Публикации
Использование цифровых технологий в процессе обучения и воспитания учащихся
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование цифровых технологий в процессе обучения и воспитания учащихся
Автор: Латыпов Низам Олегович
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование цифровых технологий в процессе обучения и воспитания учащихся
Автор: Латыпов Низам Олегович
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Аннотация: В статье рассматривается влияние цифровых технологий на процесс обучения и воспитания, а также приведён анализ того, как цифровые технологии используются для обеспечения эффективных результатов обучения и повышения мотивации учащихся.
Ключевые слова: Цифровые технологии, процесс обучения, мотивация, геймификация, иммерсивность, виртуальная реальность, цифровое пространство.
USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF LEARNING AND UPBRINGING OF STUDENTS
Abstract: The article examines the impact of digital technologies on the learning and upbringing process, as well as an analysis of how digital technologies are used to ensure effective learning outcomes and increase student motivation.
Key words: Digital technologies, learning process, motivation, gamification, immersiveness, virtual reality, digital space.
Согласно актуальным образовательным стандартам, цифровые технологии являются способом улучшения процесса обучения за счет повышения мотивации учащихся с помощью увлекательной, интерактивной и веселой учебной среды. Так, цифровые технологии предлагают новые возможности для полноценного общения и сотрудничества между учителем и учениками. Помимо этого, цифровые технологии способствуют началу диалога между различными государствами и культурами для развития целенаправленного межкультурного общения и сотрудничества. В свою очередь, эти цифровые взаимодействия создают дополнительные возможности для обучения цифровой грамотности и получения учащимися навыков, требующихся в наши дни. Цифровые технологии ставят перед собой задачу развития самостоятельности, творческих способностей и критического мышления обучающихся [3].
Учитывая, что интеграция цифровых технологий представляет собой сложный и непрерывный процесс, который влияет на различных участников школьной экосистемы, необходимо понимать, что для достижения успехов в данном направлении, все три группы участников образовательного процесса (педагогические работники, учащиеся и родители) должны объединиться и приложить совместные усилия.
Цифровые технологии способствуют созданию образовательных пространств, предоставляя учащимся новые знания и возможности. Интерактивные цифровые инструменты, такие как игры для решения исторических задач, программное обеспечение для моделирования и 3D-печать стимулируют когнитивное развитие и создают условия для понимания учащимися абстрактных концепций, визуализации виртуальных объектов, а также предоставляют возможность увидеть и прикоснуться к ряду исторических артефактов, утраченных в ходе истории. Принимая участие в данных процессах, учащиеся могут рассматривать ключевые понятия с различных сторон и выдвигать противоположные друг другу точки зрения, тем самым, развивая навыки коммуникации.
В настоящее время популярность набирают цифровые игры, которые получают признание за их способность улучшения процесса обучения за счет увеличения когнитивной активности учащихся и их мотивации. В исследовании [5] учёного, занимающегося вопросами геймификации в образовании, Соболевой Елены Витальевны и других, изучалось использование мобильных игровых приложений, содержащих квесты, в ходе которых учащиеся пользовались мобильными приложениями на уроках для поиска образовательного контента с целью самостоятельного решения поставленных задач на уроке. Это сильно отличается от традиционных подходов к поиску ответов и выполнение. Согласно данной работе, квесты имеют особую структуру, напоминающую игру по разгадыванию загадок, которая может быть адаптирована для любой возрастной группы, их потребностей.
В последние годы в школах встречается применение таких цифровых технологий, как иммерсивность. Осуществляется это, чаще всего, с помощью очков виртуальной реальности (VR). Данная технология позволяет погрузиться в полностью виртуальный мир, и, например, увидеть, как жили крестьяне в 13 веке, либо же детально рассмотреть орудия труда кроманьонцев. По мере развития технологий, цифровой мир выглядит более реалистично. Из плюсов применения виртуальной реальности на уроках можно привести: ощущение присутствия, интерактивность и наглядность. Использование виртуальной реальности делает процесс обучения более интересным, эмоциональным, увлекательным и веселым. Применяться данная технология может как в школе, так и в вузе, а также она поможет более эффективно реализовывать процесс дистанционного обучения. Наряду с виртуальной реальностью может использоваться и дополненная реальность, добавляющая различную сенсорную информацию [1].
Школы используют цифровые технологии, чтобы информировать учащихся об успеваемости и результатах обучения, а также оптимизировать различные рабочие вопросы. Взаимосвязь цифровых инструментов обеспечивают поддержку в ходе процесса обучения, использование цифровых платформ облегчает проведение аналитики успеваемости учащихся.
Для успешного внедрения и интеграции цифровых технологий учителям необходима поддержка и профессиональное развитие. Основные барьеры на пути эффективного использования технологий в классе включают нехватку технической оснащенности (компьютеры, проекторы и др.), времени, а также отсутствие знаний о том, как использовать технологии на практике. Также необходимо помнить, что центральной задачей педагога в данном направлении является использование цифровых технологий в учебном процессе с учетом индивидуальных способностей каждого учащегося [2].
Цифровые технологии обеспечивают положительные результаты процесса обучения, вдохновляют и мотивируют учащихся достигать положительных результатов. Использование цифровых технологий необходимо не только для обеспечения успеха в учёбе, но и для полноценного функционирования, существования, умения сотрудничать и общаться в современном цифровом мире, требующем наличия навыков 21 века, которые можно получить только в результате использования цифровых технологий.
Создание коммуникативных цифровых пространств для очного и дистанционного обучения с помощью данных технологий, а также их инструментов, способствуют обучению инновационным техническим приёмам, они также позволяют ученикам развивать жизненно важные навыки, подготавливающие их к работе в будущем.
Среди достоинств цифровых технологий в процессе обучения, помимо уже названного, необходимо выделить:
Индивидуализация учебного процесса.
Личностно-ориентированная направленность.
Минимизация бумажной работы.
Упрощение процесса обучения и воспитания учащихся [4].
Цифровые технологии предлагают огромный потенциал для фундаментального улучшения в школах, однако масштабных результатов в образовании они ещё не принесли. Цифровая трансформация — сложный процесс, требующий ряд преобразующих изменений, предполагающих цифровой потенциал и готовность. Для достижения таких изменений все участники школьной экосистемы должны разделять общее видение интеграции информационно-коммуникационных технологий в образование и работать над достижением этой цели.
Список использованных источников и литературы
1. Баюров А.Е. Виртуальная реальность в образовании // Актуальные проблемы авиации и космонавтики: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, посвященной Дню космонавтики. – Красноярск, 2019. – С. 632-635.
2. Блинов В.И. Образовательный процесс в профессиональном образовании: учебное пособие для вузов. – Москва, 2018. – 219 с.
3. Ваганова О.И., Пирогова А.А., Прохорова М.П. Инновационные технологии в инклюзивном образовании // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – Курск, 2018. – № 6 (32). – С. 36-40.
4. Прохорова М.П., Бушуева В.В., Ваганова О.И. Практико-ориентированные технологии формирования профессиональных компетенций студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта, 2017. – № 56-8. – С. 193-199.
5. Соболева Е. В., Соколова А. Н., Исупова Н. И., Суворова Т. Н. Применение обучающих программ на игровых платформах для повышения эффективности образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – Новосибирск, 2017. – № 4. – С. 7-25.
HYPER13PAGE HYPER15
5
Аннотация: В статье рассматривается влияние цифровых технологий на процесс обучения и воспитания, а также приведён анализ того, как цифровые технологии используются для обеспечения эффективных результатов обучения и повышения мотивации учащихся.
Ключевые слова: Цифровые технологии, процесс обучения, мотивация, геймификация, иммерсивность, виртуальная реальность, цифровое пространство.
USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF LEARNING AND UPBRINGING OF STUDENTS
Abstract: The article examines the impact of digital technologies on the learning and upbringing process, as well as an analysis of how digital technologies are used to ensure effective learning outcomes and increase student motivation.
Key words: Digital technologies, learning process, motivation, gamification, immersiveness, virtual reality, digital space.
Согласно актуальным образовательным стандартам, цифровые технологии являются способом улучшения процесса обучения за счет повышения мотивации учащихся с помощью увлекательной, интерактивной и веселой учебной среды. Так, цифровые технологии предлагают новые возможности для полноценного общения и сотрудничества между учителем и учениками. Помимо этого, цифровые технологии способствуют началу диалога между различными государствами и культурами для развития целенаправленного межкультурного общения и сотрудничества. В свою очередь, эти цифровые взаимодействия создают дополнительные возможности для обучения цифровой грамотности и получения учащимися навыков, требующихся в наши дни. Цифровые технологии ставят перед собой задачу развития самостоятельности, творческих способностей и критического мышления обучающихся [3].
Учитывая, что интеграция цифровых технологий представляет собой сложный и непрерывный процесс, который влияет на различных участников школьной экосистемы, необходимо понимать, что для достижения успехов в данном направлении, все три группы участников образовательного процесса (педагогические работники, учащиеся и родители) должны объединиться и приложить совместные усилия.
Цифровые технологии способствуют созданию образовательных пространств, предоставляя учащимся новые знания и возможности. Интерактивные цифровые инструменты, такие как игры для решения исторических задач, программное обеспечение для моделирования и 3D-печать стимулируют когнитивное развитие и создают условия для понимания учащимися абстрактных концепций, визуализации виртуальных объектов, а также предоставляют возможность увидеть и прикоснуться к ряду исторических артефактов, утраченных в ходе истории. Принимая участие в данных процессах, учащиеся могут рассматривать ключевые понятия с различных сторон и выдвигать противоположные друг другу точки зрения, тем самым, развивая навыки коммуникации.
В настоящее время популярность набирают цифровые игры, которые получают признание за их способность улучшения процесса обучения за счет увеличения когнитивной активности учащихся и их мотивации. В исследовании [5] учёного, занимающегося вопросами геймификации в образовании, Соболевой Елены Витальевны и других, изучалось использование мобильных игровых приложений, содержащих квесты, в ходе которых учащиеся пользовались мобильными приложениями на уроках для поиска образовательного контента с целью самостоятельного решения поставленных задач на уроке. Это сильно отличается от традиционных подходов к поиску ответов и выполнение. Согласно данной работе, квесты имеют особую структуру, напоминающую игру по разгадыванию загадок, которая может быть адаптирована для любой возрастной группы, их потребностей.
В последние годы в школах встречается применение таких цифровых технологий, как иммерсивность. Осуществляется это, чаще всего, с помощью очков виртуальной реальности (VR). Данная технология позволяет погрузиться в полностью виртуальный мир, и, например, увидеть, как жили крестьяне в 13 веке, либо же детально рассмотреть орудия труда кроманьонцев. По мере развития технологий, цифровой мир выглядит более реалистично. Из плюсов применения виртуальной реальности на уроках можно привести: ощущение присутствия, интерактивность и наглядность. Использование виртуальной реальности делает процесс обучения более интересным, эмоциональным, увлекательным и веселым. Применяться данная технология может как в школе, так и в вузе, а также она поможет более эффективно реализовывать процесс дистанционного обучения. Наряду с виртуальной реальностью может использоваться и дополненная реальность, добавляющая различную сенсорную информацию [1].
Школы используют цифровые технологии, чтобы информировать учащихся об успеваемости и результатах обучения, а также оптимизировать различные рабочие вопросы. Взаимосвязь цифровых инструментов обеспечивают поддержку в ходе процесса обучения, использование цифровых платформ облегчает проведение аналитики успеваемости учащихся.
Для успешного внедрения и интеграции цифровых технологий учителям необходима поддержка и профессиональное развитие. Основные барьеры на пути эффективного использования технологий в классе включают нехватку технической оснащенности (компьютеры, проекторы и др.), времени, а также отсутствие знаний о том, как использовать технологии на практике. Также необходимо помнить, что центральной задачей педагога в данном направлении является использование цифровых технологий в учебном процессе с учетом индивидуальных способностей каждого учащегося [2].
Цифровые технологии обеспечивают положительные результаты процесса обучения, вдохновляют и мотивируют учащихся достигать положительных результатов. Использование цифровых технологий необходимо не только для обеспечения успеха в учёбе, но и для полноценного функционирования, существования, умения сотрудничать и общаться в современном цифровом мире, требующем наличия навыков 21 века, которые можно получить только в результате использования цифровых технологий.
Создание коммуникативных цифровых пространств для очного и дистанционного обучения с помощью данных технологий, а также их инструментов, способствуют обучению инновационным техническим приёмам, они также позволяют ученикам развивать жизненно важные навыки, подготавливающие их к работе в будущем.
Среди достоинств цифровых технологий в процессе обучения, помимо уже названного, необходимо выделить:
Индивидуализация учебного процесса.
Личностно-ориентированная направленность.
Минимизация бумажной работы.
Упрощение процесса обучения и воспитания учащихся [4].
Цифровые технологии предлагают огромный потенциал для фундаментального улучшения в школах, однако масштабных результатов в образовании они ещё не принесли. Цифровая трансформация — сложный процесс, требующий ряд преобразующих изменений, предполагающих цифровой потенциал и готовность. Для достижения таких изменений все участники школьной экосистемы должны разделять общее видение интеграции информационно-коммуникационных технологий в образование и работать над достижением этой цели.
Список использованных источников и литературы
1. Баюров А.Е. Виртуальная реальность в образовании // Актуальные проблемы авиации и космонавтики: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, посвященной Дню космонавтики. – Красноярск, 2019. – С. 632-635.
2. Блинов В.И. Образовательный процесс в профессиональном образовании: учебное пособие для вузов. – Москва, 2018. – 219 с.
3. Ваганова О.И., Пирогова А.А., Прохорова М.П. Инновационные технологии в инклюзивном образовании // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – Курск, 2018. – № 6 (32). – С. 36-40.
4. Прохорова М.П., Бушуева В.В., Ваганова О.И. Практико-ориентированные технологии формирования профессиональных компетенций студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта, 2017. – № 56-8. – С. 193-199.
5. Соболева Е. В., Соколова А. Н., Исупова Н. И., Суворова Т. Н. Применение обучающих программ на игровых платформах для повышения эффективности образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – Новосибирск, 2017. – № 4. – С. 7-25.
HYPER13PAGE HYPER15
5