Публикации «Технология интерактивного обучение, как средство формирования ценностно – смысловых компетенций»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Технология интерактивного обучение, как средство формирования ценностно – смысловых компетенций»
Автор: Павлова Инна Анатольевна

Технология интерактивного обучение, как средство формирования
ценностно – смысловых компетенций
АННОТАЦИЯ
Каждый этап развития общества ставит перед образованием новые задачи. Эти задачи отражают социальный заказ, который предназначено выполнять и образовательным учреждениям СПО. Новые исторические повороты влекут за собой новые идеи, ценности, новые преобразования и предполагают формирование модели нового человека. Современный мир вступил в эпоху глобального перехода к информационной цивилизации. Общество живет в быстро изменяющемся мире. Эти изменения повлияли на процесс образования в России и потребовали внедрения в жизнь стандартов нового поколения. В числе образовательных результатов, определенных стандартами профессионального образования нового поколения, названы общие компетенции, которые понимаются как универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда. Социальная и профессиональная успешность современного выпускника зависит от его способности к творчеству, к принятию нестандартных решений, от умения преодолевать устаревшие стереотипы. От него требуется инициативность, гибкость и быстрота реагирования на изменения.
Современная педагогика в качестве приоритетной задачи ставит формирование компетенций у выпускника, делая акцент на владение универсальными умениями, компетентностью, способностью к самообразованию, самоконтролю в процессе социализации.
Опережающее развитие образования обуславливает необходимость формирования у студентов - будущих профессионалов своего дела ценностно-смысловых компетенций. Наибольшим потенциалом в плане развития ценностно-смысловой компетентности обладает дисциплина гуманитарного цикла - обществознание, что связано с рефлексивным, эмоциональным, диалогическим, личностно-ориентированным характером учебной дисциплины. При этом необходимо правильно определить способ, при котором более эффективно будет происходить процесс формирования общих и профессиональных компетенций, а так же развития познавательных способностей, творческого мышления и самостоятельности студентов.
Так уроки по интерактивной технологии с проблемно – исследовательской формой обучения являются наиболее эффективными. Организация уроков по этой технологии способствует созданию комфортных условий обучения, при которых все студенты активно взаимодействуют между собой, моделируют жизненные ситуации, решают вопросы на основании анализа обстоятельств и ситуаций. Организация урока выстроена таким образом, что обеспечивает участие каждого студента в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех участников процесса обучении. Интерактивные технологии позволяют в учебно–ситуативном поле студенту проиграть разнообразные должностные и личностные роли, освоить их. Это способствует созданию в будущем, модели взаимодействия в производственной ситуации. Применение интерактивных технологий в обучении позволяет максимально приблизить студента к усвоению учебного материала, включить в изучаемую ситуацию, побудить к активным действиям, пережить состояние успеха и соответственно мотивировать свое поведение. Применение этой технологии обеспечивает переход от трансляционного обучения к организационному обучению, обеспечивающему гармоничное развитие студентов.
Цель:
Использование интерактивного обучения для развития и самореализации личности студента;
Активизация познавательной деятельности студента для формирования опыта самореализации.
Задачи:
Разностороннее развитие личности студентов.
Формирование гражданственности, правовых, экономических, социологических областей знаний.
Формирование навыков самообразования и самореализации, способствующих профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых трудоемких технологий.
Развитие ценностно-смысловой компетентности в процессе изучения обществознания предусматривает комплексное, целенаправленное воздействие на все компоненты компетентности с учётом специфики учебного предмета. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами студента, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения студента в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория студента и программа его жизнедеятельности в целом.
Ценностно-смысловые компетенции предполагают:
Умения
Методы-формирования
Формы
Средства
Результативность
1.Формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;2. Владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; 3.Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
1.Проекты различной направленности.2. Коллективное подведение итогов3.Проблемное обучение; 4.Учебные задачи с избыточным условием 5.Метод кейсов. 6. Задания с ограничением по времени, в том числе мини-проекты, реализуемые в рамках урока.
1.Индивидуальные2. Групповые3. Фронтальные
1.Словари2.Справочники3. Метод. Литература4. СМИ5. Интернет ресурсы
1.Способности студента ориентироваться в мире, понимать общества и человека; 2.Способности принимать человека, как высшую ценность; 3.Способности осознавать своё место в жизни, роль и предназначение; 4.Способности ставить цели, определять смыслы своих действий, ценностные установки при принятии жизненно важных решений; 5.Способность к освоению механизмов самоопределения в разных ситуациях учебной и иных видов деятельности; 6.Способность к активному участию в выстраивании программы своей жизнедеятельности
Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у студента развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы - от бытовых, до производственных и социальных. Педагогическими условиями формирования у студентов ценностно-смысловых компетенций в процессе обучения обществознанию является разработка и применение специальных заданий для формирования самостоятельности мышления на основе комплексных учебно-познавательных проблем. Организация обучения на основе интерактивных и информационных технологий, для которых характерны интенсивная подача материала, активная позиция, высокая степень самостоятельности студентов, диалог.
Обществознание - практико-ориентированный и нужный ребятам предмет, поэтому особое внимание уделяется интерактивным методам. Именно эти методы позволяют отработать практические умения и навыки, а так же прожить, пропустить через себя знания, которые впитываются и остаются почти навсегда.
Интерактивное обучение – одна из форм диалогового обучения, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента. Оно имеет конкретные цели, направленные на создание комфортных условий учебной работы, обеспечивающей самостоятельность, инициативность и продуктивность познавательной деятельности. Взаимодействие по приобретению нового знания и способов деятельности поднимет познавательный и социальный опыт студентов на новый, качественно более высокий уровень развития, также способствует формированию ценностно -мысловых компетенций в процессе совместной учебной деятельности. Преподаватель организует индивидуальную, парную и групповую работу, в процессе которой изучаются документы, различные источники информации, создаются условия для реализации моно- проектов, ролевых игр, работы с документами, творческой деятельности.
Моно проекты - реализуемые в рамках урока.
Этот метод позволяет самостоятельно планировать деятельность студентов, организовывать контроль своей деятельности, достигать поставленной цели, через детальную разработку проблемы, а также имеет реальный практический результат в виде готового продукта.
Моно проект способствует развитию умений поиска и обработки информации, самостоятельности, умению слушать и уважать мнение других, способствовать формированию личной уверенности каждого участника проекта, развитию исследовательских умений. Целесообразно проводить уроки с использованием мини проектов на уроках обществознания по разделу Человек и экономика, с привлечением дополнительных источников. Это способствует формированию дополнительных навыков и умений по применению теоретических знаний при решении практической ситуации, формированию экономической культуры и ценностно-смысловых компетенций.
Таблица 1 Этапы работы над моно – проектом.
Этапы проекта
Содержание и формы работы
Формируемые
Навыки
Компетенции
Компетенции по ФГОС (Приложе ние №1)
1. Подготовка.
Сообщается тема урока, выдвигаются учебные проблемы.
Умение слушать и слышать, определять цели и задачи работы
Коммуникативные, ценностно -смысловые .
ОК- 2
2. Планирование.
Определяются темы заданий, отбирается материал, определяются формы работы, студенты разбиваются по группам, разъясняются инструкции и требования к результатам работы, распределяются роли внутри группы.
Организация работы в микрогруппе: определять цель, проблему в деятельности, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально. Преодолевать конфликты (договариваться с людьми).
Учебно –познавательные, коммуникативные, общекультурные, ценностно - смысловые
ОК – 2
ОК- 3
ОК- 4
ОК- 5
ОК- 6
ОК -7
ОК -8
3. Исследование
Самостоятельная работа студентов с документами согласно инструкции и организационной установке
Умение работать в микрогруппе согласно инструкции и организационной установке, умение поиска и обработки информации, умение брать и разделять ответственность. Развитие исследовательских умений и навыков.
Коммуникативные, ценностно – смысловые, социально - трудовые, проблемно – поисковые.
ОК – 2
ОК- 3
ОК- 4
ОК- 5
ОК- 6
ОК -7
ОК -8
4. Выводы
Коллективное обсуждение результатов работы, анализ информации, формулирование выводов, оформление проекта.
Умение анализировать информацию, формулировать выводы и их аргументировать. Корректировать свое мнение.
Коммуникативные, ценностно – смысловые, социально – трудовые.
ОК- 3
ОК- 4
ОК- 5
ОК- 6
ОК -7
ОК -8
5. Защита проекта
Выступление представителей групп, формулирование общего вывода, оценивание результатов работы.
Умение слушать и уважать мнение других. Понимать позицию другого. Развивать: =речевую и коммуникативную культуру; =эстетическую культуру при оформлении презентации проекта; =умение сформулировать общий вывод; =способностей объективного оценивания; =креативность.
Коммуникативные, ценностно – смысловые, социально – трудовые, общекультурные, компетенции личностного совершенствования, рефлексивные.
ОК- 3
ОК- 4
ОК- 5
ОК- 6
ОК -7
ОК -8
6. Оформление готового продукта
Оформление готового продукта в форме заполнения таблицы, составления схемы, изготовления коллажа, составления кластера.
Формулировать выводы и оформлять информацию в различных формах (текст, таблица, план, схема)
ОК- 5
ОК- 6
ОК -7
ОК -8
ОК -9
Еще одним средством формирования ценностно-смысловых компетенций через интерактивное обучение является проведение уроков в форме лабораторного занятия по документам. Урок – лабораторное занятие предполагает самостоятельную работу нескольких малых групп, с фрагментами документов, обсуждение вопросов и подготовку отчетного выступления (каждая малая группа получает свою карточку- инструкцию). Группа делится на микрогруппы, каждая получает документ (фрагмент документа) и работает устно по вопросам к тексту. За самостоятельным изучением текстов следует коллективное обсуждение в малой группе. Затем определяется выступающий, который оглашает итоги групповой работы. По ходу выступлений учащиеся заполняют соответствующую колонку таблицы. В конце урока подводятся итоги работы. Деятельность преподавателя включает в себя постановку задач урока, распределение и разъяснение заданий, консультации и подведение итогов работы. Целесообразно проводить уроки в форме лабораторного занятия по документам по предмету Обществознание по разделу Человек и закон с использование Конституции РФ и других законов РФ. Работа с юридическими документами (или извлечений из них) формирует у обучающихся гражданственность, правосознание уважение прав человека, активную правовую позиции в обществе и государстве. Развивает юридическое мышление, способность защищать и отстаивать свою точку зрения по определенной проблеме. Способствует правовому воспитанию и снижению правового нигилизма, а так же способствует формированию ценностно-смысловых компетенций.
Таблица 2
Учебные действия, способствующие формированию
ценностно - смысловых компетенций при проведении уроков в форме лабораторного занятии по документам
Учебные действия
Познавательные:
Анализировать, выделяя главное и второстепенное. Делать выводы. Строить логически обоснованное рассуждение.
Устанавливать причинно – следственные связи.
Представлять информацию в различных формах (текст, таблица, схема, план, тезис)
Регулятивные:
Определять цель, проблему в деятельности.
Выдвигать версии, выбирать средства достижения в группе и индивидуально.
Планировать деятельность.
Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки.
Коммуникативные:
Излагать свое мнение, понимать позицию другого.
Определять цели и результаты обсуждения. Определять цели выступления.
Организовывать работу в паре, в группе – самостоятельно определять цели, роли, вырабатывать решения.
Преодолевать конфликты – договариваться с людьми.
Личностные:
Аргументировано оценивать свои чужие поступки.
Осознавать и проявлять себя гражданином в словах и делах.
Осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него.
Эффективнымсредствомразвития ценностно-смысловой компетентности является применение на уроках сюжетно – ролевых и деловых игр. Деловая игра воссоздает социальный контекст – обстановку, в которой обучающийся взаимодействует с представителями других ролевых позиций. В деловой игре реализуется целостная форма коллективной учебной деятельности. Деловая игра реализуется на имитационной модели как совместная деятельность по постановке и решению игровых учебных задач, подготовке и применению индивидуальных и совместных решений. Деловая игра проводится в режиме диалогического общения. Студенты проигрывают некоторые модели поведения, пытаясь понять, какие из вариантов наиболее приемлемы в реальной жизни. В результате этой деятельности формируются умения вести переговоры, принимать самостоятельные решения. Урок по теме Трудовое право целесообразно провести в форме приема на работу. Сюжетно ролевая игра Стороны судебного процесса, позволяет познакомить обучающихся с российским законодательством, с принципами справедливого демократического судопроизводства, независимостью судей и состязательностью сторон; показать основные функции суда и прокуратуры в уголовном процессе. Развить представление о принципе неотвратимости наказания за преступление. Определить основные роли участников судебных заседаний по уголовным делам; сформировать у учащихся навыки полемики; умения выражать и отстаивать свою точку зрения, импровизировать; формировать собственную позицию по различным нравственно-правовым проблемам; способствовать развитию у молодых людей чувства ответственности за свои поступки.
Обществознание интегрированный курс- это дает основу для творческого использования интерактивных методов обучения. К ним относятся моно – проекты, проведение уроков в форме лабораторного занятия по документам, анализ проблемный ситуаций и другие учебные и деловые игры.
Результативность:
Таким образом, результативность применения инновационных технологий способствует формированию общих и профессиональных компетенций.
Применение преподавателем интерактивных методов на уроках обществознания активизирует познавательную деятельность. Создает благоприятные условия для формирования у студентов опыта самореализации личности. Использование интерактивного обучения позволяет принимать самостоятельные решения при наличии нескольких альтернатив, критически мыслит и вырабатывает свои собственные позиции.
Вывод:
Успех обучения в конечном итоге определяется отношением студентов к учению, стремлению к познанию, способностью осознанно, самостоятельно проявлять активность и приобретать знания, умения, навыки.
Рациональное сочетание традиционных и инновационных подходов позволяет успешно реализовывать стандарты нового поколения. Обеспечить доступность качественного образования, а также формирует навыки самообразования и самореализации, способствующих профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых трудоемких технологий на протяжении всей жизни.
Список литературы:
1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998
2.Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. М., 2008
3. Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе. М., 1996
4. Таркова А. И. Развитие ценностно-смысловой компетентности в процессе обучения на примере дисциплин гуманитарного цикла [Текст] / А. И. Таркова // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 390-392.
5. schoolnum1.ru›function.require-once
6. Кравченко А.И. Певцова Е.А. Концепция курса Обществознание и современные подходы к методике его преподавания в российских школах. М.:АПи П