Публикации РЕФОРМА КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РЕФОРМА КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Автор: Любовь Юрьевна Потемкина

Научная статьяУДК 339.564РЕФОРМА КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИПотемкина Л.Ю.Аннотация: статья посвящена оценке внедрения системы профилактических мероприятий при реформировании контрольно-надзорной деятельности.Ключевые слова: государственный надзор, профилактика, индикаторы риска, эффективностьREFORM OF CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES ON THE EXAMPLE OF THE STATE HOUSING INSPECTION SERVICE OF THE IVANOVO REGION Potemkina L.Yu.Annotation: the article is devoted to the evaluation of the implementation of the system of preventive measures in the reform of control and supervisory activities. Keywords: state supervision, prevention, risk indicators, effectivenessАктуальность данной темы обусловлена значительным объемом совершения надзорных действий в рамках жилищного надзора, отсутствием единообразного применения региональными органами такого вида надзора и социальной значимостью жилища. В орбиту такого вида надзора попадают правоотношения, непосредственно затрагивающие интересы широкого круга субъектов: пользователей, владельцев и собственников жилой недвижимости, товариществ и кооперативов, а также иных лиц. Государственный надзор – это особого рода деятельность, отличающаяся по способу осуществления, целям и кругу субъектов, в системе государственного управления, занимающая наравне с контролем место «обратной связи» в циклах управления, но в отличие от контроля служащая только целям проверки законности поведения поднадзорных субъектов, а не эффективности, и не заменяющая собой систему исполнения, в том числе и принудительного, обязательных требований. Органом регионального жилищного надзора на территории Ивановской области выступает Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области, которая является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим региональный государственный жилищный контроль (надзор) в Ивановской области.Нормативным правовым обеспечением регионального жилищного надзора выступают нормы федерального и регионального законодательства, образующие правовой институт, то есть совокупность нормативных предписаний регулирующих деятельность надзорного органа и включающие в себя, в том числе, положения Жилищного кодекса РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях, что свидетельствует о комплексной отраслевой принадлежности такого института. Совершенствование нормативного обеспечения и организационной структуры жилищного надзора обусловлено появлением новых целей и усложнением ранее поставленных задач, которые подлежат разрешению в рамках отрасли административного права. Развитие государственного жилищного надзора предполагает уменьшение государственного вмешательства в деятельность частных лиц и сохранение прежних гарантий качества исполнения законодательства в жилищной сфере (специальная составляющая). Способом достижения такого результата является повышение эффективности деятельности органов государственного жилищного надзора: повышения качества работы при одновременном уменьшении затрачиваемых ресурсов. Такими способами могут являться применение риск-ориентированного подхода и профилактических мероприятий при осуществлении регионального жилищного контроля (надзора).Службой государственной жилищной инспекции Ивановской области проводятся следующие профилактические мероприятия: а) информирование контролируемых лиц путем размещения сведений на официальном сайте Службы, сети интернет;б) доклады по обобщению правоприменительной практики;в) информационно-разъяснительные встречи с органами местного самоуправления, управляющими и ресурсоснабжающими организациями, гражданами региона. В целях профилактики нарушений обязательных требований подконтрольным субъектам вносят предостережения.Можно отметить положительные тенденции в связи с введенными новыми мерами профилактики нарушений обязательных требований, в частности с уменьшением объема проведенных контрольно-надзорных мероприятий и количество штрафов, а, следовательно, уменьшение вмешательства в деятельность частных лиц. Вместе с тем, как и любая форма деятельности, оценка результатов проведения профилактических мероприятий производится с помощью определенных показателей, среди которых можно выделить «эффективность», «отчетность», «результативность».Термин «эффективность» подразумевает под собой систему действий, объединенных единым замыслом и направленных к достижению определенной цели.Несмотря на это, Федеральным № 248-ФЗ не предложен реально действующий механизм профилактики нарушений обязательных требований. Работающая в настоящее время система профилактики декларативна, отчасти формальна, не имеет конечных целей и показателей, позволяющих добиться предупреждения нарушений обязательных требований.Так, не установлена обязанность, подтверждать исполнение предостережения документально, в этой связи невозможно установить факт результатов деятельности контролируемого лица, необходимые для оценки с точки зрения соблюдения или несоблюдения обязательных требований. В целях устранения выявленных противоречий и пробелов представляется целесообразным внести следующие коррективы в законодательство о контроле (надзоре).Во-первых, установить, что профилактика является не просто набором мероприятий, а деятельностью, основной целью которой выступает устранение причин и условий, способствующих возникновению случаев причинения вреда охраняемым законом ценностям и (или) угрозе возникновения таких случаев, при помощи инструментов добровольного характера, возможно поощрительного характера, направленного на достижение конечного результата. Данное направление должно являться приоритетом для всей системы государственного механизма в целом и государственного контроля (надзора) в частности.Во-вторых, предусмотреть, что, несмотря на то что профилактика является частью контроля (надзора), она также выступает самостоятельным направлением, которое обладает собственными признаками, принципами, набором мероприятий и т.д.Таким образом, существуют следующие проблемы:а) отсутствие единообразного применения регионального жилищного надзора;б) недостаточная степень правового регулирования.Все большее развитие в настоящее время получает применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля и надзора.Так, основанием для проведения внеплановой проверки является выявление параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований (далее - индикаторы риска) является основанием для проведения внеплановой проверки, предусмотренным в положении о виде федерального государственного контроля (надзора).Также, во внеплановом контроле внедряется инструмент риск-ориентированного подхода – индикаторы риска. Это обусловлено как наличием иных оснований для внепланового реагирования органов контроля. Данные основания для контрольных мероприятий, переориентируют внеплановую работу в сторону реагирования на индикаторы риска. При этом полагаю, что возникнут объективные сложности при согласовании проверок по индикатору риска с органами прокуратуры.В настоящее время Службой государственной жилищной инспекции Ивановской области осуществляется работа по расширению количества и настройки индикаторов риска с целью проведения большинства внеплановых контрольных мероприятий на основании индикаторов риска нарушения обязательных требований.В целом, применение риск-ориентированного подхода к осуществлению контрольно-надзорной деятельности позволит не только увеличить охват потенциальных нарушителей обязательных требований, но и снизить нагрузку на подконтрольные субъекты, которые не представляют реальной угрозы причинения вреда таким ценностям. При этом и контрольно-надзорные органы смогут сосредоточить свои усилия и ресурсы на проведении контрольно-надзорных мероприятий на объектах, нарушение обязательных требований на которых несет наибольшую угрозу и опасность причинения ущерба.Укоренение риск-ориентированного подхода в российском законодательстве и следование тем нормам, которые направлены на его реализацию, позволят создать благоприятные условия для оздоровления делового и инвестиционного климата в России.Таким образом, для устранения проблемы отсутствия единообразного применения норм, регулирующих осуществление регионального жилищного надзора необходимо издать дополнительные нормативные правовые акты на уровне Российской Федерации, либо принять разъясняющее постановление Верховного суда. Уточнить распределение полномочий между федеральными и региональными властями. Например, на федеральный уровень необходимо передать регламентацию порядка осуществления регионального надзора, в то время как на уровне субъекта оставить организационную форму. Список литературы
  • Агамагомедова С.А. Риск-ориентированный подход при осуществлении контрольно-надзорной деятельности: теоретическое обоснование и проблемы применения // Сибирское юридическое обозрение. – 2021. – Том 18. № 4. – С. 460-470.
  • Ганус А.А. Реформа контрольно-надзорной деятельности государственной власти в России и оценка ее эффективности // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. – 2018. – № 3 (40). – С. 15-19.
  • Добролюбова Е.И., Шемончук И.С. Контрольно-надзорная деятельность в регионах: промежуточные итоги реформы // Государственное управление. Электронный вестник. –2020. – № 79. – С. 207-228.
  • Кожевников О.А., Никонова Ю.Ш. Законодательство о контрольно-надзорной деятельности: реалии и ожидаемые перспективы // Научный вестник Омской академии МВД России. – 2021. – № 2(81). – С. 132-138.
  • References
  • Agamagomedova S.A. Risk-oriented approach in the implementation of control and supervisory activities: theoretical justification and problems of application // Siberian Legal Review. – 2021. – Volume 18. – . 4. – pp. 460-470.
  • Ganus A.A. Reform of the control and supervisory activities of state power in Russia and evaluation of its effectiveness // Bulletin of the St. Petersburg Law Academy. – 2018. – № 3 (40). – Pp. 15-19.
  • Dobrolyubova E.I., Shemonchuk I.S. Control and supervisory activities in the regions: interim results of the reform // Public administration. Electronic bulletin. - 2020. – . 79. – pp. 207-228.
  • Kozhevnikov O.A., Nikonova Yu.Sh. Legislation on control and supervisory activities: realities and expected prospects // Scientific Bulletin of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. – 2021. – № 2(81). – Pp. 132-138.