Публикации
Формирование духовных и семейных ценностей у дошкольников, через совместную деятельность с семьями воспитанников
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование духовных и семейных ценностей у дошкольников, через совместную деятельность с семьями воспитанников
Автор: Северьянова Александра Геннадьевна Курлыкина Наталья Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование духовных и семейных ценностей у дошкольников, через совместную деятельность с семьями воспитанников
Автор: Северьянова Александра Геннадьевна Курлыкина Наталья Михайловна
«Формирование духовных и семейных ценностей у дошкольников, через совместную деятельность с семьями воспитанников»Музыкальный руководитель Северьянова А.Г.,ВоспитательКурлыкина Н.М. МБДОУ ДС №10 «Мозаика» Духовно – нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая решается всеми, кто имеет отношение к детям. То, что заложено в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Известно, что основой духовно – нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребёнок, в которой происходит становление и развитие. Особое место в современном обществе занимает тема возрождения семейной культуры, семейных традиций и ценностей, которые составляют смысл нашей жизни, истории, формируют настоящее и будущее. Построение системы эффективного взаимодействия с семьями воспитанников невозможно без знания особенностей и традиций семейного воспитания. Поэтому в своей работе считаю необходимым учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться на различные условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное окружение. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для выявления досуговых предпочтений, в каждой возрастной группе с воспитателями проводим анкетирование «Детство с музыкой», «Семейные праздники». Получив реальную картину, на основе собранных данных, анализируется специфика семьи, музыкальные общесемейные и детские предпочтения, особенности семейного досуга, обдумывается тактика общения с родителями.Не все из них понимают смысл словосочетания «семейная традиция». Беседуя с родителями, подвожу их к пониманию того, что традиция повторяется всегда, ведь она – традиция. Событие должно быть ярким, интересным, позитивным, значимым для семьи. В беседах с родителями также узнаю об их отношении, к примеру, к традиции читать на ночь сказку или петь своему ребенку колыбельную песню. Поясняю, что даже если малыш пока ещё слишком мал, и не всё понимает из того, что читают или поют ему родители, но даже звук голоса будет ему полезен.Популяризация семейных традиций дает возможность детям оптимистично смотреть на жизнь, ведь "каждый день - праздник", позволяет им гордиться своей семьёй. Ребенок ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи, так принято.В современных условиях содержание и формы работы педагогического коллектива учреждения с семьей отличаются разнообразием. В качестве основных форм сотрудничества выступают общение и деятельность. Как показывает практика, наиболее важную роль во взаимодействии с семьей играют наглядные формы. Это проведение открытой образовательной деятельности, развлечений, праздников, где родители наблюдают за деятельностью детей, педагогов, а также и сами являются участниками перечисленных мероприятий. Праздники способствуют созданию духовной сплочённости детей и взрослых, формируют и совершенствуют общечеловеческие чувства: любовь, доброту, взаимопомощь. В нашем детском саду традиционно проводятся познавательно-музыкальные и спортивно-досуговые развлечения с участием детей и взрослых: например, конкурс чтецов, посвященный Дню матери, «День защитника Отечества», «Состязания смелых, ловких и внимательных», «Великая Победа», «День защиты детей». Стало традиционным чествование матерей и отцов на праздничных мероприятиях: вручаются грамоты, благодарственные письма родителям, проявляющим ответственность и общественную активность; дарятся подарки, сделанные руками детей.Родители посещают репетиции, исполняя определённые роли в спектакле или сценке, показывают кукольный спектакль, оказывают помощь в изготовлении декораций и костюмов, а также поддерживают своих детей во время праздников с помощью «улыбок», «весёлых сердечек», «ладошек» из бумаги и картона, серпантина, султанчиков. Имитируют стук дождя, грома, встречу с Кощеем и Бабой – Ягой, подыгрывая на ударных музыкальных инструментах и многое другое. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско – родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду, чувство гордости за родителей.Одной из форм сотрудничества музыкального руководителя в нашем детском саду, является проведение практических семинаров «Вместе танцевать интересней». Танцевальные композиции, подготовленные детьми и их родителями, являются настоящей находкой при проведении праздничных мероприятий и своеобразной рекламой наших практических семинаров.Разработаны консультации в родительские уголки по темам: «Моя семья и я - надёжные друзья», «Мой край родной», «Народные игры в жизни детей», «Славим тебя, Россия». Мы постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.Мы все родом из семьи, и чем надежнее эта колыбель, тем сильнее мы сами. Не секрет, что жизнерадостные, счастливые люди выходят из крепкой, дружной семьи, а создать таковую помогают праздники, наполненные традиционными, сложившимися обрядами, сохранившими мудрость жизни, и новыми – современными, создаваемыми нами. Они помогают нам укрепить достигнутое, преумножить уже состоявшееся и ясно увидеть горизонты, к которым мы стремимся. Список литературыАзаров, Ю.П., Семейная педагогика. – М.: Политиздат,1998 Аришина, Н.П., Уроки прекрасного: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1995 Игошев, К.Е., Минковский Г. М. Семья, дети, школа. – М., 2004 Ковалева, Г. А., «Воспитываем маленького гражданина». Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М.: «Аркти» – 2003 Помощь родителям в музыкальном воспитании детей. Методические рекомендации. Калуга: КФ МГУКИ, Калужский областной учебно-методический комитет по образованию в сфере культуры и искусства, 2001. - 16с.