Публикации
Форма практической наставнической работы в системе "педагог- студент"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Форма практической наставнической работы в системе "педагог- студент"
Автор: Логинова Оксана Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Форма практической наставнической работы в системе "педагог- студент"
Автор: Логинова Оксана Владимировна
Тема : «Форма практической наставнической работы в системе «педагог- студент»»Выполнила: преподаватель ГБПОУ «Поволжский государственный колледж»Логинова Оксана Владимировна Аннотация. Наставник - опытный педагог, мастер своего дела, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, компетентный и готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самосовершенствования и самореализации наставляемого. Наставник обладает лидерскими, организационными коммуникативными навыками.Актуальность темы статьи заключается в том, что эффективность и результативность процесса передачи практического опыта в значительной степени определяется личностью педагога-наставника, способного на установление доверительных, индивидуальных и в то же время требовательных отношений сотрудничества. Педагогу - наставнику для работы со студентами необходимо иметь огромный запас знаний, который передаёт как практический опыт будущему профессионалу, так и творческий потенциал.Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации. Выделить особую роль наставника в процессе формирования личности представляется возможным потому, что в основе наставнических отношений лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от человека к человеку. Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь участников. Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому развитию новых компетенций, органичному становлению полноценной личности. Наставничество в системе образования сегодня получает новое развитие. Кто может стать лучшим наставником для студента колледжа? Почему не стоит ограничиваться разовыми встречами с обучающимися? Тема наставничества в образовании является одной из центральных в национальном проекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы»). Так, федеральный проект «Современная школа» содержит целевой показатель: до конца 2024 года не менее 70% обучающихся общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества. В профессиональной сфере именно наставник определяет срок готовности обучающегося работать самостоятельно и возможность его допуска к аттестационным, оценочным процедурам. Он также отвечает за личностное развитие своего наставляемого. Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися Министерства Просвещения Российской Федерации показателями эффективности внедрения целевой модели наставничества в субъектах Российской Федерации определяет долю детей и подростков в возрасте от 15 до 19 лет от общего количества детей, проживающих в субъектах Российской Федерации, вошедших в программы наставничества в роли наставляемых к 2024 году – 70%, а наставников – 10%.Экономические преобразования, происходящие в нашей стране, оказывают влияние на состояние профессионального образования. С одной стороны, интенсивно развивается рынок образовательных услуг и, как следствие, повышаются требования к колледжу со стороны обучающихся и их родителей. А с другой стороны, возрастают требования к специалисту со стороны работодателей. В этих условиях должна быть сформирована такая система отношений между школами, колледжем и предприятиями, которая формирует требования к обучающемуся, будущему специалисту. Переход на дистанционное обучение в колледже привел к необходимости использования наставничества. Поэтому наставничество в колледже стало рассматриваться как ключевая стратегия в организации и управлении процессом обучения и воспитательной системы. Вследствие этого изменились сами модели наставничества в колледже, и возник интерес для образовательной организации.Привязка наставничества к профессиональным стандартам мы увидели в практике WorldSkillsRussia, международном некоммерческом движении, целями которого являются повышение статуса профессионального образования и гармонизация профессиональных стандартов во всем мире. Это движение становится эффективным механизмом разработки и развития профессиональных образовательных стандартов, а также комплексной проверки: качества профессионального образования на различных уровнях его организации, а именно проверки квалифицированных характеристик выпускников, образовательных технологий, технологического уровня используемого учебно-производственного оборудования; квалификация педагогов и мастеров производственного обучения, наставников. Наставничество в движении WorldSkillsRussia основано на жестких профессиональных стандартах, которые обновляются от первенства к первенству. Наставниками готовящихся членов сборной являются эксперты-носители профессиональных компетенций. Успешные участники сборной готовы стать наставниками новой команды и могут оказывать конкурсантам растущего движения наставническую поддержку (как экспертную, консультационную, так и психологическую). В колледже работают студенческие объединения «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) (по компетенциям: машиностроение, туризм, гостиничное дело и др.). На протяжении нескольких лет колледж занимает призовые места и места победителей по различным компетенциям. Помимо организации и участия в малых, региональных чемпионатах, движение WorldSkillsRussia развивает экспертное сообщество и тиражирует лучшие мировые и отечественные практики в систему профессионального образования через повышение квалификации наставников, мастеров производственного обучения, преподавателей и директоров.Список литературы:Закаблуцкая, Е. Молодой специалист и наставник / Режим доступа: Наставничество, менторинг / Режим доступа: Щевьева, А.А. Наставничество как элемент системы повышения эффективности использования кадровых ресурсов предприятия / А.А. Щевьева // Сервис в России и за рубежом; Российский государственный университет туризма и сервиса. - 2021. - №3. - С. 213-223.