Публикации
Рабочая программа "Люби и знай свой родной край" 1-4 класс
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа "Люби и знай свой родной край" 1-4 класс
Автор: Ефременко Ольга Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа "Люби и знай свой родной край" 1-4 класс
Автор: Ефременко Ольга Владимировна
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Поселковая средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено
Руководитель ШМО
_______/Лушникова Т.И.
Протокол № 1
__________202_ г.
Согласовано
Заместитель директора по УР
__________/И.Н. Чехова
____________202_ г.
Утверждаю
Директор МКОУ Поселковой СОШ
______В.И. Калиничев
Приказ №
____________202_ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДНОЙ КРАЙ
Составитель:учитель начальных классов
Ефременко Ольга Владимировна
202_ – 202_ уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Обуховой Л.А., Махиной Н.С. Краеведение (Программа внеурочной деятельности по курсу Краеведение для начальной школы. – Воронеж, 2013. – 46 с.)
Цели:
- способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания обучающихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям города Серпухова, воспитанию любви к природе родной земли; активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.
Задачи программы:
Обучающие:
• формировать у младших школьников представления об историческом прошлом и настоящем нашего города, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;
• прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;
• расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру.
Развивающие:
• развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов:
воображения, памяти, мышления, речи;
• расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
• формировать учебную самостоятельность и деловые качества.
Воспитательные:
• воспитывать уважение и любовь к родному краю;
• способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села, города;
• воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;
• содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
Общая характеристика курса Люби и знай родной край
В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым города, с коренными жителями, их самобытной культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения города. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного города.
Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится экскурсиям по историческим местам нашего города, встречам с ветеранами войны, труда, Почетными гражданами нашего города.
Содержание курса является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения возрастного принципа использован линейно-концентрический подход к распределению учебного материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.
Использование широкого спектраметодических приемовсоздаст условия для самореализации учащихся:
- беседа, экскурсии;
- творческие работы;
- работа с картой России;
- сообщения учащихся на различные темы;
- конкурсы, игры, праздники;
-встречи с интересными людьми;
-проекты;
-компьютерные презентации и др.
В работе со школьниками используются следующие методические приёмы:
• инициирование и поддержание самоуправления в группах;
• организация деятельности на принципах коллективного планирования, коллективной организации, коллективного осуществления и коллективного анализа;
• организация воспитывающей предметно- эстетической среды, окружающей школьников;
• предъявление себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта
подражания;
• предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;
• проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим себе, которые педагог считает опасными для их личностного развития;
• организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.
Место курса Люби и знай родной край в учебном плане
Содержание программы соответствует духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности.
На изучение данной программы предусмотрено в 1 классе 33ч. (1 час в неделю, 33 учебные недели); во 2- 4 классах по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недель).
Планируемые результаты освоения
Данная программа предоставляет возможность достигать планируемых результатов внеурочной деятельности разного уровня.
Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) – 1 класс.
Программа 1 класса направлена на формирование обществоведческих (социальных) представлений младших школьников. Особое внимание уделяется миру семьи. Дети осознают ценности семьи, особенности взаимоотношений в семье между родственниками, учатся понимать важность семейных традиций и праздников. В лексикон учащихся вводятся слова поколение, потомки, предки. Особое внимание уделяется составу семейного коллектива. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.
Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) - 2, 3 класс. Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города (села). В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива.
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) – 4-й класс. Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность. Важным становится развитие ценностных отношений к малой Родине, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.
Достижение результатов всех трех уровней увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
• формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);
• формирования у детей социокультурной (этнической, культурной, гендерной и др.) идентичности:
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
• познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
• эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
• различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
• оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
• осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
• выражать речь в устной и письменной форме;
• проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание программы
1 класс
№
Название раздела
Кол-во часов
Характеристика видов деятельности
1
Моя семья
8
В ходе изучения этого раздела первоклассники учатся составлять
рассказы о своей семье, о своем доме, используя семейные фотографии, осуществлять поиск информации с помощью взрослых об обрядах и обычаях, связанных со строительством дома и новосельем, об обрядах с домашними животными, фиксировать краеведческую информацию с помощью рисунков.
2
Моя школа
6
В ходе изучения этого раздела дети учатся рассказывать о себе: кто я, чем люблю заниматься, чем особенно интересуюсь. Под руководством родителей и учителя приучаются к режиму дня школьника, осознают значение соблюдения режима дня для здоровья, целесоообразной организации жизни.
3
Мой родной посёлок
12
Этот раздел развивает и воспитывает чувство гордости за нашу малую родину, умение фиксировать краеведческую информацию с помощью рисунков. Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
4
Отечество. Наша родина – Россия. Моя малая родина.
Рос
РРоссия.
7
Этот раздел развивает у школьников умение задавать вопросы, умение работать по предложенному плану, умение в рамках совместной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на занятии, в жизни, побуждает осознавать себя гражданином Отечества, уметь ценить в других людях положительные качества и посту
Всего
33
Календарно-тематическое планирование 1 класс.
№
п/п
Тема урока
Дата
Примечание
1
Моя семья.
2
Что изучает краеведение?
3
Мой дом.
4
Мир твоего дома.
5
Жизнь каждого член семьи.
6
Отношения в семье.
7
Моя родословная.
8
Я и моё имя.
9
Я – ученик, я – школьник.
10
Родная школа.
11
Трудовая жизнь школы. Экскурсия в школьный музей.
12
Школьные, семейные традиции и праздники.
13
Новый год.
14
Рождественские колядки.
15
Мой родной город.
16
Труд людей в городе и на селе.
17
Профессии в моей семье.
18
Экскурсия на предприятие (на почту)
19
Экскурсия на предприятие ( в магазин)
20
Мой город.
21
Моя улица.
22
Наш современный город.
23
Правила безопасного поведения на улице.
24
Экскурсия к памятнику неизвестному солдату.
25
Экскурсия по поселку.
26
Викторина Где эта улица, где этот дом?.
27
Моя малая родина.
28
О гербе, флаге и гимне.
29
Москва – столица нашей Родины.
30
Русский народный костюм. Сто народов – одна страна.
31
Я – надежда Отечества.
32
Земля – общий дом для всех людей.
33
Конкурс рисунков на тему: Моя Россия, мой город, село
Содержание программы
2 класс
№
Название раздела
Кол-во часов
Характеристика видов деятельности
1
История и культура
9
Воспитывать чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, прививать эстетические вкусы, идеалы, формировать понимание значимости искусства в жизни каждого ученика. Узнавать, что такое культурное наследие, культура.
2
История создания вещей
5
Воспитывать интерес к истории создания вещей, к русским обычаям, чувство патриотизма.
Классифицировать источники по группам (картина, фото, вещи, рассказ, обычай, ритуал и др.)
3
Музей-машина времени
5
Пополнять знания детей об истории развития музеев города, воспитывает интерес к изучению памятников старины.
4
. О прошлом говорят
Рос
РРоссия.
6
Развивать у школьников интерес к истории возникновения русских православных храмов, как памятников архитектуры.
5
Памятники Воронежа
3
Воспитывать чувство патриотизма, гордости за наш народ , нравственные качества личности, чувство уважения к людям и истории родного края.
6
Природа нашего края
4
Развивать у школьников умения работать с текстом разных жанров, извлекать интересную для себя информацию из различных источников. Воспитывает бережное отношение к природе.
7
Люби и знай родной край
2
Участвовать в конкурсе рисунков. Презентовать свои работы.
Всего
34
.
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№
п/п
Тема урока
Дата
Примечание
1-2
Что такое культура?
3-4
Источники изучения жизни народа.
5-9
Что такое время?
10
Семейная реликвия.
11
Путешествие в страну книг.
12
Посуда на Руси.
13-14
В старинном доме.
15
Обычаи русской старины.
16
Для войны и мирной жизни.
17
От колеса до ракеты
18
Что такое музей?
19
Экскурсия в школьный музей.
20
Экскурсия в библиотеку поселка.
21
Заочная экскурсия в краеведческий музей г.Калач
22
История возникновения и развития города Калач.
23-24
Достопримечательности нашего края .
25
История возникновения и развития города Воронеж и края.
26-27
Памятники Воронежского края
28
Экскурсия к памятнику неизвестному солдату.
29
Экскурсия к памятнику В.И.Ленину.
30
Экскурсия в сосновый бор
31
Экскурсия в парк
32
Викторина Знай и люби природу родного края
33
Конкурс рисунков Я люблю свой посёлок.
34
Проверь себя.
Содержание программы
3 класс
№
Тема
Кол-во часов
Характеристика видов деятельности
1
Искусство и просвещение
6
Посетить школьный музей. Познакомиться с прошлым нашего края. Узнавать историю школы из объяснения учителя, о возве-дении здания, о его назначении, о реконструкции в разные годы. Узнавать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.
2
В гостях у сказки
8
Читать и анализировать сказки известных писателей, разыгрывать сцены.
3
Литературный край
5
Познакомиться с известными поэтами и писателями нашего края. Читать стихи, учить наизусть.
4
Щедрая палитра талантов земли Воронежской .
7
Учащиеся делятся впечатлениями, разыгрывают народные песни, участвуют в коллективных играх, драмматизациях, сочиняют мелодии на поэтические песни. Испытывают чувство гордости за талант своих земляков. Знакомятся с историей театра, получают информацию о людях, стоявших у истока.
6
Люби и знай свой край
8
Познакомиться с животным и растиетельным миром нашего края. Сделать фото. Нарисовать рисунки. Включаться в творческую работу и подборку тестовых заданий для самопроверки знаний, полученных учащимися.
Всего
34
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№
п/п
Тема урока
Дата
Примечание
1-2
Зарождение и развитие письменности и грамотности в Воронежском крае
2-3
Экскурсия в школьный музей.
4-5
Художники – наши земляки.
6-7
Фольклор - духовное богатство народа.
8-9
Как сказки попали в книгу.
9-10
Сказочный мир нашего края
11-12
Литературная гостиная.
13
Великие писатели земли Воронежской
14
Знаменитый русский писатель И А Бунин
15
Знаменитый русский писатель С Я Маршак
16
.Знаменитый русский писатель А. П.Платонов
17
Знаменитый русский поэт И. С. Никитин
18
Творческий конкурс чтецов
19
Литературный Воронеж
20-22
Таланты земли Воронежской.
23
Неповторимые памятники природы
24
Знаменитый двоерц Ольденбургских
25
Пустыня Петропавловская или Донская Сахара
26
Каменная степь
27
Биосферный заповедник
28
Костёнки
29
Белый Колодец — изумительные меловые скалы
30
Животный мир нашего края
31
Растения нашего края
32
Конкурс рисунков Люблю свой родной край
33
Конкурс фото Мой любимый край
34
Викторина Проверь себя.
Содержание программы
4 класс
№
Тема
Кол – во часов
Характеристика видов деятельности
1
Что и как изучает история
История и культура
7
Дети работают с Лентой времени, учатся воспроизводить Ленту времени, работать с географической и исторической картами.
2
Наш Воронежский край
9
Находить исторический материал о нашем крае , о его достопримечательностях и о ремеслах, выступают с подготовленными сообщениями.
3
Суровые годы ВО войны
войны
6
Продолжать знакомство с суровыми годами войны, просмотреть фильм.
Нарисовать рисунки.
4
Ими гордится наш край
6
В этом разделе ученики делятся найденной информацией о героях ВО войны, о почетных гражданах нашего края , их заслугах перед народом.
5
Люби и знай родной край
Рос
РРоссия.
6
Продолжать знакомиться с животным и растительным миром нашего края. Учащиеся включаются в творческую работу для детей и подборку вопросов для викторины с целью самопроверки знаний, полученных учащимися за год.
Всего
34
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№
п/п
Тема урока
Дата
Примечание
1-2
Как люди узнают о прошлом.
.
3-4
Лента времени.
5-6
История на карте.
7-8
Первые поселения в нашем крае.
9
Город древний, город чудный.
10
Воронеж в 18 веке
11-12
Нащ край и Отечественная война 1812 года.
13
Воронежский край революционный.
14-15
Прогулка по родному краю.
16-17
Традиции русского купечества.
18-19
На русской ярмарке.
20-21
Край родной, войною опаленный.
Конкурс рисунков. Край родной, войною опаленный.
22-23
Их подвиг бессмертен. Просмотр фильма.
24
Их подвиг бессмертен. Встреча с ветераном Вов.
25
Никто не забыт, ничто не забыто!. Экскурсия к памятнику .
26
Наши земляки – герои Великой Отечественной войны.
27
Почетные граждане нашего края .
28
Образовательные учреждения Воронежского края .
29
Промышленность нашего края
30-31
Кто нас кормит?
32
Цвети, родной край !.
33
Викторина История нашего края
34
Конкурс рисунков на асфальте Мой любимый край .
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца хорошего ученика;
широкая мотивационная основа внеучебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
познавательный интерес к новому учебному материалу и решению новых задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания Я как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли хорошего ученика;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, пользоваться реакцией среды решения задачи (в случае работы в интерактивной среде);
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, своей собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языке;
выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Предметные результаты
овладеть целостными представлениями об историческом пути Воронежа и области как необходимой основы для миропонимания и познания истории собственной страны;
применять понятийный аппарат краеведческого знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе истории страны;
соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историко-культурную карту Воронежской области и ориентироваться в ней;
расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и жителей в истории области;
применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей области и страны в целом;
формировать познавательный интерес к Воронежу и его природной среде;
приобретать опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации;
определятьпозитивное и негативное влияния деятельности человека в природе;
определять способы сохранения окружающей природы.
Система оценки планируемых результатов курса внеурочной деятельности
Участие в классных, общешкольных и городских мероприятиях (тематические конкурсы).
Участие в социально-значимых проектах.
Оценка и коррекция развития личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
защита творческих проектов выпускников;
презентация творческих работ;
итоговая выставка лучших творческих работ учащихся.
Методическое обеспечение образовательной программы
Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая.
Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой.
Репродуктивная деятельность учащихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение образцов изделий, небольших сувениров, и выполнения работы по заданному технологическому описанию. Эта деятельность способствует развитию усидчивости, аккуратности и сенсомоторики учащихся.
Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную художественную, поисковую, исследовательскую работу учащихся.
Взаимосвязь этих видов деятельности дает учащимся возможность проявить свои творческие способности.
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения выполнения заданий, изделий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы.
Важными условиями творческого самовыражения воспитанников выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Амелькин А.О. История создания русского флота. – Воронеж, 1997.
Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л, 1989.
Воронежский край с древнейших времен и до концаXVIIвека / Сост. В.П. Загоровский. – Воронеж, 1976.
Воронежское сражение. – Воронеж, 1968.
Воронежский фронт // Из серии Земля Воронежская. Живая память / Под ред. A.M. Аббасова. – Воронеж, 2005.
Рылеев К.Ф. Петр Великий в Острогожске: Сочинения. - М., 1983.
Саплин А.И., Саплина Е.В. Книга для учителя. – М, 1999.
Студеникин М.Т., Добролюбова В.И. Методика преподавания истории в начальной школе. - М., 2001.
Университет в солдатской шинели. – Воронеж, 1985.
Федеральный государственный образовательный стандарт (II поколение) начального общего образования.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2012. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).- ISBN 9785-09-022564-9. Издательство Просвещение, 2010.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.- М.: Просвещение, 2010.
HYPER13PAGE HYPER15
2
HYPER13PAGE HYPER15
29