Публикации Специфика организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе компенсирующей направленности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Специфика организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе компенсирующей направленности
Автор: Ярошевич Таисия Яковлевна

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Ярошевич Таисия Яковлевна,
учитель-логопед МБДОУ детский сад № 12, г. Белгород
Перед работниками дошкольных образовательных учреждений стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение ценности, неповторимости дошкольного периода детства.
Среди многих проблем современного дошкольного образования есть еще одна – это проблема разновозрастных групп.
Что такое разновозрастная группа? Это группа детей внутри образовательного учреждения, которые отличаются друг от друга возрастом, а также, как правило, уровнем предшествующей подготовки и интеллектуального развития. Если мы обратимся к истории, то увидим, что первоначально, когда педагоги начинали работать с разновозрастными группами, причина для этого была одна – экономическая. В маленьких городах или селах, где сложно собрать полноценную одновозрастную группу, намного легче объединить несколько одновозрастных мини-групп в одну большую, но разновозрастную.
Сейчас, в большинстве случаев, с целью решения определенных коррекционно-педагогических задач, разновозрастную группу организовывают в группах компенсирующей направленности.
В федеральной адаптированной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья отмечено, что одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В Организации должна быть обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими - это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности. Организация жизнедеятельности обучающихся дошкольного возраста в разновозрастной группе обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования [9, 370].
Нашу группу компенсирующей направленности посещают дети с 4 до 6 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОНР различных уровней - от первого до третьего).
Главная трудность в работе педагогов разновозрастной группы компенсирующей направленности заключается в том, что сам педагогический процесс приходится строить в двух направлениях, ориентируясь на два возраста детей, а это требует больше трудозатрат педагога на подготовку и особую организацию непосредственно образовательной деятельности, логопедических групповых занятий.
В разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР при построении системы коррекционной работы специалисты (учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог) ориентируются на цели общеразвивающего характера, и на специфичные цели, в связи с особенностями контингента дошкольников с ТНР. Специфичные цели обозначаются учителем-логопедом и сводятся к развитию основных компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматического строя и связной речи. В свою очередь, каждый педагог на основе содержания конкретной специально организуемой деятельности детей выстраивает свою систему целей, задач и направлений работы. Комплексный подход к организации воспитательно-образовательного процесса может обеспечить максимальное устранение нарушений речи у дошкольников.
После проведения индивидуальной комплексной диагностики формируютсяподгруппыс подвижным составом. Деление на подгруппы происходит с учетом возраста и степени речевого недоразвития. Состав подгрупп является открытой системой и меняется по усмотрению учителя-логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекционно-развивающей деятельности.
При планировании занятий учитель-логопед и специалисты ДОУ, работающие с детьми группы, учитывают тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Успех формирования правильной речи у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных. Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы.
Подбор лексической темы и расположение определены такими принципами, как сезонность и социальная значимость и совпадают с перспективным тематическим планированием образовательного процесса детского сада. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед и специалисты ДОУ проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний.
Учитель-логопед и воспитатель работают с подгруппами параллельно. При составлении сетки занятий, определяющей нагрузку на ребенка в течение дня и недели, следует руководствоваться нормативными документами, в которых отражены максимально допустимые нагрузки и рекомендации по сочетанию их различных видов. Например, если учитель-логопед проводит с первой подгруппой логопедическое занятие, воспитатель проводит занятие со второй подгруппой по развитию изобразительной деятельности (ИЗО). После первого занятия и десятиминутного перерыва подгруппы меняются.
Третье занятие в утреннее время всегда носит динамический характер - это или музыка, или физкультура.
Однако нельзя не отметить,что в разновозрастных группах компенсирующей направленности существует ряд проблем, которые затрудняют совместную деятельность учителя-логопеда и воспитателя.
Это: – совмещение коррекционной программы с основной общеобразовательной программой ДОУ;
– отсутствие требований к организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день;
– сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований СаНПиНа.
А главное - невозможность взаимопосещения занятий учителем-логопедом и воспитателем в разновозрастных группах.
Воспитатель обязательно должен присутствовать на всех подгрупповых занятиях учителя-логопеда, чтобы отдельные элементы логопедического занятия он мог включить в свои занятия по развитию речи и в вечернюю индивидуальную работу на Логопедическом часе. Но это не получается, так как воспитатель в это время тоже проводит занятие со второй подгруппой.
Для детей же пребывание в детском саду в разновозрастной группе является благом, так как в определенном смысле моделирует многодетную семью. Правильная организация образовательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние, хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет работу педагогов, однако в тоже время открывает перед детьми широкие возможности для общения детей разного возраста, для их более быстрой и эффективной социализации.
Успешным в школе, скорее всего, будет тот ребенок, который хорошо адаптирован в социальных отношениях - умеет устанавливать контакты со взрослыми и сверстниками, не стесняется и умеет задать вопрос, умеет самоорганизовать свое место и время, умеет связно высказывать свои мысли.
Складывающиеся привычки общения с большим разновозрастным коллективом детей способствуют развитию контактности и коммуникабельности ребенка, обеспечивают формирование социальной ответственности, способности чувствовать и понимать других.
Разновозрастная группа позволяет построить различные варианты общения. Так, ребенок строит связи ребенок-взрослый, где педагог выполняет роль наставника и учителя. Также формируется связь сверстник-сверстник, где появляется опыт общения с себе равным. Третей формой общения выступает младший – старший ребенок и соответственно старший - младший. Такие варианты общения позволяют оценить различные возможности социализации, дают больше возможностей личностного развития.
Как свидетельствуют наши наблюдения, младшие дети вразновозрастной группес удовольствием играют с детьми старшего возраста, охотно прислушиваются к их советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошовоспринимаютих справедливое руководство совместной деятельностью. Младшие дети, постоянно общаясь и подражая старшим, приобретают практические навыки и умения, они становятся более самостоятельными.
У детей старшего возраста происходит осознание роли старшего в общении, они принимают задачу заботиться о младших, стремятся научить, показать, объяснить. Старшим детям становятся присущи такие качества, как взаимопомощь, взаимопонимание, прекращается соперничество между детьми, изменяется отношение детей друг с другом, у детей появляется уникальная возможность целенаправленного формирования своих отношений со взрослыми и сверстниками, как старшими, так и младшими. Дети из разновозрастных групп чаще учитывают интересы младших при выборе совместной деятельности и демонстрируют большее разнообразие стратегий взаимодействия, чем дети, воспитывающиеся в группе сверстников.
Особоезначение приобретает пример старших для младших. Старшие дети стараются быть примером для младших, и соответственно, контролируют свои действия, стараются показать свои знания, навыки, выполнить задание лучше. В силу своей склонности к подражанию младшие постепенно перенимают все положительные качества старших. Воспринимая знания и умения старших детей как пример, младшие стараются им подражать, демонстрируя активность и интерес, что делает обучение более лёгким и привлекательным. Многолетние наблюдения доказывают, что в разновозрастных группах младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут более чуткими, доброжелательными и отзывчивыми.
Контакты со сверстниками в группе компенсирующей направленности, младшими и старшими по возрасту детьми, дают возможность приобрести опыт общения, а главное опыт речевого общения.
Совместная деятельность детей разного возраста оказывает положительное влияние на развитие речи младших дошкольников. Речевое общение способствует развитию у детей решительности, расширяет потребность в общении, формирует умение поддерживать беседу, контролировать свою речь и поступки.
Разновозрастной состав группы создает благоприятные условия для развития речи и у старших и у младших детей, а при правильно организованной педагогической работе общение детей разных возрастов оптимизирует процесс формирования культуры речевого общения.
Но все это не происходит само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагогов, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей.
В 1984 году американский психолог Доран Френч провел интересный эксперимент, пытаясь понять, чем отличается социальное восприятие самих себя и окружающих у детей, воспитывающихся в одновозрастных и разновозрастных группах. Френч показал двум группам подборку фотографий, на которых были запечатлены самые обычные дети. Некоторые из детей на фотографиях были, очевидно, старше юных респондентов, некоторые – младше. Тогда исследователь попросил каждого ребенка из каждой группы присвоить детям с фотографий определенные роли, соотнести каждый портрет с ярлыком, на котором написаны какие-то качества. После этого в разговоре с психологом дети могли прокомментировать и объяснить свой выбор – это было важно для чистоты эксперимента.
Что же удалось выяснить? Оказалось, что абсолютно все воспитанники одновозрастных групп, рассматривая фотографии старших детей, называли их лидерами, говорили, что эти дети сильнее и умнее, что именно они должны быть ведущими во всех играх. Младшим же детям доставались ярлыки со словами маленький, слабый, ведомый и тому подобными. В разновозрастной группе результаты эксперимента оказались очень похожими, но все-таки с одним принципиальным отличием. Воспитанники разновозрастной группы в процессе распределения ролей и при последующем общении с психологом называли старших детей помогающими, а младших – нуждающимися в помощи. Этот эксперимент показал, что дети из разновозрастной группы воспринимали себя как часть социальной ячейки, смотрели на младших детей с ответственной позиции помощников, а при взаимодействии со старшими ребятами, хорошо понимали, что у этих детей можно чему-то научиться.
Таким образом, современную разновозрастную группу в детском саду с полным правом можно считать оптимальной средой для воспитания дошкольника, когда цель воспитания – вырастить достойного человека, легко ориентирующегося в социуме, хорошо владеющего коммуникативными навыками, умеющего действовать на вклад и готового всегда помочь окружающим. Цель, согласитесь, достойная.
Библиографический список
Буре Р.С. Воспитание детей в дошкольных учреждениях села / Р.С.Буре, Н.Я. Михайленко, В.К. Котырло и др., под ред. Р.А.Курбатовой – М.: Просвещение – 2001 – 158 с.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет (старшая разновозрастная группа): книга для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1990 – 207 с.
Дронова Т.Н. Предпосылки организации совместной деятельности в разновозрастной группе малокомплектного детского сада /Т.Н. Дронова, В. Г.Щур, С.Г.Якобсон //Дошкольное воспитание - 2001-№6 - С.12-16.
Колпакова В.А. Преимущества разновозрастной группы /В.А. Колпакова, И. Б. Едакова // Руководитель.-2004-№2-С.57-59.
Колпакова В. А. Разновозрастное комплектование групп детского сада как условие повышения эффективности образовательного процесса/ В. А. Колпакова, И. Б. Едакова // Вестник Института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Сер. 3. - 2003 - № 19 - С. 69-72.
Минкина М. В. Методика работы в разновозрастной группе детсада/М. В. Минкина - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск : Вышэйш.шк., 1999 – 143 c.
Никифорова Т.И. Развитие готовности ребенка к школе в условиях разновозрастных групп детского сада: Автореферат дис. канд. пед. наук –Якутск, 2008 – 19 с.
Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника // Вопросы психологии. 2003. №4. С.29-37.
Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022
Флегонтова Н.П. Межвозрастное общение детей в дошкольном учреждении как школа нравственности//Нравственное воспитание на современном этапе. Материал научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов учебных педагогических заведений.- М.:МГПУ, 2001- 230 с.