Публикации Буклет для родителей "Кинезиология и её виды, как средство развития речи старших дошкольников, имеющих нарушения речи"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Буклет для родителей "Кинезиология и её виды, как средство развития речи старших дошкольников, имеющих нарушения речи"
Автор: Саламанова Елена Васильевна

взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
  • Массаж. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха – голове.
  • Упражнения для релаксации 
  • способствуют расслаблению, снятию напряжения.
  • Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи (морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук), а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Упражнения с использованием геоборда, бизиборда, су-джок массажеров, массажных ковриков, мячиков, мягких модулей на развитие когнитивных способностей, мелкой моторики руки.
  • Регулярное выполнение кинезиологических упражнений способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта, улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а главное способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников. Такой подход позволяет наполнить наше ежедневное общение с детьми новыми играми, несущими в себе важнейшее коррекционно-развивающее значение.Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,чем мозг, хорошо наполненный. (Мишель де Монтень)МАДОУ г.Нижневартовска ДС №29 «Ёлочка» №29ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ!Кинезиология и её виды, как средство развития речи старших дошкольников, имеющих нарушения речиУчитель-логопедСаламанова Е.В.г.Нижневартовск, 2023«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»В.А. Сухомлинский Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Один из методов решения этих задач является метод кинезиологии.Что такое кинезиология?Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.Самый благоприятный период для интеллектуального, речевого развития — это возраст до 10 лет, когда корабольших полушарий еще окончательно не сформирована.Кинезиологические упражнения - это комплекс движений, позволяющих активизироватьмежполушарное взаимодействие.Основная цель кинезиологии:Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимать информацию на слух или глазами, т.е. в последнее время отмечается увеличение количества детей с фонетико-фонематическими нарушениями в речи, а также с общим недоразвитием речи. Для преодоления у таких детей нарушений, а также предупреждения развития патологических состояний необходимо начинать с развития движений пальцев и тела.Работы ученых доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.Кинезиологические упражнения:
  • повышают стрессоустойчивость;
  • улучшают мыслительную деятельность внимание и память;
  • синхронизируют работу полушарийформируют пространственные представления;
  • развивают речь;
  • развивают мелкую и крупную моторику;
  • снижают утомляемость;
  • повышают способность к произвольному контролю;
  • гармонизируют работу головного мозга;
  • облегчают процесс чтения и письма.
  • Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешностиПрименение метода кинезиологии в логопедической работе положительно влияет на:
  • звукопроизношение (позволяет подготовить органы артикуляции к постановке звуков, сформировать речевое дыхание, целенаправленную воздушную струю, автоматизировать в речи поставленные звуки);
  • развитие фонематических процессов (нормализовать темп и ритм речи, научить различать заданные звуки, определять количество и последовательность звуков в словах);
  • лексико-грамматический строй речи (активизация и обогащение словарного запаса, формирование навыков словообразования и словоизменения).
  • Виды кинезиологических упражнений:
  • Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
  • Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  • Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
  • При выполнении телесных движений развивается межполушарное