Публикации РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (БАШКИРСКИЙ) ЯЗЫК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН» для 5 класса основного общего образования

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (БАШКИРСКИЙ) ЯЗЫК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН» для 5 класса основного общего образования
Автор: Гайнетдинова Зиля Маснавиевна

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИМинистерство образования и науки Республики БашкортостанАдминистрация муниципального района Бирский район Республики БашкортостанМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №7 г. Бирска муниципального района Бирский район Республики БашкортостанРАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного предмета«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (БАШКИРСКИЙ) ЯЗЫК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»для 5Г класса основного общего образованияна 2022-2023 учебный годСоставитель: Гайнетдинова Зиля Маснавиевнаучитель башкирского языкаБирск 2022ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (БАШКИРСКИЙ) ЯЗЫК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»Программа по предметной области «Государственный (башкирский) язык Республики Башкортостан» для 5 классов основного общего образования подготовлена на основе следующих нормативно-правовых документов: - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 1/22 от 18 марта 2022 г.);
  • Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 3/22 от 23 июня 2022 г.);
  • Концепция преподавания родных языков народов Российской Федерации (утверждена на заседании Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 1 октября 2019 г.);
  • Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря г. (с изменениями и дополнениями от 3 ноября г., 3 декабря г., 15 июня  г., 28 июня г., 4 марта 2014 г., 1 октября 2021 г);
  • Концепция преподавания государственных языков Республики Башкортостан и родных языков народов Республики Башкортостан на 2021–2030 годы (утверждена Указом Главы Республики Башкортостан от 30 декабря 2020 г. № УГ-613).
  • Содержание Программы обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в части требований, заданных ФГОС ООО к предметной области «Родной язык и родная литература».Изучение учебного предмета «Государственный (башкирский) язык Республики Башкортостан» предусматривает наличие междисциплинарных связей с другими учебными предметами гуманитарного цикла: «Русский язык», «Литература» и т. д.Башкирский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории башкирского и других народов Республики Башкортостан.Курс «Государственный (башкирский) язык Республики Башкортостан» направлен на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры обучающегося, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности.Содержание обучения башкирскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать ее, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.Содержание учебного предмета может реализовываться и во внеурочной деятельности: предметные недели, экскурсии, тематические общешкольные мероприятия, конференции, олимпиады, конкурсы, работа кружков, школ, клубов, посещение театра, коллективные просмотры кинофильмов с последующим анализом и т. д.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (БАШКИРСКИЙ) ЯЗЫК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»Целью изучения учебного предмета «Государственный (башкирский) язык Республики Башкортостан» является формирование у обучающегося коммуникативной компетенции в основных видах речевой деятельности на башкирском языке (аудирование, говорение, чтение, письмо).Задачи изучения учебного предмета «Государственный (башкирский) язык Республики Башкортостан»:
  • создание благоприятного психологического климата для преодоления речевого барьера и использование башкирского языка как средства общения;
  • развитие личностных качеств обучающихся, их воображения, внимания, памяти в ходе усвоения нового материала;
  • расширение лингвистического кругозора, направленного на освоение элементарных лингвистических представлений, доступных для обучающихся и необходимых для овладения устной и письменной речью на элементарном уровне.
  • МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (БАШКИРСКИЙ) ЯЗЫК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕНа изучение учебного предмета «Государственный (башкирский) язык Республики Башкортостан» в 5 классе отводится 34 часа: 1 час в неделю) (34 учебные недели).СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (БАШКИРСКИЙ) ЯЗЫК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»В первом блоке Программы «Я и мой мир» содержание концентрируется на воспитательных целях, главная из которых научить ребенка жить в согласии с внешним миром и с самим собой. Блок преимущественно направлен на развитие устной и письменной речи.Второй блок «Башкортостан – край родной» касается дружбы народов; прошлого, настоящего, будущего России, ее взаимоотношений с другими странами; государственного устройства; особенностей истории и современной жизни родного края, достопримечательностей, исторических мест; искусства, а также народных праздников и обычаев, особенностей быта и жизнедеятельности башкирского и других народов, проживающих в республике. Материал ориентирован на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и взаимоуважения.Третий блок «Природа родного края» знакомит с природой Башкортостана, с разнообразием растительного и животного мира республики, с ее климатическими особенностями и экологическими проблемами. В результате изучения тем блока у обучающихся формируется ценностное отношение к природе, расширяется кругозор.Предложенная Программа служит ориентиром для составителей рабочих программ. Авторы рабочих программ могут самостоятельно определять последовательность изучения учебного материала, его объем, виды деятельности.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (БАШКИРСКИЙ) ЯЗЫК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»Тематический блок 1. «Я и мой мир»Тема 1. Здравствуй, школа!М. Карим «Ученику», Г. Рамазанов «Живи, родной край!», Ф. Губайдуллина «Райфа идет в школу», Е. Кучеров «Пещера Шульганташ», А. Игебаев «До свиданья, лебеди!».Моя школаР. Султангареев «Поэт», С. Алибаев «Хорош», «Нас встречает школа».Мои одноклассники«Ученики» (из журнала «Учитель Башкортостана»), Г. Кутуева «День Знаний».Тема 2.О себеЯ и моя семьяФ. Рахимгулова «Красивый и сильный», В. Гудков «Осенью», Р. Искужина «Мои братишки», А. Хабибуллина «Наша семья».О себеЗ. Султанов «Флаг Башкортостана», Ф.Рахимгулова «Наша мама», «Наша квартира» (из газеты «Йәншишмә» («Родник»)).Тема 3. Человек. Части тела. Личная гигиена.И. Гумерова «Старательная девочка», А. Кондратова «Говорим», «Умный воробей» (сказка).Тема 4. С Новым годом!Новый годГ. Юнусова «Дед Мороз», Ф. Исянгулов «Звезды-обманщики», К. Даян «Елочка», З. Биишева «Здоровье», А. Исмагилов «Снег идет».Наша елкаМ. Гали «Наша елка», Е. Кучеров «Январь», «Карнавал» (из журнала «Аманат»).Тема 5. Продукты. Одежда. Магазин. ДомПродукты. ОдеждаГ. Галиева «Хлеб», Ф. Тугузбаева «Новое платье», А. Ягафарова «Мед».Магазин. ДомГ. Абдулхаева «Дорога, которую прошел хлеб», Р. Шакур «Страна трудолюбивых», Т. Ганиева «Бишбармак», А. Гиталов «Думы о хлебе».Тема 6. Восьмое марта!Международный женский деньФ. Мухамедьянов «Матери», М. Пляцковский «Пускай узнают ветер...».Ф. Тугузбаева «День рождения», «Люблю я свою страну» (песня).Моя мамаА. Ихсан «Благодарность матери», А. Ахмедьянова «Наби и старушка», З. Ханнанова «Я счастливая...», Г. Юнусова «Долгожданный праздник», Ф. Юлдашбаева «Моя бабушка».Тематический блок 2. «Башкортостан – край родной»Тема 7. Знаешь ли ты родной Башкортостан?Мой БашкортостанС. Алибаев «Моя Родина», «Башкортостан» (из журнала «Акбузат»), М. Пришвин «Будем охранять природу», Ф. Губайдуллина «Флаг Башкортостана».Мы вместе с природойГ. Ситдикова «День Республики», Ф. Губайдуллина «Флаг Республики», С. Янтурин «Курай», Р. Латипова, Р. Камалова «Салават Юлаев», С. Юлаев «Мой Урал», «Река Агидель» (из газеты «Вечерняя Уфа»).Тематический блок 3. «Природа родного края»Тема 8. Времена годаЗолотая осеньИ. Буракаев «Мы вместе с природой», Г. Скребицкий «Осень-художник», Т. Ганиева «Скажи обратное», К. Танрикулов «Четыре девочки», К. Ушинский «Четыре желания», Ф. Рахимгулова «Откуда узнал?», С. Муллабаев «Странный снег».Осенняя природаМ. Дильмухаметов «Цветок и бабочка», Л. Толстой «Старик и водяная». Л. Шагисултанова «В осеннем лесу», С. Алибаев «Прекрасный день».Тема 9. Наступила веснаВеснаА. Ихсан «Весна», С. Муллабаев «Дедушка», В. Осеева «Старушка», Р. Гарипов «Скворец», Ф. Губайдуллина «Компьютер мой друг», С. Муллабаев «Весна».Птицы – наши друзьяЕ. Кучеров «Когда прилетают птицы?», Ф. Рахимгулова «День Победы», В. Исхаков «Медаль и мальчик», С. Богомазов «Мир нужен всем», Н. Надеждина «Первый цветок весны», А. Асадуллина «На субботнике».Тема 10. Встречаем летоЗдравствуй, лето!С. Алибаев «Здравствуй, лето!», А. Чаныш «Птица и песня», «Воронья каша», «Сабантуй» (из журнала «Акбузат»).Родная земляА. Игебаев «Родная земля», «Утро в лагере» (из журнала «Аманат»).Контроль знанийПовторение изученного материала, контрольная работа, работа над ошибками. Грамматический материалФонетика. Орфоэпия. ГрафикаЗвук и буква. Алфавит (повторение). Система гласных и согласных звуков. Правильное произношение гласных звуков (повторение). Правильное произношение и правописание согласных (повторение). Слог. Виды слогов (повторение).Ударение. Ударение в башкирском и в русском языках (повторение).Морфемика и словообразованиеКорень и аффикс. Основа слова. Однокоренные слова.Лексикология и фразеологияФразеологизмы, их значения. Особенности употребления фразеологизмов в речи.Слова однозначные и многозначные. Антонимы. Синонимы. Омонимы.МорфологияИмя существительное. Изменение имен существительных по падежам. Собственные и нарицательные имена существительные. Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного.Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола.Местоимение. Личные местоимения. Притяжательные местоимения. Определительные местоимения. Неопределенные местоимения. Указательные местоимения. Вопросительные местоимения. Отрицательные местоимения.Развитие речи«Курочка Ряба» (русская народная сказка), И. Буракаев и др. «Другие народы создавали шежере?» (составление шежере), сюжетная картина «Зимние забавы», В.Меос «Родные края З.Исмагилова» (картина), Р. Нурмухаметов «После работы» (картина).ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫЛичностные результатыЛичностные результаты освоения Примерной рабочей программы по башкирскому (государственному) языку Республики Башкортостан для основного общего образования отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:гражданского воспитания:
  • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
  • активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на башкирском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
  • понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на башкирском языке;
  • готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
  • активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);
  • патриотического воспитания:
  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли башкирского языка как государственного языка Республики Башкортостан;
  • проявление интереса к познанию башкирского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета;
  • ценностное отношение к башкирскому языку, к достижениям своей республики, Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях;
  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
  • духовно-нравственного воспитания:
  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
  • готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
  • активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
  • эстетического воспитания:
  • восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
  • понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности башкирского языка как средства коммуникации и самовыражения;
  • понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства;
  • физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
  • осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
  • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет среде в процессе школьного языкового образования;
  • способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
  • умение принимать себя и других не осуждая;
  • умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на башкирском языке;
  • сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
  • трудового воспитания:
  • установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
  • интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей;
  • уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее;
  • экологического воспитания:
  • ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
  • умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
  • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
  • осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
  • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
  • ценности научного познания;
  • ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка;
  • овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира;
  • овладение основными навыками исследовательской деятельности с учетом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
  • личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
  • способность обучающихся к взаимодействию в условиях не- определенности, открытость опыту и знаниям других;
  • способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
  • навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;
  • умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
  • способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
  • Метапредметные результатыВ результате изучения предмета «Государственный (башкирский) язык Республики Башкортостан» в основной школе у обучающегося будут сформированы следующие универсальные учебные познавательные действия:базовые логические действия:
  • выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
  • устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
  • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
  • выявлять дефицит информации, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев;
  • базовые исследовательские действия:
  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
  • формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
  • составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
  • проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
  • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
  • работа с информацией:
  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
  • выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и си- стематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
  • использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
  • использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;
  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
  • оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
  • эффективно запоминать и систематизировать информацию.
  • В результате изучения предмета ««Государственный (башкирский) язык Республики Башкортостан» в основной школе у обучающегося будут сформированы следующие универсальные учебные коммуникативные действия:общение:
  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
  • знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
  • в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
  • самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала;
  • совместная деятельность:
  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать и выполнять действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);
  • выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.
  • В результате изучения предмета ««Государственный (башкирский) язык Республики Башкортостан» в основной школе у обучающегося будут сформированы следующие универсальные учебные регулятивные действия:самоорганизация:
  • выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
  • ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
  • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
  • самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
  • делать выбор и брать ответственность за решение;
  • самоконтроль:
  • владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
  • давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;
  • предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
  • объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
  • эмоциональный интеллект:
  • развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
  • выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций;
  • принятие себя и других:
  • осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать свое и чужое право на ошибку;
  • принимать себя и других не осуждая; проявлять открытость;
  • осознавать невозможность контролировать все вокруг.
  • Предметные результатыОбучающийся научится:
  • вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос) (до 10 реплик со стороны каждого собеседника);
  • создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика; повествование/сообщение) (объем монологического высказывания 1012 фраз);
  • излагать основное содержание прочитанного текста (объем 1012 фраз);
  • кратко излагать результаты выполненной проектной работы (объем до 12 фраз);
  • воспринимать на слух и понимать несложные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова;
  • читать про себя и понимать несложные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с пониманием основного содержания (объем текста для чтения 200250 слов);
  • писать короткие поздравления с праздниками; заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет, (объем сообщения — до 60 слов);
  • различать на слух и адекватно, без ошибок, произносить слова с правильным ударением и фразы, с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей; выразительно читать вслух небольшие тексты объемом до 90 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрируя понимание содержания текста; читать новые слова согласно основным правилам чтения;
  • характеризовать различия между устной и письменной речью, диалогом и монологом, учитывать особенности видов речевой деятельности при решении практико-ориентированных учебных задач и в повседневной жизни;
  • владеть различными видами аудирования – выборочным, ознакомительным, детальным (на материале научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи);
  • владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым;
  • различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного);
  • различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи; различать типичные ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы; выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной и письменной речи;
  • соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; соблюдать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета; соблюдать башкирскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
  • использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов, грамматические словари и справочники, в том числе мультимедийные; использовать орфографические словари и справочники по пунктуации;
  • характеризовать звуки; понимать различие между звуком и буквой, характеризовать систему звуков (повторение);
  • проводить фонетический анализ слов;
  • использовать знания по фонетике, графике и орфоэпии в практике произношения и правописания слов;
  • распознавать изученные орфограммы;
  • применять знания по орфографии в практике правописания (в том числе применять знание о правописании разделительных ъ и ь);
  • объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря);
  • распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слова;
  • проводить лексический анализ слов (в рамках изученного). Уметь пользоваться лексическими словарями (толковым словарем, словарями синонимов, антонимов, омонимов);
  • применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в башкирском языке для решения практико-ориентированных учебных задач;
  • различать ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного); соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
  • соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов, омонимов (в рамках изученного); употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости; употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы и местоимения с учетом стилистических норм современного башкирского языка;
  • применять нормы правописания имен существительных, имен прилагательных, глаголов и местоимений с изученными орфограммами;
  • определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного; объяснять его роль в речи;
  • определять лексико-грамматические разряды имен существительных;
  • применять нормы правописания собственных имен существительных, сокращенных имен существительных;
  • определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного; объяснять его роль в речи;
  • применять нормы правописания имен прилагательных с изученными орфограммами;
  • определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола; объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также в речи;
  • распознавать личные, возвратное, притяжательные, указательные, вопросительные, определительные, отрицательные, неопределенные местоимения; определять общее грамматическое значение местоимения; уметь склонять местоимения и характеризовать особенности их склонения, словообразования, синтаксических функций, роли в речи;
  • правильно употреблять местоимения в соответствии с требованиями башкирского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности); соблюдать нормы правописания местоимений;
  • выбирать знак конца предложения, ставить в предложении запятую при перечислении и обращении, пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение личного характера;
  • правильно оформлять адрес, писать фамилии и имена на башкирском языке;
  • участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на башкирском языке с применением ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети Интернет;
  • пользоваться различными видами лексических словарей (толковых, синонимов, антонимов, фразеологизмов);
  • использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме.
  • ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Габитова З. М., Усманова М. Г. «Башкорт теле – 5» для русскоязычных школ (учебник) (обновленное издание) Уфа: Китап, 2020. – 160 сМЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
  • Габитова З. М. Примерная программа основного общего образования. Башкирский язык (5–9 класс) для русскоязычных школ. Уфа: Китап, 2022. 35 с.
  • Габитова З. М., Давлетшина М. С. Методика преподавания башкирского языка (для русскоязычных школ) – Уфа: Китап, 2016. – 112 с.
  • Давлетшина М. С. Методические рекомендации к учебнику «Башкорт теле-5» (для русскоязычных школ). – Уфа: Китап, 2014. – 165 с.
  • ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
  • Авторская методика обучения Сайт педагога-исследователя // URL: /2-1-0-41 (дата обращения: 22.06.2022).
  • Башкирская энциклопедия // URL: http:www.bashenc.ru (дата обращения: 12.06.2022).
  • Башкирские сказки // URL: http:www.hobobo.ru/catalog (дата обращения: 13.06.2022).
  • Интерактивный башкирский // URL: shlang.ru (дата обращения: 21.06.2022).
  • Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на уроках // URL: .ru (дата обращения: 16.05. 2022).
  • Книги и дети // URL: w.juja.ru (дата обращения: 11.06.2022).
  • Культурный мир Башкортостана // URL: http:ebook.bashnl.ru (дата обращения: 11.06.2022).
  • Литературный журнал для детей и взрослых. Энциклопедический портал. Все для семьи, школьника, абитуриента // URL: liogid.ru (дата обращения: 11.06.2022).
  • Мультимедийные сказки // URL: urnal/10/ (дата обращения: 11.06.2022).
  • Народы мира – политически этнографический справочник // URL: .geoman.ru (дата обращения: 10.06.2022).
  • Роль информационно-коммуникационных технологий в образовании // URL: http://ido.tsu.ru (дата обращения 22.06.2022).
  • Языки народов России в Интернете // URL: es,org.ru (дата обращения: 14.06.2022).