Публикации
Современные образовательные технологии
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современные образовательные технологии
Автор: Овчинникова Марина Акбаржановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современные образовательные технологии
Автор: Овчинникова Марина Акбаржановна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя школа № 102 Дзержинского района Волгограда
Овчинникова Марина Акбаржановна,
учитель истории и обществознания
Современные образовательные технологии
Мы все понимаем, что приобщение современного обучающегося к вопросам исторического образования происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всего "фона" системы образования. Меняется восприятие обучающегося, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Преподаватель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с обучающимися на одном языке. Также новые концепции образовательного стандарта требуют иных подходов в организации учебного процесса.
Каким должен быть современный урок? Школьный урок — это часть жизни ребенка, жизнь, полная проблемами радости открытий. Современный урок открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком счастливой жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока формируется у школьников способность быть счастливым. Великий французский философ Жан Жак Руссо сказал: Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподаёт, и ко всему преподаваемому. Урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, — это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, это и актуальный сегодня.
Слово технология происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин педагогическая технология в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой является:
- цели обучения;
- содержание обучения;
- средства педагогического взаимодействия
- организация учебного процесса;
- ученик, учитель;
- результат деятельности.
Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий. Поэтому для успешной педагогической деятельности на уроках истории я использую следующие технологии:
Информационные технологии обучения
Технология проблемного обучения
Игровые технологии
Здоровьесберегающие технологии
Технология уровневой дифференциации
Современные образовательные технологии
1. Информационные технологии обучения
Авторы:
(из книги Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина Современные педагогические и информационные технологии в системе образования)
Цель использования технологии/методики:
2.Технология проблемного обучения.
Авторы:
М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер,
М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский
Цель использования технологии/методики:
1.Формирование мотивации и творческого потенциала.
2.Развитие интереса к предмету
3. Развитие критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности;
4.Расширение кругозора и мировоззрения обучающихся. Обеспечение достаточной мотивации учащихся, способной вызывать и поддерживать интерес к содержанию проблем в процессе обучения.
3. Игровые технологии
Авторы:
Л.С. Выготский, А.А Вербицкий
С.А. Шмаков
Цель использования технологии/методики:
- Обучение принятию решений, ролевого и имитационного моделирования
- Формирование активной жизненной позиции
- Социализация личности
- Развитие коммуникативных навыков, ораторских способностей обучающихся
- Приобретение навыков социального взаимодействия в обществе
- Совершенствование умений публичного выступления и научной полемики;
- Раскрытие креативных способностей ребёнка, его творческого потенциала, самореализации
- Развитие умений самостоятельного поиска знаний, инициативы обучающихся
4.Здоровьесберегающие технологии
Авторы:
Н.В.Сократов
Колеченко А
Цель использования технологии/методики:
1. Укрепление психического и физического здоровья учащихся.
2. Создание условий для развития у обучающихся интереса к себе и собственному здоровью.
3. Реализация антинаркотической программы модификации поведения учащихся разного возраста и борьба с вредными привычками.
4. Воспитание поведенческой культуры и культуры здоровья.
5.Технология уровневой дифференциации.
Авторы:
(Из книги Г.К. Селевко Современные образовательные технологии)
Цель использования технологии/методики:
1.Обеспечение индивидуального подхода в процессе обучения, с учётом индивидуальных возможностей и способностей обучающихся
2. Стимулирования обучающихся к получению новых знаний
3. Формирование универсальных компетенций, необходимых современному образованному человеку.
4. Создание условий для обучения ученика на оптимальном для него уровне;
5. Обеспечение каждого ученика необходимым уровнем знаний по истории;
Применение проблемного обучения на уроке истории в 8 классе.
Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Практическое использование методики проблемного обучения включает в себя:
Разрабатывают проблемные вопросы, ситуации.
Проблемный вопрос должен быть:
сложным, сопряженным с противоречиями;
увлекательным, но соответствующим логике науки;
емким, способным охватить широкий круг вопросов;
предполагающий научный спор на базе различных толкований;
создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации.
Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию осуществляется:
через углубление проблемного вопроса;
через поиск разных граней его решения;
через сопоставление разных вариантов ответов.
Затем определяют форму решения проблемных ситуаций:
дискуссия;
научный спор;
проблемная лекция;
проблемные задачи и задания;
задачи исследовательского характера;
исторические документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.
Разрабатывая вопросы, задания, обязательно учитывают:
уровень развития школьников;
характер исторического материала;
педагогические цели;
творческие и познавательные способности учащихся, их интересы и потребности.
В заключение хочется сказать о том, что уроки с использованием современных образовательных технологий имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы. Однако хотелось бы отметить, что внедрение современных образовательных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а являются её составной частью. Излишнее увлечение современными технологиями проведения занятий может стать причиной того, что ученик, вовлечённый в нескучные формы обучения, окажется неспособным к усвоению материала, предложенного в традиционной вербальной форме. Не стоит забывать, что живое, эмоциональное слово учителя никогда не заменит даже самая умная машина. Компьютерная деятельность на уроке истории ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему.
Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик свою, по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому. В.Г. Белинский писал: Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса. Слова эти сказаны очень давно. Но, мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.
Таким образом, современные образовательные технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Список литературы:
1. Ажунова А.З. Современный урок истории в школе // Преподавание истории в школе. - 2011. - №8.
2. Андриенко А.В. Анализ проблемных ситуаций как способ активизации мыслительной деятельности учащихся // Преподавание истории в школе. - 2010. - №6
3. Аствацатуров Г.О.Технология целеполагания урока./Г.О. Аствацатуров, канд. ист. наук. – Волгоград: Учитель, 2009.-118с.
4. Павлов И.П. Академик Павлов. Избранные сочинения./И.П.Павлов //Эксмо.-2015
4. Рузова Л.М., Использование современных педагогических технологий в школьных курсах истории и обществознания [электронный ресурс] - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - Режим доступа:
5.
Средняя школа № 102 Дзержинского района Волгограда
Овчинникова Марина Акбаржановна,
учитель истории и обществознания
Современные образовательные технологии
Мы все понимаем, что приобщение современного обучающегося к вопросам исторического образования происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всего "фона" системы образования. Меняется восприятие обучающегося, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Преподаватель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с обучающимися на одном языке. Также новые концепции образовательного стандарта требуют иных подходов в организации учебного процесса.
Каким должен быть современный урок? Школьный урок — это часть жизни ребенка, жизнь, полная проблемами радости открытий. Современный урок открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком счастливой жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока формируется у школьников способность быть счастливым. Великий французский философ Жан Жак Руссо сказал: Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподаёт, и ко всему преподаваемому. Урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, — это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, это и актуальный сегодня.
Слово технология происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин педагогическая технология в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой является:
- цели обучения;
- содержание обучения;
- средства педагогического взаимодействия
- организация учебного процесса;
- ученик, учитель;
- результат деятельности.
Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий. Поэтому для успешной педагогической деятельности на уроках истории я использую следующие технологии:
Информационные технологии обучения
Технология проблемного обучения
Игровые технологии
Здоровьесберегающие технологии
Технология уровневой дифференциации
Современные образовательные технологии
1. Информационные технологии обучения
Авторы:
(из книги Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина Современные педагогические и информационные технологии в системе образования)
Цель использования технологии/методики:
2.Технология проблемного обучения.
Авторы:
М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер,
М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский
Цель использования технологии/методики:
1.Формирование мотивации и творческого потенциала.
2.Развитие интереса к предмету
3. Развитие критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности;
4.Расширение кругозора и мировоззрения обучающихся. Обеспечение достаточной мотивации учащихся, способной вызывать и поддерживать интерес к содержанию проблем в процессе обучения.
3. Игровые технологии
Авторы:
Л.С. Выготский, А.А Вербицкий
С.А. Шмаков
Цель использования технологии/методики:
- Обучение принятию решений, ролевого и имитационного моделирования
- Формирование активной жизненной позиции
- Социализация личности
- Развитие коммуникативных навыков, ораторских способностей обучающихся
- Приобретение навыков социального взаимодействия в обществе
- Совершенствование умений публичного выступления и научной полемики;
- Раскрытие креативных способностей ребёнка, его творческого потенциала, самореализации
- Развитие умений самостоятельного поиска знаний, инициативы обучающихся
4.Здоровьесберегающие технологии
Авторы:
Н.В.Сократов
Колеченко А
Цель использования технологии/методики:
1. Укрепление психического и физического здоровья учащихся.
2. Создание условий для развития у обучающихся интереса к себе и собственному здоровью.
3. Реализация антинаркотической программы модификации поведения учащихся разного возраста и борьба с вредными привычками.
4. Воспитание поведенческой культуры и культуры здоровья.
5.Технология уровневой дифференциации.
Авторы:
(Из книги Г.К. Селевко Современные образовательные технологии)
Цель использования технологии/методики:
1.Обеспечение индивидуального подхода в процессе обучения, с учётом индивидуальных возможностей и способностей обучающихся
2. Стимулирования обучающихся к получению новых знаний
3. Формирование универсальных компетенций, необходимых современному образованному человеку.
4. Создание условий для обучения ученика на оптимальном для него уровне;
5. Обеспечение каждого ученика необходимым уровнем знаний по истории;
Применение проблемного обучения на уроке истории в 8 классе.
Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Практическое использование методики проблемного обучения включает в себя:
Разрабатывают проблемные вопросы, ситуации.
Проблемный вопрос должен быть:
сложным, сопряженным с противоречиями;
увлекательным, но соответствующим логике науки;
емким, способным охватить широкий круг вопросов;
предполагающий научный спор на базе различных толкований;
создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации.
Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию осуществляется:
через углубление проблемного вопроса;
через поиск разных граней его решения;
через сопоставление разных вариантов ответов.
Затем определяют форму решения проблемных ситуаций:
дискуссия;
научный спор;
проблемная лекция;
проблемные задачи и задания;
задачи исследовательского характера;
исторические документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.
Разрабатывая вопросы, задания, обязательно учитывают:
уровень развития школьников;
характер исторического материала;
педагогические цели;
творческие и познавательные способности учащихся, их интересы и потребности.
В заключение хочется сказать о том, что уроки с использованием современных образовательных технологий имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы. Однако хотелось бы отметить, что внедрение современных образовательных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а являются её составной частью. Излишнее увлечение современными технологиями проведения занятий может стать причиной того, что ученик, вовлечённый в нескучные формы обучения, окажется неспособным к усвоению материала, предложенного в традиционной вербальной форме. Не стоит забывать, что живое, эмоциональное слово учителя никогда не заменит даже самая умная машина. Компьютерная деятельность на уроке истории ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему.
Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик свою, по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому. В.Г. Белинский писал: Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса. Слова эти сказаны очень давно. Но, мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.
Таким образом, современные образовательные технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Список литературы:
1. Ажунова А.З. Современный урок истории в школе // Преподавание истории в школе. - 2011. - №8.
2. Андриенко А.В. Анализ проблемных ситуаций как способ активизации мыслительной деятельности учащихся // Преподавание истории в школе. - 2010. - №6
3. Аствацатуров Г.О.Технология целеполагания урока./Г.О. Аствацатуров, канд. ист. наук. – Волгоград: Учитель, 2009.-118с.
4. Павлов И.П. Академик Павлов. Избранные сочинения./И.П.Павлов //Эксмо.-2015
4. Рузова Л.М., Использование современных педагогических технологий в школьных курсах истории и обществознания [электронный ресурс] - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - Режим доступа:
5.