Публикации Рабочая программа по вокалу.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по вокалу.
Автор: Сальникова Екатерина Вячеславовна

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКААктуальность программы обусловлена потребностью семьи ребенка. Образовательная программа заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к эстрадной музыке, раскрытии разносторонних способностей. Также творческая деятельность учащихся создает своеобразную эмоционально наполненную среду увлечений, обучающихся и педагога, в которых осуществляется инициатива самих воспитанников. Профессиональные навыки певца в данной программе неразрывно связаны с игрой, импровизацией, развитием умения слышать, видеть, чувствовать музыку, выражать эмоции жестами, мимикой, движением, донести смысл, характер произведение до зрителей. Отличительная особенность программы – формирование творческой личности. Программа предполагает создание условий для развития художественно-творческих способностей у воспитанников, социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности через обладание практическими умениями и навыками. Особенность программы заключается в использовании дистанционных образовательных технологий при разработке комплекса методов и приемов, направленных на развитие творческих способностей. Дистанционные образовательные технологии реализуются с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействий обучающихся и педагогических работников.Новизна программы заключается в том, что программа синтезирует в себе несколько направлений: сценическая речь, вокал и сценическое мастерство. Вводятся элементы хореографии, создаются музыкально-театральные композиции. Обучающиеся познают культуру речи и слова. Программа предусматривает создание образовательной среды, которая позволит обучающимся быть творческой личностью способной к восприятию новизны, умению импровизировать, а также воспитать личностные качества, которые помогут им чувствовать себя раскрепощёнными и свободными, смело владеть ситуацией, к любой проблеме подходить творчески.Цель программы на 1 год обучения: создание условий для развития потенциальных творческих способностей и возможности проявить себя, творчески раскрыться в области эстрадного вокала, выявление и развитие природных индивидуальных данных воспитанников.Цель программы на 2 год обучения: создание условий для развития потенциальных творческих способностей через певческую деятельность обучающихся.Цель программы на 3 год обучения: создание условий для развития потенциальных творческих способностей и развитие музыкально-творческих способностей обучающихся, через навыки эстрадного вокала и применение их в концертной деятельности.Задачи программы на 1 год обучения:Обучающие:- обучить профессиональным навыкам вокала;- обучить основам музыкальной грамоты;- обучить навыкам самостоятельного совершенствования и применения полученных знаний и умений в практической деятельности.Развивающие:- развить природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в вокально-эстрадном жанре;- развить познавательную активность и способность к самообразованию- развить профессиональные певческие навыки (устойчивое дыхание на опоре, высокую вокальную позиционное интонирование, ровность звучания, расширении диапазона, дикционные навыки и ясную артикуляцию);Воспитательные:- воспитать патриотизм, любовь к Родине- воспитать серьезное вдумчивое отношение к подбору песенного репертуара.Задачи программы на 2 год обучения:Обучающие:- обучить специальным знаниям, необходимых для вокально-исполнительской деятельности;- обучить основам гигиены голоса.Развивающие:- развить творческий потенциал личности воспитанников;- развить творческие способности (фантазию, воображение, эмоциональность, сообразительность, артистизм, инициативность);- развить коммуникативные способности воспитанников через элементарные групповые и индивидуальные тренинги.Воспитательные:- воспитать навыки сценического поведения;- воспитать у обучающихся чувство собственного достоинства.Задачи программы на 3 год обучения:Обучающие:- обучить принципам сценического поведения;- обучить воспитанников истории Родины и ее певческой культуре.Развивающие:- развить умение контактировать со сверстниками в совместной творческой деятельности;- развить музыкальность (музыкальный слух, память, чувство ритма);Воспитательные:- воспитать способность к сотрудничеству и взаимопониманию в творческой деятельности с другими;- воспитать потребности в общении с музыкой.Характеристика программы: Художественная направленностьТип: традиционнаяВид: модифицированная (Составлена с использованием материалов программы дополнительного образования «Форум успеха» Мкртычян Анна Владимировна, 2016 год).Уровень освоения: разноуровневая Объем и срок освоения программы: Программа рассчитана на 3 года и предполагает обучение детей в возрасте от 5 до 17 лет. 1 год обучения в неделю 4 часа, в год 144 часа; 2 год обучения в неделю 6 часов, в год 216 часов; 3 год обучения в неделю 8 часов, в год 288 часов. Режим занятий: 1 год обучения – 2 занятия в неделю по 2 часа. 2 год обучения – 3 занятия в неделю по 2 часа. 3 год обучения – 4 занятия в неделю по 2 часаТип занятий: - теоретическое занятие (объяснение терминов, слушание материала, обсуждение темы и др.);- практическое занятие (работа с партитурами, разучивание песен, упражнения и др.);- практическое занятие, направленное на отработку собранного материала (подготовка к отчетным концертам, конкурсам. фестивалям);- заключительное занятие (подведение итогов);- самостоятельная работа учащихся (саморазвитие, самостоятельное прослушивание материала вне учебного заведения, самостоятельный подбор и разбор репертуара).Форма обучения: очная, с возможностью дистанционного обученияАдресат программы: Коллектив смешанный, в котором находятся дети разной возрастной категории. Дети принимаются в объединение на свободной основе. Учитывая повышенный уровень способностей, педагог имеет право перевести или принять обучающегося на более высокий уровень обучения согласно диагностике. Наполняемость группы 1 год обучения: 15 человек, 2 год обучения:10-12 человек, 3 год обучения: 10-8 человек.Таблица 1Учебный план 1 год обучения (144 ч)Таблица 2Учебный план 2 год обучения (216 ч)Таблица 3Учебный план 3 год обучения (288 ч)Содержание учебного плана1 год обученияНа первом этапе работы происходит знакомство с вокальным искусством и голосовым аппаратом. Узнаем о возможностях голоса, профессиональных сложностях с которыми сталкиваются вокалисты и о уходе за голосовым аппаратом.На первых занятиях необходимо распределить детей по «голосам»: альт, сопрано, тенор, баритон, чтобы в дальнейшем они пропевали попевки в своем диапазоне. В процессе обучения диапазон будет расширяться, соответственно упражнения и распевки будут добавляться каждому индивидуально.В начале каждого занятия необходимо распеть каждого обучающегося, чтобы не навредить голосу и подготовиться к изучению и репетиции песен. Проводим упражнения по начальной подготовке к пению. Первым делом мы работаем над правильным дыханием, для этого используются такие упражнения как:«Шар» - набираем воздух через нос и медленно выдыхаем издавая звук Ф или С на легато, а позже на стаккато. «Свеча» - набираем воздух и тонкой струйкой выдыхаем, делаем все медленно и не прерывисто. «Мычание» - глубоко вдыхаем воздух ртом, а на выдохе (через нос) мычим звук М. «Носовой выдох» - набираем максимальное количество воздуха через рот и резко выдыхаем через нос.«Счет» - считаем до пяти по схеме: один (шепотом), два (полушепотом), три (обычным голосом), четыре (на повышенных тонах), пять (криком).«Книга» - принимаем лежачее положение, кладем любой плоский предмет на живот и делаем упражнение «Шар» на стаккато, напрягая мышцы живота так, чтобы книга поднималась и опускалась во время произношения звуков.Следующие упражнения проделываем на разработку мягкого неба, челюсти, щек, языка и гортани:«Пасть льва» - зевок с закрытым ртом;«Полоскание» - издаем звук будто бы полоскаем горло;Движение челюсти вперед-назад, вниз-вверх;«Вертушка» - вращаем языком по кругу;«Качели» - достаем языком сначала до носа, а потом до подбородка;«Зонтик» - кончик языка упирается вверх к небу, удерживаем, а затем расслабляем. Необходимо разогреть свой голосовой аппарат, для этого мы используем скороговорки. Проговариваем их под аккомпанемент поднимаясь с каждым разом на пол тона выше или опускаемся вниз так же по полутонам, такие как:Веники, веники,Да, веники помелики, Да, на печи валялися,Да, с печи оборвалися.Кум Гаврила, кум Гаврила,Я Гавриле говорила;Шильники - мыльники, сапожники - плотники,Шарнавалы - карнавалы, овчинники - постовалы,Кузнецы - мудрецы, курносаи - подлецы,Да казаченьки молодцы, да казаченьки молодцы!На этих упражнениях можно выявить индивидуальные особенности каждого ребенка. Проследить проблемы с дикцией, подобрать индивидуальные скороговорки для решения его проблем. Скороговорки произносятся на пиано, полушепотом с постепенно усиливающейся динамикой до форте.После разогрева дикционного аппарата переходим к попевкам, таким как:Летела лебедушка, за синее за морюшко;Лети пташка, канарейка;Лебедин молодой;Летел голубь, да за море, да за море синее.Распевки имеют свои интервалы (терция, октава, секунда, квинта и тд). Необходимо распеваться по нотам (до, ре, ми, фа, соль), для плавного соединения всех звуков. На первом году обучения обучающиеся знакомятся с такими дисциплинами как:
  • Исполнительское мастерство.
  • В музыкальной деятельности вокалиста формирование исполнительского мастерства является первостепенной задачей. Исполнительское мастерство – это многокомпонентная система, функционирующая целостно и гармонично, которая подразумевает осмысленное произнесение и интонирование музыкальной композиции. Это умение самовыражаться и работать на сцене. На занятиях в первую очередь при работе с песней необходимо найти ее смысл и научиться доносить ее зрителям своими интонационно-выразительными умениями, а после только вводить движения и жестикуляцию. В этом случае номер получится эмоциональным и понятным зрителю.
  • Постановка голоса.
  • Постановка голоса – это главный этап в обучении вокального искусства. Существует такие постановки голоса как: народная, академическая, джазовая и эстрадная. В данной программе разбирается эстрадная. Постановка голоса – это вокальные упражнения, целью которых является приобретение обязательных навыков для вокалиста, таких как: постановка дыхания, преодоление зажимов, развитие артикуляции, расширение диапазона голоса, развитие слуховой культуры и др.Эта дисциплина необходима для того, чтобы правильно воспитать и развить голос для дальнейшей вокальной работы.
  • Репетиционная работа.
  • Репетиционная работа – это сложный художественно-педагогический процесс, в основе которого лежит культурно-творческая деятельность. Этапы репетиционной работы: фрагментальная отработка песни, соединение всех частей песни и его прогон; генеральная репетиция в костюмах; работа над техникой и эмоциональностью исполнения вокала. Отработка характера песни в репетиционном зале и на сцене. Отработка кульминационных частей песни. При работе с ансамблем начинается отработка поставленного номера. Целая песня вновь разбивается на куски (части) и над каждой из них идет кропотливая работа.1. Добивается полная ансамблевость, синхронность.2. Идеальное техническое исполнение репертуара.3. Чистота интонирования.5. Работа над содержанием атмосферы, то есть эмоциональный строй песни, манеры исполнения, образы.Отдельные части песни вновь соединяются между собой, повторяются подряд. Оттачиваются связки между ними. 2 год обученияНа втором году обучения используются все те же дисциплины, повышается сложность изучения предметов, требования и уровень материала.Используются так же базовые упражнения и распевки, за исключением дисциплины:Исполнительское мастерство, в которую добавляется раздел многоголосное пение. Сущность двухголосного, трехголосного пения основывается на совмещении двух явлений в музыкальном искусстве: художественного и технического. Многоголосное пение представляет собой разнообразное сочетание нескольких мелодических линий, в которых голоса движутся самостоятельно, либо параллельно, что создает различные условия для пения обучающихся. Многоголосие включает в себя художественный, психологический, акустический и музыкально-исполнительский компоненты. Упражнения на многоголосие:Пение гаммы (ансамбль или солист поют гамму, а педагог держит 1 ступень и наоборот);Летела лебедушка, за синее за морюшко;Лебедин молодой.Распевки на несколько голосов воспитывают в детях слух, способность слышать себя и держать партию.3 год обученияНа третьем году обучения все дисциплины сохраняются, повышая сложность изучения предметов. К этому времени обучающийся уже должен уметь контролировать свой голос, иметь развитую слуховую культуру, развитую артикуляцию, держать многоголосие. Все дальнейшее обучение нацелено на улучшение приобретенных знаний, умений и навыков.В курс 3 года обучения входят основные дисциплины вокального искусства, которые направлены на развитие голоса, слуха исполнительского мастерства.
  • СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
  • 3.1 Условия реализации программыМатериально-техническое оснащение: фортепиано, музыкальный центр, звукоусилительная аппаратура, компьютер, микрофоны, светильники, колонки.Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, вокалист.3.2 Формы контроля и аттестации Формами проведения контроля является диагностика и текущий контроль. Диагностика проводится в форме наблюдения педагога за работой обучающегося. Вводная (до 1 октября) и итоговая (до 31 мая) диагностика фиксируется в карте результативности (Приложение №1). Результат определяется по 4 уровням.Минимальный – обучающийся не освоил, т.е. не приобрёл предусмотренную учебным планом сумму знаний, умений, навыков, не выполнил задач, поставленных перед ним педагогом, и на основании этого остаётся на 1 уровне 1 года обучения или отчисляется.Базовый – обучающийся стабильно занимается, выполняя учебную программу, свободно ориентируется в изученном материале и переходит из 1 уровня на другой по годам обучения.Повышенный – обучающийся проявляет устойчивый интерес к изучаемому предмету, не только выполняет программу, но и стремится к дополнительным знаниям, принимает участие в концертах, в конкурсах, фестивалях.Творческий – обучающийся, выполняет программу, дополнительно самостоятельно занимается, проявляет ярко выраженные способности к изучаемым темам, стабильно участвует в конкурсах, фестивалях, занимает призовые места.Цель диагностики: проследить динамику развития и рост мастерства обучающихся.Диагностический контроль дает возможность определить уровень мотивации выбора и устойчивости интереса, воспитанности обучающихся, творческих способностей, отношение к трудовой деятельности.Результативность выполнения программы отслеживается путем проведения первичного и итогового этапов диагностики по следующим направлениям, например: интонирование, звукообразование, певческое дыхание, музыкальная память, выразительность исполнения. 3.3 Планируемые результаты1 год обучения:Предметные:- знать гигиену голоса- знать строение голосового аппарата;- знать понятия: диапазон, тесситура, тембр, дикция;- знать сценическую грамоту, с элементами хореографии.Личностные:- уметь чисто интонировать, петь на дыхании;- развивать гармонический и мелодический слух;- развивать эстетический вкус;- петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы.Метапредметные:- планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия;2 год обучения:Предметные:- средства музыкальной выразительности;- дирижёрские жесты и следовать им;- навыки работы с микрофоном.Личностные:- петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук;- петь чистым естественным звуком, легко, нежно — звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки;- петь под фонограмму в группе и соло.Метапредметные:- уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач3 год обучения:Предметные:- характер музыкального произведения, его связь с содержанием;- выразительные средства музыки.Личностные:- петь на цепном дыхании;- петь под фонограмму 2-голосные и 3-голосные произведения;- пользоваться мягкой атакой, петь естественным звуком, сохраняя индивидуальность тембра, на всём диапазоне ровным по тембру звуком;- полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа, ясно и чётко произносить трудные буквосочетания, сложные тексты;- иметь усовершенствованный речевой аппарат, развитый вокальный слух.Метапредметные:- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполненияучебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов
  • МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
  • Данная программа предполагает различные формы проведения занятий. Это занятие-игра, беседа («Элементы творческого самочувствия», «Работа над сценическим образом» и др.), репетиция («Индивидуальные занятия», «Работа над проектом песни» и др.), контрольное занятие, аудиторное занятие, также возможны и такие формы, как концерт, семинар, фестиваль, творческая встреча.Организация деятельности обучающихся на занятиях объединения «Эстрадный вокал» осуществляется через групповую и индивидуальную формы работы.На занятиях объединения применяются наглядные, словесные, практические и частично-поисковые методы обучения. Наглядный метод используется при показе иллюстративного материала, например, при изучении строения гортани, работы диафрагмы и при исполнении педагогом музыкального материала. Словесный метод включает в себя объяснение, рассказ, сравнение, замечание, распоряжение, анализ. В работе этот метод должен быть доступным для детского восприятия. К практическим методам обучения относятся тренинги, вокально-хоровые упражнения. Их можно разделить на две группы. К первой относятся те, которые применяются вне связи с каким-либо конкретным произведением. Они способствуют последовательному овладению техникой эстрадного пения. Упражнения второй группы направлены на преодоление конкретных трудностей при разучивании песен. Планомерное и целенаправленное применение упражнений способствует укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости. Частично-поисковые методы позволяют учащимся осуществлять индивидуальный и коллективный поиск, выбор костюмов, освещения и оформления сцены. При изучении программного материала создаются ситуации успеха, взаимопомощи.Учебные пособия: книги, журналы, видеоматериалы, альбомы фотографий, тематические подборки (художественное слово). Дидактические материалыДля обеспечения эффективности процесса обучения и воспитания применяются: материалы по годам обучения (тематические папки с конспектами открытых занятий, бесед, развивающих игр и упражнений, тестов):
  • Инструкции;
  • Поурочные план;
  • Учебно-методический материал 1-го года обучения;
  • Учебно-методический материал 2-го года обучения;
  • Учебно-методический материал 3-го года обучения;
  • Раздаточный материал: развивающие игры и упражнения, физминутки.Для успешной реализаций программы педагог использует:
  • методическую литературу: «Как научиться петь» Л.Абелян, «Пение в школе» Т.Бейдер, «» Кантарович, «Обучение и воспитание молодого певца» Луканин, «Развитие голоса» Емельянов
  • 2) Дидактический материал: карточки, плакаты, аудиозаписи, видеозаписи.При дистанционном обучении используются следующие формы дистанционных образовательных технологий:- видео-занятия, лекции, мастер-классы;- открытые электронные библиотеки, виртуальные музеи, выставки;- сайты по творчеству данного направления;- тесты, викторины по изученным теоретическим темам;- адресные дистанционные консультации.При организации дистанционного обучения по программе используются следующие платформы и сервисы: ZOOM, Googl Form, Skype. В мессенджерах с начала обучения создается группа, через которую ежедневно происходит обмен информацией, в ходе которой обучающиеся получают информацию. Получение обратной связи организовывается в формате присылаемых в электронном виде видео и голосовых сообщений.Учебно-методический комплекс включает электронные образовательные ресурсы для самостоятельной работы обучающихся (ссылки на мастер-классы, шаблоны, теоретический материал).V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙДля качественной диагностики используется ряд заданий, которые должны выполнить обучающиеся, все данные фиксируются в карту результативности (Приложение 1)Список заданий: Интонирование- Упражнение на согласных звуках;- Найти на инструменте ноту, которая прозвучала;- Пропеть распевки на интервалах.Звукообразование - Упражнения «Качели», «Ракета»;- Пропеть распевкиПевческое дыхание- Упражнение «Шар»;- Упражнение «Насос»;- Упражнение «Свеча»;- Упражнение «Книга».Музыкальная память - Повторить мелодию на слух;- Определить количество услышанных нот;- Упражнение «Хлопки»;Выразительность исполнения- исполнить две разнохарактерные песни.
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • Список использованной литературы.1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. – М, 2001.2. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998.3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 20045. Вопросы вокальной педагогики. – М., 19976. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.7. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997.8. Струве Г.А, Хоровое сольфеджио: Методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. М, 1988.-107с.9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М., 1947.10. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/ Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. – М.: «Просвещение», 1988.-142с.11. Усачева Н.П. «Палитра детских голосов» - М., 200612. Огородников А.Б. «Развитие муз.способностей у детей» - М., 2002Список литературы для педагогов.1. Белоброва Е.Н. Техника эстрадного вокала.- М.:20092. Бергер Н.А. Сначала-ритм. Учебно-методическое пособие.-СПб.: Композитор, 20043. Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке.-СПб.: КАРО, 20044. Карягина А.В. Джазовый вокал: практическое пособие для начинающих.-СПб.: Лань, 20085. Лаптева Е.В. 600 упражнений для развития дикции.- М.:Профиздат, 20076. Кузьгов Р.Ж. Основы эстрадного вокала.-М.:Павлодар, 20127. Жаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей. - М.:Книжкин Дом, 2006Список литературы для обучающихся.1.Назарбаева С.А. «Путь к себе», А «Атамура»2. Битус А., Битус С. Певческая азбука ребёнка.-Минск: ТетраСистемс, 2007.3. Коннова Е.В. Джазовая азбука для начинающих: Учебное пособие, Уфа, Редакционно-издательский отдел республиканского учебно-методического центра по образованию, 2009.4. Пьянков В.Г. Песни и хоры для детей. –М., Владос, 2003.Список литературы для родителей.1. Марченко Л.Ю. Лучшие детские песни о разном: вып.2, изд.2-е., -Ростов н/Д: Феникс, 2009.2. Сафронова О.Л. Распевки: Хрестоматия для вокалистов. 2-е изд., стер. –СПб.: Лань, 2011.3. Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966.4. Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.5. Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 1999.6. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.7. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.Список использованных интернет ресурсов.
  • (Мкртычян А. В., 2016 г)