Публикации
Анализ выявленных проблем написания всероссийских проверочных работ в техникуме и пути их преодоления
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Анализ выявленных проблем написания всероссийских проверочных работ в техникуме и пути их преодоления
Автор: Ковалева Татьяна Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Анализ выявленных проблем написания всероссийских проверочных работ в техникуме и пути их преодоления
Автор: Ковалева Татьяна Сергеевна
Анализ выявленных проблем написания всероссийских проверочных работ в техникуме и пути их преодоления 1. Выявленные проблемы и пути решения их после проведенного анализа ВПР1). Организационно-технологические проблемы- недостаточное информирование обучающихся о требованиях к содержанию, объему работы, времени, отведенному на выполнение работы, требованиях к оформлению работ учащихся на бланках.2). Организационно-методические проблемы-недостаточный уровень профессиональной компетенции педагогических работников в области формирования и достижения предметных и метапредметных результатов;- организация деятельности преподавателей по разработке контрольно-измерительных материалов в соответствии с планируемыми результатами с целью проведения тренировочных работ в формате ВПР.3). Программно-методические проблемы- отсутствие корректировки рабочих программ дисциплины в соответствии с требованиями ВПР.4). Проблемы подготовки обучающихся в части освоения дисциплиныЗдесь бросается в глаза недостаточный уровень сформированности предметных результатов. Что касается показателей сформированности метапредметных и личностных результатов, то они тянутся от предметных. Предметные наиболее важны!Из метапредметных надо выделить умения планировать выполнение задания, контролировать полноту выполнения задания, контролировать соответствие выполненного задания предложенным формулировкам, оформлять работу в соответствии с предложенными требованиями.С целью коррекции метапредметных умений необходима планомерная работа, а именно: ведение индивидуального контроля, отражающих положительную или отрицательную динамику в обучении каждого обучающегося в соответствии с планируемыми результатами.2. Алгоритм подготовки к ВПРВыписать перечень планируемых результатов по предмету. Подобрать несколько заданий для проверки того, насколько усвоен каждый из результатов. Провести повторение по разделам учебной программы. Выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, вместе обсуждать возможные стратегии выполнения работы, особенности формулировок заданий и т.д. Вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся. 3. Принципы отбора заданий для подготовки ВПРПри отборе заданий важно выдерживать такие принципы:Задания должны быть разнообразными, чтобы, с одной стороны, не формировать стереотипов о том, что тот или иной планируемый результат проверяется всегда одинаково одним и тем же типом задания, с другой стороны, для того, чтобы совершенствовать знания и умения, поскольку одна из целей обучения – научить применять знания в разных ситуациях, а выполнение разных по типу заданий как раз этому и способствует; Заданий на оценивание достижения каждого планируемого результата должно быть достаточно для того, чтобы сделать вывод о достижении этого планируемого результата, по 1-2 заданиям такой вывод вряд ли будет объективным; Задания должны быть разноуровневыми: большая часть заданий должна позволять проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, но как минимум одно задание должно позволять проверить достижение планируемого результата на повышенном уровне. 4. Как помочь обучающимся подготовиться к ВПР?1). Составьте план подготовки по предмету и расскажите о нем обучающимся.Составленный в начале года план-график, который максимально учитывает все события жизни, праздники и мероприятия, позволит заранее спланировать объем и сроки изучения учебного материала. Важно дать учащимся информацию о графике работы на год, регулярно обращая их внимание на то, какая часть материала уже пройдена, а какую еще осталось пройти.2). Дайте обучающимся возможность оценить их достижения в учебе.Обсуждая с обучающимися пройденный материал, делайте акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо. Ставьте перед ними достижимые краткосрочные учебные цели и показывайте, как достижение этих целей отражается на долгосрочном графике подготовки к ВПР.3). Не говорите с обучающимися о ВПР слишком часто.Регулярно проводите короткие демонстрационные работы в течение года вместо серии больших контрольных работ за месяц до ВПР. Обсуждайте основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Даже если работа в классе связана с ВПР, не заостряйте на них внимание.4). Используйте при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы.Учебный материал должен быть разнообразен: плакаты, интеллект-карты, презентации, ролевые игры, проекты, творческие задачи. Использование различных методов позволяет усваивать материал обучающимися с различными особенностями восприятия информации. 5). «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь» (Б. Франклин).Во время изучения материала важно, чтобы обучающиеся принимали активное самостоятельное участие в его изучении - готовили совместные проекты и презентации в группе, обучали и проверяли друг друга.6). Научите обучающихся работать с критериями оценки заданий.Покажите простой пример демонстрационного задания и разберите подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, обучающимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.7). Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР.ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: обучающихся, родителей, преподавателей, администрации образовательной организации. Негативные эмоции заразительны. Покажите на собственном примере, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять.8). Хвалите своих учеников.Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похвала должна быть искренней и по существу. Убедитесь, что ваши ученики имеют реалистичные цели в отношении предстоящих проверочных работ.9). Общайтесь с коллегами!Используйте ресурсы профессионального сообщества. Знакомьтесь с опытом коллег, их идеями и разработками, применяйте их на практике.10). Обсуждайте с учащимися важность здорового образа жизни.Хороший сон и правильное питание, умение сосредоточиться и расслабиться после напряженного выполнения заданий вносят значительный вклад в успех на проверочной работе.11). Поддерживайте внеучебные интересы учащихся.Личное пространство, не связанное с учебой, дает возможность переключаться на другие виды деятельности и в конечном итоге быть более эффективными при подготовке к ВПР.12). Общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону!Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе. Обсуждайте с ними вопросы создания комфортной учебной среды для обучающегося дома, организации режима сна и питания ребенка, их тревоги и заботы.5. Как поддержать обучающихся во время подготовки к ВПР?Главное, в чем нуждаются обучающиеся в этот период – это эмоциональная поддержка педагогов, родных и близких. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность обучающегося в ситуации проверки знаний.Поддерживать ученика – значит верить в него. Поддержка тех, кого ученик считает значимыми для себя, очень важна для него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.Задача педагогов и родителей – научить обучающегося справляться с различными задачами, создав у него установку: "Ты можешь это сделать".Существуют слова, которые поддерживают детей, например: "Зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо", "Ты делаешь это хорошо".Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица, интонации.Педагоги также могут помочь ребенку в столь сложный для него период. Вот некоторые рекомендации психологов для педагогов:- сосредоточьтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки;- создайте ситуацию эмоционального комфорта;- ни в коем случае не нагнетайте обстановку, постоянно напоминая о серьезности предстоящих работ;- создайте ситуацию успеха, применяйте поощрение. В этом огромную роль играет поддерживающее высказывание "Я уверен(а), что ты справишься";- обеспечьте детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться. Если ребенок обращается за помощью: "Посмотрите, я правильно делаю?" - лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: "Я уверен(а), что ты все правильно сделаешь, и у тебя все получится";- очень важно, чтобы неуверенный в себе ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. Если ребенок не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: "Ты не знаешь, как начать? Как выполнить следующее задание?" - и предложить альтернативу: "Ты можешь начать с простых заданий или просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?";- ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа "Подумай еще", "Поразмысли хорошенько", Это усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания;- помогайте учащемуся поверить в себя и свои способности;- помогайте ребенку избежать ошибок;- поддерживайте учащихся при неудачах;- подробно расскажите учащимся, как будет происходить ВПР, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру проверочных работ;- приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами проведения ВПР, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к проверочной работе, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку;- учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:- опираться на сильные стороны ребенка;- помнить о его прошлых успехах и возвращаться к ним, а не к ошибкам;- избегать подчеркивания промахов ребенка, не напоминать о прошлых неудачах;- помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;- создать в учреждении обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать уважение к ребенку.Поддерживайте своего ученика, будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи.6. Советы по подготовке к проверочной работеГотовься планомерно.Соблюдай режим дня.Питайся правильно.Во время подготовки чередуй занятия и отдых.Накануне проверочной работы с вечера перестань готовиться. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя.Советы во время проверочной работыСоблюдай правила поведения на проверочной работе!Слушай, как правильно заполнять бланк!Работай самостоятельно!Используй время полностью!При работе с заданиями:Сосредоточься!Читай задание до конца!Думай только о текущем задании!Начни с легкого!Пропускай!Исключай!Запланируй два круга!Проверь!Не оставляй задание без ответа!Не огорчайся!7. Советы после проверочной работыСпособы снятия напряжения, негативного влияния стресса:Занятия спортом;Танцы;Йога;Рисование;ПениеИ многие другие занятия, интересные для человека