Публикации
Работа над задачей в начальной школе по ФГОС
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа над задачей в начальной школе по ФГОС
Автор: Шиленок Людмила Григорьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа над задачей в начальной школе по ФГОС
Автор: Шиленок Людмила Григорьевна
Работа над задачей в начальной школе по ФГОСШиленок Людмила Григорьевна, учитель начальных классов, МБОУ СО №31 г. Сургута. Начальное образование Решению арифметических задач в начальном обучении уделяется огромное внимание. Связано это с тем, что такие задачи являются средством формирования у школьников умений строить математические модели реальных явлений, средством развития у них математических способностей, интереса к математике. Под арифметической задачей понимается задача, в которой на естественном языке описывается некоторый процесс (событие, явление) и требуется вычислить значение некоторых величин, характеризующих этот процесс, или установить соотношение между ними. Особое место отводится задачам в требованиях ФГОС НОО к результатам освоения программы начального общего образования. Их вариативность широко представлена в новом образовательном стандарте. Выделенная из стандарта вариативность задач и планируемые результаты, требуют формирования у учеников общего умения решать любые задачи. В примерной рабочей программе по математике 2021 года в разделе «Текстовые задачи» в качестве планируемых результатов названы базовые действия: устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (причина-следствие); применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка); приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных задач; представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой; решать текстовые задачи в 1 – 3 действия, выполнять преобразование заданных величин, выбирать при решении подходящие способы вычисления, сочетая устные и письменные вычисления. Одним из важнейших этапов решения задачи является анализ текста. Цель этапа: понять задачу, представить, о чём эта задача; установить, что известно, что нужно найти; как связаны между собой данные и искомое. Методические приемы выполнения этапа: 1) Чтение текста задачи: сначала про себя, затем вслух одним из учеников; 2) Пересказ задачи своими словами (этот приём способствует более глубокому осмыслению прочитанного);3) Представление жизненной ситуации, описанной в задаче, инсценировка этой ситуации;4) Разбиение текста задачи на смысловые части, подчёркивание условия и вопроса синим и красным цветом, выделение числовых данных;5) Выделение наиболее важных слов в каждой смысловой части и в вопросе задачи;6) Переформулировка текста задачи (отбрасывание несущественных деталей, зачёркивание);7) Переконструирование текста задачи. Методический прием, который помогает анализу текста задачи – моделирование. Моделирование - это замена действий с реальными предметами действиями с уменьшенными образцами, моделями, с их графическими заменителями: рисунками, схемами, чертежами, таблицами. Модель должна помочь ученику понять содержание задачи, выявить отношения между данными и искомым, найти разные способы решения задачи, увидеть новые, не отражённые в задаче отношения. Для того, чтобы самостоятельно решать задачи, школьнику нужно освоить различные виды моделей, научиться выбирать модель, соответствующую предложенной задаче и переходить от одной модели к другой. Наша задача – научить школьников применять тот способ моделирования, который наиболее подходит к той или иной задаче, помогает увидеть отношения между данными и искомым, найти разные способы решения задачи (если это возможно), увидеть скрытые взаимосвязи, не отражённые явно в тексте задачи.