Публикации Рабочая программа "Керамика"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа "Керамика"
Автор: Лычагин Валерий Анатольевич

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Керамика»Срок обучения 5 лет(платные образовательные услуги)(возраст с 7-9 лет) 2022 г.Рассмотрено и одобрено: Утверждаю:на Педагогическом совете директор МБУДО «КДМШ» протокол № 1 от 31.08.2022г. Приказ № от01.09.2022г. Н.С. ПоповаРазработчик: Лычагин В.А. преподаватель МБУДО «КДМШ»Рецензент: Мельникова Е.А., преподаватель высшей квалификационной категории, заведующая художественным отделением МБУ ДО «Коркинской детской школы искусств»Содержание:
  • Пояснительная записка………………………………………………..4
  • Содержание учебного предмета………………………………………7
  • Требования к уровню подготовки учащихся………………………..24
  • Формы и методы контроля, система оценок………………………….24
  • Методическое обеспечение учебного процесса…………………….26
  • Средства обучения…………………………………………………….27
  • V I I . Списки рекомендуемой учебной и методической литературы…….28V I I I . Приложение……………………………………………………………29
  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессеДополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Керамика» составлена с учетом «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» (Письмо Министерства культуры РФ от 21.11.2013 г. №191-01-39/06-ГИ).Учебный предмет «Керамика» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства.Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.Керамика является одним из традиционных видов декоративно- прикладного искусства с глубокими национальными корнями. Она формирует художественный вкус учащегося и развивает чувство прекрасного. Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, орнамента, технологию изготовления, знакомясь с особенностями материала, ребенок постигает опыт накопленный человечеством и получает импульс к развитию собственных творческих способностей.Лепка из глины в силу своей специфики и необходимости создания объемного изображения в трехмерном пространстве, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, совершенствует природное осязание обеих рук, развивает малые мышцы кистей рук, позволяет лучше координировать движение и ориентироваться в пространстве (геометрических фигур, длины, ширины, высоты и т.д.)Удивительные свойства глины (прочность, огнеупорность, пластичность) позволяют разнообразно использовать ее как для лепки предметов быта - шкатулок, подсвечников, ваз и т. п., так и для создания стилизованных скульптур людей и животных, настенных панно, интерьерных арт-объектов. Богатые качества глины определяют и различные подходы к формообразованию декоративных и утилитарных изделий, что вынуждает учащихся овладевать ими и использовать их в своих работах.Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.Срок реализации учебного предметаУчебный предмет «Керамика» реализуется при 5-летнем сроке обучения в 1-5 классах. Возраст поступающих на программу с 7 до 9 лет.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предметаобщая трудоемкость учебного предмета «керамика» при 5- летнем сроке обучения составляет 262,5 часов, из них: 175 час - аудиторные занятия, 87,5 часа - самостоятельная работа.Форма проведения учебных аудиторных занятийЗанятия по предмету «Керамика» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 человек.Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.Занятия подразделяются на аудиторную и самостоятельную работу.Рекомендуемая недельная нагрузка в часахаудиторные занятия: 1,2,3,4,5 классы 1 час в неделю,самостоятельная работа – 0,5 часа в неделю;Цели учебного предметаЦелями учебного предмета «Керамика» являются:
  • Знакомство с технологией изготовления керамических изделий.
  • Развитие художественно-эстетических качеств личности учащихся и их индивидуальных творческих способностей через освоение приемов работы с глиной.
  • Развитие умения целенаправленно приобретать и использовать нужную информацию.
  • Задачи учебного предмета
  • Развить интерес к керамике;
  • познакомить с историей керамики, как вида прикладного искусства;
  • помочь понять особенности материала;
  • научить свободно пользоваться разными способами и приёмами лепки;
  • научить создавать форму предмета на основе восприятия самостоятельного наблюдения;
  • развить наблюдательность, расширить кругозор;
  • развить и закрепить знания, умения и навыки при работе с глиной, освоить различные способы декорирования изделий;
  • вести индивидуальную работу с учащимися корректирующего или развивающего характера;
  • формирование экологической культуры и профессионального самоопределения учащихся.
  • Обоснование структуры программыПрограмма содержит следующие разделы:
  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.
  • В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».Методы обученияДля достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:словесный (объяснение, беседа, рассказ);наглядный(показрепродукций,фотоматериалов,художественных образцов, демонстрация приемов работы,наблюдение);практический;эмоциональный(подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).Данная программа позволяет постепенно наращивать навыки работы с глиной. При успешном ее изучении каждый учащийся сможет проявить свои творческие способности в создании индивидуальных работ по оформлению собственного интерьера. Образовательная программа также нацеливает учащихся не только на освоение теоретических и практических знаний и умений, но и на активное участие в выставках, фестивалях, конкурсах и ярмарках народных ремесел.Описание материально-технических условий реализации учебного предметаКаждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться сетевыми ресурсами для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по специфике предмета.Мастерская для занятий керамикой должна быть оснащена удобной мебелью (столы и стулья), стеллажами-полками для изделий, Для работы с глиной понадобятся следующие инструменты и материалы: деревянные доски для лепки, стеки, фигурные ножи, направляющие рейки для раскатывания пластов, скалки, ткани с ярко выраженной фактурой, картон, губки, ведра для воды, специальные краски для керамики, ангобы разных цветов, кисти разной величины и формы, гипсовые доски, декоративные элементы для оформления изделий, материал для создания эскизов (бумага, карандаш, акварель, гуашь и др.)2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАСодержание учебного предмета «Керамика» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления.Содержание программы включает следующие разделы:
  • материалы и инструменты;
  • способы лепки;
  • технология лепки из глиняного пласта;
  • способы узорно-рельефного декорирования;
  • декорирование ангобами и глазурями;
  • объемные изделия;
  • упражнения и зарисовки;
  • разбор поисковых эскизов и их совместное обсуждение;
  • творческие задания.
  • УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН3 ГОД ОБУЧЕНИЯГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯПервый год обучения 1.Раздел «Материалы и инструменты»
  • Тема: Инструменты и материалы. Содержание учебного предмета«Керамика».Основноеоборудование:инструментыи
  • приспособления. Порядок работы в мастерской. Организация рабочего места. Безопасные приемы работы с глиной.
  • Тема: Исторический обзор. Классификация керамики по ее строению и составу. История производства керамики. Современное керамическое производство. Место керамики в жизни человека. Керамика в ландшафтной архитектуре и в интерьере. Разнообразие керамических масс. Классификация керамики по строению и составу глин (грубая и тонкая керамика, майолика, фаянс, фарфор, шамот). Классификация по свойствам и способам производства изделий (архитектурно-строительная, техническая керамика, изделия бытового назначения, декоративная керамика). Достоинства и недостатки различных видов керамических масс. Самостоятельная работа: просмотр и чтение материала по истории керамики в Интернет-ресурсах.
  • Тема: Свойства глины, подготовка ее к работе. Глина - основной природный материал для изготовления керамических изделий. Сведения о добыче глины. Основные свойства глины. Сведения о дополнительных включениях в глинистый состав. Подготовка керамической массы к работе.
  • Тема: Лепка фигурки животного из цельного куска. Понятие рабочего эскиза. Непосредственная работа с глиной – лепка небольшой фигурки животного с целью выявления уровня развития «скульптурных» способностей (приложение, рис.1). Просмотр иллюстраций и фотографий работ художников-керамистов. Знакомство с понятием «рабочий эскиз». Основные требования одновременной присутствие условностей изображения и узнаваемости образа. Самостоятельная работа: выполнение эскиза животного на основе шара – «смешарика».
  • Раздел «Способы лепки. Дообжиговое декорирование»
  • Тема: Способы лепки. Знакомство с основными способами лепки: конструктивным, пластическим и комбинированным, применяемыми при изготовлении народных игрушек, фигурок животных и человека. Первоначальные навыки передачи объема. Демонстрация наглядных пособий, просмотр иллюстраций и фотографий. Лепка «смешариков» из глины методом выбирания (приложение, рис. 2-4).
  • Тема: Способы и назначение сушки, оправка изделий. Способы сушки изделий в старину и в настоящее время. Усадка изделий. Оправка – затирка изделий мягкой влажной губкой после сушки с целью получить ровную и гладкую поверхность, по которой легко выполнять роспись.
  • Тема: Дообжиговое декорирование. Способы дообжигового
  • декорирования изделий: аппликация (способ налепа кусков глины), гравировка, тиснение, процарапывание, резьба, ажурный декор, сграффито, полировка (лощение). Практическая работа: декорирование пробных образцов некоторыми способами с помощью инструментов. Самостоятельная работа: просмотр и чтение материала по пройденной теме в Интернет-ресурсах.
  • Раздел «Технология обжига. Холодная роспись»
  • Тема: Технология обжига глиняных изделий. Печи для обжига. Виды и назначение обжига изделий. Внутренние процессы при обжиге. Виды возможных дефектов. Печи для обжига: дровяные, электрические, газовые
  • Тема: Обучение приемам росписи на бумаге. Роль цвета в эмоциональном и художественно-эстетическом восприятии. Виды кистей, их различия по назначению. Обучение навыкам владения кистью. Самостоятельная работа: выполнение упражнений на бумаге - кистью рисуют прямые линии, сеточку, волнистые тонкие и широкие линии, отводки, придумывают всевозможные геометрические и растительные орнаментальные полосы и квадраты.
  • Тема: Холодная роспись изделий красками по керамике. Освоение художественных приемов декорирования. Роспись обожженных изделий специальными красками по керамике (приложение, рис.5, 6). Самостоятельная работа: завершение незаконченных работ.
  • Раздел «Народные промыслы. Глиняная игрушка»
  • Тема: Народные промыслы. Глиняная игрушка. Народное творчество. Дымковская, филимоновская, каргапольская, абашевская игрушка (приложение, рис. 8-10, 13-16). Самостоятельная работа: просмотр и чтение материала по теме в Интернет-ресурсах.
  • Тема: Лепка традиционной народной игрушки. Лепка из глины традиционной игрушки на выбор по репродукции. Способ лепки комбинированный (приложение, рис. 7, 8). Формирование навыков поэтапной работы. Самостоятельная работа: роспись картонных фигурок.
  • Тема: Холодная роспись обожженной игрушки. Формирование понятия декоративность. Пробная роспись фигурки из картона гуашевыми красками. Роспись непосредственно обожженного изделия красками по керамике. Самостоятельная работа: завершение незаконченных изделий.
  • Второй год обучения
  • Раздел «Глиняная игрушка. Сюжетная композиция»
  • Тема: Вводный урок. Правила работы в мастерской. Техника безопасности. Основные требования при лепке изделий из глины: глина хорошо промятая, «пробитая» - без пузырьков воздуха, все детали хорошо примазаны, изделие устойчивое, обобщенное по форме. Самостоятельная работа: выполнение эскизов сюжетной композиции.
  • Тема: Лепка многофигурной композиции. Темы: «Прогулка»,
  • «Ярмарка», «Семья», «Барышня и кавалер». Лепка сюжетной композиции из глины по эскизу. Развитие наблюдательности, передача взаимоотношений персонажей пластическими средствами. Закрепление знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях. Способ лепки комбинированный (приложение, рис. 13, 15, 43, 44).
  • Раздел «Способы лепки и узорно-рельефное декорирование посуды»
  • Тема: Лепка чаши из глиняных жгутов. Гравировка. Способ кругового налепа (спирально-кольцевой). Лепка чаши из жгутов, которые раскатывают из глины и соединяют с помощью шликера (приложение, рис. 17-20). Декорирование чаши гравировка с помощью деревянной стеки. Самостоятельная работа: просмотр и чтение материала по теме в Интернет- ресурсах.
  • Тема: Холодная роспись многофигурной композиции. Роспись сюжетной композиции, выполненной на предыдущих занятиях. Освоение художественных приемов декорирования. Самостоятельная работа: выполнение эскиза вазы.
  • Тема: Лепка вазы ленточным способом. Аппликация. Лепка вазы ленточным способом из полос глины. Аппликация - декорирование способом налепа кусочков глины. Самостоятельная работа: выполнение эскиза вазы сложной формы.
  • Тема: Лепка вазы способом выбирания. Тиснение . Формование вазы из цельного куска. С помощью деревянной стеки-лопаточки выбирают глину из горловины. Декорирование способом тиснения. В роли штампов – пальцы рук, листья деревьев, ракушки, веревки, ткань различной фактуры, пуговицы, колпачки от ручек и т.п. Развитие фантазии и воображения. Самостоятельная работа: выполнение эскизов в цвете.
  • Раздел « Способы декорирования изделий ангобами»
  • Тема: Ангобы и способы их нанесения. Освоение художественных приемов декорирования. Знакомство с пигментами и ангобами. Способы
  • нанесения ангобов: окунание, рельефная роспись шликером, роспись кистью (приложение, рис. 33, 34).
  • Тема: Кистевая роспись изделий цветными ангобами. Кистевая роспись высушенных изделий (чаши и ваз) цветными ангобами. Рисунок наносится мягкой кистью на увлажненный черепок. Самостоятельная работа: выполнение эскизов в цвете.
  • Раздел «Технология лепки из глиняного пласта»
  • Тема: Изделия из пласта глины. Технология изготовления глиняного пласта. Подготовка глины. Материалы и инструменты: деревянная доска, скалка, ткань, нож, картон для выкроек. Лепка из пласта требует определенного мастерства, творческой индивидуальности, особого подхода к формообразованию произведения: отходу от реального представления к стилизованному. В основе занятий лежит принцип от простого к сложному. Самостоятельная работа: выполнение эскиза - выбор животного, анализ образа, поиск разных ракурсов, отказ от второстепенных деталей.
  • Тема: Лепка животного из пласта глины. Обсуждение эскизов. Формирование навыков поэтапной работы. Показ преподавателем приемов лепки. Раскатка глиняных пластов, крой деталей, соединение с помощью густого шликера. Дообжиговое декорирование любым способом. Самостоятельная работа: выполнение эскиза фантастической птицы с учетом техники исполнения в материале.
  • Тема: Лепка птицы из пласта глины. Лепка фантастической птицы по эскизу. Развитие фантазии, воображения, творческого подхода. Раскатка глиняных пластов, крой деталей, соединение с помощью шликера. Дообжиговое декорирование любым способом. Самостоятельная работа: выполнение эскизов в цвете.
  • Третий год обучения
  • Раздел «Лепка геометрических форм из глиняного пласта »
  • Тема: Вводный урок. Правила работы в мастерской. Основные требования при лепке изделий из пластов глины. Демонстрация наглядных пособий, просмотр иллюстраций и фотографий. Самостоятельная работа: выполнение эскиза подсвечника прямоугольной формы. Тема «Сказочный
  • домик».
  • Тема: Лепка подсвечника-домика из пласта глины. Закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях. Дальнейшее освоение способа лепки из пласта глины. Раскатка глиняных пластов, крой деталей, соединение с помощью шликера (приложение, рис. 25, 26) Дообжиговое декорирование любым способом. Самостоятельная работа: выполнение эскиза чайника на основе шара.
  • Тема: Лепка чайника из пласта глины. Раскатка глиняных пластов, крой деталей, соединение с помощью шликера (приложение, рис. 27-30). Дообжиговое декорирование любым способом. Самостоятельная работа: завершение незаконченных работ.
  • Тема: Оправка высушенных изделий. Роспись. Оправка высушенных изделий влажной губкой. Грамотный подбор цветовой гаммы. Кистевая роспись цветными ангобами.
  • Раздел «Глазури. Декоративные пласты рельефного типа»
  • Тема: Глазури, их назначение и свойства. Историческая справка о покрытиях для глиняных изделий. Виды глазурей, их эстетические, физические, технологические свойства. Способы нанесения глазури на изделия. Понятие бисквита, терракоты (неглазурованные изделия). Демонстрация наглядных пособий, просмотр иллюстраций и фотографий работ художников-керамистов. Практическая работа: пробное глазурование небольших обожженных образцов. Самостоятельная работа: просмотр и чтение материала по пройденной теме в Интернет-ресурсах, выполнение эскиза декоративной тарелки, тема «Башкирский орнамент. Знаки».
  • Тема: Лепка тарелки из пласта глины. Дальнейшее формирование умения работать с полуобъемным изображением. Лепка декоративной тарелки из пласта глины, тема «Башкирский орнамент. Знаки». Материалы: пластиковая тарелка в качестве основы, х/б плотная ткань. Дообжиговое декорирование способом налепа. Самостоятельная работа: выполнение эскиза изразца «Мифическое существо».
  • Тема: Лепка изразца из пласта глины. История изразца, назначение и применение. Лепка изразца из пласта глины, тема
  • «Мифическое существо» (приложение, рис. 21, 22). Дообжиговое декорирование способом налепа, гравировки, тиснения. Самостоятельная работа: выполнение эскизов в цвете.
  • Тема: Лепка настенного панно из пласта глины. Лепка настенного панно «Пейзаж. Времена года» из пласта глины. Выполнение плоскостной композиции с применением объемных деталей. Дообжиговое декорирование любым способом (приложение, рис. 23, 24). Самостоятельная работа: выполнение эскизов в цвете.
  • Тема: Оправка высушенных изделий. Роспись. Оправка высушенных изделий влажной губкой. Кистевая роспись тарелки
  • «Натюрморт», настенного панно «Пейзаж. Времена года» цветными глазурями.Четвертый год обучения 1.Раздел «Украшения из глины»
  • Тема: Вводный урок. Правила работы в мастерской. Основные требования при лепке изделий из глины. История украшений, функции и назначение. Способы декорирования украшений из глины (приложение, рис. 35, 36). Самостоятельная работа: выполнение эскиза колье «Полевые цветы», поиск цветового решения.
  • Тема: Лепка объемного украшения из глины. Колье - украшение сложной композиции в виде нескольких подвесок. Лепка колье «Полевые цветы» из глины. Выполнение сложной композиции из нескольких объемных и полуобъемных деталей. Развитие наблюдательности, фантазии, применение полученных знаний о техниках и приемах. Дообжиговое декорирование способом гравировки, тиснения. Самостоятельная работа: выполнение эскиза кулона, тема «Птица».
  • Тема: Лепка рельефного украшения из глины. Лепка кулона
  • «Птица» из глины. Развитие образного мышления, способности передать характер формы. Дообжиговое декорирование способом гравировки, тиснения. Самостоятельная работа: выполнение эскиза гарнитура«Геометрия», поиск цветового и пластического решения.
  • Тема: Лепка гарнитура из глиняного пласта. Гарнитур - группа украшений, состоящая из нескольких предметов, изготовленных из одного материала, имеющих одну форму, колористическое решение, отделку. Раскатка глиняных пластов, крой деталей согласно эскизу. Выполнение плоскостной композиции с применением объемных деталей. Формирование умения комбинировать геометрические формы. Дообжиговое декорирование аппликативным способом.
  • Тема: Оправка высушенных изделий. Роспись. Оправка всех высушенных украшений влажной губкой. Кистевая роспись цветными ангобами и глазурями. Дополнение украшений (после обжига) другими материалами (дерево, металл, пластика, шнуры и т.д.). Сборка украшений на вощеные шнурки, металлические кольца, цепочки и т.п.
  • 2.Раздел «Мелкая пластика. Сувенир и его назначение»
  • Тема: Мелкая пластика. Сувенир и его назначение. Понятие мелкой пластики. Сувенир и его назначение (приложение, рис. 37, 38). Самостоятельная работа: выполнение эскиза сувенира-магнита «Башкирский натюрморт».
  • Тема: Лепка сувенира-магнита из глины. Лепка сувенира-магнита рельефного типа из цельного куска глины. Национальные особенности предметов башкирского натюрморта, колорит. Самостоятельная работа: просмотр материала и выполнение эскизов жанровых сцен по теме «Жители башкирской деревни».
  • Тема: Лепка объемных фигурок-сувениров из глины. Лепка объемных фигурок жителей башкирской деревни за различными занятиями. Передача характерных особенностей. Способ лепки комбинированный. Самостоятельная работа: выполнение эскиза сувенира «Куница».
  • Тема: Лепка сувенира из глиняного пласта. Лепка объемной фигурки куницы из глиняного пласта. Передача характерной пластики животного, стилизация. Самостоятельная работа: просмотр материала и выполнение эскиза подсвечника по теме «Башкирская юрта».
  • Тема: Лепка подсвечника из глины. Лепка подсвечника- юрты из глины комбинированным способом. Особенности конструкции башкирской юрты. Применение полученных знаний в практической работе.
  • Пятый год обучения
  • Раздел «Комбинированные способы лепки»
  • Тема: Вводный урок. Правила работы в мастерской. Основные требования при лепке изделий из глины. Сюжеты, герои и персонажи русских народных сказок. Обсуждение характеров героев, соответствие внешнего вида внутреннему содержанию. Самостоятельная работа: выполнение эскизов «Герои русской народной сказки» (Иван-Царевич, Баба- Яга, Леший, Водяной и т.п.)
  • Тема: Лепка сказочных персонажей из глины. Лепка объемных фигурок из глины по эскизу. Развитие образного мышления, умения передавать характер сказочных персонажей средствами лепки. Самостоятельная работа: просмотр фотографий морских обитателей, выполнение эскиза по теме «Чудо-Юдо рыба-кит».
  • Тема: Лепка фигурки рыбы из глины. Обсуждение эскизов. Требование: оригинальность образа, пластического решения. Лепка рыбы из глины любым из изученных способов по эскизу (приложение, рис. 39, 40). Закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях. Понятие декоративный интерьерный объект. Самостоятельная работа: просмотр картинок интерьерных объектов в Интернет-ресурсах, выполнение эскиза свистульки.
  • Тема: Лепка свистульки-игрушки. История глиняной свистульки. Основные группы свистулек. Способы лепки. Необходимые условия для получения свиста (приложение, рис. 41, 42). Материалы: небольшой кусок глины и стек – любая щепка или другой отрезок древесины (палочка для мороженого). Лепка свистульки из цельного куска глины. Формирование пространственного мышления, творческого воображения. Применение в работе изученных ранее фактур и приемов.
  • Тема: Оправка высушенных изделий. Роспись. Оправка высушенных изделий влажной губкой. Дообжиговая кистевая роспись цветными ангобами и глазурями.
  • Раздел «Портрет из глины. Арт-объект»
  • Тема: Лепка рельефного автопортрета. Лепка рельефного автопортрета на основе глиняного пласта (приложение, рис. 45, 47). Формирование знаний о пропорциях человеческого лица. Дальнейшее формирование умения работать с полуобъемным изображением. Передача характера натуры. Стилизация изображения. Самостоятельная работа: выполнение эскиза по теме «Портрет-шарж друга (подруги)».
  • Тема: Лепка объемной фигурки-портрета. Обсуждение и доработка эскизов. Лепка объемной фигурки портрета из глины по эскизу. Способ лепки комбинированный (приложение, рис. 46-48). Возможно дополнение композиции другими материалами (дерево, металл, пластика, ткань и т.д.) Формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры. Индивидуальное отношение к объекту, раскрытие особенностей характера образа. Развитие наблюдательности, чувства юмора, доброжелательного отношения друг к другу. Закрепление приобретенных знаний, применение их в творческой работе. Самостоятельная работа: просмотр картинок различных арт-объектов в Интернет-ресурсах.
  • Тема: Итоговое задание: лепка необычного предмета из глины. Понятие арт-объекта, его основные отличительные черты (приложение, рис. 49-52). Разработка эскиза, формы арт-объекта. Выполнение в материале с использованием различных приемов лепки и декорирования. Формирование пространственного мышления, творческого воображения, фантазии.
  • 4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯРаздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа учебного предмета «Керамика»:
  • Знание понятий, связанных с историей и технологией изготовления керамических изделий.
  • Подготовка глины к работе.
  • Ручная лепка объемных изделий, мелкой пластики, посуды различными способами.
  • Дообжиговое декорирование глиняных изделий с помощью различных инструментов и приспособлений.
  • Холодная роспись обожженных изделий красками по керамике.
  • Изготовление декоративных пластов рельефного типа.
  • Лепка объемных изделий из глиняного пласта.
  • Кистевая роспись ангобами и глазурями.
  • Сюжетно-тематическая лепка.
  • Владение приемами стилизации и трансформации образа. 11.Выполнение творческих заданий.
  • ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме творческих просмотров работ учащихся в конце каждого полугодия за счет аудиторного времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка за полугодие. Одной из форм текущего контроля является выставление оценок в процессе работы над изделием. Например, оценка за выполнение рабочего эскиза или определенного этапа работы. Оценка теоретических знаний(текущий контроль) проводится в форме собеседования. По окончании учебного года выставляется итоговая оценка за весь год.Критерии оценок«5» («отлично») – учащийся сделал работу в полном объеме самостоятельно с соблюдением необходимой последовательности. Выполнил рабочий эскиз, проявил фантазию, творческий подход, технически грамотно подошел к решению задачи;«4» («хорошо») – в работе есть незначительные недочеты в композиционном и цветовом решении, при работе в материале есть небрежность;«3» («удовлетворительно») работа выполнена под руководством преподавателя, самостоятельность практически отсутствует, работа выполнена неряшливо, технически неграмотно, учащийся безынициативен.
  • МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
  • Методические рекомендации педагогическим работникамПрограмма составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.Помимо методов работы с учащимися, указанных в разделе «Методы обучения», для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся программой применяются также следующие методы:объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций, фотографий);частично-поисковые (выполнение вариативных заданий); творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);исследовательские (исследование свойств глины, красок, а также возможностей других материалов).Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятиях способствует появлению и укреплению у учащихся заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами мастеров, народных умельцев, керамистов, скульпторов. Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих мероприятиях).Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихсяДля полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено ведение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащимся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которыевыполняются в форме домашних занятий (просмотр видеороликов, слайдов в Интернет-ресурсах, рисование эскизов, упражнений к изученным темам).
  • СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
  • материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью;
  • наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, технологические карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;
  • демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, натюрмортный фонд;
  • электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
  • -аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.
  • СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
  • ЛИТЕРАТУРЫСписок рекомендуемой методической литературы
  • Декоративно – прикладное искусство: современная энциклопедия. /Сост. Л.В. Варавва.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
  • Буббико Д., Крус X. Керамика: техники, материалы, изделия ер. с итал. - М.: Ниола-Пресс, 2006.
  • Бурдейный М.А.Искусство керамики.- М.: Профиздат, 2005.
  • Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и стсновление: 1 век до н.э. 8 век н.э. М.: Искусство, 1977.
  • Захаров А.И. Основы технологии керамики. Учебное пособие. М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2004.
  • Малолетков В.А. Керамика. В 2-х частях. М.: «Юный художник», 2000
  • 1-я часть: с. 28-30, 2-я часть: с. 31-48.
  • Русские художественные промыслы/ Под ред. Поповой О.С., Каплан Н.И. – М.: Издательство «Знание», 1984, с. 31-48.
  • Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / Л.В. Горнова и др.- Волгоград: Учитель, 2008.
  • Технология. 3 класс: поурочные планы. / Н.А. Тараканова.- Волгоград: Учитель, 2008.
  • Янбухтина А.Г. Декоративное искусство Башкортостана. 20 век: от тамги до авангарда.- Уфа: Китап, 2006.
  • Список рекомендуемой учебной литературы
  • Алексахин Н.Н. Волшебная глина. - М.: Издательство «АГАР», 1998.
  • Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке: Пособие для учителя. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1986.
  • Брайан Сентенс. Керамика. Путеводитель по традиционным техникам мира. – М.: АСТ. Астрель, 2005.
  • Имаров Г.М., Косов B.C., Смирнов Г.В. Производство художественной керамики. - М., 1985.
  • Лукич Г.Е. Конструирование художественных изделий из керамики. - М.: Высшая школа, 1979.
  • Ю. Петрова В.П. Глина в природе и технике. М., 1990.
  • Попова О.С. Русская народная керамика. Гжель: Скопин, Дымково М.,1957
  • Прусилина К.Н. Русская керамика. М., 1974
  • Салтыков А.Б. Русская народная керамика. - М., 1960.
  • Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. М., Высшая школа, 1992.
  • Лепка. Сост. Левадный В.С. М.: ООО «Арфа СВ»,1999.
  • План-конспект урока керамики по теме:«Филимоновсакя игрушка» Тема урока: « Филимоновская игрушка »Цели:а) образовательные:
  • научить свободно пользоваться способами и приемами лепки;
  • научить создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельногонаблюдения,
  • научить основным этапам выполнения игрушки из глины;
  • познакомить с взаимосвязями природной среды и культурных традиций;
  • б) развивающие:
  • развить интерес к определенному виду деятельности;
  • -развить наблюдательность, расширить кругозор;
  • развить творческие способности учащихся;
  • развить малые мышцы кистей рук, природное осязание обеих рук;
  • в) воспитывающие:
  • воспитать интерес и любовь к искусству своего народа;
  • воспитать чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций;
  • привить навыки трудолюбия, аккуратности и усидчивости.
  • Задачи:
  • нарисовать эскиз птицы или животного в филимоновской традиции, выбрать понравившийся персонаж из репродуктивного материала учителя;
  • подготовить глиняное тесто;
  • слепить игрушку из глины, соблюдая технологию.
  • Оборудование:Для учителя:
  • Фотографии с различными «персонажами» традиционной филимоновской игрушки (приложение, рис. 8-10);
  • Иллюстративный материал по выполнению игрушки из глины:
  • этапы работы над игрушкой (приложение, рис. 7, 8);
  • Для обучающихся:
  • глина, стеки, деревянная доска, баночка с водой.
  • План урока:
  • Беседа о традициях русской глиняной игрушки, более подробно о филимоновской.
  • Практическая работа:
  • выполнение эскиза птицы или животного в традиции филимоновской игрушки;
  • подготовка глиняного теста;
  • выполнение игрушки из глины (приложение, рис. 11, 12).
  • 5. Подведение итогов.Ход урока:
  • Беседа: Филимоновская игрушка”.
  • Сегодня мы познакомимся еще с одной глиняной игрушкой - филимоновской. Зародилась эта игрушка в Одоевском районе Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново.Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Есть даже сказка про деда Филимона: шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки
  • запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».
  • Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и стало гончарное ремесло на основе богатых здесь запасов глины. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре. Только в одном ближайшем городе Одоеве проходило семь ежегодных ярмарок, и к ним филимоновские мастерицы готовили лучший товар.Как правило мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Игрушки или “забавки” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время.Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий.Посмотрите на необычные филимоновские игрушки. Почему они такие вытянутые? Оказывается все дело в природных свойствах местной глины. Филимоновская глина жирная и пластичная, а за маслянисто-черный цвет ее называют «синикой». При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.Но сказочной и оригинальной игрушку делает не только форма, но и роспись. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белыйцвет, который не "глушит" краски, горящие всем многоцветьем радуги. Именно поэтому филимоновскую игрушку называют "маленькой радугой" или "солнышком".Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили “на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.Для росписи брали гусиные, куриные или утиные перышки, “ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно”- говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка ложится чисто и ровно.Расписывают свистульки прямо по белой обоженной глине, причудливыми полосками желтых, красных, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Роспись строится по традиционной схеме. Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Несмотря на относительную скупость их палитры игрушки получаются яркими и веселыми.В незатейливых узорах росписи выражается древняя символика крестьянской религии. Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: красным, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале 20 в., но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1960-х гг. усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен. Пройдя долгий и сложный путь филимоновская игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкойпластики). В наши дни мастерицы везут свои работы на художественные выставки.Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров. В музеях народного искусства, в частных коллекциях можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л.Г.Зайцевой, ласковых зверей А.Г.Карповой, свистульки Е.К.Евдокимовой и других замечательных мастериц (показ иллюстраций работ мастериц).Народная игрушка - явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.
  • Практическая работа.
  • Просмотр репродукций. Выполнение эскизов.
  • Выбор лучшего из них.
  • Лепка игрушки из глины согласно эскизу.
  • Оправка и сушка изделий.
  • Подведение итогов.
  • Минивыставка - просмотр работ: определение ошибок и недочетов, выявление лучших работ.
  • Оценка работ учащихся по критериям:
  • -соблюдение характерных особенностей филимоновских игрушек;
  • проявление фантазии в разработке темы;
  • соблюдение технологии изготовления, аккуратность.