Публикации "Игровые технологии в дошкольном образовании"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Игровые технологии в дошкольном образовании"
Автор: Алина Евгеньевна Старцева

Доклад Тема: Игровые технологии в дошкольном образовании.Выполнила педагог дополнительного образования: Старцева Алина Евгеньевна
  • Список использованной литературы:
  • Современные технологии дошкольного образования: теорети-ческие и методические аспекты : учебно-методическое пособие / Л. Г. Качан, М. Б. Федорцева. – Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2016. – 157 с. – ISBN 978-5-7291-0549-6. – (Стандарт детства).
  • Игра дошкольника/Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др.; Под ред. С. Л. Новоселовой.- М.: Просвещение, 1989.-286с. ( Б-ка воспитателя дет. сада).
  • Родителям об игрушках. Абраменкова В.В. Журнал «Дошкольное воспитание», №4. 2005.
  • Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. Сада. А.К. Бондаренко, А. И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1983.- 192 с.
  • Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1. – М.: Педагогика, 1983. – С.303-323
  • Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах / Л.С. Выготский; под ред. А.В. Запорожца. – М.: Педагогика, 1983.
  • ВведениеИгровые педагогические технологии - это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр, вращающаяся в последовательной деятельности педагога по подбору, оформлению и создание сюжетно-ролевых игр, либо же викторин или иных форм игровой учебной деятельности. В силу детской психологии, и заложенной природой физиологией игры для ребенка, в раннем возрасте являются основным видом деятельности по познанию объективной реальности, а также физическому и психологическому развитию. «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность - работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...» - А.С. Макаренко. Именно игра, посредством различных вербальных или логических навыков выстраивает в ребенке основы его поведения, обучает его управлять своим поведением, закладывает основы логики и причинно-следственное мышление, ведет к физическому и психологическому укреплению, а также позволяет обуздать свою избыточную энергию.Основные понятия игровых технологий.Игровые технологии (ИТ) являются составной частью педагогических технологий. Игровая технология – продуманная во всех деталях модель совместной деятельности педагога и воспитанника, нацеленная на достижение поставленных образовательных целей посредством игры. Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме разных педагогических игр. Развитие импровизационных возможностей и умения быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства сделали игровые технологии очень популярными в среде воспитателей. Освоение педагогом дошкольного образования игровых технологий – залог успешного решения проблемы развития личности ребенка. Игровые технологии всецело развивают психику ребенка, формируют основы личности ребенка и поэтому все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса.Игровые педагогические технологии - это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр; последовательная деятельность педагога по:
  • отбору, разработке, подготовке игр;
  • по включению детей в игровую деятельность;
  • по осуществлению самой игры;
  • по подведению итогов, результатов игровой деятельности.
  • Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.Задачи игровой технологии:
  • Дидактические: расширение кругозора в области познания; применение и формирование в практической деятельности ЗУН; развитие обще учебных УУД; совершенствование трудовых навыков.
  • Воспитывающие: развитие самостоятельности и воспитание воли; формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, подходов, позиций; воспитание коммуникативности, сотрудничества, коллективизма, общительности.
  • Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации образовательной деятельности.
  • Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
  • Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счёт собственной активности ребенка.
  • Сделать воспитательный процесс управляемым
  • Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:
  • способом обучения;
  • деятельностью для реализации творчества;
  • методом терапии;
  • первым шагом социализации ребёнка в обществе.
  • Роль игровых технологий в развитии психики детейВ психологической науке игровой феномен рассматривается через активизацию психических процессов, как средство адаптации ребенка к жизни, как диагностику, коррекцию психических процессов. В ходе решения различных задач, продиктованных условиями и целями игры, ребенок учится приспосабливаться к изменяющимся и динамическим условиям, учится контролировать свои эмоции. Преодолевая трудности, ребенок укрепляет свою волю, приобретает необходимый опыт и знания. Навыки, полученные в ходе игры закрепляются в памяти и развиваются в дальнейшем. Игровые технологии выступают как основа для социализации и развития личности, под влиянием коллектива и педагога, игра отвечает за формирование тех стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности - учебной. Игровая форма занятий является очень близкой сознанию ребенка, поэтому легко притягивает внимание ребенка, а создаваемый при помощи игровых приемов и ситуаций интерес, выступает как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности. Игровые технологии ставят перед ребенком задачу созидательной деятельность, побуждает его на творческое использовании игры и игровых действий в воспитательно-образовательном процессе. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Игровые технологии стали основополагающими педагогическими концепциями отечественной педагогики и психологии, многие выдающиеся психологии высказывались о их пользе и роли в развитии ребенка;
  • Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок» (Л. С. Выготский).
  • Игра – «форма психогенного поведения, т. е. внутренне присущего, имманент-ного личности» (Д. Н. Узнадзе).
  • Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализу-емых интересов» (А. Н. Леонтъев).
  • Виды педагогических игрПедагогические игры очень разнообразны, и строятся по принципу выполнения задачи, на которую они направлены, однако при этом обязательно учитывается фактор возраста, и возможности детей к решению различных трудностей. Педагогические игры могут различаться;
  • По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;
  • По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
  • По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.
  • По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
  • По игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.
  • Однако всегда сохраняется главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей.Применения игровых технологийИгровые технологии предполагают разыгрывание разнообразных жизненных ситуаций, связанных с личными взаимоотношениями и трудностями. Каждый воспитанник играет отведенную роль, определенную правилами или инструкцией, однако всегда необходимо учитывать возраст детей, и обязательно выстраивать игру таким образом, чтобы детям было под силу справиться с поставленной задачей, иначе это может привести к ряду негативных последствий. Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития образования детей (далее - образовательные области):
  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.
  • Познавательное развитие. Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков - это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей.Речевое развитие. Применение игровых технологий позволяет создавать максимально благоприятные условия для развития речи детей:Художественно-эстетическое развитие. Игровые технологии, направленные на развитие восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, изобразительного искусства.Физическое развитие включает игровые технологии, направленные на развитие двигательной деятельности детей, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук и т.д.Правила применения игровых технологийОсновное правило для проведения игровых техологий является учитывание фактора возраста и возможностей детей. Эффективность игры зависит от степени отражения в игровой ситуации особенностей профессиональной деятельности, поэтому при разработке заданий следует учитывать, чтобы в них наглядно были представлены пути и возможности переноса теоретических знаний в практическую деятельность, а также зависимость эффективности этой деятельности от качества теоретических знаний. Для успешного проведения необходимо заранее продумать все детали, провести подготовительную работу.Перед проведением игры необходимо:
  • тщательно изучить индивидуальные характеристики учащихся;
  • изучить интересы и увлечения учащихся;
  • предварительно подготовить участников игры, используя для этого внеурочное время, или часть урочного времени;
  • хорошо подготовить игровую площадку и перед игрой напомнить учащимся, что им необходимо принести с собой.
  • Во время игры педагог, поощряя и стимулируя самостоятельную работу учащихся, должен одновременно контролировать игровую ситуацию. При этом необходимо:
  • доходчиво объяснить правила игры, которые должны быть простыми, а содержание предлагаемого материала доступным;
  • внимательно следить за ходом игры, выполнением ее правил и всегда быть готовым к быстрому разрешению конфликтов среди участников игры;
  • давать игрокам вести активную дискуссию друг с другом во время игры; предоставлять ее участникам максимальную самостоятельность, воздерживаясь от мелочной опеки;
  • следить за тем, чтобы каждый ученик принимал активное участие в игре;
  • следить за игровым временем;
  • стараться проводить игру таким образом, чтобы были заинтересованы не только в самой игре, но и в изучаемом предмете;
  • привлекать к судейству учащихся; добиваться, чтобы их оценка результатов игры была справедливой и соответствовала принятым критериям.
  • После окончания игры необходимо проводить обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации с реальностью и поощрять победителей.При разработке технологии игры необходимо следовать основам педагогического проектирования:
  • постановка цели;
  • отбор содержания и его структурирование;
  • выбор средств, методов и форм учебной деятельности учащихся;
  • разработка необходимых дидактических материалов, правил игровой деятельности и критериев ее оценки, соответствующих структуре учебной игры.
  • Этапы игровой деятельности.Технологии развивающих игр содержат этапы деятельности детей педагога (см. табл.).Таблица – Основные этапы технологии развивающих игрПримеры применения различных игровых технологий для решения конкретных задач
  • Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
  • Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги.Возраст: 3–7 лет.Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах. Рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо,  молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.
  • Сюжетно-ролевая игра «Игрушки у врача».
  • Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами.  Воспитывать в детях внимательность, чуткость.  Расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.Возраст: 3–7 лет.Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.
  • Сюжетно-ролевая игра «Аптека».
  • Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».Оборудование: игрушечное оборудование аптеки.Возраст: 5–7 лет.Ход игры: проводится беседа о том, люди каких профессий работают в аптеке, чем занимаются. Знакомимся с новой ролью – Заведующей аптекой. Она принимает от населения лекарственные травы и передает их Фармацевтам, чтобы они приготовили лекарственные препараты. Заведующая помогает Работникам аптеки и Посетителям разобраться в затруднительных ситуациях. Лекарства выдаютсястрого по рецептам. Роли дети распределяют самостоятельно, по желанию.
  • Сюжетно - ролевая игра "Зоопарк"
  • Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.Оборудование: игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала), билеты, деньги, касса.Возраст: 4–5 лет.Ход игры: воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.