Публикации Консультация для педагогов "Творческое сотрудничество с детьми на основе театрализованной деятельности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для педагогов "Творческое сотрудничество с детьми на основе театрализованной деятельности
Автор: Гаврипова Инзиля Илюсовна


Консультация для педагогов
Взгляд на проблему
Театрализация – самая популярная и увлекательная деятельность, без неё не мыслит свою работу ни один воспитатель или музыкальный руководитель. Нет такого детского сада или школы, где бы педагоги ни использовали в своей работе театрализованную деятельность. Театральная игра является универсальным средством воспитания и обучения.
Особенность театральной игры: эта деятельность интересна всем – и детям, и взрослым. В ней как бы нет возраста, а есть общая цель, которая реализуется как в результате – спектакле, так и в самом процессе подготовки к нему, в непредсказуемых, спонтанных импровизациях и экспромтах.
К сожалению не все воспитатели готовы к импровизации, и зачастую они, вызубрив сценарий, они не могут отступить от него в случае непредвиденного поворота событий на представлении. Занятия театрализованной деятельностью – это путь игровой, т.е. спонтанный, свободный, требующий способностей к экспромту, импровизации. Поэтому, тем, кто не может работать без конспектов, театрализованной деятельностью заниматься практически бесполезно.
Работу по театрализованной деятельности мы начинаем с младшей группы и продолжаем до окончания начальной школы. Сама форма организации предполагает обыгрывание какой-либо темы, интересной и понятной для всех её участников. В процессе театрализованных игр развивается способность к невербальному и вербальному общению, что так важно для дошкольников. На основе данной деятельности появляется возможность устанавливать контакты с различными специалистами (психологом, логопедом, физруком, воспитателями) и родителями.
Театрализованная деятельность служит мощным инструментом открытия и шлифовки многих человеческих способностей, и в первую очередь способности познавать себя, окружающий мир, развития навыков взаимодействия с другими людьми, умения делать выбор, а также коррекции некоторых негативных состояний и проявлений.
В театральной игре все её участники, не смотря на возраст, равны. Каждый проявляет свою инициативу, свои желания и представления. Но от каждого и требуется умение согласовывать свои действия с действиями других участников, с определёнными правилами.
В процессе творческого взаимодействия с ребёнком мы прежде всего озабочены процессом воспитания, а не обучения. Воспитание детей включает и воспитание их родителей, а это требует от нас большого терпения, особого такта и знаний.
Театрализованная игра не всегда даёт детям положительные эмоции, удовлетворение желаний. Иногда случаются и неудачи. Но мы ребят настраиваем на то, что неудачи случаются даже со знаменитыми артистами и в этом нет ничего страшного. Я считаю, что такие ситуации прекрасно закаляют характер ребёнка, учат переживать свой проигрыш, воспитывают способность уступать другому. А это так важно в нашей жизни!
Таким образом, совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений (сенсорики), чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.). Поэтому на основе театрализованной деятельности можно реализовывать практически все задачи воспитания, развития и обучения.
Принципы организации
Существуют различные способы организации деятельности детей в разновозрастной группе: подрупповая работа, включение детей разного возраста в единые проект. В таком проекте для каждого найдётся интересная и посильная роль или задание. В данной работе реализуется деятельностный подход:
- мотивация к игре;
- определение темы и цели игры;
- выбор игровых средств, распределение ролей;
- апробирование различных вариантов;
- достижение игровой цели и осознание результатов игры.
Данный метод является одним из ключевых в концепции развивающего обучения (А.А.Леонтьев). Этот метод предполагает не передачу детям готовых знаний в объяснительно-иллюстративной форме, а создание таких условий, при которых дети с помощью педагога сами находят способ решения проблемы
Дидактические принципы
Принцип психологической комфортности. Это, прежде всего, создание условий, в которых дети чувствуют себя как дома, снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех и ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.
Принцип творчества. Данный принцип предполагает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Принцип целостного представления о мире. Данный принцип связан с принципом научности. Здесь речь идёт не просто о формировании научной картины мира, но и о личностном отношении ребёнка к полученным знаниям, а так же об умении применять их в своей практической деятельности. Конфуций писал: суть знания в том, чтобы, имея его, использовать его.
Принцип вариативности. Данный принцип предполагает развития у детей вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения задачи. Этот принцип развивает не только творческое, изобретательское мышление у детей и педагогов, но и тренирует способность спокойно, философски относиться к тупиковым ситуациям, умение искать выход из трудного положения, понимать, что безвыходных ситуаций не бывает. Кроме того, этот принцип даёт свободу творчества и самому педагогу, помогает находить множество различных вариантов реализации требуемого содержания в работе.
Принцип минимакса. Данный принцип позволяет учесть индивидуальные особенности детей и обеспечить им продвижение вперёд своим темпом. Так один ребёнок ограничится минимумом, а другой возьмёт всё и пойдёт дальше. Все остальные разместятся в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями, возможностями и познавательными мотивами, т.е. дети сами выберут свой уровень по своему возможному максимуму. Этот принцип особенно важен при организации взаимодействия с детьми разного возраста.
Перечисленные выше дидактические принципы должны использоваться не эпизодически, а постоянно и в системе. Системный подход требует иного уровня осмысления и реализации этих принципов, требует предельной концентрации, необходимой для практической адаптации новых дидактических идей.
Каким образом выстраивается работа в группе с детьми разного возраста (или разным уровнем развития)? Вокруг игрового сюжета педагог выстраивает содержание различных видов деятельности, организует совместное творчество с детьми, предлагая доступные задания в соответствии с возможностями каждого ребёнка. Например, в сочинении сюжетов активное участие принимают, как правило, старшие дети, а малыши постепенно вовлекаются в игру, в которой им предлагаются посильные задания, связанные с движением, исполнением доступных для них ролей (Зайки, кошечки, цыплята и т.д.). кое-что необходимое для спектакля малыши изготавливают на занятиях по ИЗО деятельности.
Как правило, обыгрывание отдельных тем подводит детей к постановке спектакля либо к сочинению истории, которую можно записать или нарисовать. Театрализованные игры развиваются как на одном занятии или двух.
Диагностика
Эффективность театрализованной деятельности по отношению к развитию детей волнует всех педагогов. Но определить и зафиксировать эту оценку непросто, поскольку диагностика – дело сложное. Поэтому, на мой взгляд, здесь достаточно внимательного, фиксированного наблюдения.
В процессе наблюдения и совместной деятельности с ребёнком необходимо обращать внимание на следующее:
-желание участвовать в игре, активность и инициативность;
- отношение к выбранной или порученной роли;
- развитие нравственно-коммуникативных и волевых качеств личности (общительности, вежливости, чуткости, доброты, умение довести дело или роль до конца);
- эмоциональность и выразительность исполнения (в движении, речи);
- развитие произвольных познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, любознательности;
- умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, изодеятельности, речи);
- способность придумать и рассказать сказку, историю, сочинить танец и т.д. (отметить оригинальность, логичность, законченность сюжета, выразительность речи и пластики.
Пожалуй, самой объективной оценкой будет сравнение начальной характеристики ребёнка и характеристики к концу учебного года или поступления в школу. Причём такие характеристики могут давать и воспитатели, и родители.
Самое главное в этой работе – радость, удовольствие от самого процесса совместной творческой деятельности!