Публикации
Природа и наша безопасность
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Природа и наша безопасность
Автор: Сусанна Жоровна Варпетян
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Природа и наша безопасность
Автор: Сусанна Жоровна Варпетян
Тема: Природа и наша безопасность
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: создать условия для изучения с учащимися правил безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать понятия опасности в неживой и живой природе; формировать представления о возможности отрицательного влияния природных объектов на жизнь человека; расширять представления о правилах безопасного поведения в природе и при общении с животными.
Личностные: оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих.
Оборудование: учебник А.А. Плешаков, окружающий мир 3 класс 2 часть, презентация.
Этап
Время
Содержание
Деятельность
уч-ка
УУД
1.
Организационный момент
1 мин
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, все ли готово к уроку.
- Присаживайтесь!
Приветствовать учителя
Л:Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
2.
Актуализация знаний
Словесный: фронтальный опрос
Практический:
Деление слов на группы
8 мин
- Давайте вспомним, о чем мы разговаривали на прошлом уроке?
- О каких опасностях мы беседовали?
-Кто скажет, как нужно вести себя на балконе и возле подоконника? (Нельзя свешиваться через перила, сидеть на них, устраивать разные подвижные игры. Нельзя вставать на подоконник, садиться или ложиться на него, не высовываться из окна)
- Кто сможет рассказать, какие правила безопасности нужно соблюдать, пользуясь лифтом?
-Какие правила безопасности нужно соблюдать на льду? (Нельзя выходить на лед на реке, пруду и озере без сопровождения взрослых. Нельзя кататься на ногах с ледяной горки. А весной не кататься на льдинах).
- Какое правило мы узнали на прошлом уроке? (правило четырех Не: Никогда не разговаривай с незнакомцем. Никогда не садись в машину к незнакомцу. Не играй по дороге из школы домой. Не играй с наступлением темноты.)
- Вывод: чтобы не случилась беда, нужно соблюдать правила безопасности везде и всегда!
- Для того, чтобы узнать о чём сегодня на уроке пойдёт речь, разгадаем кроссворд. Ключевое слово подскажет вам нашу новую тему. (прил.1)
–Что же это за опасности? Где они могут встретиться? Разделите данные слова – отгадки на 2 группы.
-Живая природа: кот, собака, змея, растения, грибы; неживая природа: молния.
- О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (Об опасностях в живой и неживой природе.)
-Откройте учебники на с.25 и прочитайте тему нашего урока. (Природа и наша безопасность).
- Определите, чем мы будем заниматься на уроке, чему научимся? Используйте слова:
узнаем…..(в каких случаях человеку приходится защищаться от природы)
научимся … (выполнять правила безопасного поведения в природе)
– Мы должны предвидеть опасность, уметь избегать её, при необходимости действовать – решительно и чётко, должны отвечать за свою жизнь и здоровье.
Отвечать на вопросы
Слушать учителя
Выполнять задание
Делать вывод
Делить слова на 2 группы
Определять тему и цели урока
П: Ориентация в собственной системе знаний.
К: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят речевые высказывания.
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
П: осознанно высказывают в устной форме свое мнение; осуществляют поиск необходимой информации.
3.
Изучение нового материала
Словесный:
Беседа
Практический: практическая работа
Практический: работа с учебником
15мин
Гроза
- Многие явления неживой природы опасны для здоровья и жизни человека. Как вы думаете, что это за явления? (К таким явлениям относятся буря, метель -можно отморозить части тела, гололед – можно упасть и получить травму, гроза – получить удар молнией.)
-Молодцы, вы все правильно сказали. Какое время года скоро начнется? (Весна)
-Какое из перечисленных вами явлений природы происходит весной?(гроза).
-Правильно. Кто уже встречался с этим явлением, что вы можете о нем рассказать?
-А как вы думаете, что опасней, гром или молния? (видео)
Молния – это электрическая искра. В считанные секунды она пролетает по небу несколько километров. Воздух мгновенно раскаляется. Звук от него мы называем громом. Если искра слабая, то и взрыв очень слабый, едва слышный.
Гром - это звук от летящей молнии. Он убить не может. А вот молния - это огромная электрическая искра. От удара молнии вспыхивают здания и деревья.
- Попробуем с вами сделать маленькую молнию. Потрём пластмассовую линейку о рукав шерстяного свитера или о волосы. Линейка наэлектризовалась. Она притягивает к себе маленькие кусочки бумаги.
Если поднести наэлектризованную линейку к металлической батарее, то электрический ток перепрыгнет на неё в виде маленькой искорки, мы её можем и не увидеть, а услышим слабый щелчок.
-Как уберечься от удара молнии?
Откройте учебники на с.25. Перед вами текст Как вести себя во время грозы, найдите в нем правила безопасного поведения во время грозы.
Учащиеся читают самостоятельно текст.
-Какие же правила нужно соблюдать?
-Нельзя купаться во время грозы; Нельзя прятаться во время грозы под высокие деревья, особенно отдельно стоящие; Нельзя находиться возле металлических предметов и прикрываться от дождя металлическими предметами.
- Верно! Никогда не забывайте об этих правилах!
Слушать учителя
Отвечать на вопросы
Рассуждать по теме
Смотреть видеоролик
Делать вывод
Наблюдать за учителем
Читать учебник
Рассказывать правила
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
П: узнавание новой темы при взаимодействии с детьми.
П: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
К: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Физ. минутка
2 мин
Давайте немного разомнемся.
Повторять движения
Л:поддержание здорового образа жизни.
– Здорово, что на нашей планете есть растения. Ведь благодаря им есть жизнь на Земле. Почему?
- Только растения выделяют в воздух кислород! Кроме того, растения дают нам пищу: хлеб, крупы, фрукты, ягоды. Приятно играть на поляне, бродить по лесу, собирать грибы и ягоды. Общение с природой очень полезно для здоровья человека. Однако природа таит в себе и много опасностей. Существуют и опасные растения, которые нельзя есть, а к некоторым даже нельзя прикасаться.
– Давайте узнаем, какие ядовитые растения растут вокруг нас. (выступления учащихся)
– Как вы думаете, что нужно сделать, если вы или кто-то, может, это будут ваши младшие братик или сестрёнка, отравились и почувствовали себя нехорошо? (Надо постараться вызвать рвоту. При сильном отравлении необходимо обратиться к врачу.)
– Давайте запомним, что лучше не собирать ягоды, которые не знаешь. А такие растения, как белена, волчье лыко, вороний глаз, и другие которые сейчас назвали, мы не будем путать с другими и не будем их рвать и даже прикасаться к ним. Их нужно запомнить!
- То, о чем мы поговорим дальше, вы узнаете отгадав загадку
- Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек, шляпка есть – нет головы. (Грибы.)
– Вы все бывали в лесу и, думаю, многие собирали грибы вместе со взрослыми.
– Это очень увлекательное занятие, но, к сожалению, иногда, съев собранные грибы, люди получают отравление и даже погибают. Почему это происходит? (Грибы бывают ядовитые.)
– Все ли грибы можно употреблять в пищу?
– Почти у каждого съедобного гриба есть двойник – ядовитый гриб. О некоторых ядовитых грибах вам расскажет Профессор Почемушкин (видео).
- Какие опасные грибы он не назвал? Посмотрите на них в учебнике и запомните.
- Прочитайте правила в учебнике и запомните их.
-Лесные путешествия полны опасностей. Кроме ядовитых грибов и растений нас подстерегают другие опасности. Отгадайте загадку.
Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел.
-Это змея.
-Про змей рассказывают больше небылиц, чем про всех остальных животных. Почему? В самом облике змей много таинственного и страшного – гибкое, лишённое ног тело, которое сворачивается кольцами, как канат, и вдруг с неожиданной силой распрямляется и скользит, извиваясь, по земле.
- Из 2,5 тысяч видов живущих на Земле змей для человека опасны 410. Из них 50 живут в море, но никогда не нападают на купающихся. В нашей стране из ядовитых змей распространена гадюка обыкновенная.
Дополнительные сведения вы найдете в 2-х первых абзаца текста учебника на с.28.
Беседа после чтения
-Какая змея распространена в нашей стране? (Гадюка обыкновенная.)
-Ее отличительный признак? (Её можно узнать по тёмной зигзагообразной полосе на спине.)
-В каком случае она может укусить? (Нападет она на человека только ради самозащиты, поэтому в лесу нужно соблюдать осторожность.)
-Что же делать, если змея всё-таки укусила? (Нужно немедленно обратиться в больницу.)
-Ребята, вы знаете, что человек может пострадать не только от диких, но и от домашних животных. У кого из вас есть домашние животные?
-Домашние животные, от которых мы не ожидаем никакой опасности, могут нанести серьёзный вред нашему здоровью. Поэтому, даже общаясь с любимыми нашими кошками и собаками, нужно соблюдать правила безопасности.
-Какие же это правила? На стр. 28-29 прочитайте их.
-Что вы узнали нового?
- Молодцы!
Слушать учителя
Слушать выступления одноклассников
Отгадывать загадку
Высказывать свое мнение
Смотреть видеоролик
Читать правила
Отгадывать загадку
Слушать учителя
Читать материал из учебника
Беседовать по прочитанному материалу
Читать учебник
Отвечать на вопросы
К: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
П: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
К: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят речевые высказывания.
П: Ориентация в собственной системе знаний.
4.
Закрепление изученного материала
10 мин
- Откройте рабочую тетрадь на стр. 16. Выполните задание1.
- Что вы записали?
- Следующее задание № 2 вариант 2 самостоятельно, а затем проверим.
- У кого возникли трудности?
Работать в тетради
П: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
5.
Итог урока
Рефлексия
5 мин
- О чём мы сегодня с вами говорили?
- Какие цели мы ставили перед собой? Кто их достиг?
Продолжите предложение:
Я узнал, (в каких случаях человеку приходится защищаться от природы)
Я повторил, (правила поведения в квартире, доме и его окрестностях)
Я запомнил, (какие правила безопасности нужно соблюдать во время грозы, при общении с животными, при встрече с ядовитыми растениями и грибами)
– Пригодятся ли эти знания вам в повседневной жизни?
- Откройте дневники и запишите домашнее задание: учебник стр. 25-29 читать, раб. тетр. №2 в.1, №3, №6.
- Спасибо за урок, можете отдыхать!
Отвечать на вопросы
Записывать домашнее задание
Р:осуществлять итоговый контроль
Л: самооценка на основе критерия успешности;
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: создать условия для изучения с учащимися правил безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать понятия опасности в неживой и живой природе; формировать представления о возможности отрицательного влияния природных объектов на жизнь человека; расширять представления о правилах безопасного поведения в природе и при общении с животными.
Личностные: оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих.
Оборудование: учебник А.А. Плешаков, окружающий мир 3 класс 2 часть, презентация.
Этап
Время
Содержание
Деятельность
уч-ка
УУД
1.
Организационный момент
1 мин
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, все ли готово к уроку.
- Присаживайтесь!
Приветствовать учителя
Л:Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
2.
Актуализация знаний
Словесный: фронтальный опрос
Практический:
Деление слов на группы
8 мин
- Давайте вспомним, о чем мы разговаривали на прошлом уроке?
- О каких опасностях мы беседовали?
-Кто скажет, как нужно вести себя на балконе и возле подоконника? (Нельзя свешиваться через перила, сидеть на них, устраивать разные подвижные игры. Нельзя вставать на подоконник, садиться или ложиться на него, не высовываться из окна)
- Кто сможет рассказать, какие правила безопасности нужно соблюдать, пользуясь лифтом?
-Какие правила безопасности нужно соблюдать на льду? (Нельзя выходить на лед на реке, пруду и озере без сопровождения взрослых. Нельзя кататься на ногах с ледяной горки. А весной не кататься на льдинах).
- Какое правило мы узнали на прошлом уроке? (правило четырех Не: Никогда не разговаривай с незнакомцем. Никогда не садись в машину к незнакомцу. Не играй по дороге из школы домой. Не играй с наступлением темноты.)
- Вывод: чтобы не случилась беда, нужно соблюдать правила безопасности везде и всегда!
- Для того, чтобы узнать о чём сегодня на уроке пойдёт речь, разгадаем кроссворд. Ключевое слово подскажет вам нашу новую тему. (прил.1)
–Что же это за опасности? Где они могут встретиться? Разделите данные слова – отгадки на 2 группы.
-Живая природа: кот, собака, змея, растения, грибы; неживая природа: молния.
- О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (Об опасностях в живой и неживой природе.)
-Откройте учебники на с.25 и прочитайте тему нашего урока. (Природа и наша безопасность).
- Определите, чем мы будем заниматься на уроке, чему научимся? Используйте слова:
узнаем…..(в каких случаях человеку приходится защищаться от природы)
научимся … (выполнять правила безопасного поведения в природе)
– Мы должны предвидеть опасность, уметь избегать её, при необходимости действовать – решительно и чётко, должны отвечать за свою жизнь и здоровье.
Отвечать на вопросы
Слушать учителя
Выполнять задание
Делать вывод
Делить слова на 2 группы
Определять тему и цели урока
П: Ориентация в собственной системе знаний.
К: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят речевые высказывания.
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
П: осознанно высказывают в устной форме свое мнение; осуществляют поиск необходимой информации.
3.
Изучение нового материала
Словесный:
Беседа
Практический: практическая работа
Практический: работа с учебником
15мин
Гроза
- Многие явления неживой природы опасны для здоровья и жизни человека. Как вы думаете, что это за явления? (К таким явлениям относятся буря, метель -можно отморозить части тела, гололед – можно упасть и получить травму, гроза – получить удар молнией.)
-Молодцы, вы все правильно сказали. Какое время года скоро начнется? (Весна)
-Какое из перечисленных вами явлений природы происходит весной?(гроза).
-Правильно. Кто уже встречался с этим явлением, что вы можете о нем рассказать?
-А как вы думаете, что опасней, гром или молния? (видео)
Молния – это электрическая искра. В считанные секунды она пролетает по небу несколько километров. Воздух мгновенно раскаляется. Звук от него мы называем громом. Если искра слабая, то и взрыв очень слабый, едва слышный.
Гром - это звук от летящей молнии. Он убить не может. А вот молния - это огромная электрическая искра. От удара молнии вспыхивают здания и деревья.
- Попробуем с вами сделать маленькую молнию. Потрём пластмассовую линейку о рукав шерстяного свитера или о волосы. Линейка наэлектризовалась. Она притягивает к себе маленькие кусочки бумаги.
Если поднести наэлектризованную линейку к металлической батарее, то электрический ток перепрыгнет на неё в виде маленькой искорки, мы её можем и не увидеть, а услышим слабый щелчок.
-Как уберечься от удара молнии?
Откройте учебники на с.25. Перед вами текст Как вести себя во время грозы, найдите в нем правила безопасного поведения во время грозы.
Учащиеся читают самостоятельно текст.
-Какие же правила нужно соблюдать?
-Нельзя купаться во время грозы; Нельзя прятаться во время грозы под высокие деревья, особенно отдельно стоящие; Нельзя находиться возле металлических предметов и прикрываться от дождя металлическими предметами.
- Верно! Никогда не забывайте об этих правилах!
Слушать учителя
Отвечать на вопросы
Рассуждать по теме
Смотреть видеоролик
Делать вывод
Наблюдать за учителем
Читать учебник
Рассказывать правила
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
П: узнавание новой темы при взаимодействии с детьми.
П: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
К: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Физ. минутка
2 мин
Давайте немного разомнемся.
Повторять движения
Л:поддержание здорового образа жизни.
– Здорово, что на нашей планете есть растения. Ведь благодаря им есть жизнь на Земле. Почему?
- Только растения выделяют в воздух кислород! Кроме того, растения дают нам пищу: хлеб, крупы, фрукты, ягоды. Приятно играть на поляне, бродить по лесу, собирать грибы и ягоды. Общение с природой очень полезно для здоровья человека. Однако природа таит в себе и много опасностей. Существуют и опасные растения, которые нельзя есть, а к некоторым даже нельзя прикасаться.
– Давайте узнаем, какие ядовитые растения растут вокруг нас. (выступления учащихся)
– Как вы думаете, что нужно сделать, если вы или кто-то, может, это будут ваши младшие братик или сестрёнка, отравились и почувствовали себя нехорошо? (Надо постараться вызвать рвоту. При сильном отравлении необходимо обратиться к врачу.)
– Давайте запомним, что лучше не собирать ягоды, которые не знаешь. А такие растения, как белена, волчье лыко, вороний глаз, и другие которые сейчас назвали, мы не будем путать с другими и не будем их рвать и даже прикасаться к ним. Их нужно запомнить!
- То, о чем мы поговорим дальше, вы узнаете отгадав загадку
- Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек, шляпка есть – нет головы. (Грибы.)
– Вы все бывали в лесу и, думаю, многие собирали грибы вместе со взрослыми.
– Это очень увлекательное занятие, но, к сожалению, иногда, съев собранные грибы, люди получают отравление и даже погибают. Почему это происходит? (Грибы бывают ядовитые.)
– Все ли грибы можно употреблять в пищу?
– Почти у каждого съедобного гриба есть двойник – ядовитый гриб. О некоторых ядовитых грибах вам расскажет Профессор Почемушкин (видео).
- Какие опасные грибы он не назвал? Посмотрите на них в учебнике и запомните.
- Прочитайте правила в учебнике и запомните их.
-Лесные путешествия полны опасностей. Кроме ядовитых грибов и растений нас подстерегают другие опасности. Отгадайте загадку.
Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел.
-Это змея.
-Про змей рассказывают больше небылиц, чем про всех остальных животных. Почему? В самом облике змей много таинственного и страшного – гибкое, лишённое ног тело, которое сворачивается кольцами, как канат, и вдруг с неожиданной силой распрямляется и скользит, извиваясь, по земле.
- Из 2,5 тысяч видов живущих на Земле змей для человека опасны 410. Из них 50 живут в море, но никогда не нападают на купающихся. В нашей стране из ядовитых змей распространена гадюка обыкновенная.
Дополнительные сведения вы найдете в 2-х первых абзаца текста учебника на с.28.
Беседа после чтения
-Какая змея распространена в нашей стране? (Гадюка обыкновенная.)
-Ее отличительный признак? (Её можно узнать по тёмной зигзагообразной полосе на спине.)
-В каком случае она может укусить? (Нападет она на человека только ради самозащиты, поэтому в лесу нужно соблюдать осторожность.)
-Что же делать, если змея всё-таки укусила? (Нужно немедленно обратиться в больницу.)
-Ребята, вы знаете, что человек может пострадать не только от диких, но и от домашних животных. У кого из вас есть домашние животные?
-Домашние животные, от которых мы не ожидаем никакой опасности, могут нанести серьёзный вред нашему здоровью. Поэтому, даже общаясь с любимыми нашими кошками и собаками, нужно соблюдать правила безопасности.
-Какие же это правила? На стр. 28-29 прочитайте их.
-Что вы узнали нового?
- Молодцы!
Слушать учителя
Слушать выступления одноклассников
Отгадывать загадку
Высказывать свое мнение
Смотреть видеоролик
Читать правила
Отгадывать загадку
Слушать учителя
Читать материал из учебника
Беседовать по прочитанному материалу
Читать учебник
Отвечать на вопросы
К: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
П: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
К: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят речевые высказывания.
П: Ориентация в собственной системе знаний.
4.
Закрепление изученного материала
10 мин
- Откройте рабочую тетрадь на стр. 16. Выполните задание1.
- Что вы записали?
- Следующее задание № 2 вариант 2 самостоятельно, а затем проверим.
- У кого возникли трудности?
Работать в тетради
П: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
5.
Итог урока
Рефлексия
5 мин
- О чём мы сегодня с вами говорили?
- Какие цели мы ставили перед собой? Кто их достиг?
Продолжите предложение:
Я узнал, (в каких случаях человеку приходится защищаться от природы)
Я повторил, (правила поведения в квартире, доме и его окрестностях)
Я запомнил, (какие правила безопасности нужно соблюдать во время грозы, при общении с животными, при встрече с ядовитыми растениями и грибами)
– Пригодятся ли эти знания вам в повседневной жизни?
- Откройте дневники и запишите домашнее задание: учебник стр. 25-29 читать, раб. тетр. №2 в.1, №3, №6.
- Спасибо за урок, можете отдыхать!
Отвечать на вопросы
Записывать домашнее задание
Р:осуществлять итоговый контроль
Л: самооценка на основе критерия успешности;