Публикации Классный час «Твори добро! Поговорим о милосердии»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Классный час «Твори добро! Поговорим о милосердии»
Автор: Инна Владимировна Успенская

Тема: Твори добро! Поговорим о милосердии
Цели: 1. Познакомит с понятием милосердие.
2. Воспитать стремление помочь окружающим.
3. Развивать умение уважать другие точки зрения, быть терпимым, толерантным к чужому мнению.
4. Воспитывать стремление совершать добрые дела.
Образовательные: учить детей выражать свои мысли, чувства, эмоции и в процессе подготовки и
написании сочинения-миниатюры;
создать условия для свободного общения и самовыражения в процессе
мыследеятельности детей на уроке.
Воспитательные: воспитывать свободу мышления, учить свободно, без боязни выражать свои
чувства, эмоции, мысли;
воспитывать чувство сопереживания, любовь к ближнему.
Развивающие: развивать воображение, монологическую и диалогическую устную речь детей,
расширить представления детей о нравственной стороне окружающей
деятельности, развивать умения выражать свои мысли в процессе написания
сочинения-миниатюры.
Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер.
Тип : проблемно-диалогический.
Ход мероприятия.
Организационный момент
Звучит музыка, взяться за руки, улыбнуться.
Сегодня мы поговорим с вами о качестве, без которого человек не может называться человеком.
(слайд 1)
- Почему стоит многоточие?
- Верно, мысль не окончена.
- Как вы понимаете милосердие?
(ты думаешь, что…
Некоторые из вас считают, что…
Другие думают, что…)
Стихотворение
Слово это серьезное,
Главное, важное,
То что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважней, чем лица красота.
Догадались, что это?
Милосердие! Сердец доброта!
(Слайд 2)
- Как получилось слово милосердие?
- Какая часть слова указывает на его основной смысл?
- Корень слова Милосердия
- Назовите его ( Здесь два корня мил и серд)
- Молодцы! Итак, корень мил, корень серд
- Давайте подберем родственные слова с корнем мил (Слайд 3)
- Назовите слова с корнем мил (милый)
- Кто милый? (ребенок, цветок, котенок)
- Значит милый – это приятный?
- С какой интонацией мы произносим милый (доброй ,ласковой, нежной)
Ученик: Мы с нежностью говорим: милый, милая. Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы
радуемся при встречи, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет.
- Ребята, назовите еще слово с корнем мил (милость)
- Что думаете о значении этого слова?
( Помощь, любовь, жалость, добро) (слайд 4)
Задачи:
Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Помог донести груз, хотя ему было не по пути.
В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался прейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
Когда старушка-соседка попросила мальчика купить в магазине молока, он согласился, но заявил, что за это она должна его отблагодарить.
- Как вы поступили бы на месте мальчиков?
- Где и как вы проявляете доброту?
Добрый человек – это тот, кто любит людей, помогает им. Будьте добры ко всем окружающим людям.
Ученик: Не стой в стороне равнодушно
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
Если когда-то кому-то
Поможет улыбка твоя
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
- Если мы любим человека, мы готовы простить ему все - любой недостаток, любой дурной поступок, любую слабость. Отсюда слово помиловать - простить, отнестись с любовью к такому человеку, которого нам простить трудно. (Слайд 5).
- Ребята, а вы умеете прощать? Прощали ли вы кого-нибудь? А мама? А бабушка?
Итак, родственные слова: Милый, милость, помиловать ( Слайд 6)
Физминутка
Теперь подберем родственные слова с корнем серд (Слайд7)
(Сердце)
- Вот оно какое наше сердце (слайд8)
- Посмотрите, это доброе сердце?
Ученики: - нет, это холодное сердце.
- Давайте вспомним сказку Х. Андерсена Снежная Королева. (Осколки ледяного зеркала попали в сердце Каю, отчего он и сделался злым и жестоким. Поступки у него тоже были злые и жестокие)
- Частенько приходится слышать Сердце болит. Поясните, пожалуйста.
(Слайд8)
Сердце болит –
Душа болит-
( Когда нам обидно, когда мы переживаем, когда вы кого-то обижаете. Неужели душа не болит и вам все равно?)
- Итак, родственные слова к слову сердце: сердечная боль, сердечный человек (Слайд 9)
V. Актуализация знаний.
- Ребята, давайте подытожим, какие слова помогли полнее раскрыть смысл слова милосердие?
- Доброта, жалость, помощь, прощение.
- Теперь посмотрим, как объясняется его значение в толковом словаре С.И.Ожегова
Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия (Слайд 10)
- Что главное в объяснении значения слова? (Готовность помочь, оказать помощь)
(Милосердие – это поступок, поступок добрый, во благо, за который не ждут вознаграждения)
- Скажите, кто может быть милосердным? (человек)
- Встречались ли вам милосердные люди? Будьте милосердны! - призывал Иисус в нагорной проповеди.
-Благо – добро, польза.
Благотворительность – безвозмездное действие и поступки, направленные на общественную пользу. Причём, постоянно, а не один раз по настроению.
Творить – делать, создавать. Безвозмездно – просто так, даром, бескорыстно.
В словаре С. И. Ожегова: Благотворительность – оказание частными людьми материальной помощи бедным из милости.
Игра Тепло моего сердца.
Учитель: Бессердечные люди не подают милостыню, не дают на храм. У меня в руках макет сердца. Передавая друг другу по кругу сердце, назовите благотворительные мероприятия, в которых участвовал каждый из вас, причём не по приказу, а по зову сердца.
(Дети называют уборку и создание цветочных клумб на территории школы, помощь ветеранам и престарелым людям, концертную деятельность т. д.)
Учитель: - Ребята, я сейчас убедилась в том, что ни один из вас не остаётся в стороне от проблем других людей. Спасибо вам за вашу сердечность!
- учитесь помогать и прощать, учитесь дарить тепло своей души, улыбайтесь людям. Нет, не делайте запасов из любви и доброты. И на черный день грядущий не копите милосердья… - писал поэт Б.Окуджава.
Ученик: Антон Павлович Чехов, обращаясь к молодым, писал: Пока молоды, сильны и бодры, не
уставайте делать добро!
Ученик: Соня Помогаева
Доброе сердце – это сады,
Добрые слова – это корни,
Добрые мысли – это цветы,
Добрые дела – это плоды.
Историческая справка о благотворительности в России.
В нашей стране и раньше и сейчас благотворительность была всегда в почете, она существовала в форме индивидуальных пожертвований, в форме организованной благотворительной деятельности частных лиц и организаций. . Распространенным явлением была совместная деятельность частных лиц с государством, с церковью, органами местного самоуправления. Многие благотворительные заведения создавались и финансировались за счет частных пожертвований. Государи и представители императорских фамилий покровительствовали благотворительным обществам и заведениям, привлекая к ним внимание общества, формируя традицию и моду в этой сфе В христианстве и других религиях провозглашалась необходимость ежегодной передачи богатыми десятой части нажитого. Милостыня, сострадание к несчастным становилось воплощением религиозного чувства. Попечение о бедных возлагалось на духовенство. В трактате Правило о церковных людях были перечислены благотворительные дела: нищих кормление, странным прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, обидным заступление, пленным искупление…
При монастырях строились странноприемницы с церковью, где принимали и кормили нищих, создавались богадельни для прокаженных и престарившихся, избы для нищих, вдовьи дворы. В царствование Петра I велась борьба с нищенством. Неспособных к работе отсылали в монастыри и богадельни, а тунеядцев наказывали. В этот период создавались госпитали и детские заведения, светские заведения общественного призрения, которые содержались от подаяния зажиточных людей.
Мы сделали краткий исторический экскурс в развитие благотворительной деятельности в России. Как вы думаете, нужна ли благотворительность и благотворительная деятельность?
Ученик: Думаем, что нужна и даже необходима, так как в любом обществе есть люди бедные, не могущие работать, есть многодетные семьи и низким достатком, есть инвалиды и больные. Все они нуждаются в доброй и бескорыстной помощи. Любому человеку важна и приятна помощь в трудные минуты жизни.
Учитель:В наше время распространены благотворительные концерты, денежные пожертвования на строительство школ, церквей, соборов, на лечение тяжелобольным людям. Благотворительные игры, в которых участвуют известные актеры, артисты эстрады, отдающие свой выигрыш для больниц, детских домов.
Существуют анонимные пожертвования, массовый сбор денег и вещей в помощь бедным и малоимущим - подписки, благотворительные лекции, лотереи, концерты, базары, кружечные сборы.
История о 9-летней девочке Рейчел Беквит и о том, как её последнее желание вдохновило тысячи людей на благотворительность.
Образованы Детский фонд (1987 г), Фонд культуры (1986г), Фонд милосердия и здоровья (1989г), денежные средства которых используются в благотворительных целях.
Учитель: В народе говорят Не оскудеет рука дающего. Как вы понимаете смысл этого выражения.
VI. Физминутка
Звучит тихая музыка
- Давайте попробуем растопить ледяное сердце, и наполним его добром (слайд 11)
(Добро всегда побеждает зло)
- Итак, в жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда доброта живет в сердце каждого человека. У вас у каждого на парте маленькое сердечко, напишите 1 доброе дело(милосердный поступок, благотворительность) которые вы совершили в этом году или раньше. А теперь давайте вместе попробуем защить нашу прекрасную планету Земля от зла! Посмотрим, получится ли у нас?(ребята прикрепляют к плакату свои сердечки, получается кольцо вокруг земного шара!И пусть ваши сердца согреют нашу планету, страну и каждого в отдельности. А вам этот плакат напоминает о добре, милосердии, благотворительности.
Дети поют песню Дорога добра