Публикации Работа с одаренными детьми

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа с одаренными детьми
Автор: Чередникова Светлана Васильевна

Работа с одарёнными детьми. Чередникова Светлана Васильевна (учитель математики МБОУ Заводская СОШ)Формы и методы работы с одарёнными детьми.Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики любого человека, которое определяет возможность достижения более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. В последнее время все чаще встаёт проблема работы с одарёнными детьми. Проблема выявления и развития умственно одарённых детей является одной из наиболее сложных и интересных проблем современности отечественной и зарубежной педагогики, т.к. она связана с перспективами развития и процветания современного общества. Лишь люди талантливые, которым максимально помогли развить их природный потенциал, делают кардинальные открытия и перевороты в науке и производстве. Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.Рядом с ребёнком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, умеющий создать и лелеять тот климат, в котором расцветают способности его учеников. Итак, основная цель каждого педагога воспитание и развитие интеллектуально – творческого потенциала личности каждого ребенка, в том числе и одаренного.«Портрет одарённого ребёнка»
  • Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.
  • Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
  • Свободно высказывает своё мнение, настойчиво и энергично отстаивает его.
  • Склонен к рискованным действиям.
  • Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
  • Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться смешными другим.
  • Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
  • Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других.
  • Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
  • Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
  • Объектом исследования для учителя математики конкретно, являются учащиеся среднего и старшего звена, условно разбитые на группы:
  • первая группа – это все ученики 5-7 классов, а не только одаренные (необходимо помочь каждому ребенку найти интересующую их область занятий, то есть всесторонне развивать);
  • вторая группа - ученики 8-9 классов, для которых предполагается совмещение своих возможностей и интересов. Углубленное изучение отдельных предметов (математика, физика, информатика, языки) помогает выявить научные способности ученика. Обычно уже к этому возрасту более четко проявляются наклонности и приоритеты в каких-либо областях наук;
  • третья группа - учащиеся 10-11 классов, имеющие опыт и навыки творческой работы, не просто усвоение накопленного людьми знания, но и создание своего продукта
  • Для этой категории детей предпочтительны следующие методы работы:
  • исследовательский;
  • частично-поисковый;
  • проблемный;
  • проективный.
  • Существуют следующие формы работы:1. классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;2. консультирование по возникшей проблеме;3. научные кружки, общества; 4. применение дискуссии;5. интеллектуальные игры.Очень важны:
  • предметные олимпиады;
  • интеллектуальные марафоны;
  • различные конкурсы и викторины;
  • индивидуальные творческие задания
  • Перспективным и важным направлением в работе с детьми, имеющими склонность к математике, является развитие у них логического мышления, которое подразумевает формирование приемов мыслительной деятельности, а также умений понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.Практика обучения школьников показывает, что на успешность развития одаренных детей влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. С этой целью используются средства занимательной математики.В работе с детьми применяются различные виды занимательного материала:занимательные вопросы, задачи-шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельности; задачи-головоломки; игры на моделирование плоских или объемных фигур, которая способствует развитию образного и логического мышления, пространственных представлений;наглядные логические задачи.«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это действие!» Бернард Шоу Прямая линия – кратчайшее расстояние между двумя точками. Но не всегда! По теории относительности Эйнштейна, при скорости, близкой к скорости света, пространство искривляется, и все происходит совсем по-другому. Чтобы понять теорию относительности, нужна большая работа мысли.Работа мысли нужна и при решении задач. Во многих приключенческих и фантастических фильмах можно увидеть сцену падения моста, когда висячий мост отрывается от обеих опор и падает в реку. Такое произошло на самом деле с мостом через реку в штате Вашингтон. Все сразу заметили, что мост очень сильно раскачивается. Однажды он не выдержал и упал в реку. Поэтому надо хорошо подумать, прежде чем строить мост.Вот некоторые примеры логических задачЗадача № 2. «Конструкторы»Задача № 4 «Узор из спичек»Задача № 5 «Одной линией»« Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить этой работы в забаву - это одна из труднейших и важнейших задач дидактики» К. Д. Ушинский С чего же складывается одарённость.Элементы человеческого потенциала Дж. Рензулли (малая модель) В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить. Сократ