Публикации
"Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте".
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте".
Автор: Батурина Наталья Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте".
Автор: Батурина Наталья Александровна
Урок русского языка в 7 классеТема «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте»Цель и задачи: - дать понятие о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову, - познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; - рассмотреть условия обособления причастного оборота, показать роль причастного оборота в речи.Планируемые результаты:- знать определение причастного оборота, синтаксическую роль причастного оборота (в предложении причастный оборот является одним членом предложения – определением), место причастного оборота по отношению к определяемому слову, условия выделения причастного оборота на письме; - уметь находить причастные обороты и определяемые слова, к которым они относятся, определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову.Тип урока: комбинированныйМетоды и формы обучения: - Устный и письменный, фронтальный, индивидуальный, групповой, итоговый самоконтроль по теме.Оборудование: учебник, раздаточный дидактический материал, презентация.Ход урокаОрганизационный момент. Вступительное слово учителя.Сегодня мы начинаем изучение новой темы «Причастие». И вам, как юным исследователям, предстоит совершить некоторые открытия в этой области.– Откройте наши тетради и запишите число.– Итак, вы готовы к работе? Приступаем!– Сегодня мы познакомимся с причастным оборотом. Работа с причастным оборотом – что может быть проще! Почему же так много людей не замечают его в предложении? Докажем, что мы не из их числа. - Почему известный нам языковед В.И. Даль утверждал, что причастие - это «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».II. Актуализация опорных знаний.1. Проблемная беседа- Что такое причастие?- Что вам уже известно о причастии?- Как их находить в предложении?- Каково грамматическое значение причастия?- Назовите морфологические признаки причастия?- Расскажите о синтаксической роли причастий.2. Проверка домашнего задания.3. Выборочная работа.Карточка 1. Из каждой пары словосочетаний выпишите словосочетание существительного с причастием. Вставьте пропущенные буквы. Какой приём вы использовали, чтобы отличить причастие от прилагательного? (Назовите орфограмму в словах).Пушистый бельч..нок – прыгающий бельч..нок, лающая собач..нка – злая собач..нка, неуклюжий медвеж..нок – убегающий медвеж..нок, маленький клоч..к – оторванный клоч..к, весёлая девч..нка – смеющаяся девч..нка.III. Самоопределение к деятельности. Формирование темы и цели урока. Конструирование словосочетаний. Работа в парах.Карточка 2. Из данных пар слов составьте словосочетания. Укажите главное, определяемое слово (х). К причастию подберите зависимые слова.Плывущий, облака; зеленеющий, растения; трепещущий, осина; восходящий, солнце; летящий, снежинка; в, сверкающий, инее. (Как называются причастия с зависимыми словами?)На экране тема урока: «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте»- На какие вопросы, исходя из темы урока, мы сегодня должны получить ответы?- Над чем мы будем сегодня работать? Какие проблемы будем решать?Цифровой диктант (самостоятельная работа). Взаимопроверка1 вариант – выписать номера словосочетаний, где причастие является зависимым словом. 2 вариант – выписать номера словосочетаний, где причастия являются главным словом1. Засеянное поле,2. засеянное пшеницей,3. потемневший от дождя,4. усыпанный листьями,5. светящиеся окна,6. плывущие по небу,7. осыпающая листва,8. сорванный с ветки,9. расстилавшаяся равнина,10. чернеющий лес- обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа.КАРТОЧКА для проведения исследовательской работы- У каждого из вас карточка-задание для проведения исследования. По ходу урока напротив каждого задания поставьте плюс, если вы достигли этой задачи: 1. Узнать, что такое причастный оборот. 2. Научится отличать причастный оборот от одиночного причастия. 3. Знать, каким членом предложения является причастный оборот. 4. Узнать, к какому слову в предложении относится причастный оборот. 5. Как выделяется на письме причастный оборот?IV. Изучение нового материала. Создание условий для осознанного восприятия нового материала.- Продолжаем нашу работу. А.С. Пушкин утверждал, что «причастия обыкновенно избегаются в разговоре», а пользуемся мы так называемыми вялыми формами.1. Исследовательская работаОсень – причудливая волшебница. Она расстилает желтые покрывала на поля, разбрасывает листья, которые раскрасила. Лес завораживает, околдовывает. Деревья объяты пламенем. Любуюсь осинкой, которая загорела ярко-красными огоньками. Стволы деревьев, которые потемнели от дождя, устали и хотят спать. Я иду по дорожке, которую засыпали листья.Создание проблемной ситуации- Какое слово часто повторяется?- Что нужно сделать, чтобы «не обидеть» осень, добавить ей красоты.- Что такое причастный оборот? Если кто забыл, может обратиться к другу-учебнику.- Как можно схематично изобразить причастный оборот?V. Закрепление новых знаний и их обобщение.2. Задание – ловушка (на новую тему): предложения с причастными оборотами (знаки препинания не расставлены).– Мы вошли в лес освещенный осенним солнцем.– Расчищенная дорожка вела к морю.– Ветер гнал по дорожкам листья сорванные с дерева.– На пожелтевшей траве лежали опавшие листья- Как вы расставите знаки препинания в этих предложениях? Почему это у вас не получилось? В чём заключается сложность?- Если в предложении есть такое сочетание «причастие + зависимое слово» - это…(причастный оборот)- Если в предложении есть такое сочетание «главное слово (определяемое) + причастие» - это ….(одиночное причастие)- Определите синтаксическую роль причастного оборота. (Определение)3. Работа по учебнику «Знаки препинания при причастном обороте». Сравните два предложения и скажите, когда причастный оборот выделяется запятыми? Изобразите схематично причастный оборот. Подчеркните причастный оборот как член предложения.- Листья, опавшие с дерева, шуршат под ногами.- Опавшие с дерева листья шуршат под ногами.(Причастный оборот на письме выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова – это обособленное определение)4. Физкультминутка.VI. Включение в систему знаний и повторение.1. Выберите правильный вариант ответа постановки запятой при причастном обороте (самостоятельная работа). Я вышел в уже темнеющий сад(1) пошёл по дорожке (2) густо усыпанной шуршащими листьями (3) потом остановился перед орешником (4) застывшим в холодной неподвижности сумерек… (По Ю. Бондареву)