Публикации Решение текстовых задач - важное условие развития логического мышления обучаемых на уровне основной школы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Решение текстовых задач - важное условие развития логического мышления обучаемых на уровне основной школы
Автор: Челядина Светлана Анатольевна

РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ – ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЕМЫ НА УРОВНЕ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫС. А. Челядина,учитель математики, МОУ «Тираспольская средняя школа №15», Г. Тирасполь, ozyornaya62@mail.ru Аннотация: в данной статье приводятся типы задач для формирования познавательного интереса, рассматриваются особенности обучения решению задач учащихся 5 – 7 классов различными способами на конкретных примерах. Ключевые слова: текстовая задача, логическое мышление, познавательный интерес, алгебраический, арифметический и геометрический методы решения задач. Одним из важных факторов обучения учащихся является решение задач, в ходе чего они приобретают математические знания, умения и навыки, получают опыт работы с величинами, познают взаимосвязь между ними. Задачи вырабатывают систему знаний, творческое мышление учащихся, осуществляют познавательную функцию и способствуют формированию мыслительных способностей. Главное, чтоб ученики при решении задач, не боялись допустить ошибки, любая мысль им может дать новое направление поиска. На своих уроках с целью формирования познавательного интереса к предмету, развития сообразительности и смекалки в 5-7 классах можно использовать следующие типы задач:
  • Задачи-шутки, логические мини-задачи, задачи с «подвохом».
  • Задачи на переливание, задачи на аналогию.
  • Задачи с неполным условием:
  • Задача 1. Пачка вафель стоит 22 рубля, а шоколад 25 рублей. Поставьте разумные вопросы и ответьте на них.Задача 2. Из двух пунктов выехали одновременно навстречу друг другу два автомобиля. Скорость одного автомобиля 60 км/ч, а скорость другого на 10 км/ч больше. Какое расстояние будет между автомобилями через 1 час? Ученикам задаются вопросы:
  • Почему нельзя ответить на вопрос задачи?
  • Что нужно добавить к условию задачи?
  • Докажите, что задачу теперь можно решить.
  • Решение задач «обратным ходом»:
  • Задача 1. Витя задумал число, умножил его на 2, прибавил 3 и получил 17. Какое число задумал Витя?Данную задачу можно решить уравнением, а можно и выражением: (17 – 3):2 = 7. Ответ: 7 Задача 2. Женщина собрала в саду яблоки. Чтобы выйти из сада, ей пришлось пройти через 4 двери, каждую из которых охранял свирепый стражник, отбиравший половину яблок. Домой она принесла 10 яблок. Сколько яблок собрала женщина?Решение: 10 × 2 × 2 × 2 ×2 = 160 (яблок). Ответ: 160.
  • Простые задачи олимпиадного характера, не требующие большойзатраты времени на её решение.
  • Развитию логического мышления учащихся способствует решение задач различными способами. Такие задачи развивают творческие способности, вырабатывают исследовательские навыки. После нахождения следующего способа решения задачи учащийся получает самоудовлетворение. Так, например, задачу: «Нужно перевезти 540 тонн угля на трёх машинах. За сколько дней это можно сделать, если на каждую машину грузить по 3 тонны и делать 5 рейсов в день?» предлагаю решить 6 способами. Четырьмя способами предлагаю решить задачу о рабочем, который изготавливал на 5 деталей в час больше, чем его ученик. За два часа совместной работы они сделали 58 деталей. Сколько деталей в час изготавливал рабочий и сколько ученик? В 5 классе при решении задач на «части» по учебнику Н.Я. Виленкина рассматривается только алгебраический метод. Я предлагаю рассмотреть арифметический и геометрический методы, так как задачи такого типа встречаются в учебнике «Геометрия 7-9» автора Л. С. Атанасяна.На уроках математики в 6 классе и алгебры в 7 классе, решаю старинные задачи. На основании задачи «Школа Пифагора», рассматриваю 4 способа её решения.Задача. Тиран острова Самос Поликрат однажды спросил на пиру у Пифагора, сколько у того учеников. «Охотно скажу тебе, о Поликрат, - отвечал Пифагор. Половина моих учеников изучает прекрасную математику, четверть исследует тайны вечной природы, седьмая часть молча упражняет силу духа, храня в сердце учение. Добавь к ним ещё трёх юношей, из которых Теон превосходит прочих своими способностями. Столько учеников веду я к рождению вечной истины. Сколько учеников у Пифагора?Алгебраический способ. Пусть у Пифагора x учеников, тогда составляем и решаем уравнение: х + х + х + 3 = х, х = 28.Арифметический способ. 1) + + = , то есть – 3 ученика, значит - 1 ученик. Всего 28 учеников.Способ подбора. НОК (2, 4, 7) = 28.Проверим число 28, + + + 3 = 28. Всего 28 учеников.Наглядно – геометрический способ. Изобразим прямоугольник 7 × 4. Получается 3 клеточки – 3 ученика, 1 клеточка – 1 ученик. Всего 28 клеточек, следовательно, 28 учеников. Ответ: у Пифагора было 28 учеников. Решение задач разными способами развивает у обучающихся сообразительность, умение ставить вопросы и отвечать на них, развивает творческий потенциал.Литература1.Демидова Т.Е., Тонких А.П. Теория и практика решения текстовых задач. М.: Издательство «Академия», 2002. – 288 с.2.Епишева О.Б., Крупин В.И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: Пособие для учителя. – М.: «Просвещение», 1990. – 128 с.3.Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М.: Центр, Педагогический поиск, 2002. – 160 с.4.Шевкин А.В. Текстовые задачи по математике 5- 6. М.: Илекса, 2018. - 106 с.5.Дроздин В.В., Дильман В.А. Механизм творчества решения нестандартных задач (Электронный ресурс): учебное пособие. – М. Бином «Лаборатория знаний», 2012. – 255 с.6.Клименченко Д.В. Задачи по математике для любознательных: Книга для учащихся 5 – 6 классов средней школы. М: «Просвещение», 1992. – 192 с.7.Спивак А.В. Тысяча и одна задача по математике: Книга для учащихся 5 – 7 классов. М: «Просвещение», 2002. – 210 с.8.Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. М.: Мнемозина, 2016. – 167 с.