Задача библиотекаря сегодня – осмыслить это духовное богатство и донести его до сердца детей. Всколыхнуть ребенка книгой, побудить его к сопереживанию, к творчеству, к осознанию своего предназначения – очень сложная задача, значительно более сложная, чем, ставшая привычной информационная работа и освоение новых технологий. Воспитание детей требует от библиотекаря душевной отдачи, нравственной высоты и большого педагогического мастерства. Нельзя отрицать в деле духовно-нравственного воспитания роли этических знаний, нравственных постулатов. Так, книга педагога-гуманиста В.А.Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека» (1990) вся написана в форме этических поучений (нравоучений, заповедей, законов, наставлений), касающихся понятий добра и зла, долга, чести, достоинства, служения и др. 3Каждое его поучение имеет законченную форму и сопровождается авторскими размышлениями. Наставления, как известно, пронизывали «Жития святых». Этот жанр использовал Л.Н.Толстой. Не избегал его и Д.С.Лихачев. Известны его 10 заповедей, адресованных детям. Однако при всей ценности этических формул они проходят лишь через познавательную сферу личности и не способны регулировать поведение воспитанников. Можно знать и даже заучить нравственные истины, но если они не коснулись сердца, не приобрели личностный смысл, не стали убеждением, они не действуют. Неслучайно говорят: нравственности обучить нельзя. Упование на сознательность в сфере воспитания не решает проблемы.Главную роль в духовно-нравственном воспитании может сыграть искусство, и первое среди них – художественная литература в ее лучших образцах, аккумулирующих в себе законы нравственности и воспевших в образной форме ее ценности. «В литературных произведениях, – отмечает автор книги «Художественная классика как средство духовного возрождения» (1996) В.А. Левидов, – заложен страхующий механизм для восстановления подрубленных корней духовности». Он назвал литературу щитом, который на протяжении веков своими гениями создавало человечество для защиты от всего негативного, им же творимого. Но этим щитом надо уметь воспользоваться. Главное из этих умений – эмоциональная реакция читателя, называемая сопереживанием. Если в науке истины даются в готовом виде, то в искусстве они индуктируются в сознании читателя. В своей Нобелевской лекции по этому поводу А.И.Солженицын поставил вопрос: «Кто сумел бы косному упрямому человеческому существу внушить чужие дальние горе и радость, понимание масштабов и заблуждений, никогда не пережитых им самим? Бессильны тут и пропаганда, и принуждение, и научные доказательства». И сам же на этот вопрос ответил: «Но, к счастью, средство такое в мире есть! Это – искусство. Это литература. Доступно им такое чудо: преодолеть особенность человека учиться только на собственном опыте…Искусство переносит целиком груз чужого долгого жизненного опыта со всеми его тяготами, красками, соками, во плоти воссоздает опыт, пережитый другими, – и дает усвоить его как собственный»акты литературы воздействуют на эмоциональную сферу человека, заставляют его переживать. Переживания рождают самостоятельные мысли, закрепляемые в долгосрочной памяти, становясь принадлежностью души человека. В настоящее время чтение детей – одна из важнейших перспектив духовности, интеллекта, культуры нации. Для будущего каждой страны особенно важно, как происходит процесс вхождения детей в мир книги. Заметно потесненная другими источниками информации, книга и поныне не утрачивает своей притягательной силы и служит одним из главных источников знаний. Книга - друг щедрый. Чем больше отдаешь себя ей, тем больше получаешь взамен. Книгу не может заменить ничто. Мы должны суметь помочь детям разобраться, что хорошо, что плохо в литературе, увлечься достойным чтением, полюбить героев добрых книг, что позволит им избежать дурного влияния телевизионных передач.Библиотека - единственное место неформального общения, где можно полистать журналы на перемене, пошептаться с подружкой, поделиться своими проблемами, зайти за компанию с приятелем, увидеть что-то такое, зачем захочется вернуться. Часто это единственная возможность сменить обстановку. В какой-то степени библиотека - это место психологической разгрузки. 4Воспитание духовности начинается с формирования познавательного интереса как одного из важных мотивов самообразования. Большая работа над развитием творческой активности и исследовательских умений проводится в библиотеке, где читатель учится самостоятельно работать со справочной и дополнительной литературой, с каталогами и картотеками, учатся выбирать необходимую информацию. Очень важно с детства воспитывать навыки чтения – это то, без чего не обходится жизнь любого нормального человека. Современный школьник читает очень мало. Хорошие ученики в лучшем случае прочитывают обязательный минимум по литературе. Как привить любовь к книге? Как научить читать? Что читать? Исходя из этих вопросов, я выстраиваю свою деятельность.Начинается работа с читателями с того, без чего, я считаю, не может обойтись ни одна библиотека – с посвящения в читатели. Ведь оттого, как пройдет первое посещение школьной библиотеки, какое впечатление оно оставит в душе маленького читателя, будет зависеть – захочет ли ребенок прийти в библиотеку еще и еще, захочет ли посетить мероприятие, которое проводится в библиотеке. Библиотека работает по нескольким направлениям, каждое из которых является неотъемлемой частью воспитания учащихся и помогает сохранить культурно-нравственные ценности и укрепить духовное единство.Одно из направлений работы – духовно-нравственное воспитание, которое помогает повысить интерес к историческому и культурному наследию нашей Родины, воспитать патриотизм и сопричастность к истории Отечества.Немаловажную роль в этом играют мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне. Для всех учащихся по этой теме были проведены следующие занятия:Чтобы пробудить в ребенке благодарность к природе, нужна систематическая работа по воспитанию экологической культуры. Такая работа в библиотеке ведется на протяжении всего учебного года. Когда взрослый человек рассказывает о красоте родной природы, учит бережному отношению к ней, к братьям нашим «меньшим», он воспитывает в нем доброту, интеллигентность, чувство ответственности за судьбу Земли, родного края. Огромную роль в работе библиотеки играет наглядность, самой распространенной формой реализации которой являются книжные выставки и тематические полки. Идя в ногу со временем, стараться разнообразить формы наших выставок, используя такие приемы как выставка-вопрос, выставка-кроссворд, выставка-просмотр. Важнейшей частью работы систематическое проведение библиотечных уроков, где учащиеся получают библиотечно-библиографические знания. Форма их проведения должна быть оригинальной, свежей, интересной и вместе с тем доступной пониманию ребенка. Использовать разработки уроков на основе программы «Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам». Библиотечные уроки очень нужны для школьников, они учат правильно пользоваться справочным аппаратом библиотеки, знакомят с алфавитным и систематическим каталогами, что помогает 5учащимся найти нужный материал для подготовки рефератов, докладов, сообщений. Ведь часто бывает, что абитуриенты, вчерашние школьники не умеют пользоваться библиотечным каталогом, не умеют задать вопрос, сформулировать свою мысль. Чтобы диалог «ребенок-библиотека» состоялся, не менее важным фактором является личность самого библиотекаря. Это не просто хранитель книг, а человек, всегда доброжелательно настроенный и к детям, и к взрослым, умеющий найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Каждого читателя я знаю по имени, знаю их читательские вкусы, интересы. Надо уметь спросить у ребенка, что ему понравилось, что он хотел бы прочитать: разговорить молчуна, найти подход к замкнутым и стеснительным, расположить к себе любого. Созданная в библиотеке комфортная атмосфера – обязательно дает результат: ребенок захочет вновь и вновь приходить в библиотеку! Любой ученик, озорник, двоечник, придя в библиотеку, может участвовать в её делах.Такая форма работы с читателем позволяет достичь многих результатов: учащиеся смогут ориентироваться в библиотеке, определять содержание книги при беглом её просмотре, самостоятельно проводить поиск и выбор литературы, применять библиографические знания при изучении учебных дисциплин.Таким образом, выстроенная работа с одной стороны, привлечь детей к чтению, с другой стороны, получить ребятам необходимые навыки (работать с литературой, справочным материалом, делать выписки, анализировать, писать реферат, работать с автобиографией). Все, что делается в библиотеке, должно соответствовать возрасту, знаниям и интересам ребят. Кроме этого, необходимо, чтобы если не все, то большинство детей смогли принять активное участие в подготовке и проведении утренников, вечеров, дискуссий, конференций. Основные направления деятельности библиотеки постоянны, но может меняться тематика проводимых мероприятий, которые зависят от памятных дат и плана работы.В любую эпоху библиотека – самый точный барометр интеллектуальной жизни общества. Не случайно же академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов, научных учреждений, но, если есть библиотеки, если они не горят, не заливаются водой, имеют помещение, возглавляются не случайными людьми, а профессионалами, - культура не погибнет в такой стране». Трудно не согласиться с тем, что изначальная функция библиотеки – сохранение и передача культурного наследия от поколения к поколению. Именно библиотека, сосредоточившая в своих фондах прошлое, настоящее, будущее ответственна за духовно–нравственное воспитание и формирование исторического сознания молодёжи. В руках библиотекаря уникальный воспитательный ресурс, каким располагает только он, универсальные книжные фонды. Источниками знаний о духовной и нравственной жизни являются именно книги. Роль книги в образовании, воспитании, интеллектуальном развитии велика. Через обращение к книге, чтению человек приобщается к духовным ценностям, развивается, расширяет свой кругозор.В этой связи возрастает ценность таких мероприятий, которые позволят помочь подрастающему поколению правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры. 6