Публикации «Использования интерактивных методов обучения на уроках обществознания»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использования интерактивных методов обучения на уроках обществознания»
Автор: Казанцев валерий Николаевич


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЭНГЕЛЬССКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ (ГАПОУ СО Энгельсский политехникум)
Практика использования интерактивных методов обучения на уроках обществознания
Выполнил: преподаватель Казанцев В.Н.
Энгельс, 2023 год
Содержание
Введение. Проблема мотивации познавательной активности
обучающихся в современной системе СПО
Технология интерактивного обучения
Описание педагогического опыта по теме
Результативность работы
Проблема мотивации познавательной активности обучающихся в современной системе СПО
Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим
Б.Паскаль
Происходящие в обществе социально-экономические изменения предъявляют к среденму профессиональному образованию совершенно новые требования, выражающиеся, в частности, в том, что ее выпускникам уже недостаточно обладать широкими и разнообразными знаниями, навыками и умениями их самостоятельного пополнения. Они должны быть социально активными, а также ответственными людьми, обладающими определенным жизненным опытом, который поможет адаптироваться к суровым требованиям современной жизни.
Современный уровень отношений в обществе характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Одна из задач сегодня – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Такие люди будут определять успехи нашей страны в будущем.
Концепция модернизации образования определяет, что: Образование - в широком смысле этого слова - должно стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильность, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Современное качество содержания образования, в соответствии с Концепцией модернизации, предполагает формирование ключевых компетенций, включающих целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Обществознание позволяет обучающимся овладеть системой жизненных ценностей, социальными нормами, способами деятельности, которые необходимы любому гражданину в его отношениях с другими людьми, институтами гражданского общества, государством. Всё перечисленное входит в понятие гражданская культура, приобщение к которой и является воспитанием. Компетентному гражданину свойственна гражданственность – идейно-нравственное качество личности, характеризующейся свободой и ответственностью, зрелым политическим сознанием, развитым чувством патриотизма, сопричастностью судьбам своего народа, осознанием себя полноправным гражданином своей страны.
В соответствии с задачами модернизации российского образования преподавание учебного предмета Обществознание направлено, прежде всего, на повышение роли курса в духовном и нравственном становлении личности, на приобщение к гражданской культуре, на формирование гуманистических и демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ.
Разработанные на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования стандарты основного общего и среднего (полного) образования по обществознанию ставят цели, направленные на:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Изменились и требования к уровню подготовки выпускников. В результате изучения обществознания обучающиеся должны не только обладать знаниями и умениями, но и использовать их в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствование собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Повышение требований к образованию требует разрешения проблем в учебно-воспитательном процессе, которые возникают на практике:
Увеличение объема информации
Ограниченные возможности организма для ее усвоения.
Содержание образования направлено на развитие творческих способностей.
Традиционные формы и методы, ориентированные на передачу знаний.
Сегодняшняя жизнь обучающихся, когда всю ответственность за них несут родители.
Необходимость подготовки к самостоятельной взрослой жизни.
Повышение требований к уровню подготовки выпускников.
Снижение мотивации познавательной деятельности обучающихся.
В своей педагогической деятельности мы столкнулись с проблемой снижения познавательной активности обучающихся в изучении предмета Обществознание. Эту проблему хочу рассмотреть подробнее.
В современной системе СПО вопрос мотивации познавательной деятельности без преувеличения можно назвать центральным. Каждому педагогу хорошо знакома ситуация, когда обучающиеся во время урока откровенно скучают, смотрят в окно, занимаются посторонними делами, считают минуты до звонка. Настоящей проблемой стало систематическое невыполнение обучающимися домашнего задания. И, после каждого контрольного задания, с сожалением приходится констатировать факт, что материал не усвоен, ключевые компетенции не сформированы.
Исследования показывают, что интерес обучающихся к учебе снижается с переходом из начального звена в среднее, мотивация познавательной деятельности ослабевает. Что является причинами данной тенденции? В действительности причин снижения познавательной активности много, но мне хотелось бы остановиться, на мой взгляд, на тех, решение которых напрямую зависит от деятельности педагога.
Первая причина: преобладание внешней мотивации над внутренней.
Личность имеет две ведущие мотивационные системы: внешней и внутренней мотивации.
Как правило, учебная деятельность подкрепляется не одним, а несколькими мотивами, как внешнего, так и внутреннего свойства. Однако, эффективность учебной деятельности будет меняться в зависимости от того, какая группа мотивов будет преобладать. Проблема в том, что существующая система обучения эксплуатирует и перегружает систему внешней мотивации при практическом игнорировании системы внутренней мотивации.
Главная задача мотивации познавательной активности - такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.
Вторая причина: увеличение объема информации и усложнение образовательных программ.
В современном образовании объем знаний увеличивается, усложняются образовательные программы, обучающиеся ориентированы на максимально возможное усвоение содержания предметов без учета их индивидуальности. У большей части обучающихся отсутствуют физические и интеллектуальные возможности выполнить весь объем задаваемых домашних заданий. В этом случае возникает внутренняя защитная реакция, и часть учеников вообще перестает что-либо учить дома, понимая, что все необходимое к следующему учебному дню они выучить или сделать не смогут. Вместе с тем они все время испытывают внутреннюю тревогу, чувство неудовлетворенности собой.
Обучающиеся часто находятся в положении не справившегося, что порождает у них комплекс неполноценности по отношению к учению, полностью исключает положительную мотивацию успеха, вызывает неприязнь к предмету, а часто и фактический отказ от учения. Ориентация на максимум усвоения во всех областях знаний опасна и для сильного студента. Стремление отлично учиться по всем предметам в условиях объективного усложнения содержания обучения приводит к перегрузке обучающегося, мешает проявлению его способностей и дарований в какой-то одной области.
Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на новые цели, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям обучающихся, получающих общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять разнообразную социально одобряемую деятельность в современном российском обществе. Использование в педагогическом процессе активного обучения (тренинг, дискуссии, деловые, ролевые, ситуативные игры, включение обучающихся в реализацию социальных проектов в СПО, микрорайоне и т.д.) существенно меняет позицию участников процесса обучения, характер их учебной коммуникации. При этом именно преподаватель выступает организатором творческого процесса взаимодействия на уроке.
Исходя из всего вышеперечисленного, тему своей педагогической деятельности я определил как Использование интерактивных методов обучения как средства повышения познавательной активности обучающихся на уроках обществознания, так как, на мой взгляд, именно эта технология позволяет разрешить выявленные проблемы современного образования.
Цель: повышение познавательной активности обучающихся на уроках обществознания.
Задачи:
внедрение интерактивных методов обучения на уроках обществознания;
оптимальное сочетание внутренних и внешних мотивов учебной деятельности;
создание условий для творческого развития личности;
В своей работе я рассмотрю теоретические аспекты использования интерактивных форм обучения, представлю собственный педагогический опыт по указанной теме.
2. Технология интерактивного обучения.
В условиях образование выделяется в самостоятельный социальный институт и становится основным компонентом развития производственных сил, приобретая особую роль в формировании личности, ее развитии, воспитании и социализации в целом. В связи с этим изменяются характер и функции образования: оно должно не только передать знания, сформировать умения, но и развить способности к самоопределению, принятию самостоятельных решений, научить нести ответственность за себя и свои действия.
Вместе с тем, психолого-педагогический анализ традиционно сложившихся форм, методов и средств организации и проведения учебных занятий позывает, что в учебном процессе преобладает репродуктивность при восприятии и усвоении информации. Но такие методы учебной деятельности снижают познавательную активность обучающихся.
Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно интересен, значим и для педагога, и для обучающегося?
В данной ситуации естественным и необходимым условием развития общества, в соответствии с постоянно меняющимися его потребностями – это инновации в образовании. С одной стороны они способствуют сохранению непреходящих ценностей, а с другой – несут в себе отказ от всего устаревшего и отжившего. Особый интерес представляют инновации, связанные с разработкой и внедрением технологий, способствующих реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений.
Одним из направлений инновационной работы, наряду с изменением содержания образования и изменением содержания учебно-воспитательного процесса, является изменение технологии обучения.
В педагогической практике давно применяется термин активные методы и формы обучения. Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня объективной активности учебной деятельности обучающихся.
Идеи активизации обучения высказывались учеными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления ее в самостоятельную научную дисциплину. Все историю педагогики можно рассматривать как борьбу двух взглядов на позицию обучающегося. Приверженцы первой позиции настаивали на исходной пассивности обучающегося, рассматривали его как объект педагогического воздействия, а активность, по их мнению, должен был проявлять только преподаватель. Сторонники второй позиции считали обучающегося равноправным участником процесса обучения и отдавали его активности главенствующую роль в обучении. Еще ученые и мыслители античного мира являлись сторонниками активности ученика.
Современное образование использует различные формы, средства, методы активной педагогики. Разработан ряд технологий обучения (технология переводится как техно - искусство; логос - слово, наука) предполагающих изменение учебной ситуации таким образом, чтобы преподаватель из непререкаемого авторитета стал внимательным и заинтересованным собеседником и соучастником процесса познания. В числе наиболее известных и популярных сегодня можно назвать технологии: проблемного обучения.
В последнее время получил распространение еще один термин –интерактивное обучение. Термин interaktive learning (англ.) обозначает обучение, основанное на активном взаимодействии с преподавателем. Иначе говоря, интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двухсторонним обменом информацией между ними.
Интерактивные технологии по В.В.Гузееву – это вид информационного обмена обучающихся с окружающей информационной средой. Г.К.Селевко выделяет три режима информационного обмена:
Экстрактивный: информационные потоки направлены от субъекта обучающей системы к объекту обучения, но циркулируют в основном вокруг него, не проникая внутрь объекта. Обучающийся выступает в роли пассивного обучаемого. Этот режим характерен для лекций, традиционной технологии, он не вызывает субъективной активности обучающегося, так как учение представлено, в основном активностью обучающей стороны.
Интраактивный: информационные потоки идут на обучающегося или группу, вызывают их активную деятельность, замкнутую внутри них. Обучающихся выступают здесь как субъекты учения себя, учащие себя. Этот режим характерен для технологии самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития.
Интерактивный: информационные потоки проникают в сознание, вызывают его активную деятельность и порождают обратный информационный поток, от обучающегося к преподавателю. Информационные потоки, таким образом, или чередуются по направлению, или имеют двухсторонний (встречный) характер: один поток исходит от преподавателя, другой – от студента. Этот режим и характерен для интерактивных технологий.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Его суть состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что знают и думают. В результате создаются условия, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Интерактивное обучение имеет ввиду вполне конкретные ипрогнозируемые цели:
активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся;
возбуждение внутреннего диалога обучающегося;
обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена;
индивидуализация педагогического взаимодействия;
вывод ученика на позицию субъекта обучения;
достижение двухсторонней связи преподавателя и студента;
создание комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии обучающихся с учебным окружением. Учебная среда выступает как реальность, в которой ученик находит себя как область осваиваемого опыта, причем речь идет не просто о подключении его эмпирических наблюдений, жизненных впечатлений ученика в качестве вспомогательного материала или иллюстративного дополнения. Опыт обучающегося – это центральный активатор учебного познания. В традиционном обучении преподаватель играет роль фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, а в интерактивном - роль помощника в работе, одного из факторов, активизирующих взамонаправленные потоки информации.
В интерактивных моделях обучения, по сравнению с традиционным обучением, меняется и взаимодействие с ведущим: его активность уступает место активности обучающихся, задача ведущего - создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии студенты выступают полноправными участниками образовательного процесса, их опыт не менее важен, чем опыт ведущего, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает к самостоятельному поиску.
Интерактивное обучение – это освоение обучающимся опыта (стихийное или специально организованное), основанное на взаимодействии с областью осваиваемого опыта, с тренером, друг с другом. Это чрезвычайно долговременный процесс. Для того чтобы без потерь интегрировать его приемы в рамки урочной системы (связанной с жесткостью учебного расписания, сменой уроков, кабинетов и пр.), необходимо использовать самые разнообразные интерактивные способы взаимодействия с аудиторией.
Их можно разделить на невербальные и вербальные.
К невербальным относятся:
акустические: интонация;
визуальные: выражение, позы и движения;
Среди вербальных приемов интерактивного обучения психологи выделяют:
умение задавать открытые вопросы;
выбор преподавателем собственной позиции не как определяющей, а как нейтральной;
готовность к анализу и самоанализу занятия;
ведение заметок, помогающих отслеживать ход занятия и его результативность.
Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Таким образом, интерактивное обучение позволяет: развивать коммуникативные умения и навыки, приучать работать в команде, обеспечивать обучающихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность; развивать общие учебные умения (анализ, синтез, постановка целей и пр.) Интерактивное обучение благодаря смене форм деятельности способствует, в известной мере, и релаксации, снятию нервной нагрузки.
Какже напрактике осуществлять интерактивное общение? Заметим, что важнейшее условие для этого— личный опыт участия втренинговых занятиях поинтерактиву. Другими словами, освоение преподавателем активных методов иприемов обучения просто невозможно без непосредственного включения втеили иные формы. Можно прочитать горы литературы обактивных методах обучения, нонаучиться имможно только путем личного участия вигре, мозговом штурме или дискуссии. Тем педагогам, кто решился работать винтерактивной технологии, следует помнить онекоторых правилах организации интерактивного обучения науроках.
Правило первое. Вработу должны быть вовлечены втой или иной мере все участники. Сэтой целью полезно использовать формы, позволяющие включить всех участников занятия впроцесс обсуждения.
Правило второе. Надо позаботиться опсихологической подготовке участников. Речь идет отом, что невсе, пришедшие наурок, психологически готовы кнепосредственному включению втеили иные формы работы.
Правило третье. Обучающихся втехнологии интерактива недолжно быть много. Количество участников икачество обучения могут оказаться впрямой зависимости.
Правило четвертое. Отнестись совниманием кподготовке помещения для работы. Это нетакой праздный вопрос, как может показаться сначала. Кабинет должен быть подготовлен стаким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы вбольших ималых группах. Другими словами, для учеников должен быть создан физический комфорт.
Правило пятое. Отнеситесь совниманием квопросам процедуры ирегламента. Обэтом надо договориться всамом начале ипостараться ненарушать его. Например, полезно договориться отом, что все участники будут проявлять терпимость клюбой точке зрения, уважать право каждого насвободу слова, уважение его достоинства.
Правило шестое. Отнеситесь совниманием кделению участников семинара нагруппы. Первоначально его лучше построить наоснове добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.
Структура интерактивного занятия:
Мотивация– цель вызвать интерес к обсуждаемой проблеме (не более 5% времени занятия)
2. Объявление темы, ожидаемых результатов, хода занятия. Цель– обеспечить понимание обучающимися смысла их деятельности и что от них ожидает преподаватель. Желательно привлечь самих учеников (примерно 5 % учебного времени)
3. Введение в новый материал- цель дать обучающимся достаточно информации, что бы на ее основе выполнять практические задачи
4. Интерактивные упражнения – центральная часть занятия– практическое освоение материала, достижение поставленных целей
(60% времени на уроке).
5. Подведение итогов. Цель – рефлексия, осознание того, что было сделано на занятии, достигнуты ли цели, как можно применить полученное на занятии в будущем (до 20 % времени).
6. Оценивание обучающихся.
К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний.
1. Творческие задания.
2. Работа в малых группах.
3. Обучающие игры.
3.1. Ролевые.3.2. Деловые.3.3. Образовательные.
4. Использование общественных ресурсов.
4.1. Приглашение специалиста.4.2. Экскурсии.
5. Социальные проекты.
5.1. Соревнования.5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.
6. Разминки (различного рода).
7. Изучение и закрепление нового информационного материала.
7.1. Интерактивная лекция.7.2. Студент в роли преподавателя.7.3. Работа с наглядным пособием.7.4. Каждый учит каждого.
8. Работа с документами.
8.1. Составление документов.8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции.
9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем.
9.1. Проектный метод.9.2 Шкала мнений.9.3. Дискуссия.9.4. Дебаты.9.5. Симпозиум.
10. Разрешение проблем.
10.1. Мозговой штурм.10.2. Дерево решений.
11. Тренинги.
12. Кейс-метод
Принципы работы на интерактивном занятии:
• Занятие – не лекция, а общая работа.
• Суммарный опыт группы больше опыта тренера.
• Все участники равны.
• Каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.
• Нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).
• Все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.
Алгоритм проведения интерактивного занятия.
1. Подготовка занятия
2. Вступление:
2.1. сообщение темы и цели занятия
3. Основная часть:
3.1. выяснение позиций участников.
3.2. формирование целевых групп
3.3. интерактивное позиционирование
Этапы интерактивного позиционирования –
1) выяснение набора позиций аудитории,
2) осмысление общего для этих позиций содержания,
3) переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом
4. Выводы (рефлексия)
Подробней остановлюсь на каждом из этапов интерактивного занятия.
• Ведущий (педагог) производит подбор конкретной формы интерактивного занятия, который может быть эффективным для работы с данной темой в данной группе.
• Вступление. Скажи то, что ты собираешься сделать.
– Участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь.
– Педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии.
Примерные правила работы в группе:
• Быть активным.
• Уважать мнение участников.
• Быть доброжелательным.
• Быть пунктуальным, ответственным.
• Не перебивать.
• Быть открытым для взаимодействия.
• Быть заинтересованным.
• Стремится найти истину.
• Придерживаться регламента.
• Креативность.
• Уважать правила работы в группе.
• Основная часть. Скажи то, что хотел сделать.
– Процесс игры (участники взаимодействуют активно, пытаясь достичь поставленной цели).
В структуру интерактивного занятия, в основную часть рекомендуется включать игры на снятие эмоциональных зажимов.
Золотое правило игры: Игра требует времени, подготовки, пространства, определенного количества участников, готовности группы, мастерства ведущего.
Существует 2 вида игр на снятие эмоциональных зажимов:
•игры-ледоколы (ice - breaker) – короткие игры, которые используются для создания атмосферы доверия в группе;
•игра-разминка – используется для снятия напряжения, усталости, переключения внимания (во время перехода от одной части занятия к другой), при появлениях признаков усталости группы.
Примеры игр-ледоколов:
•2 правды, 1 ложь
•Снежный ком
•Мой новый знакомый человек особенный, потому что…
Примеры игр-разминок:
• Космическая скорость
Ход игры: Ведущий предлагает группе придумать и продемонстрировать самый быстрый способ передачи маленького мяча (любой другой предмет) по очереди от первого до последнего участника группы (время не должно превышать 5 сек.). При этом должны быть названы имена каждого из участников группы.
• Сказка
Ход игры: Ведущий рассказывает группе начало сказки, знакомит с ее героями. А затем предлагает группе придумать кульминацию и развязку сказки. Каждый участник группы пишет предложение на листке бумаги, заворачивает часть листка с предложением, чтобы его нельзя было прочитать следующему участнику, который в свою очередь пишет свое предложение. Все участники пишут по фразе, затем ведущий представляет группе получившуюся сказку.
• Выводы (рефлексия). Скажите о том, что сделано.
Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:
• Что вы чувствовали и почему?
• Что произвело на вас наибольшее впечатление?
• Что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?
• Есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?
• Чем вы руководствовались в процессе принятия решения?
• Учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы.
• Как вы оцениваете свои действия и действия группы?
• Если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения? 10
При разработке интерактивного занятия необходимо обратить особое внимание на следующие моменты:
• Участники занятия, выбор темы:
• Возраст участников, их интересы, будущая специальность.
• Временные рамки проведения занятия.
• Проводились ли занятия по этой теме в данной студенческой группе ранее.
• Заинтересованность группы в данном занятии.
• Перечень необходимых условий:
• Цель занятия.
• Раздаточные материалы.
• Техническое оборудование.
• Участники.
• Основные вопросы, их последовательность.
• Практические примеры из жизни.
• Что должно быть в каждом занятии:
• Уточнение проблем, которые предстоит решить.
• Представление участников (упражнения на знакомство, снятие эмоциональных зажимов).
• Перспектива реализации полученных знаний.
• Практический блок.
• Раздаточные материалы:
• Программа занятия.
• Структурирование материала.
• Использование графиков, иллюстраций, схем, символов.
• Используйте простые слова, простые предложения.
В интерактивных методах обучения в рамках учебной программы существует сложность предоставления обратной связи и получения ее. Обучение не может быть эффективным, когда что-то просто выполняется. Необходимо обдумать, что сделано, подвести итоги, понять, как в будущем могут быть использованы полученные знания. Отправным моментом в этом обдумывании является конкретный опыт, он образует почву для наблюдения и размышления, для использования его в определенных ситуациях и составления плана действий.
Остановлюсь подробнее на некоторых интерактивных формах.
Тренинг.
• тренинг – это форма активного обучения, развития знаний, умений и навыков;
• тренинг – это совокупность активных методов, которые используются с целью самопознания и саморазвития;
• тренинг – тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка знаний, умений и навыков, эффективного, адекватного поведения обучающихся. (Рефлексия.)
По моим наблюдениям, тренинг действительно представляет собой сложную, организованную деятельность, выполняющую такие функции как:
коммуникативная – установление эмоциональных контактов среди обучающихся;
обучающая – развитие общеучебных знаний, умений и навыков (постановка цели, анализ, синтез);
информационная – возможно создавать на основе индивидуальных вкладов в общее дело, динамику совместной деятельности;
релаксационную – учитывая, что интенсивные формы работы преподавателя могут создавать дополнительную нагрузку на нервную систему необходимо включать специальные упражнения на снятие негативного эмоционального и физического напряжения. Тренинг начинается, обычно, с напоминания преподавателя о правилах работы обучающихся. Они создаются заранее, разрабатываются совместно. Поэтому студенты о них знают. Примером таких правил могут быть такие как:
не перебивать говорящего,
не смеяться над ошибками другого,
замолкать по знаку ведущего,
активно участвовать во всех упражнениях и другие.
Дискуссия.
Почему я спрашиваю тебя, - обращался Сократ к софисту Горгию, - а не говорю сам? Это делается ради беседы. Основная задача - выявление существующего многообразия точек зрения участников на вопрос или проблему и при необходимости всесторонний анализ каждой из них. Существует несколько синонимов понятия дискуссия: спор, полемика, дебаты, диспут. Следует помнить, что психологи называют спором дискуссию, приобретающую характер межличностного конфликта, где каждый защищает свое я. Полемика подразумевает столкновение с идейным противником. Дебаты – прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании. Диспут от латинского (disputare) – рассуждать, разбирать, спорить. Диспутом обычно называют публичную дискуссию, специально организованную для определенной аудитории.
Преимущества дискуссии:
дает импульс проблемному обучению (студенты не просто пассивно получают знания, но добывают их, решая познавательные задачи)
в процессе дискуссии формируются специфические умения и навыки: умение формулировать мысли, аргументировать их (приемы доказательной полемики), навыки критического мышления.
Мозговой штурм.
Метод мозгового штурма (мозговая атака, мозговой штурм, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Этапы и правила мозгового штурма:
1. Постановка проблемы. Предварительный этап. 2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Правила для этого этапа:
Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе оценка приветствуется.
Аквариум.
Аквариум – это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним проживать ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и сопереживать ее.Преимущества метода:
Эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени.
Обучающиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков.
Стимулирует участников к практической работе.
Кейс-метод (разбор ситуаций).
Кейс-метод (case study) - от англ. сase - случай - техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) кейсы. Преимущества метода:
Обучающемуся легко соотносить получаемый теоретический багаж знаний с реальной практической ситуацией.
Вносит в обучение элемент загадки, тайны.
Разбираемая гипотетическая ситуация не связана ни с каким личным риском ни для одного из участников.
Игровые методики.
В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие возможности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития, - писал В.А.Сухомлинский.
Игровая деятельность детей, возникая в дошкольном возрасте, проходит в своем развитии путь от элементарной подражательности к сложной ролевой игре. Она в начале отражает предметную деятельность людей, а затем - человеческие взаимоотношения, нормы и правила общественного поведения. Уже в среднем подростковом возрасте человек отдаёт предпочтение коллективным играм, которые приучают их к коллективным формам жизни и деятельности. Игровые ситуации обогащают эмоционально восприимчивость детей, обостряют их интерес, воображение и мышление, упражняют в подчинении желаний и настроений социальным требованиям. Интересная игра повышает умственную активность человека, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра -это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими. Игр - это самостоятельная деятельность, в которой люди вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
Игра на уроке - дело серьезное. Методически верно организованная игра требует много времени для подготовки, максимальной активности обучающихся в деятельности не только на уровне воспроизведения и преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству преподавателя и обучающегося в процессе обучения.
Преимущества метода:
развитие творческих способностей;
овладение определенными действиями;
выработка навыков контроля в повседневных ситуациях;
развитие навыков социального взаимодействия, разработка и усвоение правил, обеспечивающих соперничество и честную игру;
использование игры для преодоления неприятных ситуаций, решения эмоциональных проблем.
Работа в малых группах.
Использование групповой работы в современной педагогике признается важнейшим элементом обучения. Большинство интерактивных методов обучения строится именно на работе в больших и малых группах.
При распределении обучающихся по группам можно руководствоваться разными принципами:
по результатам тестирования на 3 группы (сильные, средние, слабые) и случайно объединить по одному человеку из каждой группы;
обучающиеся сами создают группы;
в группу объединяются соседи по партам.
Деление на группы можно превратить в настоящую игру, здесь у педагога есть простор для творчества. Работа в группе позволяет обучающимся приобрести ряд важнейших качеств:
умение вырабатывать совместные решения;
терпимость к другим мнениям и позициям;
необходимость поиска компромиссов;
способность аргументировано отстаивать свою точку зрения;
стремление к диалогу;
умение строить общение с учетом эмоционального состояния, общей атмосферы.
Рефлексия.
Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.
При проведении рефлексии можно использовать следующие формы:
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме. Порядок написания синквейна:
первая строка – одно ключевое слово, которое определяет содержание синквейна;
вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
третья строка – три глагола, показывающих действие понятия;
четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение;
пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Коллаж – художественное изображение, составленное из картинок или рисунков, в котором отражается отношение обучающихся к заявленной проблеме или определяются пути ее решения.
Безусловно, дать характеристику всех интерактивных методов в рамках моей работы невозможно. Я затронул лишь незначительную их часть. Хотелось бы особо отметить, что работа в интерактиве дает безграничные возможности для творческого развития не только обучающихся, но и педагога. В своей педагогической деятельности я делаю только первые шаги по работе в интерактивном режиме и в следующей главе поделюсь своим опытом.
3. Использование интерактивных методов обучения как средства развития познавательной активности обучающихся на уроках обществознания.
В центр образования в настоящее время поставлено развитие и воспитание человека культуры, способного влиять на собственную образовательную траекторию, соотносить ее с национальными и общечеловеческими достижениями. И это, на мой взгляд, несомненно, верно!
В своей профессиональной деятельности я руководствуюсь Законом Российской Федерации Об образовании.
Изучив концепцию модернизации российского образования, я пришел к выводу, что для достижения целей, поставленных перед образованием необходимо заняться поиском эффективной технологии учебно-воспитательного процесса. Выбор был сделан в пользу технологии интерактивного обучения (ИО). Поэтому тема, над которой я работаю: Использование интерактивных методов обучения как средства развития познавательной активности обучающихся на уроках обществознания.
Методологическую основу учебно-воспитательной деятельности по обозначенной технологии интерактивного обучения я вижу в идеях доктора психологических наук Якиманской И.С. о личностно-ориентированном обучении, в ведущих идеях Винокурова Н.К., Бабанского Ю.К., которые одной из главных задач обучения считают целенаправленное, интенсивное развитие личности, ее творческого потенциала. Особую ценность, на мой взгляд, представляет технология саморазвития личности.
Мне видится, что организация работы с обучающимися требует от меня, как педагога, формирования четкого организационного механизма, который обеспечит выполнение поставленных задач учебно-воспитательного процесса в перспективном режиме.
Мои целевые установки:
Переход от образовательной традиционной парадигмы к новой модели образования.
Личностно-ориентированный подход к обучающемуся.
Единство обучения и воспитания.
Своими задачами педагога-обществоведа, я считаю следующие задачи:
1. Выявление стартового уровня состояния знаний, умений и навыков обучающихся в каждой группе, а также уровня воспитанности, гражданственности – патриотизма и толерантности, что необходимо для выбора форм и методов обучения и воспитания.
2. Выявление проблемного поля учебно-воспитательного процесса.
3. Разработка системы учебно-воспитательной деятельности, направленной на:
создание благоприятных условий для формирования прочных знаний, умений и навыков обучающихся.
формирование Человека-гражданина.
4. Отслеживание результатов учебно–воспитательной деятельности (мониторинг учебно-воспитательной деятельности).
Среди принципов формирования и реализации задач учебно-воспитательного процесса я назову следующие:
обоснованное планирование учебно-воспитательной деятельности в соответствии с Госстандартом и реализация программ патриотического и толерантного воспитания граждан РФ.
учет психологических особенностей социума и обучающихся.
работа в режиме положительной мотивации (поощрение творчества, активности, доброжелательности к суждениям).
взаимная ответственность участников учебно-воспитательного процесса.
открытость и информированность итогов учебно-воспитательной деятельности.
внутренняя потребность педагога в самосовершенствовании.
Процесс получения знаний
Поощрения
удовлетворение
самоуважение
компетентность
оценка
похвала
документ об образовании