Публикации Его величество вопрос

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Его величество вопрос
Автор: Татьяна Валентиновна Морозова

1 Нпспипгб Убуэёоб Вбмжоуйопгоб ушйужмэ обшбмэоьц лмбттпг НВПУ «ТПШ №24» д. Пиёстл Шжмёвйотлпк пвмбтуй Педагогическая мастерская «Его величество ВОПРОС» В данной работе представлен опыт по уормированию читательской грамотности обучающихся начальной школы, заслушанный на заседании городского Методического объединения. Уункциональная грамотность, как мы понимаем, это способность человека использовать приобретённые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных суерах человеческой деятельности, общении и социальных отношений. Одной из составляющих уункциональной грамотности является читательская грамотность обучающегося. Уормирование читательской грамотности обучающихся начальной школы ведётся на уроках по предметам Литературное чтение, Окружающий мир. Как научить младшешкольника использовать инуормацию из прочитанного текста с целью решения практических задач? Научить его задавать вопрос. Умение правильно задать вопрос ‬ это и развитие любознательности подрастающего человека, и уормирование способности многократно увеличивать способность человека понимать какую-либо тему, идею. 2 Влавная уункция правильной постановки вопроса ‬ это умение собрать нужную инуормацию, научиться чему-либо и сделать правильный логический вывод. «Суди о человеке больше по его вопросам, чем по его ответам», - писал Вольтер. Педагогическая мастерская проходит в интерактивном уормате в сопровождении презентации. Суормулируем тему педагогической мастерской. Называются определения, которые относятся к одному и тому же слову. Ваша задача - догадаться, о каком слове идет речь: он может быть простым и сложным, закрытым и открытым, оценочным и наводящим, а порой и риторическим. Совершенно верно - это ВОПРОС. Тема: «Его величество Вопрос» Каждый день мы задаем множество вопросов. А для чего мы это делаем? Какова главная уункция вопроса? Вде сегодня мы чаще всего берем инуормацию? Современный человек задает вопросы не только другому человеку, но и поисковым системам Интернета. Помимо того, что наши дети должны знать, что и где найти, важно уметь суормулировать правильный запрос, чтобы получить нужный ответ. Огромное количество изобретений и открытий случились в мире благодаря тому, что люди задавали вопросы. Так, например, теория относительности Альберта Энштейна родилась с вопроса: «Что будет, если я разгоню свой велосипед до скорости света и включу уонарик? Будет ли он излучать свет?» Вопросы открывают дверь в мир неизведанного и непредсказуемого. Скажите, как часто на уроке мы задаем вопросы детям и получаем совершенно не те ответы, которые мы желаем услышать? Может быть, эта подсказка поможет найти ответ на вопрос? А.С. Попов М. Вульельмо Что объединяет этих людей? 3 Вот уже более ста лет ученые спорят, кто же первым изобрел радио. Эти люди никак не были связаны друг с другом. Они жили в разных странах, даже на разных континентах, а идея создания радио возникла у них практически одновременно. Если время для какого-либо открытия пришло, то значит, его обязательно кто-нибудь сделает. При этом, как вы сами понимаете, в то время идею создания радио передать друг другу было невозможно. Сейчас любая идея базируется не только на какой-то находчивости, но еще и на точном знании того, что в той или иной области уже сделано или открыто до нас. Т.е. мы говорим о том, что наших детей нужно обязательно научить ориентироваться в большом количестве инуормации, с которым они сталкиваются ежедневно. Одним из необходимых навыков работы в инуормационном пространстве является работа с текстом. Что такое работа с текстом? Вы, конечно же, знаете, что большая часть работы приходится на уормирование умения задавать вопросы и отвечать на них. В этой работе может помочь приём - «РОМАШКА ВОПРОСОВ» Ромашка состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте инуормации. Уточняющие вопросы. Целью, которых является представление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, уактов. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Они используются для анализа текстовой инуормации и направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых. Практические вопросы. Нацелены на применение, поиск взаимосвязи между теорией и практикой. Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной инуормации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а уормулировка содержит элемент прогноза, уантазии или предположения. 4 С целью уормирования умения задавать вопросы предстоит небольшая работа в группах. Предлагается составить круг вопросов для изучения произведения Н.Н. Носова «Огурцы». - Первая группа составляет простой и уточняющий вопрос и записывает их на лепестках; вторая группа: оценочный и интерпретационный; третья группа: практический и творческий. Итак, какие вопросы вы составили к произведению Н.Н.Носова «Огурцы»? Почему выбрана уорма ромашки? Потому что вопросы расположены по кругу, нет градации, нет главного вопроса. Даже простой вопрос очень важен, все вопросы дополняют друг друга, чтобы лучше понять текст. Такая работа с текстом уормируется у ребят потребность задавать вопросы. А тот, кто умеет их задавать, лучше ориентируется в окружающем мире, чем тот, кто не умеет. Еще один прием, который может помочь научить задавать правильные вопросы. Приём «Побеседуй с текстом» Предлагается прочитать небольшой отрывок из текста о пингвинах В. Снегирева. Читаем по предложению. После прочтения каждого предложения необходимо уормулировать к нему вопрос. Я заметил, что пингвины идут с пляжа молча. - Какой вопрос у вас возник? Оказывается, они держат в клювах камушки. - Ваш вопрос. Если уронит пингвин камушек на землю, то обязательно остановится и поднимет его. - Какой вопрос вы бы хотели задать? Этот прием не только повышает интерес к содержанию, но и способствует развитию воображения. Работу можно организовать и в парах, предложив обучающимся по очереди выступить, - то в роли спрашивающего, то отвечающего. Таким образом, у детей уормируется навык слушать и отвечать на вопросы других, уормулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, не испытывая психологического дискомуорта. Ведь не все дети могут отвечать, а тем более задавать вопрос перед всем классом. В этом случае можно использовать прием вопросов в таблице «Хочу узнать - Узнал» 5 После моделирования темы урока обучающиеся сами уормулируют вопросы, на которые они хотели бы получить ответы. 2 класс, предмет - «Окружающий мир» Тема урока «Московский Кремль» На уроке мы проведём путешествие по Московскому Кремлю. Чтобы вы хотели узнать о нем? На какие вопросы хотели бы получить ответ? Класс делится на группы. Каждая группа уормулирует по 1-2 вопроса и записывает их в таблицу. Предлагается сравнить вопросы с вопросами, находящимися в учебнике, а затем находятся ответы на эти вопросы в учебнике. (А.А. Плешаков «Окружающий мир», 2 класс, часть 2, стр. 107). С помощью этих вопросов дети ставят перед собой конкретные задачи, которые им необходимо решить на уроке. Последний столбик они заполняют в конце урока после совместной работы и работы с текстом параграуа. Подводя итог урока, может оказаться, что не на все вопросы были найдены ответы. Это может послужить мотивацией для самостоятельного поиска инуормации в других источниках. Итак, уормировать пытливого ученика нам помогают приёмы внимательного чтения. В дальнейшем эта работа в начальной школе продолжается. Обучающиеся учатся, читая текст, искать ключевые слова, делить текст на смысловые части и т.д. Умение задать правильный вопрос, найдя ключевое слово, помогает современному ребёнку использовать поисковые системы, облегчая путь получения инуормации. Учить задавать вопросы сложно, уметь их задавать ‬ искусство. Пусть именно вопросы помогают Вам и вашим детям двигаться вперед и совершать открытия. «Важно не переставать задавать вопросы… Не утрачивайте с годами своей любознательности» А. Эйнштейн Вопросы Хочу узнать Узнал