Публикации
Мастер- класс по теме « Активные методы обучения в начальной школе».
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер- класс по теме « Активные методы обучения в начальной школе».
Автор: Елена Анатольевна Горох
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер- класс по теме « Активные методы обучения в начальной школе».
Автор: Елена Анатольевна Горох
Мастер- класс по теме « Активные методы обучения в начальной школе».Слайд 1Слайд 2ЦЕЛЬ: знакомство учителей начальных классов с активными методами обучения (АМО).ЗАДАЧИ: Узнать, что такое АМО; Познакомиться с видами АМО; Научиться применять АМО на разных этапах уроков. ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал для участников мастер-класса.ОФОРМЛЕНИЕ: на доске солнечная поляна ( солнышко с лучиками и цветы: синие, зеленые, красные, желтые, голубые). Участники мастер-класса выбирают любой цветок с доски и занимают соответствующие места. Таким образом, участники делятся на группы. Слайд 3 Уважаемые коллеги! Позвольте начать мастер-класс вот с такой притчи.«Все в твоих руках» (видеоролик) - В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным. -Успех - значит вовремя успеть разглядеть, помочь ребенку поверить в себя, в свои силы, успеть взрослому познать его внутренний мир. Успех как птица. Может коснуться одним крылом и окрылить, дать силы для преодоления трудностей, а может и пролететь мимо. -Быть учителем - значит ежедневно создавать ситуацию успеха для ребят на уроке. И, может быть благодаря этому, мы добиваемся хороших знаний, получаем успешных учеников. -Успех нашей работы обеспечивает применение активных методов и приемов. Именно они позволяют раскрыться духовным силам ребенка, а процесс обучения делают легким и доступным. За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план современность выдвигает цели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников учебной деятельности. Поэтому современный учитель сам должен свободно и гибко оперировать информацией, уметь легко показать учащимся уровень их собственных знаний и научить способам их совершенствования. Всем известно, что привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит можно использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс. Современный учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии. Возникает вопрос: почему же мы продолжаем использовать те методы обучения, которые вызывают скуку, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? А ведь можно внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом давно уже существует. Как это сделать? Все просто, как в притче: «Всё в твоих руках»Тема мастер-класса « Активные методы обучения в начальной школе»Ответьте, пожалуйста, на вопросы, только быстро.Слайд 4Метод «Разминка» -Какое сегодня число? А день недели?-Как кричит осел?-Вытянутый круг.-На чем путешествовал Емеля?-Как называется рот у птицы?-Кто сидит на троне и управляет царством?-Наименьшее однозначное число.-Ее наклеивают на конверт.-Сколько гласных звуков в русском языке?Молодцы. Вот вы и приободрились и готовы сотрудничать.Слайд 5Пример АМ начала образовательного мероприятия Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами. Упражнение «Поздоровайся глазами» Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.- Уважаемые коллеги, давайте мы тоже начнём наш мастер-класс с этого упражнения.- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.Слайд 6АМ выяснение целей, ожиданий и опасений (Постановка цели)Для выяснения образовательных целей участников мастер-класса, их ожиданий и опасений можно использовать следующий метод: Метод «Что у меня на сердце»- Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Я Вам раздам сердечки, с одной стороны вы напишите ожидания, а с другой – опасения, от данного мастер- класса по теме АМО. (Озвучивание по желанию.)В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно.Также можно использовать метод «Фруктовый сад» Цель – учителю результаты применения данных методов позволяют лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий). Обучающимся, данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе. Слайд 7Кубик БлумаПриемы смыслового чтения.Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.1. Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:Назови.Почему.Объясни.Предложи.Придумай.Поделись.2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать. Дети знакомятся с темой самостоятельно.3. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.Слайд 8АМ презентации учебного материала- Для этого применим метод «Инфо-угадай-ка». Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. Он применяется при работе в группах.- Возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода. Итак, тема «Активные методы обучения». Листок разделён на сектора. Сектор 1 – «понятие». Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу.Ответы педагоговАктивные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.-Запишите.(Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся) Сектор 2 – этапы урока. -На каких этапах урока можно применять АМО? Ответы педагоговАктивные методы обучения применяются на всех этапах урока.- (Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация ).Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока. Сектор 3 – виды АМО.Ответы педагогов.К этому сектору мы вернёмся в конце нашего мастер-класса и заполним его до конца. («Добрый день», «Поздоровайся глазами», «Что у меня на сердце», «Фруктовый сад», «Мой цветок», «Инфо-угадайка»)Сектор -4. Цели применения АМО.- Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных уменийАктивные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений.Слайд 9 Метод кластеров универсален. Он может применяться на этапе вхождения или погружения в тему для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На этапе проработки содержания темы кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На этапе подведения итогов (рефлексии) понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.Суть этого метода заключается в:выделение смысловых единиц темы и их графического оформления в определенном порядке в виде «грозди» - схемы. Важно: выделить главную смысловую единицу (тема); выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации); конкретизировать фактами и мнениями. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.Последовательность действий при составлении кластера:1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), документа Word, слайде PowerPoint написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану. Давайте составим кластер по теме «Имя существительное» ( на доске)Слайд 10Синквейн - прием технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. «Синквейн» от французского слова «пять». Синквейн - это специфическое стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме 1 строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. 2 строка - два слова (прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. 3 строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. 4 строка - фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту (афоризм). 5 строка - одно слово-резюме, характеризующее суть вопроса или объекта. Давайте составим синквейн по теме «Вода»Вода. Какая она для вас? Физические свойства воды (газообразная, жидкая, твердая, пресная, соленая, дождевая, свободная, связанная, земная, святая, дистиллированная, жесткая, мягкая, минеральная, сложное, удивительное, привычное, необыкновенное, необычное, малодиссоциирующее и т.д.). Значение и химические свойства воды (растворяет, окисляется, восстанавливается, окисляя, разлагается, распадается, диссоцируется, кипит, поглощает, придает силы, помогает, нагреваясь, остывая, выравнивает, предохраняют, взаимодействует, взаимодействуя, реагирует, образует, кипит, замерзает и т.д.). Афоризм, выражение, пословица или поговорка о воде? «Самое необыкновенное вещество в мире (И.В. Петрянов), «Вещество привычное и необычное», «Земная вода выравнивает климат земли», «Нагреваясь, вода поглощает тепло, остывая, отдает его», «Жизненно важное вещество», «Необходимо беречь воду!», «Жизнь без воды невозможна», «Одно из самых важных и распространённых на Земле соединений» и т.д. Синоним, или как по-другому можно назвать воду?(Н2О, вещество, оксид, гидрид, снег, лед, пар, океаны, моря, реки, дожди, волшебница, электролит, окислитель, восстановитель, растворитель и т.д.). Синквейн можно применять на различных этапах урока. Причём синквейн может быть как верный, так и с искажёнными данными.Слайд 11-12 Устройство «Конструктор»«было» (первое состояние объекта); «стало» (второе состояние объекта); «что изменилось» (указывается имя признака и направление изменения значений). Конструктор будет иметь вид: Слайд 13Метод «Шесть шляп»Итак, сейчас каждый из Вас «наденет» виртуальную шляпу и поразмышляет шестью разными способами. 1. Белая шляпа - статистическая (событие, факты). Только то, что говорит автор.2. Жёлтая шляпа - позитивная (положительная оценка события). Всё хорошее, даже в отрицательном герое.3. Чёрная шляпа - негативная (отрицательная оценка события, проблемы). Как можно помочь, что сделать, как поступить.4. Зелёная шляпа - творческая (самые невероятные, необычные идеи). Представь, вообрази и тогда… 5. Красная шляпа - эмоциональная (чувства, которые вызывает у вас данное событие). Ваши ощущения, чувства, отношение. 6. Синяя шляпа - аналитическая (отвечает на вопрос: почему? зачем?). Обобщает всё услышанное от предыдущих участников. Задания:Мы работаем над произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка». В каждой группе делимся на подгруппы. Белая шляпа – факты.1.Соберите все факты, опираясь на текст, из жизни льва и собачки. а) лев. (Царь зверей, жил в зверинце, подселили собаку, стали жить, после смерти собаки умирает сам)б) собачка. ( Жила у хозяина, была поймана, заболела, вскоре сдохла).Жёлтая шляпа – оптимизм.1.Найдите положительные моменты в критических ситуациях, в какие попадает лев, собачка.а) лев. ( У царя зверей может быть доброе верное сердце, может любить)б) собачка.( обрела друга) Чёрная шляпа – критика, или прогноз на будущее.Какие самые трагические события могут произойти с героями. Обоснуйте их. а) лев.б) собачка. Красная шляпа – эмоции.Проанализируйте, какие чувства, эмоции испытывает герой, используя слова, из текста. а) лев, видя собачку в клетке.б) собачка, попадая в клетку ко льву.Зелёная шляпа – творчество.Смог ли герой сохранить в себе талант, творческие способности. Подтвердите словами из текста. а) лев. ( Смог сохранить в себе любовь к ближнему, слабому, величие души.)б) собачка (Собачка сохранила в себе верность, чувство благодарности).Синяя шляпа – жизненный урок.Чему Вас научил данный рассказ? Слайд 14Стадия осмысленияРанжирование — эффективный прием, позволяющий выделить главное в новой информации. После знакомства с новым материалом учащиеся составляют список главных моментов, положений. Затем напротив каждого пункта в своем списке выставляется оценка по одному из критериев: важности, нужности, полезности и т.д. Например, на уроке "Окружающий мир". Тема: Пресные воды суши. У учащегося получился приблизительно такой список:Большая часть земли покрыта соленой водой. Соленую воду пить нельзя. Пресная вода — в реках, ледниках, озерах и т.д. После этого учитель просит расставить места (ранг) пунктов с точки зрения их практической важности. И вопрос: Какое их этих знаний пригодится вам во время путешествия, похода?Слайд 15АМ релаксацииНе стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса. Метод "Четыре стихии»- Упражнение называется "Четыре стихии". Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Подведение итогов мастер-класса.- А теперь возьмите карточки для метода «Инфо - угадайка» и допишите в графу «виды». С какими методами и упражнениями ещё сегодня познакомились( «Четыре стихии», «Физкультминутка», «Кластер»)- Подводя итог нашего мастер-класса, вернёмся к методу «Что у меня на сердце». Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они.К сожалению, временные рамки не позволяют познакомить вас со многими другими активными методами обучения. Но для тех кто заинтересовался ими, более подробно изучить данный материал, на сайте образовательного портала «Мой университет», где вы можете платно скачать электронную книгу «Копилочка активных методов обучения», поучаствовать в конкурсе и пройти дистанционные курсы.Слайд 16Рефлексия.Фразеологизм или пословица Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д. -Слайд 17 И в заключении хочу сказать: «Всё в твоих руках»Приведенные здесь активные методы – лишь малая часть известных на сегодняшний день методов игрообучения. Цель этого небольшого обзора – показать логику и смысл использования АМО на уроке или во внеклассном мероприятии. Несмотря на краткость, данный обзор показывает, что перечисленные методы действительно составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями. У каждой методики есть свои плюсы и минусы. + Активные методы обучения помогают: развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивать интерес к предмету, позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений. - Активные методы обучения имеют недостаткиДети начальной школы имеют свои особенности, поэтому :не могут совладать со своими эмоциями, следовательно на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; Метод «Инфо-угадайка» Тема «Активные методы обучения»Метод «Инфо-угадайка» Тема «Активные методы обучения» Белая шляпа – факты.1.Соберите все факты, опираясь на текст, из жизни льва и собачки. а) лев. (Царь зверей, жил в зверинце, подселили собаку, стали жить, после смерти собаки умирает сам)б) собачка. ( Жила у хозяина, была поймана, заболела, вскоре сдохла).Жёлтая шляпа – оптимизм.1.Найдите положительные моменты в критических ситуациях, в какие попадает лев, собачка.а) лев. ( У царя зверей может быть доброе верное сердце, может любить)б) собачка.( обрела друга) Чёрная шляпа – критика, или прогноз на будущее.Какие самые трагические события могут произойти с героями. Обоснуйте их. а) лев.б) собачка. Красная шляпа – эмоции.Проанализируйте, какие чувства, эмоции испытывает герой, используя слова, из текста. а) лев, видя собачку в клетке.б) собачка, попадая в клетку ко льву.Зелёная шляпа – творчество.Смог ли герой сохранить в себе талант, творческие способности. Подтвердите словами из текста. а) лев. ( Смог сохранить в себе любовь к ближнему, слабому, величие души.)б) собачка (Собачка сохранила в себе верность, чувство благодарности).Синяя шляпа – жизненный урок.Чему Вас научил данный рассказ?