Публикации Анализ выявленных проблем написания всероссийских проверочных работ в техникуме и пути их преодоления

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Анализ выявленных проблем написания всероссийских проверочных работ в техникуме и пути их преодоления
Автор: Ковалева Татьяна Сергеевна

Анализ выявленных проблем написания всероссийских проверочных работ в техникуме и пути их преодоления 1. Выявленные проблемы и пути решения их после проведенного анализа ВПР1). Организационно-технологические проблемы- недостаточное информирование обучающихся о требованиях к содержанию, объему работы, времени, отведенному на выполнение работы, требованиях к оформлению работ учащихся на бланках.2). Организационно-методические проблемы-недостаточный уровень профессиональной компетенции педагогических работников в области формирования и достижения предметных и метапредметных результатов;- организация деятельности преподавателей по разработке контрольно-измерительных материалов в соответствии с планируемыми результатами с целью проведения тренировочных работ в формате ВПР.3). Программно-методические проблемы- отсутствие корректировки рабочих программ дисциплины в соответствии с требованиями ВПР.4). Проблемы подготовки обучающихся в части освоения дисциплиныЗдесь бросается в глаза недостаточный уровень сформированности предметных результатов. Что касается показателей сформированности метапредметных и личностных результатов, то они тянутся от предметных. Предметные наиболее важны!Из метапредметных надо выделить умения планировать выполнение задания, контролировать полноту выполнения задания, контролировать соответствие выполненного задания предложенным формулировкам, оформлять работу в соответствии с предложенными требованиями.С целью коррекции метапредметных умений необходима планомерная работа, а именно: ведение индивидуального контроля, отражающих положительную или отрицательную динамику в обучении каждого обучающегося в соответствии с планируемыми результатами.2. Алгоритм подготовки к ВПР
  • Выписать перечень планируемых результатов по предмету.
  • Подобрать несколько заданий для проверки того, насколько усвоен каждый из результатов.
  • Провести повторение по разделам учебной программы.
  • Выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, вместе обсуждать возможные стратегии выполнения работы, особенности формулировок заданий и т.д.
  • Вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.
  • 3. Принципы отбора заданий для подготовки ВПРПри отборе заданий важно выдерживать такие принципы:
  • Задания должны быть разнообразными, чтобы, с одной стороны, не формировать стереотипов о том, что тот или иной планируемый результат проверяется всегда одинаково одним и тем же типом задания, с другой стороны, для того, чтобы совершенствовать знания и умения, поскольку одна из целей обучения – научить применять знания в разных ситуациях, а выполнение разных по типу заданий как раз этому и способствует;
  • Заданий на оценивание достижения каждого планируемого результата должно быть достаточно для того, чтобы сделать вывод о достижении этого планируемого результата, по 1-2 заданиям такой вывод вряд ли будет объективным;
  • Задания должны быть разноуровневыми: большая часть заданий должна позволять проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, но как минимум одно задание должно позволять проверить достижение планируемого результата на повышенном уровне.
  • 4. Как помочь обучающимся подготовиться к ВПР?1). Составьте план подготовки по предмету и расскажите о нем обучающимся.Составленный в начале года план-график, который максимально учитывает все события жизни, праздники и мероприятия, позволит заранее спланировать объем и сроки изучения учебного материала. Важно дать учащимся информацию о графике работы на год, регулярно обращая их внимание на то, какая часть материала уже пройдена, а какую еще осталось пройти.2). Дайте обучающимся возможность оценить их достижения в учебе.Обсуждая с обучающимися пройденный материал, делайте акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо. Ставьте перед ними достижимые краткосрочные учебные цели и показывайте, как достижение этих целей отражается на долгосрочном графике подготовки к ВПР.3). Не говорите с обучающимися о ВПР слишком часто.Регулярно проводите короткие демонстрационные работы в течение года вместо серии больших контрольных работ за месяц до ВПР. Обсуждайте основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Даже если работа в классе связана с ВПР, не заостряйте на них внимание.4). Используйте при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы.Учебный материал должен быть разнообразен: плакаты, интеллект-карты, презентации, ролевые игры, проекты, творческие задачи. Использование различных методов позволяет усваивать материал обучающимися с различными особенностями восприятия информации. 5). «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь» (Б. Франклин).Во время изучения материала важно, чтобы обучающиеся принимали активное самостоятельное участие в его изучении - готовили совместные проекты и презентации в группе, обучали и проверяли друг друга.6). Научите обучающихся работать с критериями оценки заданий.Покажите простой пример демонстрационного задания и разберите подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, обучающимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.7). Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР.ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: обучающихся, родителей, преподавателей, администрации образовательной организации. Негативные эмоции заразительны. Покажите на собственном примере, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять.8). Хвалите своих учеников.Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похвала должна быть искренней и по существу. Убедитесь, что ваши ученики имеют реалистичные цели в отношении предстоящих проверочных работ.9). Общайтесь с коллегами!Используйте ресурсы профессионального сообщества. Знакомьтесь с опытом коллег, их идеями и разработками, применяйте их на практике.10). Обсуждайте с учащимися важность здорового образа жизни.Хороший сон и правильное питание, умение сосредоточиться и расслабиться после напряженного выполнения заданий вносят значительный вклад в успех на проверочной работе.11). Поддерживайте внеучебные интересы учащихся.Личное пространство, не связанное с учебой, дает возможность переключаться на другие виды деятельности и в конечном итоге быть более эффективными при подготовке к ВПР.12). Общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону!Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе. Обсуждайте с ними вопросы создания комфортной учебной среды для обучающегося дома, организации режима сна и питания ребенка, их тревоги и заботы.5. Как поддержать обучающихся во время подготовки к ВПР?Главное, в чем нуждаются обучающиеся в этот период – это эмоциональная поддержка педагогов, родных и близких. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность обучающегося в ситуации проверки знаний.Поддерживать ученика – значит верить в него. Поддержка тех, кого ученик считает значимыми для себя, очень важна для него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.Задача педагогов и родителей – научить обучающегося справляться с различными задачами, создав у него установку: "Ты можешь это сделать".Существуют слова, которые поддерживают детей, например: "Зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо", "Ты делаешь это хорошо".Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица, интонации.Педагоги также могут помочь ребенку в столь сложный для него период. Вот некоторые рекомендации психологов для педагогов:- сосредоточьтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки;- создайте ситуацию эмоционального комфорта;- ни в коем случае не нагнетайте обстановку, постоянно напоминая о серьезности предстоящих работ;- создайте ситуацию успеха, применяйте поощрение. В этом огромную роль играет поддерживающее высказывание "Я уверен(а), что ты справишься";- обеспечьте детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться. Если ребенок обращается за помощью: "Посмотрите, я правильно делаю?" - лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: "Я уверен(а), что ты все правильно сделаешь, и у тебя все получится";- очень важно, чтобы неуверенный в себе ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. Если ребенок не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: "Ты не знаешь, как начать? Как выполнить следующее задание?" - и предложить альтернативу: "Ты можешь начать с простых заданий или просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?";- ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа "Подумай еще", "Поразмысли хорошенько", Это усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания;- помогайте учащемуся поверить в себя и свои способности;- помогайте ребенку избежать ошибок;- поддерживайте учащихся при неудачах;- подробно расскажите учащимся, как будет происходить ВПР, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру проверочных работ;- приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами проведения ВПР, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к проверочной работе, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку;- учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:- опираться на сильные стороны ребенка;- помнить о его прошлых успехах и возвращаться к ним, а не к ошибкам;- избегать подчеркивания промахов ребенка, не напоминать о прошлых неудачах;- помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;- создать в учреждении обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать уважение к ребенку.Поддерживайте своего ученика, будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи.6. Советы по подготовке к проверочной работеГотовься планомерно.Соблюдай режим дня.Питайся правильно.Во время подготовки чередуй занятия и отдых.Накануне проверочной работы с вечера перестань готовиться. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя.Советы во время проверочной работыСоблюдай правила поведения на проверочной работе!Слушай, как правильно заполнять бланк!Работай самостоятельно!Используй время полностью!При работе с заданиями:Сосредоточься!Читай задание до конца!Думай только о текущем задании!Начни с легкого!Пропускай!Исключай!Запланируй два круга!Проверь!Не оставляй задание без ответа!Не огорчайся!7. Советы после проверочной работыСпособы снятия напряжения, негативного влияния стресса:Занятия спортом;Танцы;Йога;Рисование;ПениеИ многие другие занятия, интересные для человека