Публикации
«Создание здоровьесберегающей среды в классе для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Создание здоровьесберегающей среды в классе для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС»
Автор: Никифорова Лилия Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Создание здоровьесберегающей среды в классе для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС»
Автор: Никифорова Лилия Александровна
«Создание здоровьесберегающей среды в классе для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС»Автор: Никифорова Лилия Александровна Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение школа №7 Красносельского района, город Санкт – Петербург.В настоящее время, когда большинство родителей одной из основных своих задач выбирают обеспечение материального благосостояния семьи и значительную часть времени заняты делами, выбор ими для своих детей занятия в группе продлённого дня как прогрессивной формы организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального развития и духовного роста совершенно очевиден.Пребывание ребёнка в школьной группе продлённого дня помогает процессу становления личности, гарантирует его безопасность и здоровье (как физическое, так и нравственное). Ребёнок постоянно находится в зоне педагогического влияния.Продлённый день – неизмеримый потенциал воспитательного воздействия школы на ребёнка, но реализуется он лишь при условии высокой организации работы группы продлённого дня и максимального использования всех представляемых режимом продлённого дня возможностей.«Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов»В последние годы вопросы сохранения здоровья детей приобретают особую актуальность. Исследования показывают, что около 25 – 30% детей, которые поступают в школу, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; среди выпускников школ более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми.Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский подчёркивал, что от здоровья, жизнерадостности ребёнка зависят его духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.Академик В.Ф.Базарный говорит, что «…здоровье- это категория резерва жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Это жизнеспособность формируется в процессе воспитания. Следовательно, здоровье- это категория педагогическая».Установка на здоровье не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия. Очень важно именно в младшем школьном возрасте реализовать общегигиеническое направление здорового образа жизни: включать школьников в гигиеническое обучение и воспитание в семье и в школе, показывать престиж здоровья, формировать привычки и навыки здорового образа жизни.Современные исследования психологов, социологов, медиков подтверждают факт наличия достаточно большого количества нездоровых, ослабленных детей не только от неправильного питания, малой двигательной активности, но и от обилия неконтролируемых, негативных эмоций и злых мыслей по отношению ко всему окружающему. Именно нарушения психоэмоциональной сферы в подавляющем большинстве случаев являются одним из факторов развития различных заболеваний.Дети в младшем школьном возрасте живут на уровне эмоций. Они поразительно воспириимчивы к любым внешним влияниям. Их души обладают чудесным качеством: открытости всему истинному, полезному, добросердечному. «Питанием» для этих добродетелей является благоприятная эмоциональная атмосфера. Создание такой атмосферы – необходимое условие полноценного здоровья ребёнка.Обеспечение школьников возможностью сохранения здоровья в период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, применение полученных знаний в повседневной жизни – цель здоровьесберегающих технологий, которые осуществляются при организации работы на уроках и в ГПД.В законе РФ «Об образовании» «…обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие ОХРАНУ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ». В концепцию очередного этапа реформирования образования внесен раздел «Образование и здоровье», где сказано о необходимости ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.Основные компоненты содержания и организации работы в ГПДВажнейшим требованием в режиме работы ГПД является обеспечение единства урочной и внеурочной деятельности учащихся. Кроме того, педагогический процесс предусматривает, чтобы режим ГПД способствовал укреплению здоровья учащихся, обеспечивал высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственно – эстетическое самочувствие детей.Режим работы в ГПД разрабатывается в соответствии с конкретными условиями каждой из школ, с учётом возрастных особенностей учащихся, тщательно продуманным чередованием умственной, трудовой и досуговой деятельности, занятий физкультурой и спортом.Режим ГПД строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Он характеризуется определённым расположением урочных и внеурочных занятий в течение дня, недели, года.Его структура складывается из следующих частей: Эффективность работы ГПД во многом зависит от отношения ребёнка к школе, от его желания посещать ГПД. Хорошее настроение – залог физического и нравственного здоровья ребёнка, его успехов в учёбе и труде.Задача педагога ГПД состоит в том, чтобы не только занять ребёнка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые бы стали интересны и полезны школьнику, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально.Проблемой особой заботы является организация питания детей. В обязанности педагога входит своевременное питание учащихся, обучение их культурно – гигиеническим правилам приёма пищи.Организуя работу учащихся в ГПД, главное создать необходимые условия для занятий самоподготовкой с целью качественного выполнения домашних заданий.В процессе организации самоподготовки педагогом должны учитываться следующие факторы:создание санитарно – гигиенических условий для самостоятельной учебной деятельности, уровень подготовленности учащихся по данному предмету, индивидуальные особенности каждого ученика. В своей деятельности педагогу необходимо реализовать принцип личностно – ориентированного подхода к учащимся. Всё содержание работы в часы самоподготовки должно быть направлено на всестороннее развитие и совершенствование полученных умений самостоятельно работать, формирование навыков рационального использования учебного времени.Способствуют обеспечению целенаправленности, комплексности и непрерывности воспитательного воздействия на детей внеурочные занятия дополнительного образования.Организуя работу в ГПД, необходимо создать условия для организации воспитательного процесса микрорайона на основе взаимодействия с другими социально – культурными институтами воспитания, общественными организациями, ведомствами.Учёными – физиологами установлено, что после достаточно продолжительного отдыха, насыщенного движениями и физическими нагрузками во второй половине дня проявление вторичной детской работоспособности наступает в промежуток с 16 до 17 часов (с 9 до 11 наивысшая детская работоспособность). Вторичная работоспособность может и не возникнуть, если содержание отдыха будет нести значительную умственную нагрузку. В этом случае вместо утомления появится переутомление.Литература:1.Учебно – воспитательные занятия в группе продлённого дня…Авт – сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005.2.Воспитание. Первый класс: Пособие для педагогов/ М.П.Осипова, С.И.Козлович, Е.Д.Король и др. Минск: Экоперспектива, 2002.3.Ковальков В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004.4.› 5.Здоровьесберегающие технологии в группе продлённого дня (ГПД). ›