Публикации Как формировать функциональную грамотность при изучении регионального этнокультурного компонента на уроках географии?

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Как формировать функциональную грамотность при изучении регионального этнокультурного компонента на уроках географии?
Автор: Конькова Елена Леонидовна

Как формировать функциональную грамотность при изучении регионального этнокультурного компонента на уроках географии? Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист, психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течении жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Несмотря на то, что географические знания и умения входят составной частью в естественнонаучную область, формирование функциональной грамотности по географии подразумевает высокие результаты во всех направлениях. Таким образом, правильное преподавание данного предмета столь важно.В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через развитие умений работать: с текстом (читательская функциональная грамотность); с географическими картами (естественнонаучная функциональная грамотность); работу со статистическими данными (математическая функциональная грамотность).Именно в этом у учителей географии возникают профессиональные затруднения. О чем свидетельствуют результаты выполнения обучающимися заданий, нацеленных на оценку функциональной грамотности в процессе ВПР и государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ, ЕГЭ. Работа с текстом – одна из проблем, существующих сегодня на уроке географии. Не все школьники готовы серьёзно заняться формированием читательской грамотности. И как следствие, при сдаче экзаменов учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним, и в связи с этим неправильно выполняют их. Обучающиеся забывают, что в каждом задании по географии в самом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить, их только необходимо уметь найти. Для этого ученику необходимо в тексте найти ключевые (опорные) слова, использование которых поможет сформулировать правильный ответ. Как мы знаем, что в географии главный метод исследования – картографический (умение работать с географической и топографической картами). Задания на оценку сформированности естественнонаучной функциональной грамотности по географии требуют от школьника: умения читать карту; владения приемом наложения карт; умения пространственного представления картографической информации. Институтом развития образования был проведен методический анализ типичных затруднений участников ГИА-11 2022 года по учебному предмету «География», где одним из недостатков подготовки выпускников является несформированность важных картографических умений: детальное определение характера изменения рельефа по топографической карте, определение характера растительности, чтения и анализа топографической карты. Если дети научатся читать и анализировать карту, то они смогут самостоятельно составить полную характеристику территории. Умение читать карту поможет учащимся в подготовке к государственной итоговой аттестации по предмету, поскольку в контрольно измерительных материалах предлагаются задания, в которых необходимо дать ответ на основе анализа различных тематических карт. Математическая функциональная грамотность требует от школьника умений работать со статистической информацией. К статистическим материалам, как правило относятся графики, схемы, таблицы, диаграммы, матрицы данных и т.п. Успешное выполнение именно этих заданий формирует не только естественнонаучную, но и математическую область функциональной грамотности. Математические навыки необходимы для изучения географии в школе, начиная со среднего звена основной школы, до ее окончания. В 5 м, 6 м, 7 м классах дети знакомятся с такими понятиями, как географические координаты, масштаб, азимут, амплитуда, атмосферное давление и так далее. Без применения математических вычислений нельзя изучить подробно такую науку как география, особенно, в практическом её применении. Успешное освоение материала во многом зависит от понимания математических понятий и методов. Для выявления условий формирования функциональной грамотности в основном общем образовании, следует рассмотреть примерную рабочую программу по географии. Указанная рабочая программа ориентирована на то, чтобы вырабатывать географические умения, знания, необходимые для решения проблем повседневной жизни различной степени сложности; формировать ценностные ориентации и целостный географический образ России, и на этой основе воспитывать взаимопонимание, патриотизм, любовь к малой родине и стране в целом. Цель и задачи учебного курса «Югра многоликая, делами великая» с учетом регионального этнокультурного компонента в рамках образовательных программ по географии являются сходными с указанными ранее, при этом отличия состоят в рассматриваемых на уроках территориях. Перейдем к главному вопросу: «Как формировать функциональную грамотность при изучении регионального этнокультурного компонента на уроках географии?» Приведём примеры использования заданий на формирование основных составляющих функциональной грамотности на уроках географии.Работа с текстом. В рамках занятий в 7 классе, при изучении темы «Коренные и малочисленные народы ХМАО – Югры», предусматривается чтение художественного текста мансийского сказа «Гнев тайги». На основе фольклорного материала учащиеся должны охарактеризовать погодные условия, предоставить объяснение причин и сущности различных географических процессов, явлений. Найти проблему в тексте (в нашем случае это охрана окружающей среды), высказать собственное мнение, предложить решение соответствующей проблемы.Активно применяется прием, предполагающий использование иллюстраций и текста для составления простой таблицы. Учащиеся отмечают в таблице содержащиеся в тексте сведения, которые являются новыми, необходимыми, описывают иллюстрации. Данный прием позволяет конспектировать наиболее значимую информацию. Работа с географической картой. В рамках каждого урока требуется организовывать работу с картой. Приемы работы, представленные далее, характеризуются наибольшей результативностью: 1) Прием «Стороны горизонта» содействует прочному запоминанию карты, выработке пространственных представлений. Например, при изучении темы «Ориентирование на местности с помощью карты своего населенного пункта» в 5 м классе, учащиеся работают с картой города: определяют направление и расстояние одних объектов городской инфраструктуры относительно других объектов; прокладывают на карте самый короткий и безопасный маршрут, обосновывают свое решение. 2) В 8 м классе при изучении внутренних вод Югры используется прием «Найди лишнее», нужно найти лишний географический объект используя карту Югры и дать объяснение выбору. Например, Аган, Вах, Северная Сосьва, Нумто, Обь, Иртыш, Конда, КазымНумто - озеро 3) «Немая карта» учащимся раздаются пустые контурные карты Ханты Мансийского округа Югры. Задание предполагает необходимость указать названия географических объектов на карте с использованием цифровых обозначений. 4) В 9 м классе обобщением темы «Экономика Югры» является составление учащимися картосхемы внешнеэкономических связей. Работа со статистическим материалом. При изучении темы «Особенности физико-географического положения ХМАО Югры», проанализировав площади десяти крупнейших субъектов РФ, высчитав долю территории Югры относительно площади России, учащиеся нужно построить столбиковую диаграмму, сделать вывод о размерах территории своего края. В 8 м классе изучается тема «Динамика населения ХМАО – Югры», где используются общеизвестные формулы по определению плотности населения и доли городского и сельского населения муниципальных районов. Произведя расчеты, учащиеся объясняют, обуславливающие отличия различных муниципальных районов региона с точки зрения таких показателей, как плотность населения и урбанизация. Как показывает практика, решение задач практического содержания на уроках географии с учетом регионального этнокультурного компонента способно привить интерес ученика не только к изучению естественнонаучных предметов, но и познанию родного края. Подобные задания способствуют изменению традиционного подхода к организации урока. Обучающимся необходимо применять на практике имеющиеся знания, умения. Функциональную грамотность следует рассматривать в качестве показателя, на основе которого возможна оценка готовности выпускников школы к последующей активной социальной жизни. Для того чтобы обеспечить более прочное положение обучающихся в динамично меняющемся мире, требуется формировать у них функциональную грамотность.