Публикации
Профилактика экстремизма и ксенофобии в рамках освоения программ по учебным предметам
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профилактика экстремизма и ксенофобии в рамках освоения программ по учебным предметам
Автор: Бобрешова Валентина Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профилактика экстремизма и ксенофобии в рамках освоения программ по учебным предметам
Автор: Бобрешова Валентина Сергеевна
Профилактика экстремизма и ксенофобии в рамках освоения программ по учебным предметам
При определении перечня общеобразовательных дисциплин, адекватных задаче формирования гражданской идентичности, учитываются следующие аспекты:
1.образовательный и воспитательный потенциал предметного содержания учебной дисциплины с точки зрения психологического содержания гражданской идентичности личности в единстве всех ее структурных компонентов;
2. особенности организации учебно-познавательной деятельности, направленной на формирование социально-активной позиции учащихся, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей Родины и народа, задающие зону ближайшего развития гражданской идентичности личности;
3.возрастно-психологические особенности учащихся и задачи развития на данной возрастной стадии, обуславливающие их сензитивность к формированию различных аспектов гражданской идентичности личности;
4.систему межпредметных и внутрипредметных связей, открывающих возможность реализации интегративного подхода к построению учебного предмета и методам организации учебной деятельности учащихся;
5.связь предметного содержания учебных дисциплин с жизненным опытом учащегося, возможности организации процессов смыслопорождения и смыслообразования, адекватных задачам формирования гражданской идентичности на каждой из возрастных ступеней.
6.Перечень учебных дисциплин, обеспечивающих предметную основу для формирования гражданской идентичности личности включает Историю, Обществознание, Литературу, Географию, учебные предметы художественно-эстетического цикла.
История. Историческая память есть необходимое условие гражданской идентичности и самосознания личности. Цивилизационный культурологический подход рассматривает всеобщую историю как историю народов, имеющих национальные и культурные особенности. Изучение истории обеспечивает формирование чувства патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников. Историческое воспитание – изучение истории Отечества в его неповторимой судьбе, формирование чувства гордости и сопричастности к героическим событиям прошлого и осознание исторической ответственности за события в обществе и государстве. Условиями развития патриотической позиции личности выступает изучение истории Отечества, ее героического прошлого, места и роли России в мировом историческом процессе, понимание особенностей традиций и культуры наших народов.
Обществознание - обеспечивает формирование ценностно-мировоззренческой основы гражданской идентичности; системы социальных представлений о социально-политическом устройстве (представление о государственной организации России, знание государственной символики - герб, флаг, гимн, знание государственных праздников, знание основных прав и обязанностей гражданина), структуре и динамике развития общества и государства, создает основы формирования правового сознания учащихся.
Критическая модель преподавания обществознания, основным методом которой является критическое отношение, рефлексия своих собственных представлений об окружающем мире, предполагает развитие социально-критического мышления, демократичных форм взаимоотношений в современной школе и создания адекватной мотивации.
Литература. Литература представляет духовно-нравственное общекультурное наследие человечества и народов и выступает как часть историко-культурной и собственно литературной традиции. Литературное произведение выражает мировоззрение и систему ценностей своей культуры, используя для этого сформированный в рамках литературной традиции язык. В детском и подростковом возрасте литературное произведение задает эталоны и образцы Личности, той идеальной формы (Д.Б.Эльконин), которая определяет задачи саморазвития и самовоспитания учащегося. Литература создает условия формирования готовности личности к диалогу в поликультурном обществе и основу формирования толерантности.
География – обеспечивает формирование географического образа России, ее природных особенностей, представление о многообразие народов и этнических групп, проживающих на территории России; социокультурных особенностях общественного производства, приоритетных направлениях развития производства в каждом из регионов, взаимосвязи и взаимообусловленности природного и экономического развития всех регионов России; обеспечивает формирование эмоционального компонента гражданской идентичности - чувства любви к Отечеству и малой Родине.
Предметы художественно-эстетического цикла
Особое значение эти предметы имеют для начальной школы. Предметы художественно-эстетического цикла включают Технологию, Изобразительное искусство, Музыку, Физическую культуру. В рамках предметов художественно-эстетического цикла осуществляется освоение мирового общекультурного художественного наследия народным творчеством и фольклором создается возможность активизации общественно-полезной деятельности учащихся и включения их в социальную практику в форме проведения концертов, оформления классов, школьных рекреаций; изготовления игрушек для дошкольников, подарков для ветеранов, участия в оснащении и оформлении площадок и т.п. Усиление регионального компонента обеспечивает формирование этнической и общекультурной идентичности личности и формирование толерантности личности. В учебных планах и программах художественно-эстетического цикла необходимо предусмотреть в рамках внеклассных занятий и факультативов знакомство детей с народными промыслами, декоративно-прикладными видами искусства, творчеством национальных художников и музыкантов; исполнение народных песен и танцев; посещение тематических (историко-этнографических) выставок, музеев и др.
Итак, в современной школе круг социально-гуманитарных дисциплин, адекватных задачам формирования гражданской идентичности достаточно широк и каждый из предметов школьной программы может быть использован для анализа и осмысления социальных проблем.
При определении перечня общеобразовательных дисциплин, адекватных задаче формирования гражданской идентичности, учитываются следующие аспекты:
1.образовательный и воспитательный потенциал предметного содержания учебной дисциплины с точки зрения психологического содержания гражданской идентичности личности в единстве всех ее структурных компонентов;
2. особенности организации учебно-познавательной деятельности, направленной на формирование социально-активной позиции учащихся, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей Родины и народа, задающие зону ближайшего развития гражданской идентичности личности;
3.возрастно-психологические особенности учащихся и задачи развития на данной возрастной стадии, обуславливающие их сензитивность к формированию различных аспектов гражданской идентичности личности;
4.систему межпредметных и внутрипредметных связей, открывающих возможность реализации интегративного подхода к построению учебного предмета и методам организации учебной деятельности учащихся;
5.связь предметного содержания учебных дисциплин с жизненным опытом учащегося, возможности организации процессов смыслопорождения и смыслообразования, адекватных задачам формирования гражданской идентичности на каждой из возрастных ступеней.
6.Перечень учебных дисциплин, обеспечивающих предметную основу для формирования гражданской идентичности личности включает Историю, Обществознание, Литературу, Географию, учебные предметы художественно-эстетического цикла.
История. Историческая память есть необходимое условие гражданской идентичности и самосознания личности. Цивилизационный культурологический подход рассматривает всеобщую историю как историю народов, имеющих национальные и культурные особенности. Изучение истории обеспечивает формирование чувства патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников. Историческое воспитание – изучение истории Отечества в его неповторимой судьбе, формирование чувства гордости и сопричастности к героическим событиям прошлого и осознание исторической ответственности за события в обществе и государстве. Условиями развития патриотической позиции личности выступает изучение истории Отечества, ее героического прошлого, места и роли России в мировом историческом процессе, понимание особенностей традиций и культуры наших народов.
Обществознание - обеспечивает формирование ценностно-мировоззренческой основы гражданской идентичности; системы социальных представлений о социально-политическом устройстве (представление о государственной организации России, знание государственной символики - герб, флаг, гимн, знание государственных праздников, знание основных прав и обязанностей гражданина), структуре и динамике развития общества и государства, создает основы формирования правового сознания учащихся.
Критическая модель преподавания обществознания, основным методом которой является критическое отношение, рефлексия своих собственных представлений об окружающем мире, предполагает развитие социально-критического мышления, демократичных форм взаимоотношений в современной школе и создания адекватной мотивации.
Литература. Литература представляет духовно-нравственное общекультурное наследие человечества и народов и выступает как часть историко-культурной и собственно литературной традиции. Литературное произведение выражает мировоззрение и систему ценностей своей культуры, используя для этого сформированный в рамках литературной традиции язык. В детском и подростковом возрасте литературное произведение задает эталоны и образцы Личности, той идеальной формы (Д.Б.Эльконин), которая определяет задачи саморазвития и самовоспитания учащегося. Литература создает условия формирования готовности личности к диалогу в поликультурном обществе и основу формирования толерантности.
География – обеспечивает формирование географического образа России, ее природных особенностей, представление о многообразие народов и этнических групп, проживающих на территории России; социокультурных особенностях общественного производства, приоритетных направлениях развития производства в каждом из регионов, взаимосвязи и взаимообусловленности природного и экономического развития всех регионов России; обеспечивает формирование эмоционального компонента гражданской идентичности - чувства любви к Отечеству и малой Родине.
Предметы художественно-эстетического цикла
Особое значение эти предметы имеют для начальной школы. Предметы художественно-эстетического цикла включают Технологию, Изобразительное искусство, Музыку, Физическую культуру. В рамках предметов художественно-эстетического цикла осуществляется освоение мирового общекультурного художественного наследия народным творчеством и фольклором создается возможность активизации общественно-полезной деятельности учащихся и включения их в социальную практику в форме проведения концертов, оформления классов, школьных рекреаций; изготовления игрушек для дошкольников, подарков для ветеранов, участия в оснащении и оформлении площадок и т.п. Усиление регионального компонента обеспечивает формирование этнической и общекультурной идентичности личности и формирование толерантности личности. В учебных планах и программах художественно-эстетического цикла необходимо предусмотреть в рамках внеклассных занятий и факультативов знакомство детей с народными промыслами, декоративно-прикладными видами искусства, творчеством национальных художников и музыкантов; исполнение народных песен и танцев; посещение тематических (историко-этнографических) выставок, музеев и др.
Итак, в современной школе круг социально-гуманитарных дисциплин, адекватных задачам формирования гражданской идентичности достаточно широк и каждый из предметов школьной программы может быть использован для анализа и осмысления социальных проблем.