Публикации Методические рекомендации. Организация воспитательной работы куратора в условиях дистанционного обучения

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации. Организация воспитательной работы куратора в условиях дистанционного обучения
Автор: Дубина Ольга Михайловна

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИГБПОУ «МАКЕЕВСКИЙ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»ЦИКЛОВАЯ КОМИССИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИНОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ (КУРАТОРА) СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СПО В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯМетодические рекомендацииМАКЕЕВКА, 2022Организация воспитательной работы классного руководителя (куратора) студенческой группы образовательной организации СПО в условиях дистанционного обучения: методические рекомендации [Текст]Макеевка, 2022.Составитель: Дубина О. М., преподаватель высшей категории Макеевского транспортно-технологического колледжа. Для классных руководителей (кураторов) образовательных организаций СПО.Рецензенты:1. Лиховид Оксана Анатольевна, преподаватель высшей категории, председатель цикловой комиссии гуманитарных дисциплин ГБПОУ «Макеевский транспортно-технологический колледж».2. Вдовенко Татьяна Михайловна, преподаватель высшей категории ГБПОУ «Макеевский транспортно-технологический колледж». Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии гуманитарных дисциплин  (протокол № 10 от  22.05.2022 г.)ПЦК  __________ О. А. ЛиховидАННОТАЦИЯ к методическим рекомендациям «Организация воспитательной работы классного руководителя (куратора) студенческой группы образовательной организации СПО в условиях дистанционного обучения»Организация учебно-воспитательного процесса в дистанционном формате ставит перед педагогами, в том числе – классными руководителями студенческих групп образовательных организаций СПО – новые задачи, которые необходимо своевременно и эффективно решать.Цель методических рекомендаций: на основе изучения, анализа и обобщения передового педагогического опыта организации воспитательного процесса в период дистанционного обучения, а также собственной практической работы в качестве классного руководителя студенческой группы, раскрыть особенности применения инновационных педагогических технологий, дать опорные алгоритмы действий, которые кураторы учебных групп смогут использовать в воспитательной работе со студентами, адаптируя под собственный опыт и особенности учебной группы.В первой части рекомендаций «Теоретические аспекты организации воспитательной работы в образовательной организации СПО в дистанционном формате» дана общая характеристика дистанционной воспитательной работы в ОО СПО: задачи, направления, функции, содержание, достоинства и недостатки. Представлен анализ веб-сервисов для организации дистанционной воспитательной работы, описаны функции классного руководителя (куратора) в условиях дистанционного обучения.Вторая часть работы «Практические рекомендации классным руководителям (кураторам) студенческих групп» включает в себя характеристику форм организации дистанционных воспитательных мероприятий; рекомендации по проведению воспитательных (кураторских) часов в режиме дистанционного обучения; основные аспекты проектной деятельность как составляющей воспитательной работы в дистанционном формате; организацию проведения интернет-акций как одной из форм организации дистанционной воспитательной работы, а также способы повышения мотивации участия студентов в дистанционных воспитательных мероприятиях.Методические рекомендации предназначены для классных руководителей (кураторов) студенческих групп образовательных организаций СПО, осуществляющих воспитательную работу с обучающимися в дистанционном формате на основе цифровых образовательных технологий.СОДЕРЖАНИЕВведение____________________________________________________ С.51. Теоретические аспекты организации воспитательной работы в образовательной организации СПО в дистанционном формате1.1. Общая характеристика дистанционной воспитательной работы в ОО СПО: задачи, направления, содержание____________________________С.6-71.2. Достоинства и недостатки организации воспитательной работы в дистанционном формате_________________________________________С.8-91.3. Характеристика веб-сервисов для организации дистанционной воспитательной работы__________________________________________С.9-101.4. Основные функции классного руководителя (куратора) в условиях дистанционного обучения_______________________________________С.10-11 2. Практические рекомендации классным руководителям (кураторам) студенческих групп2.1. Формы организации дистанционных воспитательных мероприятий__________________________________________________С.11-132.2. Рекомендации по проведению воспитательных (кураторских) часов в режиме дистанционного обучения________________________________С.13-17 2.3. Проектная деятельность как составляющая воспитательной работы в дистанционном формате________________________________________С.17-202.4. Интернет-акции как одна из форм организации дистанционной воспитательной работы____________________________________С.20-222.5. Способы повышения мотивации участия студентов в дистанционных воспитательных мероприятиях_____________________________С.22-23Заключение___________________________________________________С.24Список использованных источников______________________________С.24 ВВЕДЕНИЕФормирование и развитие системы дистанционного воспитания – сложный процесс, который связан с решением комплекса проблем функционального и организационного характера. В связи с этим классные руководители (кураторы) учебных групп образовательных организаций СПО должны уметь и быть готовы осуществлять решение воспитательных задач не только в очном, но и в дистанционном формате. Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости исследования и анализа методов воспитательного процесса в сложившихся условиях. Цель методических рекомендаций: изучить, проанализировать и распространить передовой педагогический опыт организации воспитательного процесса в период дистанционного обучения, раскрыть особенности применения инновационных педагогических технологий, дать опорные алгоритмы действий, которые кураторы учебных групп смогут использовать в воспитательной работе со студентами, адаптируя под собственный опыт и особенности учебной группы. Опыт дистанционной воспитательной работы позволил выделить ряд проблем во взаимодействии кураторов и студенческих групп: технические – сбои в сети Интернет, ограниченный доступ к компьютеру, низкий уровень цифровой грамотности;методические – низкий уровень ИКТ- активности педагогов, необходимость повышения квалификации в сфере цифрового образования;мотивационные – недостаточная заинтересованность обучающихся и педагогов в дистанционных мероприятиях;коммуникативные – отсутствие «живого общения», в частности, невербального, между педагогом и обучающимися.В основу воспитательной работы в условиях дистанционного обучения должны быть заложены два подхода к моделированию определенных средств воспитания: традиционные формы организации воспитательной деятельности и новые средства передачи информации путем Интернета и сотовой связи, а также использование форм привлечения студентов к тому или иному виду деятельности в современных средствах массовой коммуникации. В условиях дистанционного обучения в качестве основных направлений и форм воспитательной работы можно выделить следующие: - идейно-воспитательная работа (проведение дистанционных диспутов, конкурсов, лекций и бесед и т.д.); - учебная и научная работа студентов (дистанционные кураторские часы по проблемам организации учебы, самообразования, успеваемости и др.); - индивидуальная работа со студентами (диагностирование уровня профессионально направленной личности студента, профилактика негативных явлений и правонарушений среди студенческой молодежи и т.д.). 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СПО В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ1.1. Общая характеристика дистанционной воспитательной работы в ОО СПО: задачи, направления, содержаниеВоспитательная работа – неотъемлемая часть целостного образовательного процесса ОО СПО вне зависимости от применяемых форм обучения. Воспитание является приоритетным направлением в образовательном процессе и рассматривается как целенаправленная организация всех сфер жизнедеятельности обучающихся. Воспитание личности обучающегося определяется комплексом различных факторов, оказывающих на него влияние, как в учебное, так и во внеучебное время. Педагогическим работникам необходимо обеспечивать обучающимся благоприятную позитивную образовательную среду, свободную от стрессов, вызванных стремлением к академическим успехам, в условиях дистанционного обучения. При введении ограничительных мер важное значение имеет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях дистанционного режима обучения, при организации которого особое внимание необходимо уделить оказанию психологической помощи и поддержки обучающимся. Основные задачи воспитательной работы в период организации дистанционного обучения: - оказание социально-психологической поддержки обучающимся; - оказание психологической помощи с учетом усиления влияния психологических факторов в межличностных отношениях в периоды самоизоляции, пролонгированных каникул и иных ограничений; - развитие социальных и культурных компетенций обучающихся через вовлечение их в позитивную социальную деятельность; - вовлечение обучающихся в активную социальную практику: развитие волонтерского движения, разработка и реализация социально-значимых проектов; - развитие творческих способностей у обучающихся; - формирование у обучающихся патриотических чувств и сознания на основе понимания исторических ценностей, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну; - создание здоровьесберегающей среды, формирования здорового образа жизни. Направления и функции воспитательной работы: - создание оптимальной социально-педагогической воспитывающей среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности; - организация гражданско-патриотического воспитания; - пропаганда ценностей физической культуры и здорового образа жизни; - организация работы по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, табакокурения, формирование здорового образа жизни; - воспитание правовой культуры обучающихся; - участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, волонтерском движении; - организация дистанционных форм культурно-массовых, спортивных, научных мероприятий, поощряющих развитие интеллектуальной, творческой деятельности (олимпиады, квесты, соревнования и т.д.); - воспитание творческой индивидуальности, инициативности личности, нацеленной на самореализацию и творчество.Функции воспитательной работы колледжа предусматривают: - определение концепции воспитательной деятельности колледжа, обеспечение стратегии ее реализации; - разработка программ и планов воспитательной работы на учебный год, другой нормативной и методической документации; - определение наиболее эффективных форм, методов и способов организации воспитательной работы в колледже; - формирование единого воспитательного пространства, организация творческого взаимодействия преподавателей и обучающихся по обеспечению развития воспитательной среды; - обеспечение необходимых условий для самореализации личности, развитие учебно-творческих, социально-бытовых инициатив участников воспитательного процесса; - анализ и мониторинг воспитательной работы по ее основным направлениям; - создание рабочих групп и оргкомитетов по организации и проведению воспитательных мероприятий в колледже в дистанционной форме. Содержание воспитательной работы в условиях дистанционного обучения Главными элементами воспитания в процессе обучения являются: - воспитание гармонично развитой личности – органичное сочетание учебной, общественной, социально-культурной деятельности будущего специалиста; - формирование моральных ценностей гражданской позиции, патриотизма через урочную и внеурочную деятельность; - усвоение профессиональных компетенций и навыков самостоятельной работы через разработку и реализацию социальных проектов. Изменение режима образования предполагает выстраивание алгоритма организации взаимодействия педагогических работников и педагогов-психологов с обучающимися и их родителями (законными представителями), предусматривающего: - установление и поддержание контактов педагога-психолога с членами семей, педагогическими работниками и администрацией колледжа (в том числе проведение опроса и установочного совещания по организации психолого-педагогической поддержки образования в условиях дистанционного режима обучения.1.2.Достоинства и недостатки организации воспитательной работы в дистанционном форматеОрганизация воспитательной работы при дистанционном обучении осуществляется в большей мере с помощью Интернет- ресурсов, это создает целый ряд трудностей. 1. Технические проблемы: отсутствие необходимых устройств для выхода в Интернет, нестабильная сотовая связь, отсутствие навыков использования сервисов для проведения учебно-воспитательной работы. 2. Низкая мотивация к участию в воспитательных мероприятиях у студентов. Воспитательные мероприятия всегда являются добровольными, поэтому педагог может привлечь к ним студентов только актуальным, интересным содержанием, эмоциональностью, большую роль играет авторитет педагога. 3. Применять традиционные приемы воспитательной работы на дистанционном обучении не всегда возможно, преобразовать работу на базе цифровой образовательной среды может не каждый. Несмотря на указанные выше трудности не стоит недооценивать дистанционные формы воспитательной работы. Благодаря гибкому графику и комфортной удобной обстановке возможно увеличить время для воспитательного воздействия в привычной и понятной для подростков форме (по данным исследований современные подростки почти не имеют запретов и ограничений для выхода в сеть, 45 % проводят «online» от 1 до 4 часов, а 39 % — более 4 часов, таким образом педагоги, выходя на контакт с ребятами дистанционно, попадают уже на их территорию, становятся «своими»). Положительные стороны воспитательной работы со студентами, находящимися на дистанционной форме обучения: - воспитательный процесс становится более насыщенным, современным, привлекательным и понятным; - в процессе поиска необходимой информации студенты адаптируются в современном информационном пространстве; - расширяется диапазон самостоятельной деятельности студентов, принятия ими решений; - появляется возможность качественно осуществлять систему мониторинга и диагностики студентов и воспитательной работы в целом; - на студентов оказывается комплексное воздействие на различные каналы восприятия, на различные виды памяти. Преимущество дистанционного образования – его открытость и массовость. Интернет-мероприятия допускают неограниченное количество слушателей, в том числе возможно привлечение сторонних участников воспитательного процесса (это могут быть специалисты в различных отраслях, интересные личности, выпускники колледжа и т.д.). Дистанционное образование способствует решению одной из задач государственного уровня: повышение цифровой грамотности населения. Без опыта и без примера использования цифровых возможностей современного образования невозможно привить студентам нормы поведения в сети, образцы грамотных действий. При использовании передовых форм и методов в дистанционной воспитательной работе педагог создает условия для практической реализации навыков и умений взаимодействия студентов в цифровой среде, а также имеем возможность её оценивать и, при необходимости, корректировать. В случае полной самоизоляции, воспитательная работа в удаленном формате способна сохранить взаимодействие куратора и студентов, создать условия для неформального общения подростков, без которого невозможно полноценное развитие личности.1.3. Характеристика веб-сервисов для организации дистанционной воспитательной работыСегодняшние студенты родились в эпоху информатизации и являются активными пользователями Интернета и социальных сетей. Среду дистанционного взаимодействия можно использовать каккоммуникативный канал между куратором и студенческой группой. Веб-сервисы и Интернет-платформы позволяют решить проблему «живого общения». В Таблице 1 приведены примеры веб-сервисов, с помощью которых можно проводить видеоконференции, воспитательные (кураторские) часы и другие мероприятия. Таблица 1. Веб-сервисы для проведения дистанционных воспитательных мероприятий Кроме перечисленных веб-сервисов набирают популярность социальные сети и мессенджеры. Социальная сеть ВКонтакте позволяет создать группу и беседу для взаимодействия куратора с учебной группой. На «стене» можно публиковать новости, важные объявления. Данная социальная сеть дает возможность оперативно обмениваться информацией, создавать обсуждения, голосования, опросы, хранить каталог ссылок, фотоальбомы и видеоролики, проводить конкурсы и мероприятия и следить за статистикой сообщества.Для взаимодействия с родителями большинством кураторов используются мессенджеры WatsApp и Viber, которые позволяют передавать сообщения различного формата, проводить конференции, совершать вызовы. Использование веб-сервисов и социальных сетей оправдано и эффективно, так как обучающиеся более активно вовлечены в общение с куратором в социальных сетях, чем в других формах, информация от куратора поступает оперативно, куратор учебной группы может контролировать аккаунты студентов, появляется возможность непрерывного взаимодействия с обучающимися и их родителями. 1.4. Основные функции классного руководителя (куратора) в условиях дистанционного обученияОсновой учебно-воспитательной работы в ОО СПО является учебная группа, а организатором деятельности студенческого коллектива группы является куратор. Регулярное общение куратора со студентами дает возможность изучить их индивидуальность. Куратор часто выступает посредником между преподавателями и студентом, устанавливает деловые контакты с общественными организациями, решает конкретные педагогические проблемы. Кураторы должны активно взаимодействовать с студентами, оказывать посильную помощь в решении проблем, связанных с организацией обучения, проводить дистанционные кураторские часы, во время которых студенты в режиме on-line могут обсуждать широкий круг вопросов по разнообразной тематике. В условиях дистанционного обучения можно выделить следующие функции куратора: - обеспечение участия студентов в мероприятиях колледжа; - координация работы группы с деятельностью других подразделений колледжа; - информационное обеспечение студентов группы; - методическая помощь в решении учебных и социально-бытовых вопросов; - оказание методической помощи по организации самообразования студентов. Кроме того, у куратора существуют и определенные обязанности: - способствовать развитию у студентов профессиональных навыков; - помогать студентам решать проблемы, возникающие в процессе обучения; - проводить работу со студентами по формированию у них умения оптимально выстроить процесс дистанционного обучения; - выявлять причины неуспеваемости студента, организовывать их устранение; - оперативно извещать администрацию о неучастии студентов группы в дистанционном образовательном процессе; - своевременно доносить до студентов важную информацию; - своевременно отвечать на письма студентов; - в режиме on-line проводить кураторский час в удобное для студентов время; - соблюдать этические нормы поведения, переписки и общения. 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ (КУРАТОРАМ) СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУПП2.1.Формы организации дистанционных воспитательных мероприятийКонференцсвязь – удобная форма для повествования и демонстрации необходимых изображений, музыки или видео. В данном формате допустимо проведение информационно-ознакомительных кураторских часов, родительских собраний, мастер-классов и т.д. Недостатки заключаются в отсутствии возможности контроля за действиями и заинтересованностью студентов. В ходе такого мероприятия необходима договоренность со студентами о правилах, особенностях общения (например, в чате), контроль за наличием обратной связи. Важно предусмотреть рефлексию, возможность открытого, но корректного разговора с педагогом и одногруппниками. Веб-квесты актуальная форма воспитательной работы при дистанционном обучении. Это технология, благодаря которой «педагог формирует интерактивную поисковую деятельность обучающихся, в ходе которой они мотивируются к самостоятельному добыванию знаний, задает параметры этой деятельности, контролирует ее и определяет временные пределы». Данный вид групповой работы позволяет развивать коммуникативные и лидерские качества, повышает мотивацию к процессу самостоятельного получения информации.Видеобеседы, мастер-классы. Видеобеседа – это беседа посредством электронных видеоресурсов. Мастер-класс – оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определенной области творческой деятельности (музыки, изобразительного искусства, литературы, режиссуры, актерского мастерства, дизайна, а также науки, педагогики и ремесла для лиц, достигших достаточного уровня профессионализма в этой сфере деятельности. Широко используемыми форматами воспитательных мероприятий являются мастер-классы, встречи с интересными людьми, беседы на важные для воспитания подрастающего поколения темы. Зачастую для подобных мероприятий приглашаются специалисты, которые делятся с собравшимися своими знаниями и умениями. В условиях ограничений организовать подобные встречи стало невозможно, поэтому для обучающихся готовятся видеоролики, используя которые они могли чему-то научиться, узнать что-то новое или же проявить свои интеллектуальные или творческие способности. Например, видео-беседа «Дорогой добра», онлайн-игра «Интеллектуальный марафон», танцевальный интерактив, кулинарный мастер-класс «Изготовь шедевр своими руками». Разработка рубрики «Интересные факты» для социальных сетей. На сайте учебной организации и в соцсетях публиковать «интересные факты» об известных спортсменах, хореографах, музыкантах, композиторах, художниках, педагогах, об изобретениях, которые сделали студенты и т.п.Интеллектуальные викторины. Каждая викторина имеет уникальную тематику, в системе дополнительного образования викторины используются очень широко. Варианты викторин: ежедневные тематические викторины с вариантами ответов в социальных сетях; тематические тестирования для обучающихся; тематическая интеллектуальная онлайн-игра. В назначенное время на сайте открывается ссылка на гугл-таблицу, где участники должны вписать свои данные и ответить на определенное количество вопросов. Время на ответы так же строго ограничено.Онлайн-флешмоб. Флешмоб – это заранее спланированная внезапная групповая акция в общественном месте. В условиях ограничений собрать большое количество людей в одном общественном месте стало невозможно. Поэтому, чтобы объединить большое количество людей одной идеей, одним действием, широко стали использоваться онлайн-флешмобы. Алгоритм создания оналайн-флешмоба прост. Обучающиеся дома выполняют какое-то одинаковое действие (например, берут в руки смайлик и передают его) и снимают его на видео. Организаторы монтируют эти минивидео в единый ролик, где участники флешмоба передают смайлик (или колокольчик, или что-то другое) из рук в руки.Онлайн-концерты. Они могут проводиться в рамках календарных праздников («День знаний», «День пожилого человека», «День матери», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «День защиты детей» и др.), группы студентов представляют на суд зрителей свои творческие поздравления. Например, подготовить онлайн-концерт, собранный из готовых номеров. Все номера монтируются в один видеосюжет. Или записать на видео исполнение определенной песни, все полученные записи собрались в один пост, один онлайн-концерт и все желающие могли насладиться творчеством обучающихся. Создание общего творческого продукта, например, газеты или видеоролика, позволяет объединить студентов учебной группы во время дистанта. Каждый студент выполняет небольшую часть задания, при этом советуясь и обсуждая свою работу с другими, в итоге получается готовый продукт, на который каждый в отдельности потратил бы намного больше времени. Профориентационная работа в дистанционном формате становится более актуальной и доступной. Можно связаться с ВУЗами и дать возможность обсудить перспективы обучения в формате онлайн- «Дней открытых дверей», организовать интервью с представителями профильных профессий. Просмотр видеофильмов с последующим их обсуждением способствует формированию морально-нравственных жизненных принципов студентов, дает возможность более глубокого знакомства с историей и культурой страны и мира. Виртуальные посещения музеев, выставок с последующим обменом эмоциями позволяет обогатить внутренний мир подростков, привить эстетический вкус. Не стоит недооценивать и роль индивидуальных бесед в период дистанции. С одной стороны, возникают трудности из-за удаленности объекта беседы, с другой, если беседа происходит в формате переписки, то многим подросткам проще высказать свои мысли и тревоги в более привычном общении через социальные сети. Организовывая воспитательную работу в дистанционном формате, необходимо учитывать уровень цифровой грамотности студентов, стремиться постепенно повышать его; использование разнообразных форм работы с подростками позволит не потерять их интерес к процессу; нельзя забывать о здоровье участников образовательного процесса и не перегружать их работой с компьютерами. Опыт воспитательной работы, приобретенный в дистанционном формате, важно использовать не только во время вынужденной изоляции, но и в последующей работе, как одну из форм образовательно – воспитательного процесса. Общение в социальных сетях под контролем куратора позволит студентам познакомиться и использовать в общении сетевой этикет, самостоятельно и с помощью педагога повышать уровень цифровой грамотности. 2.2.Рекомендации по проведению воспитательных (кураторских) часов в режиме дистанционного обучения 1. Желательно сохранить воспитательные часы как естественную и неотъемлемую часть жизни студенческой группы. Важно, чтобы информация о предстоящих воспитательных часах доносилась до студентов с позитивным настроем и не воспринималась как дополнительное увеличение и без того непростой в сложившихся условиях учебной нагрузки. 2. Поскольку ставится задача поддержания межличностных связей и традиций в студенческом коллективе, воспитательные часы в режиме дистанционного обучения желательно проводить регулярно. 3. Воспитательные часы можно систематизировать следующим образом: воспитательный час, организованный как способ коллективного планирования творческих дел; информационный воспитательный час как «открытие» ранее неизвестного для обучающихся; воспитательный час как час общения, разговор «по душам», уточнение нравственных ценностей; воспитательный час – плановый, для подведения итогов, например, успеваемости за семестр. 4. По своему характеру воспитательные часы должны отличаться от учебных занятий в условиях вынужденного режима дистанционного обучения. Следует стараться выстраивать их таким образом, чтобы они вызывали позитивный настрой, преимущественно положительные эмоции. Достижению этого в условиях удаленного взаимодействия могут способствовать: • выбор интересной тематики; • сообщение интересных, ярких, необычных фактов; • более свободный и открытый стиль общения ; • предоставление студентам возможности выразить в режиме онлайн свое мнение, отношение к тому, что они слышат и видят; • включение элементов сотрудничества и соревновательности; • предоставление информации (например, в виде ссылок на ресурсы сети Интернет) о том, где студенты могут познакомиться с дополнительными сведениями по заинтересовавшему их вопросу. 5. Проведение воспитательного часа должно быть заблаговременно анонсировано студентам группы , а на 1 курсе, возможно – и их родителям. Это должно быть сделано минимум за два-три дня до запланированной встречи, а если подготовка, по вашим оценкам, требует от студентов времени на поиск, отбор, систематизацию и оформление информации, подготовку выступления – то за более значительный срок. Анонсируя предстоящий воспитательный час, следует: - обозначить тематику и общую идею воспитательного часа («о чем и почему мы будем говорить»). Описание должно дать представление обучающимся, чем встреча полезна для них, что нового они получат; - указать дату и точное время проведения; - указать требования к наличию техническому оборудованию («что понадобится»: потребуется ли наличие наушников, микрофона; можно ли обойтись смартфоном и т.д.); - обозначить, с помощью какой платформы или цифровых сервисов будет -организовано проведение воспитательного часа и как подключиться к ним (если сервис подобным образом уже использовался, детальная инструкция не нужна; если нет или предполагаются какие-то особенности его применения – стоит дать студентам краткую и понятную инструкцию либо ссылка на готовую инструкцию); если предполагается участие в подготовке студентов к воспитательному часу – подробно и четко рассказать, что именно надо сделать, как оформить, каким образом, в каком формате и в какие сроки представить материал (конкретный способ передачи информации – например, адрес электронной почты куратора , используемой для связи – должен быть четко обозначен; группы в мобильных мессенджерах WhatsApp, Viber, образовательная платформа Дневник.ру и т.д.). 6. Для достижения эффекта вовлеченности студентов группы в совместное дело педагогу имеет смысл не готовить весь воспитательный час, от начала до конца, самому, а создавать и проводить его вместе с обучающимися. В зависимости от замысла воспитательного часа можно дать разные задания конкретным обучающимся , или общее задание, допускающее возможность выбора вариантов его выполнения. Задание дается во время анонсирования предстоящего воспитательного часа в виде краткой инструкции с пояснениями. Если педагог считает это целесообразным, можно порекомендовать источники информации, которыми лучше воспользоваться (их не должно быть много, но одним источником ограничиваться не стоит). Необходимо четко определить, что именно и в каком формате студенты должны подготовить. Представляется, что это может быть, например: краткое (5-7 минут) устное сообщение, с которым студент выступит перед группой во время воспитательного часа; небольшая подборка слайдов (7-10 слайдов или изображений), которая будет сопровождать выступление; видеозапись устного выступления на выбранную тему продолжительностью 3-4 минуты, ссылка на которое будет дана студентам во время воспитательного часа. (С одной стороны, этот вариант можно задействовать при ограниченных возможностях каналов онлайн-связи. С другой стороны, эта форма потенциально дает подросткам возможность проявить свою креативность в нестандартной и современной форме). 7. При проведении воспитательного часа в дистанционном режиме целесообразно использовать приемы, обеспечивающие обратную связь, отклик студентов на услышанное и увиденное, их взаимодействие между собой. С этой целью, в частности, можно использовать: вопросы, обращенные к аудитории. В зависимости от имеющихся технических возможностей, они могут предполагать либо устный ответ с использованием микрофона (видеокартинку транслировать необязательно, если возможности связи ограничены) либо короткий ответ в чате; кооткие онлайн-опросы, позволяющие наглядно увидеть мнение обучающихся по какому-то обсуждаемому вопросу (В том же чате можно предложить ответить с помощью знаков + и – на простой вопрос. Другой вариант – заранее создать небольшой опрос (анкету) на стороннем сервисе, позволяющем оперативно увидеть результат опроса, во время воспитательного часа дать студентам в чате ссылку на его прохождение и определить лимит времени (несколько минут) на прохождение. После этого педагог может обозначить и обобщить полученные результаты);виртуальное голосование (например, можно предложить участникам воспитательного часа определить, какое из выступлений одногруппников показалось им наиболее интересным/содержательным/аргументированным; провести голосование, позволяющее определить, скажем, топ-5, необычных памятников или самых полезных изобретений 20 века, на основе того, что было представлено студентами и т.д.); короткие тесты и викторины, составленные на основе той информации, которая была представлена в ходе воспитательного часа; познавательные задания (могут быть устно озвучены педагогом, продемонстрированы на слайде, либо заранее созданы и размещены на стороннем цифровом сервисе (например, LearningApps.org), на соответствующую страницу которого куратор дает ссылку во времени воспитательного часа. В целях обеспечения полноценной, многосторонней коммуникации при проведении воспитательного часа педагогу важно воздерживаться от монолога: желательно откликаться на высказывания ребят, записи в чате (при условии, что они носят содержательный характер), интересоваться мнением аудитории по поводу каких-то выраженных одногруппниками идей, обращаться к конкретным студентам , просить высказаться именно их и т.д.). 8. При проведении воспитательного часа в дистанционном режиме следует придерживаться следующих правил: 1) Продумайте заранее формат и организационные детали проведения воспитательного часа. Во-первых, у вас не будет живой обратной связи во время мероприятия, поэтому не стоит полагаться на импровизацию, даже если вы привыкли это делать. Во-вторых, нужно помнить о существующих ограничениях, налагаемых использованием цифровых сервисов и технологий. 2) Соберите больше фактов, интересных деталей, которые удержат внимание обучающихся. «Говорящая голова» на экране утомляет. Используйте цитаты, короткие презентации, средства инфографики, мемы, фото, средства организации коллективной работы (например, сервисы онлайн-голосования; простейшие опросы, которые можно провести непосредственно в чате). 3) Выберите площадку проведения воспитательного часа. Главное, чтобы используемый вами сервис был вам знаком, удобен для вас и для студентов, а также обеспечивал надежную связь. Если у вас нет соответствующего практического опыта, лучше не использовать сложные цифровые сервисы. 4) Протестируйте необходимый функционал выбранного сервиса или платформы заранее. Убедитесь, что знаете: как зарегистрироваться в системе (если это необходимо) и подключиться к мероприятию; как включать и останавливать трансляцию;как демонстрировать нужные вам изображения (слайды, презентации, фотографии), делиться изображением экрана с участниками, переключать слайды (скорее всего, это надо будет делать вам, а не студентам); как предоставить другому участнику возможность для выступления, включить и выключить для него доступ к микрофону и камере; как работать с чатом, читать и отвечать в нем на записи участников; как разместить те или иные материалы для скачивания и предоставить участникам возможность скачать их. 5) По возможности, не стремитесь использовать в ходе онлайн-трансляции демонстрацию видеофрагментов: высока вероятность того, что видео и звук будут предаваться с задержками или «зависнут». Если видите в этом необходимость, лучше дайте ссылку на короткий видеофрагмент, размещенный в сети Интернет, или направьте его студентам на смартфоны через WhatsApp. 5) Если платформа (сервис) позволяют это сделать – ведите запись трансляции воспитательного часа. Впоследствии ее можно будет разместить в сети с доступом для обучающихся, и ее смогут посмотреть те, кто по каким-то причинам не смог этого сделать вместе со всеми. 6) Заранее дайте точную ссылку на трансляцию тем, кому это необходимо (и только им). 7) Установите и в самом начале встречи со своими студентами изложите правила проведения воспитательного часа в дистанционном режиме. Обязательно оговорите простое правило: «Закончив мысль, говорим: «Передаю слово» («Мое выступление закончено» или нечто подобное)». В онлайн режиме при задержках звука и невысоком качестве видеоизображения довольно трудно почувствовать, закончил ваш собеседник свою мысль или сделал небольшую паузу. В обычном общении мы улавливаем окончание мысли интуитивно, но в онлайне накладки случаются регулярно и при задержках звука создают хаос. Правило «Передаю слово» позволяет эту проблему снять. 2.3. Проектная деятельность как составляющая воспитательной работы в дистанционном форматеПроектная деятельность способствует решению таких задач современного образования, как создание условий для усвоения студентом академических знаний и вместе с тем для развития его прагматических умений и универсальных общекультурных компетенций, например, таких как умение работать с информацией, использовать электронные образовательные ресурсы, работать в команде, проектировать, вести дискуссии и т.д. Интернет может быть использован для организации проектов любого типа (информационно-поисковых, творческих, исследовательских, роле-игровых). Наибольший потенциал, на наш взгляд, имеют возможности электронной информационно-образовательной среды как источника информации, необходимой как для выполнения содержательной части проекта, так и для более четкого структурирования и представления информации о самом проекте.Акцентируем внимание на достоинствах выполнения проекта в электронной среде. Она обеспечивает постоянную доступность необходимой информации всем участникам проекта. Другим важным преимуществом среды является возможность организации асинхронной коммуникации (посредством форумов, блогов, электронных сообщений и пр.), что позволяет значительно расширить и разнообразить контакты в рамках выполнения проектной деятельности и обеспечить наиболее приемлемый для всех временной режим.В проектной деятельности должен быть высокий уровень самостоятельности студентов. Будь то индивидуальная, парная, групповая или коллективная форма работы. Должна быть обеспечена и автономность обучающихся при выполнении заданий. Электронная среда обеспечивает так называемое пассивное учение, при котором студенты учатся, наблюдая друг за другом.Выполняя задания в системе, студенты получают возможность наблюдать и размышлять о том, как другие обучающиеся осваивают новый материал, как интерпретируют новые понятия и используют их, выполняя задания, как формулируют свои мысли. Благодаря этому каждый участник включается в работу.Возможности электронной информационно-образовательной среды ОО СПО позволяют значительно разнообразить формы и виды организации проектной деятельности в процессе обучения, адаптировать их под возможности и потребности каждого обучающегося, что благотворно влияет на рост мотивации и, как следствие, готовность группы к реализации проектной деятельности в данных условиях.Основные этапы работы над воспитательным проектом в дистанционном формате. На подготовительном этапе студенты получают задание и некоторые инструкции. Учебная группа делится на несколько микрогрупп. Затем студенты разбирают задание для успешного выполнения. Успех микрогруппы зависит от деятельности каждого студента. При таком виде работы акцентируется роль каждого студента в выполнении общей задачи, формируется групповое сознание, позитивная взаимозависимость, коммуникативные навыки.На первом этапе проектной работы предполагается выбор темы, для этого лучше всего подойдет «вебинар». Использование инструмента «электронная доска» в таком режиме позволит эффективно провести мозговой штурм, собрать ответы и выбрать наиболее интересующие студентов темы исследований. Здесь уместно коллективное обсуждение посредством ресурса «Групповой форум». Для этого рекомендуется:• принимать любую идею, даже если она вначале кажется сомнительной или абсурдной;• не критиковать и не прекращать обсуждение;• способствовать выдвижению новых идей;• обсуждать любую идею, не отбрасывая ее при очевидной бесперспективности для освобождения студентов от лишней скованности. Таким образом, педагог начинает погружать студентов в процесс подготовки проекта. Во время проведения вебинара все студенты работают синхронно, преподаватель в это время может давать всю необходимую информацию. Используя инструмент «голосование», можно определить самые популярные профессиональные области исследования.На втором этапе происходит планирование и структурирование содержательной части. В условиях вебинара, преподаватель может направлять обучающихся по различным полезным ссылкам на Web-сайты. Стоит отметить, что, выполняя проект в электронной системе, обучающийся сможет обратиться к нему в любое время, тем самым погружая себя в дополнительную практику по определенной сфере. С помощью различных демонстрационных роликов в виртуальном режиме студентам можно предоставить другие проекты, которые послужат примером для того чтобы студент стремился к созданию качественного конечного продукта. Проекты могут быть предоставлены как отечественными, так и зарубежными исследователями – это несомненное преимущество организации проектной деятельности в электронной среде.Третий этап – это, так называемый, рабочий процесс, который включает в себя сбор информации, критическую переработку, компиляцию. Интерактивные тесты на данном этапе позволят вникнуть в суть работы, глубже понять тему исследования. Система предоставляет электронные учебники, методички, а также возможность перехода по гиперссылке для выполнения online-упражнений. Такая схема действия студентов – это возможность формирования профессиональной компетенции через сетевое взаимодействие между участниками образовательного процесса, использование тестов для самоконтроля собственной успеваемости и использование справочных ресурсов.В четвертом этапе заключается защита результатов проектной деятельности студентов. Поскольку защита происходит в режиме реального времени, то с помощью вебинара можно обеспечить присутствие на ней экспертов и преподавателей профилирующих кафедр (при условии невозможности физического присутствия). На данном этапе студенты занимаются анализом выполненной работы. Для этого они отвечают на предоставленные им вопросы о приобретенных ими знания и умения, о возникавших трудностях и выводах о проделанной работе. Оценить проект также можно с помощью ресурса «Опрос». Наиболее интересные и хорошо оформленные проектные работы оформляются в доклад для участия в студенческой конференции.На пятом этапе - рефлексии можно воспользоваться Viki, создав своеобразную книгу отзывов о проекте. Суть данного инструмента заключается в наборе совместно создаваемых страниц, где каждому участнику проектной работы предоставляется возможность дать критическую оценку работе своего одногруппника . Viki-среда позволяет многократно править текст без особых знаний языка программирования, внесенные изменения появляются сразу же; информация разделена на страницы, которые имеют свое название; Viki дает возможность загружать файлы; учитывает изменения текста, при этом участник может легко вернуться к ранее редактируемой версии.Проектная деятельность в электронной среде делает процесс более мобильным (выполнение работы в любое время в любом месте), глобальным (взаимодействие с большим количеством людей, в том числе экспертов из других городов, стран), независимым (без непосредственного присутствия преподавателя), интересным (студент более заинтересован в выполнении такой работы, поскольку электронная среда предоставляет большое количество инструментов для ее выполнения), а следовательно, позволяет обеспечить качественную подготовку современного выпускника, обладающего необходимым набором компетенций для осуществления будущей профессиональной деятельности.2.4. Интернет-акции как одна из форм организации дистанционной воспитательной работыОдной из форм организации воспитательного процесса в условиях сетевого взаимодействия может стать проведение акций для обучающихся ОО СПО.Акцию, как форму привлечения молодежи к тому или иному виду деятельности, активно используют современные средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, компьютерные сети). Суть такой акции – совокупность действий, направленных на сближение с целевой аудиторией с целью завоевания доверия клиентов и увеличения продаж продукции различных производителей. Это всевозможные SMS-акции, интерактивные голосования, рекламные кампании продуктов питания и товаров первой необходимости. Форму акции используют также различные благотворительные организации, когда люди приносят в определенное место одежду, обувь, предметы домашнего обихода, книги, игрушки, которые потом будут розданы всем нуждающимся.Несмотря на то, что данные способы воздействия на население носят чаще всего досуговый или бытовой характер, происходит процесс усвоения людьми некоторых социальных норм, формирование ценностных ориентаций и даже неформального просвещения различных слоев населения. Некоторые характеристики акций, такие, как кратковременность, конкретность задания и результата, минимальная подготовка к участию, наличие стимулирования, привлекают к участию в них широкие слои подростков и молодежи.В зависимости от средств, с помощью которых будет происходить обмен информацией между организаторами и участниками, можно выделить такие виды современных акций, как:·  Интернет-акции (средство передачи информации – электронная почта);·  SMS-акции (средство передачи информации – сотовый телефон).В зависимости от перечня действий, которые выполняет участник, можно выделить несколько видов акций.1 вид: «Соверши действие» (позвони, приди, нажми на кнопку телевизора, отправь слово по электронной почте и т. п.).Чаще всего такие акции проводятся с целью подсчета количества людей, заинтересованных в том или ином вопросе.2 вид: «Выполни задание и сообщи о нем» (прибери двор и пришли фотоотчет, в течение 5 дней соблюдай диету и сообщи о результате и т. п.).Акции могут проводиться в рекламных целях, но могут носить и социально значимый характер – тогда, когда необходимо привлечение большого количества участников для преобразования какого-то объекта.3 вид: «Сделай как можно больше» (звонков, текстовых сообщений и т. п.).Акция носит соревновательный характер. Цель может быть рекламной, диагностической, просветительской.4 вид: «Приди и приведи» (друга на мероприятие, компанию на распродажу, участника войны в аудиторию и т. п.).Акции проводятся с целью привлечения как можно большего количества людей к участию в каком-то действии.5 вид: «Соверши действие и получи» (купи модные дизайнерские кроссовки – получи книгу о футбольном движении в подарок (плакат с изображением футболистов) и т. п.).В основу организации любой акции могут лечь следующие принципы:·  принцип эмоциональной встряски (информация о содержании акции носит характер эмоциональной встряски, нового ощущения, запоминается и ассоциируется на подсознательном уровне);·  принцип долгосрочного запоминания (информация преподносится через различные формы ощущения);·  принцип новизны и неожиданности подачи идеи (использование «звезд», шоу, мероприятий-событий и т. п.);·  принцип креативности.При подведении итогов акции обязательно наличие стимулирования участников. Стимул может быть материальным или моральным. Так, моральным стимулом может стать размещение материала об участнике в СМИ или на сайте в Интернете, участие в каком-то привилегированном мероприятии, пересылка материалов, связанных с результатом. Примеры использования интернет-акций в дистанционном образовательном пространстве:
  • Акция «Семейная реликвия с войны», во время которой участники собирали фотографии семейных реликвий.
  • Акция «Военно-полевой словарь», во время которой участники давали свое определение (верное или творческое) терминам, используемым в лексиконе времен Великой Отечественной войны, составляли словарь редких слов военной поры.
  • Акция «Поэтическая страничка»», во время которой участники акции сочиняли стихотворения на военную тематику (используя предложенную рифму или самостоятельно).
  • Акция «Аллея памяти», во время которой студенты сажали деревья, производили уборку у памятников и обелисков героям войны, фотографировали результат своей деятельности и посылали или приносили фотоотчет в координационный пункт.
  • Акция «Открытка для ветерана», во время которой студенты создавали макеты открытки для ветеранов в текстовом или графическом редакторе, пересылали или приносили в электронном виде в координационный пункт.
  • Акция «Забытая карта», во время которой обучающиеся посылали в координационный пункт названия предприятий, организаций, находящихся в их местности и внесших значительный вклад в помощь фронту во время Великой Отечественной войны.
  • Материалами акций пополнены реальные и виртуальные музеи населенных пунктов, изданы литературные сборники и другие печатные материалы.Участие в Интернет-акциях с использованием компьютерных средств способствует формированию информационной культуры , стимулирует к освоению и применению ИКТ в образовательном процессе, дает возможность дистанционного сотрудничества в вопросах воспитания подрастающего поколения.2.5.Способы повышения мотивации участия студентов в дистанционных воспитательных мероприятиях80% людей пользуются Интернетом для общения в социальных сетях, для просмотра фильмов, для игр и т.п. Данные сайты имеют яркий и привлекательный вид, красочный шрифт и картинки. Неосознанно студент рассчитывает, что общение с педагогом в дистанционном формате окажется таким же, но дистанционные воспитательные мероприятия часто проходят в другом формате: беседы, анкетирование, диагностика, самостоятельные задания с определением срока выполнения. При таких условиях мотивация к участию в мероприятиях у студентов снижается. Для поднятия интереса необходимо повышать мотивацию, а именно, привлечь внимание, дать понятие значимости происходящего, вселить уверенность в возможности выполнения и создать условия, при которых данный процесс вызовет у студентов удовольствие. Самый важный компонент – привлечение внимания студента к дистанционному формату. Этот этап должен выполняться не только в ходе планирования и в начале мероприятия, но и поддерживаться на протяжении всего процесса. Вызвать первоначальный интерес, обратить внимание, привлечь студента к взаимодействию помогает постановка интересных целей. Так же на помощь могут прийти различные способы донесения информации и разные стили общения (включая юмор и неформальные подходы): ролевые игры, симуляции, примеры из реальной жизни – конкретные истории по теме, исторические анекдоты и т.п. Эти приемы позволяют удержать внимание, не дадут отвлекаться и избавят от эффекта «засыпания». Для продуктивного результата необходимо студенту указать на практическую значимость мероприятия лично для него; объяснить, почему данный материал важно знать сегодня. Немаловажным фактом является умение педагога придать студенту уверенность в собственных силах, поддержать вовлеченность и усердие. Студент должен быть уверен, что сможет выполнить порученное задание, что данные навыки пригодятся ему в профессиональной деятельности или личной жизни. Если материал сложен для восприятия, необходимо ввести подсказки, которые приведут студентов к нужным выводам.В случае затруднений необходимо оказать конструктивную своевременную помощь: обратная связь помогает сохранить и повысить мотивацию. Студентам приятно осознавать, что есть кто-то, готовый в любой момент прийти к ним на помощь. Не менее значима и роль оценки деятельности при подведении итогов, поздравление всех с успешным выполнением задания. Студентам приятно ощущать, что об их успехах узнают одногруппники, это повышает мотивацию, усиливает смысл и значимость проделанного, указывает на новые возможности и пока неиспользованные ресурсы. Одной из положительных черт воспитательного процесса при дистанционном обучении для кураторов является возможность увеличения индивидуального, более личного контакта со студентами. Характерной особенностью данного процесса является гибкость, которая предполагает, что каждый студент может вникать в ход мероприятий в своем индивидуальном темпе. Педагог может организовать воспитательное мероприятие для студентов с разными возможностями. Дистанционное образование при чутком грамотном руководстве педагога позволяет робкому подростку избавиться от комплексов, преодолеть застенчивость и неуверенность, раскрыть способности, которые он не решался показывать в присутствии одногруппников. Воспитательная работа в дистанционном формате позволяет давать, оценивать, обсуждать индивидуальные задания в разных формах и направлениях (мастер-классы, занятия творчеством, спортом и т.д.) ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, дистанционные формы воспитательной работы необходимо использовать не только во время вынужденной изоляции образовательной организации. В современное время представляется предельно актуальной интеграция традиционных и дистанционных способов взаимодействия. Многообразие форм дистанционного взаимодействия обеспечивает сохранение психологического комфорта, учета индивидуальных возможностей обучающихся, а также предоставляет возможность организовать доступное взаимодействие куратора со студентами.Современные технологии позволяют куратору учебной группы стать лидером для студентов, который будет способен задавать и корректировать вектор интересов обучающихся и заниматься воспитательной работой. Личностный аспект дистанционного воспитания способствует созданию условий для общекультурной и профессиональной подготовкиобучающихся, а также обеспечивает выработку смысловых и жизненных ориентиров, конструктивного преодоления ситуаций жизненного кризиса, самоактуализации студентов своих ценностей. Интерес исследователей к теме дистанционного воспитания заметно растет. В этом контексте перспективным является создание единой коммуникативной площадки для куратора/педагога-обучающихся-родителей на региональном уровне.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Арефьева И., Лазарев Т. Мотивация в дистанционном обучении. Образовательный проект «Мой университет»МИР «ЭкоПро». [Электронный ресурс] URL: 2. Илалтдинова Е.Ю., Фёдоров А.А., Фильченкова И.Ф. Типология электронных сервисов в открытом образовательном пространстве // Вестник Мининского университета. — 2017. — № 2 (19). — С. 10.3.Козырь З.О. Специфика воспитательной работы с курсантами морского колледжа в условиях дистанционного обучения». [Электронный ресурс] 4. Коновалова Е.А. Дистанционные формы организации воспитательной работы с учащимися [Электронныйресурс]. URL:. 5. Щербина А. Н. Веб-квест как инновационная технология в системе реализации ФГОС // Наука и перспективы. — 2019. — № 4. — С. 25–31.