Публикации "Документация и современные виды планирования музыкального руководителя ДОО""

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Документация и современные виды планирования музыкального руководителя ДОО""
Автор: Новикова Татьяна Сергеевна

ДОКУМЕНТАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДАНовикова Татьяна Сергеевна, музыкальный руководительПедагог в детском саду – ключевая фигура. От его грамотности, компетенции, а главное, любви и веры в детей, зависит состояние каждого ребенка в отдельности. Но работа педагога не состоит только в общении и воспитании детей. Как и любая другая должность, она предполагает определенные документы, планы, конспекты. Не секрет, что оформлению документов сейчас отводится первостепенная роль. Своевременно и корректно оформленная документация, может стать нашим первым помощником при подготовке к новому учебному году, аттестации педагога.Сегодня мы рассмотрим значение каждого документа в отдельности.Документацию музыкального руководителя можно разделить на обязательную и рекомендуемую.Перечень обязательной документации определен - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»; ФГОС ДО.Перечень рекомендуемой документации вытекает  из  Санитарных правил,  порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования.Каждое учреждение самостоятельно разрабатывает документ, в котором утвержден перечень  обязательной и рекомендуемой документации. Это может быть приказ, положение либо номенклатура дел. В нашей организации утверждено Положение  о ведении педагогической документации. В соответствии с данным положением  вся документация делится на:
  • Локальные акты
  • Документация по организации работы музыкального руководителя
  • Документация по организации работы с педагогами  ДОУ.
  • Документация по организации взаимодействия с семьями воспитанников.
  • ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫЛокальные акты - это папка с инструкциями, которая содержит должностную инструкцию, инструкцию по охране труда, инструкцию по охране здоровья и жизни детей. Данная папка делается один раз и периодически обновляется. Срок хранения - постоянно.В перечень основной документации вошли локальные акты по обеспечению деятельности музыкального руководителя:
  • Должностная инструкция документ, который фиксирует трудовые обязанности, условия работы, права, ответственность и при необходимости некоторые другие параметры, являющиеся неотъемлемой частью деятельности этой категории работников. Работник получает должностную инструкцию на руки при приеме на работу.  Срок хранения – постоянно, до принятия новой.
  • Инструкция по охране жизни и здоровья детей.  Детский сад обязан  обеспечить безопасность  воспитанников .  Инструкцию разрабатывает Учреждение. В ней отражены вопросы по общим требованиям безопасности на территории Учреждения и в его помещениях.  Как в режимных процессах, так и в  чрезвычайных ситуациях.
  • Инструкция по охране труда В данной инструкции отражены требования по охране труда. Главным принципом охраны труда в дошкольном образовательном учреждении является создание и обеспечение здоровых и безопасных рабочих условий,  и производственного травматизма с работниками учреждения. Именно в этом документе прописаны все риски которые могут возникнуть в вашей работе, и способы их профилактики.  Срок хранения – постоянно, до принятия нового
  • Циклограмма рабочего времени музыкального руководителя. Профессиональная деятельность каждого педагогического работника детского сада является цикличной, что обуславливает возможность составления системных документов для четкого распределения и контроля рабочей нагрузки. Циклограмма музыкального руководителя — базовый документ локального значения, определяющий продолжительность и порядок действий педагога в течение рабочей недели согласно должностной инструкции. Срок хранения – постоянно, до принятия нового
  • ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ             Главным обязательным документом является рабочая программа педагога. Это нормативный документ дошкольного образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности, разработанный на основе основной  образовательной программы, реализуемой в Учреждении, применительно к конкретной возрастной группе, с учетом Федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), национально-регионального и локального компонентов. Цели и задачи рабочей программы, технологию разработки, структуру, требования к содержанию и оформлению рабочих программ, регламент рассмотрения и утверждение рабочих программ, внесения изменения и дополнения регламентирует Положение о рабочей программе педагога. Которое  принимается на педагогическом совете Учреждения и утверждается руководителем.Рабочая программа является неотъемлемой частью образовательной программы ДОУ, разрабатывается педагогами всех возрастных групп, а также специалистами детского сада и включает обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.Структура рабочей программы является единой для всех педагогических работников, которая составлена в рамках реализации ФГОС ДО по возрастным группам на 1 учебный год.  В ней отражены основные направления воспитательно – образовательной работы с детьми определенного возраста.Структура рабочей программыРаздел I.Целевой (обязательная часть)Раздел II. СодержательныйРаздел III. ОрганизационныйРаздел IV. Воспитательная работаРассмотрим каждый раздел отдельно, и так Целевой раздел начинается с Пояснительной записки, в которой важно указать нормативные правовые документы, на основе которых разработана Программа, примерную образовательную программу, парциальные программы, а также различные формы, методы и приемы организации образовательного процесса.Также необходимо описать:
  • возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников, обучающихся по Программе;
  • цель программы;
  • задачи программы;
  • срок реализации программы;
  • основные принципы;
  • базисные характеристики личности ребенка.
  • Описание целевых ориентиров Программы должно совпадать с целевыми ориентирами ФГОС ДО, ООП ДО и примерной основной образовательной программой выбранной ДО.
  • Цели и задачи реализации программы.
  • Значимые для реализации программы характеристики
  • Планируемые результаты основания программы (целевые ориентиры)
  • Содержательный раздел1. Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития воспитанника по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (задачи ОО, содержание образовательной деятельности, результаты образовательной деятельности, региональный компонент, формы организации образовательной деятельности по реализации О.О.)2. Часть рабочей программы, формируемая участниками образовательных отношений.
  • Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
  •  Способы направления поддержки детской инициативы.
  • Особенности взаимодействия со специалистами ДОУ.
  • Особенности взаимодействия педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников.
  • Раздел III. Организационный в данном разделе представляются планирование образовательной деятельности, особенности традиционных праздников, событий, мероприятий, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.             Планирование образовательной деятельности – с учетом интеграции образовательных областей. Раскрытие данного подраздела предполагает интегративную модель, которая раскрывает тему месяца в разных видах деятельности, формах, со всеми участниками образовательных отношений. Составная часть перспективного планирования в Программе  представлена в виде таблиц. Отражается  распределение образовательной деятельности в течении месяца (на протяжении учебного года). Указываются формы работы с детьми.Раздел IV. Воспитательная работаДанный раздел программы введен в прошлом году, ввели его в соответствии с  ФЗ от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»И включает в себя:1 .Цель, задачи2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста , в соответствии с примерной  рабочей программой воспитания по 6 направлениям.3.Описание воспитательной работы по образовательным областям4.Традиционные события и праздники5.Календарный план воспитательной работыСрок хранения – 5 летКалендарный план. Для конкретизации и корректировки воспитательно-образовательной работы, предусмотренной перспективным планом, я  использую в работе календарный план. Составная часть календарного плана  представлена в виде таблиц, в которой отражается  распределение задач, запланированных в перспективном плане, через непосредственно образовательную деятельность. Указываются формы работы с детьми.Срок хранения – 3 годаМодель организации образовательной деятельности (Распределение видов непосредственно-образовательной деятельности).Данный документ разрабатывается на основе Учебного плана Учреждения в соответствии с  требованиями Санитарных правил и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2.  Принимается решением педагогического совета, утверждается руководителем.Срок хранения – 3 годаОценка результатов освоения программыПедагогическая диагностика включает в себя карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе музыкальных видов деятельности  В ходе образовательной деятельности  создаю диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.Срок хранения – 5 летИндивидуальный образовательный маршрут более подробно вам расскажет моя коллега Ирина Валерьевна.Творческая папка по самообразованиюЛюбая профессия требует самосовершенствования, а уж тем более работа, связанная с детьми. Одним из путей повышения профессионального мастерства педагогов является самообразование. Это целенаправленная работа музыкального руководителя по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает у него определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса. Своевременное заполнение данного документа также помогает при сборе материалов для аттестации педагога. Выбираем тему и постепенно наполняем папку материалами.Срок хранения –постоянноПредставление  результатов педагогической деятельности. Результаты а виде аналитического отчета по итогам учебного года, который отражает:  анализ динамики эффективности и результативности образовательных достижений обучающихся по предмету. Анализ условий, обеспечивающие образовательный процесс. Наличие или отсутствие системы внеурочной работы по предмету, познавательная активность воспитанников по предмету. Собственная результативность работы и достижения за год. (Срок хранения – 5 лет)ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ  ДОУПрактика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника. Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности: воспитатели активны на музыкальных занятиях, проводят хороводы с пением на прогулке, музыкально-дидактические игры, используют музыкальные произведения на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим. Успешное и планомерное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников позволяет добиться цели и задач, поставленных программой. Для более продуктивного взаимодействия мы ведем тетради взаимодействия с педагогами всех возрастных групп, в который я указываю репертуар необходимый для отработки в группе, игры, необходимую индивидуальную работу.           ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.              План взаимодействия с родителями воспитанников групп составляется на учебный год,  целью объедения усилий для развития и воспитания детей, установления партнерских отношений с семьей каждого воспитанника. Необходимо данную работу проводить системно. Содержание работы с родителями планируется исходя из:– Годовых задач учреждения в целом;-  Программы развития Учреждения-  Целей и задач воспитательной работы, поставленных в ДОУ.Работа может быть расписана в различных формах проведения:
  • Информационно-аналитическая деятельность (анкетирование)
  • Просветительская деятельность (подготовить папку-передвижку, консультация, беседа)
  • Наглядно – информационное (открытые просмотры, совместное участие в семейных проектов)
  • Вовлечение родителей в педагогический процесс: привлечение к реализации проектов, ,  непосредственное участие родителей в воспитательной работе и т.д.)
  • Досуговая деятельность.(подготовка к праздникам и развлечениям)
  • Сколько мероприятий планировать, каждый определяет сам. Но из главных  критериев еалистичность выполнения.Срок хранения – 3 года