Публикации
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ для детей подготовительной к школе группы Тема: «Как растения красят ткань»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ для детей подготовительной к школе группы Тема: «Как растения красят ткань»
Автор: Диляра Таминдарвна Фазылова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ для детей подготовительной к школе группы Тема: «Как растения красят ткань»
Автор: Диляра Таминдарвна Фазылова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 480 ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
Конспект НОД по познавательно-исследовательской
деятельности с использованием ИКТ для детей
подготовительной к школе группы
Тема: Какрастения красят ткань
Фазылова Диляра Таминдаровна
воспитатель гр.6
г. Челябинск
2022г
Цель: Познакомить детей со способом производства тканей из хлопка, со способами окрашиванияткани, используярастения.
Задачи.
Образовательные:
• Обогащать знания детей о способностирастений окрашивать ткань.
Формировать у детей интерес к исследовательско-поисковой деятельности.
Развивающие:
• Развивать навыки экспериментальной деятельности.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Предварительная работа:
Беседы с детьми на темурастения.
Рассматривание овощей и фруктов.
Разгадывание загадок орастениях.
Составление презентации с воспитанницей Самойловой К.
Материалы к занятию.
Демонстративный материал:
Иллюстрации с изображениями работымастеров-ремесленников.
Раздаточный материал:
Стаканы с водой, кусочки овощей и фруктов, лоскутки белойткани.
Оборудование:
• Фартуки, щипцы для экспериментирования, поднос.
Ход НОД:
Воспитатель приглашает детей, обращает их внимание на себя:
В-ль: - Ребята! Посмотрите, что я принесла вам? Как вы думаете, что это?
Дети: Предполагаемые ответы
В-ль: - Этот сундук достался мне от бабушки. Помните, я про неё я вам рассказывала? Я предлагаю посмотреть, что там находится.
В-ль и дети открывают сундук, а в нём лежит разная ткань
В-ль: - Ребята, посмотрите, что это?
Дети: Предполагаемые ответы.
В-ль: правильно! Это ткань
В-ль: А кто знает, что же такое ткань?
Ответы детей.
В-ль: Ткань —текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке
В-ль: А хотите узнать, из чего и как получается ткань?
Ответы детей.
В-ль: Сейчас нам Катя поможет нам в этом.
Рассказ спрезентацией (Самойлова К)
Слайд №2. На полях выращивают удивительное растение – хлопок. Это – хлопковое поле, вот так он растет. Хлопок любит тепло, поэтому растет на юге, где много солнца и тепла.
Слайд №3. Хлопок похож на коробочки с ватой. Когда он созревает, коробочки лопаются, а в каждой из них – будто кусочек ваты.
Слайд №4. Раньше хлопок собирали руками. Это очень тяжелая работа.
Слайд №5. Теперь это делает хлопкоуборочный комбайн.
Слайд №6.Собранныйхлопок раскладывают на солнце сушить.
Слайд №7. Затем вяжут в тюки и везут на прядильную фабрику.
Слайд №8. Там его разрыхляют, очищают от семян и расчёсывают. Получается вот такая вата. Из такой ваты делают нити.
Слайд №9 А уже из ниток ткут ткань на ткацких станках. Качество тканей зависит от толщинынитей: из толстых ниток получаются толстые ткани, например, джинсовая ткань, а из тонких – легкие, тонкие, такие как ситец, сатин. Это очень трудная и кропотливая работа, которая занимает длительное время. Представьте, сколько необходимо сплести ниточек между собой для небольшого куска ткани. Технология изготовления всех тканей примерно одинакова. Сначала ткут из ниток однотонное полотно светлого или серого цвета, а затем его выбеливают для белых тканей, или наоборот раскрашивают в разные цвета.
Слайд № 10 Существуют специальные художники, которые придумывают разные рисунки для тканей, а потом с помощью специальных машин наносят рисунок на ткань.
Наши далекие предки крайне редко окрашивали саму ткань. В основном окрашивалась пряжа или волокно. Красителииспользовали только натуральные, растительного и животного происхождения, реже минеральные. Многие народы для приготовления красокиспользовали дикие травы. В большинстве случаев, из корней, листьев или стеблей растений готовили отвар. Затем в этот отвар погружали ткань в развернутом виде и долгое время кипятили.
В-ль: - Люди с давних пор знают о том, что некоторыерастения выделяют много сока. Сокрастенийбывает разного цвета и оттенка. Ремесленники научились с помощью этого сока окрашивать белуюткань. Как вы думаете, для чего они это делали?
Предположения детей.
В-ль: - Вы правы, люди всегда хотели ярко икрасиво выглядеть.
Ответы детей.
В-ль: но для начала мы должны приготовить раствор. А для этого отгадайте загадку?
Ответы детей.
- Тогда слушайте внимательно:
Бордовый этот корнеплод –
На свете слаще нет!
Готовит весь честной народ
С ней борщ и винегрет. (свекла)
- Молодцы, это действительно свекла.
Воспитатель показывает детям корнеплод. Дети рассматривают его. Воспитатель обращает их внимание на его форму, размер,окраску.
- Ребята, гдерастетсвекла на земле или под ней?
Ответы детей.
- А кто может сказать, какого цвета свекла внутри?
Предположения детей.
- Как это узнать?
Ответы детей.
- Я предлагаю, разрезать свеклу и посмотреть. Хотите?
Ответы детей.
Воспитатель разрезает свеклу. Показывает детям разрез.
- Какого цвета свекла внутри?
Ответы детей.
- Как вы думаете, что произойдет, если опустить свеклу в воду? Хотите это проверить?
Ответы детей.
Воспитатель в пластиковый стакан наливает немного воды и кладет туда свеклу разрезом вниз. Дети наблюдают за результатом эксперимента.
- Ребята, что произошло? Почему?
Ответы детей
- В свекле много сока, он яркого бордового цвета. Когда мы опустили свеклу в воду, то онаокрасилась. Как вы думаете, какие овощи и фрукты обладают таким же свойством? Как это проверить?
Предполагаемые ответы детей.
- Как вы думаете, что произойдет стканью, если мы её опустим в стакан со свеклой? Почему? Какого цвета она станет?
Ответы детей
ИграУгадай, какой цвет получится
Воспитатель. Угадайте, какой цвет может получиться, если покрасить ткань малиной (показ карточки сизображением малины).
Ответы детей.
Воспитатель. Клубникой(показ карточки сизображением клубники).
Ответы детей.
Воспитатель. Вишней(показ карточки сизображением вишни).
Ответы детей.
Воспитатель. А вот посмотрите, какие цвета ткани люди получали из разныхрастений:(слайды 12 – 18)
Светло коричневый – шелуха лука(цвет зависит от цвета шелухи).
Красный – крушина(свежая кора; сухая – красно-коричневый цвет).
Оранжевый – дикая яблоня (кора).
Желтый – крушина (ягоды; при длительном варении – зеленый цвет).
Зеленый – крапива (листья).
Синий – Иван-да-Марья (цветы).
Черный–клён(листья).
Воспитатель. А теперь пусть наши глаза немного отдохнут.
Гимнастика для глаз
Раз – налево, два – направо,
три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмём немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много – много,
Чтоб усилить в тысячу раз!
В-ль: Мастера заметили, что еслирастения проварить в воде, то результат окрашивания изменится. Как вы думаете, что произойдет? Почему?
Ответы детей.
- Хотите об этом узнать?
Ответы детей.
В-ль: - У меня в контейнерах есть настои разныхрастений: цедры апельсина,шелуха лука и свеклы. Я приготовила их дома. Посмотрите на них. Как вы думаете, где настой, какогорастения?
Ответы детей.
В-ль: - Желтый настой сделан из цедры апельсина, луковая шелуха – коричневый цвет, а фиолетовый – из свеклы.
Ответы детей.
В-ль: - Я предлагаю вам попробоватьокрасить ткань разными растительными растворами. Хотите?
Ответы детей.
Дети экспериментируют. Наблюдают за результатом.
Воспитатель обращает внимание на стаканы со свеклой. (Вода с сырой свёклой, вода из отваренной свёклы)
В-ль: - Какойраствор из свеклы ярче окрасил ткань? Почему?
Предположения детей.
- Ремесленники заметили, что проваренные и настоявшиеся в водерастения ярче окрашивают ткань.
Рассматривание результатов экспериментирования.
- Таким образом, с помощьюрастенийлюди научились делать наряднуюкрасивую ткань. Это свойство некоторыхрастенийиспользуют до сих пор. Такаятканьсчитается полезной для здоровья
Воспитатель. Окрашивать ткань мы научились. А теперь, как настоящие художники, давайте узоры на тканях, а в этом нам помогут наши растворы из овощей и фруктов.
РисованиеУзоры на тканях Также можно предложить порисовать на тканях красками. Самостоятельная работа детей
ДЕТСКИЙ САД № 480 ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
Конспект НОД по познавательно-исследовательской
деятельности с использованием ИКТ для детей
подготовительной к школе группы
Тема: Какрастения красят ткань
Фазылова Диляра Таминдаровна
воспитатель гр.6
г. Челябинск
2022г
Цель: Познакомить детей со способом производства тканей из хлопка, со способами окрашиванияткани, используярастения.
Задачи.
Образовательные:
• Обогащать знания детей о способностирастений окрашивать ткань.
Формировать у детей интерес к исследовательско-поисковой деятельности.
Развивающие:
• Развивать навыки экспериментальной деятельности.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Предварительная работа:
Беседы с детьми на темурастения.
Рассматривание овощей и фруктов.
Разгадывание загадок орастениях.
Составление презентации с воспитанницей Самойловой К.
Материалы к занятию.
Демонстративный материал:
Иллюстрации с изображениями работымастеров-ремесленников.
Раздаточный материал:
Стаканы с водой, кусочки овощей и фруктов, лоскутки белойткани.
Оборудование:
• Фартуки, щипцы для экспериментирования, поднос.
Ход НОД:
Воспитатель приглашает детей, обращает их внимание на себя:
В-ль: - Ребята! Посмотрите, что я принесла вам? Как вы думаете, что это?
Дети: Предполагаемые ответы
В-ль: - Этот сундук достался мне от бабушки. Помните, я про неё я вам рассказывала? Я предлагаю посмотреть, что там находится.
В-ль и дети открывают сундук, а в нём лежит разная ткань
В-ль: - Ребята, посмотрите, что это?
Дети: Предполагаемые ответы.
В-ль: правильно! Это ткань
В-ль: А кто знает, что же такое ткань?
Ответы детей.
В-ль: Ткань —текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке
В-ль: А хотите узнать, из чего и как получается ткань?
Ответы детей.
В-ль: Сейчас нам Катя поможет нам в этом.
Рассказ спрезентацией (Самойлова К)
Слайд №2. На полях выращивают удивительное растение – хлопок. Это – хлопковое поле, вот так он растет. Хлопок любит тепло, поэтому растет на юге, где много солнца и тепла.
Слайд №3. Хлопок похож на коробочки с ватой. Когда он созревает, коробочки лопаются, а в каждой из них – будто кусочек ваты.
Слайд №4. Раньше хлопок собирали руками. Это очень тяжелая работа.
Слайд №5. Теперь это делает хлопкоуборочный комбайн.
Слайд №6.Собранныйхлопок раскладывают на солнце сушить.
Слайд №7. Затем вяжут в тюки и везут на прядильную фабрику.
Слайд №8. Там его разрыхляют, очищают от семян и расчёсывают. Получается вот такая вата. Из такой ваты делают нити.
Слайд №9 А уже из ниток ткут ткань на ткацких станках. Качество тканей зависит от толщинынитей: из толстых ниток получаются толстые ткани, например, джинсовая ткань, а из тонких – легкие, тонкие, такие как ситец, сатин. Это очень трудная и кропотливая работа, которая занимает длительное время. Представьте, сколько необходимо сплести ниточек между собой для небольшого куска ткани. Технология изготовления всех тканей примерно одинакова. Сначала ткут из ниток однотонное полотно светлого или серого цвета, а затем его выбеливают для белых тканей, или наоборот раскрашивают в разные цвета.
Слайд № 10 Существуют специальные художники, которые придумывают разные рисунки для тканей, а потом с помощью специальных машин наносят рисунок на ткань.
Наши далекие предки крайне редко окрашивали саму ткань. В основном окрашивалась пряжа или волокно. Красителииспользовали только натуральные, растительного и животного происхождения, реже минеральные. Многие народы для приготовления красокиспользовали дикие травы. В большинстве случаев, из корней, листьев или стеблей растений готовили отвар. Затем в этот отвар погружали ткань в развернутом виде и долгое время кипятили.
В-ль: - Люди с давних пор знают о том, что некоторыерастения выделяют много сока. Сокрастенийбывает разного цвета и оттенка. Ремесленники научились с помощью этого сока окрашивать белуюткань. Как вы думаете, для чего они это делали?
Предположения детей.
В-ль: - Вы правы, люди всегда хотели ярко икрасиво выглядеть.
Ответы детей.
В-ль: но для начала мы должны приготовить раствор. А для этого отгадайте загадку?
Ответы детей.
- Тогда слушайте внимательно:
Бордовый этот корнеплод –
На свете слаще нет!
Готовит весь честной народ
С ней борщ и винегрет. (свекла)
- Молодцы, это действительно свекла.
Воспитатель показывает детям корнеплод. Дети рассматривают его. Воспитатель обращает их внимание на его форму, размер,окраску.
- Ребята, гдерастетсвекла на земле или под ней?
Ответы детей.
- А кто может сказать, какого цвета свекла внутри?
Предположения детей.
- Как это узнать?
Ответы детей.
- Я предлагаю, разрезать свеклу и посмотреть. Хотите?
Ответы детей.
Воспитатель разрезает свеклу. Показывает детям разрез.
- Какого цвета свекла внутри?
Ответы детей.
- Как вы думаете, что произойдет, если опустить свеклу в воду? Хотите это проверить?
Ответы детей.
Воспитатель в пластиковый стакан наливает немного воды и кладет туда свеклу разрезом вниз. Дети наблюдают за результатом эксперимента.
- Ребята, что произошло? Почему?
Ответы детей
- В свекле много сока, он яркого бордового цвета. Когда мы опустили свеклу в воду, то онаокрасилась. Как вы думаете, какие овощи и фрукты обладают таким же свойством? Как это проверить?
Предполагаемые ответы детей.
- Как вы думаете, что произойдет стканью, если мы её опустим в стакан со свеклой? Почему? Какого цвета она станет?
Ответы детей
ИграУгадай, какой цвет получится
Воспитатель. Угадайте, какой цвет может получиться, если покрасить ткань малиной (показ карточки сизображением малины).
Ответы детей.
Воспитатель. Клубникой(показ карточки сизображением клубники).
Ответы детей.
Воспитатель. Вишней(показ карточки сизображением вишни).
Ответы детей.
Воспитатель. А вот посмотрите, какие цвета ткани люди получали из разныхрастений:(слайды 12 – 18)
Светло коричневый – шелуха лука(цвет зависит от цвета шелухи).
Красный – крушина(свежая кора; сухая – красно-коричневый цвет).
Оранжевый – дикая яблоня (кора).
Желтый – крушина (ягоды; при длительном варении – зеленый цвет).
Зеленый – крапива (листья).
Синий – Иван-да-Марья (цветы).
Черный–клён(листья).
Воспитатель. А теперь пусть наши глаза немного отдохнут.
Гимнастика для глаз
Раз – налево, два – направо,
три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмём немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много – много,
Чтоб усилить в тысячу раз!
В-ль: Мастера заметили, что еслирастения проварить в воде, то результат окрашивания изменится. Как вы думаете, что произойдет? Почему?
Ответы детей.
- Хотите об этом узнать?
Ответы детей.
В-ль: - У меня в контейнерах есть настои разныхрастений: цедры апельсина,шелуха лука и свеклы. Я приготовила их дома. Посмотрите на них. Как вы думаете, где настой, какогорастения?
Ответы детей.
В-ль: - Желтый настой сделан из цедры апельсина, луковая шелуха – коричневый цвет, а фиолетовый – из свеклы.
Ответы детей.
В-ль: - Я предлагаю вам попробоватьокрасить ткань разными растительными растворами. Хотите?
Ответы детей.
Дети экспериментируют. Наблюдают за результатом.
Воспитатель обращает внимание на стаканы со свеклой. (Вода с сырой свёклой, вода из отваренной свёклы)
В-ль: - Какойраствор из свеклы ярче окрасил ткань? Почему?
Предположения детей.
- Ремесленники заметили, что проваренные и настоявшиеся в водерастения ярче окрашивают ткань.
Рассматривание результатов экспериментирования.
- Таким образом, с помощьюрастенийлюди научились делать наряднуюкрасивую ткань. Это свойство некоторыхрастенийиспользуют до сих пор. Такаятканьсчитается полезной для здоровья
Воспитатель. Окрашивать ткань мы научились. А теперь, как настоящие художники, давайте узоры на тканях, а в этом нам помогут наши растворы из овощей и фруктов.
РисованиеУзоры на тканях Также можно предложить порисовать на тканях красками. Самостоятельная работа детей