Публикации
Современное состояние вопроса формирования семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современное состояние вопроса формирования семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Автор: Гребенюк Ирина Ивановна Маслова Ирина Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современное состояние вопроса формирования семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Автор: Гребенюк Ирина Ивановна Маслова Ирина Николаевна
И.И. Гребенюк, И.Н. МасловаСовременное состояние вопроса формирования семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речиВопросы формирования семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи представлены в методических разработках современных исследователей Т.В. Нестеровой, О.Ю. Федосовой, В.А. Иванова, О.Ю. Якушевой, С.В. Леоновой, З.А. Репиной, В.Н. Ереминой. Т.В. Нестерова и О.Ю. Федосова считают, что одним из наиболее эффективных средств при формировании лексико-семантической системы языка является прием составления синквейна – нерифмованного стихотворения. Синквейн состоит из пяти строк и основывается на семантической и синтаксической заданности каждой строки: - первая строка включает тему и представлена одним словом; - вторая строка представлена 20 двумя словами, которые описывают признаки или свойства выбранного объекта или предмета; - третья строка – глаголы или деепричастия, описывающие характерные действия объекта или предмета; - четвертая строка образована фразой из четырех слов и выражает личное отношение автора синквейна; - пятая строка представлена одним словом, передающим суть предмета или объекта, обобщающее слово. Данными исследователями была разработана методика, включающая в себя: подготовительный, основной и заключительный этапы. Целью подготовительного этапа выступает выделение структурно-семантических признаков различных частей речи. Он включает задания, направленные на выделение главной темы, главного слова, развитие умения задавать вопрос к главному слову, выделять слова, обозначающие признак, предмет, действие. Основной этап направлен на формирование парадигматических и синтагматических связей слов и включает упражнения, содействующие совершенствованию умения подбирать признаки к предмету, действия к предмету, составлять предложение о каком-либо предмете или явлении, подбирать синонимы/ обобщающие слова. Целью заключительного этапа выступает усвоение структуры значения конкретных слов, определение их связи с другими словами. На данном этапа детям предлагаются такие формы работы с синквейном, как дополнение готового синквейна и его коллективное составление. В.А. Иванов, О.Ю. Якушева для развития лексико-семантической стороны речи предлагают методику, включающую комплекс коррекционопедагогических мероприятий, построенных с учетом коммуникативного принципа. Данные исследователи предлагают использовать в ходе коррекционно-развивающей деятельности различные дидактические игры, беседы, рассказы детей, обсуждения прослушанных произведений, сочинение историй, импровизации, а также специально организованные коммуникативные ситуации: «Звонок по телефону», «Покупка билета», «Продавец и покупатель», «Встреча с другом на улице», «Диалог с 21 прохожим», «Заказ еды в кафе», «Знакомство на улице», «Общение в библиотеке». Отмечается, что на каждом занятии необходимо создание специальных условий для мотивации детской речи и потребности в ней и осуществление целенаправленного отбора содержания для обсуждения, опирающегося на личный бытовой, эмоциональный, игровой опыт детей. Кроме того, авторы подчеркивают необходимость обеспечения главного условия общения – адресованности речи детей. С.В. Леонова делает акцент на том, что применение графических изображений в виде пиктограмм, мнемотаблиц и мнемодорожек способствует эффективности логопедической работы по развитию лексикосемантической системы языка. Автор предлагает использовать такие упражнения, как «Отгадай», «Нарисуй действие», «Составь предложение», «Небывалый зверь» и др. Также исследователь отмечает необходимость разнообразия деятельности детей – применение игр, рисования, конструирования, труда в его различном содержании и формах. З.А. Репина отмечает, что формирование когнитивно-познавательной деятельности является основой становления лексической системности. Опираясь на данное положение, ею была разработана программа по развитию семантической стороны речи, включающая пять этапов. Первый этап – формирование образов представлений о предметах, развитие ассоциативных связей между ними. Автор предлагает использовать задания, направленные на умение выделять главный элемент предмета, объединять предметы и слова, находить лишний предмет в заданном ряду. Второй этап – развитие ассоциативных связей по морфологическим признакам. На данном этапе применяются такие задания, как выделение и объединение слов с одинаковой приставкой, суффиксом, окончанием, корнем. Третий этап – формирование ассоциативных связей на основе звукового содержания. Четвертый этап – формирование ассоциативных связей слов, объединенных одной ситуацией. Пятый этап – формирование структуры значений слов. На данном этапе З.А. Репина включает упражнения на сравнение противоположных явлений, подбор синонимов к различным частям речи. В.Н. Еремина выделяет два основных направления при формировании лексико-семантической системы языка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи: совершенствование основных компонентов значения, развитие семантических полей. Вера Николаевна отмечает, что совершенствование значения слова осуществляется за счет взаимосвязанного развития трех компонентов: звукового комплекса, предмета (денотата) и сигнификата. Автор подчеркивает, что в первую очередь необходимо формировать денотативный компонент значения. Для выполнения данной задачи исследователь предлагает задания на создание и уточнение чувственного целостного образа предмета – рисование предмета в воздухе, штриховка, обведение контурных изображений объектов указательным пальцем, обведение шаблонов, трафаретов изображений, узнавание наложенных контурных изображений, дорисовывание незаконченных изображений, рисование объектов по памяти, словесное описание предмета, сравнительный анализ двух предметов с выделением общих признаков. Затем следует переходить к развитию сигнификативного компонента значения. На данном этапе детям следует предлагать упражнения на сравнение, начиная с предметов, имеющих резко выраженные отличия и сходства, а затем постепенно переходя к установлению более тонких, менее заметных признаков различия и сходства. На этапе формирования семантических полей Вера Николаевна предлагает уделить особое внимание совершенствованию антонимических, синонимических, омонимических отношений. Развитие антонимии осуществляется на основе противопоставления объектов по дифференциальному признаку с опорой на наглядный материал. На первых ступенях работы исследователь предлагает использовать прием сравнения пары предметов с ярко выраженными признаками, а затем создавать речевые ситуации, в которых дети смогут актуализировать антонимы в собственной речи. Для развития синонимических отношений автор рекомендует воспользоваться следующими приемами: найти слова-«друзья» в стихотворении, в отрывках из сказок, пословицах, поговорках, заменить данные слова синонимами в текстах при пересказе и составлении рассказов. Для совершенствования омонимических отношений Вера Николаевна предлагает следующие задания: нахождение омонимов в стихотворениях, отгадывание загадок для углубления понятия об омонимах, «Нарисуй предметы», «Выучи скороговорку». Таким образом, наиболее эффективными способами формирования семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи служит наглядное моделирование, дидактические игры, импровизации, коммуникативные ситуации, поскольку они позволяют привлечь детей к активному участию в процессе коррекционно-развивающей деятельности.