Публикации Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа Студия «Основы изобразительного искусства» Программа учебного предмета «Изобразительное творчество» ОВЗ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа Студия «Основы изобразительного искусства» Программа учебного предмета «Изобразительное творчество» ОВЗ
Автор: Лычагин Валерий Анатольевич

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»Дополнительная общеразвивающаяобщеобразовательная программаСтудия «Основы изобразительного искусства»Программа учебного предмета «Изобразительное творчество»(платные образовательные услуги) Возраст учащихся: 17-18 летСрок реализации: 9 месяцев 2023 г.Рассмотрено и одобрено: Утверждаю:на Педагогическом совете директор МБУДО «КДМШ» протокол № от ________________ Приказ № от _____________Н.С. ПоповаРазработчик: Лычагин В.А., преподаватель МБУДО «КДМШ»Рецензент: Мельникова Е.А., преподаватель высшей квалификационной категории, заведующая художественным отделением МБУДО «Коркинской детской школы искусств»Структура программы учебного предмета
  • Пояснительная записка……………………………………………………..4
  • Учебно-тематический план………………………………………………...8
  • Содержание предмета по направлениям…………………………………..8
  • Требования к уровню подготовки учащихся …………………………….9
  • Формы и методы контроля, система оценок……………………………...10
  • Методическое обеспечение учебного процесса…………………………..11
  • Список литературы и средств обучения…………………………………..16
  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  • Характеристика образовательной программы, ее место и роль в образовательном процессеПрограмма учебного предмета «Изобразительное творчество» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06- ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств.Актуальность содержания данной программы обусловлена необходимостью решения проблемы социально - педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и направлена на создание благоприятных условий для их творческой деятельности и самореализации.Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации, позволяет формировать те социально- психологические функции, которые заблокированы у детей с ОВЗ от рождения, либо утрачены вследствие болезни или травмы.Основной принцип, лежащий в основе программы «Изобразительное творчество», - единство эстетического воспитания и формирования навыков творческой деятельности учащихся. Педагоги данного направления отмечают, что, занимаясь художественным творчеством, ребенок сталкивается с теми же проблемами, которые ставит перед ними окружающий мир. Причина лежит в необходимости преодолеть сопротивление материала (краски, уголь, пастель, и т.д.). Эта задача неразрешима до тех пор, пока ребенок не «вжился в материал», то есть не увидел его «изнутри». В ходе художественной деятельности человек привыкает преодолевать трудности создания нового, вовлекая все свои душевные силы в достижение цели, в решение проблемы. Таким путем закладывается основа личностного роста и развития интереса к жизни.Деятельность ребенка в области изобразительного творчества становится, подчас, основной частью его жизни, заполняет активное жизненное пространство.Образовательная организация может создать условия для выполнения самостоятельной работы в мастерских организации.Рекомендуемая продолжительность урока 1,5 часа.Возраст учащихся, приступающих к освоению учебного предмета«Изобразительное творчество», - от 17 до 18 лет.Срок реализации программы учебного предмета «Изобразительное творчество»При реализации программы «Изобразительное творчество» со сроком обучения 9 месяцев продолжительность учебных занятий составляет 37 недель, по 1,5 часа в неделю.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренных на освоение учебного предмета «Изобразительное творчество» Форма проведения учебных занятийЗанятия проводятся в индивидуальной форме. Реализация учебного предмета «Изобразительное творчество» может проходить дистанционно. Под дистанционным обучением понимается реализация учебного предмета с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Дистанционное обучение позволяет школе расширить свои возможности в осуществлении образовательной деятельности в разных условиях, в том числе при изменении режимов работы школы (по климатическим, санитарно-эпидемиологическим и другим причинам), в обеспечении эффективной самостоятельной работы обучающихся в период каникулярного времени, в создании условий для разработки индивидуальных траекторий обучения детей. К способам использования дистанционных образовательных технологий в рамках учебного предмета можно отнести следующие: дистанционная поддержка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; дистанционные консультации; организация самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся в каникулярный период, период карантина; организация занятий с использованием дистанционных образовательных технологий для пропускающих школьные уроки детей по причине болезни; реализация индивидуального учебного плана с использованием дистанционного обучения. Формы дистанционной работы: - проведение урока-онлайн с помощью Skype; - запись индивидуального задания с помощью Skype; - размещение на сайте школы ссылок на видео и аудио материалы, ссылок на информационные ресурсы. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов, инвалидов образовательный процесс организуется с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.Виды внеаудиторной работы: Выполнение домашнего задания; Посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.); Участие обучающихся в конкурсах, творческих мероприятиях и просветительской деятельности школы.Цель и задачи программы учебного предметаЦелью занятий по учебному предмету является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, овладение знаниями и представлениями об изобразительном искусстве, формирование практических умений и навыков в области художественного творчества, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области декоративно-прикладного искусства.Задачи:
  • развитие наблюдательности, умения видеть и воспринимать красоту окружающего мира;
  • воспитание эмоциональной восприимчивости к произведениям искусства; формирование элементов аналитического отношения к художественному творчеству - по его темам и средствам выразительности;
  • развитие эстетических, художественных, творческих способностей и дарований в их органичном взаимодействии;
  • воспитание целостного взгляда на мир, способности к самостоятельному осмыслению и обобщению явлений действительности и искусства на основе формирования опыта собственной деятельности в области изобразительного творчества, овладения практическими умениями и навыками.
  • Обоснование структуры программы учебного предметаПрограмма содержит следующие разделы:
  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебных предметов;
  • распределение учебного материала;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
  • методическое обеспечение учебного процесса.
  • В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».Методы обученияДля достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  • практический;
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
  • игровой.
  • Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.Описание материально-технических условий реализации учебногопредметаКаждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой по изобразительному, декоративно-прикладному искусству, художественными альбомами.Кабинет должен быть просторной, светлой, оснащена необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться информацией из Интернета для сбора дополнительного материала по изучаемой теме.
  • УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
  • 1 год обучения
  • Содержание программы
  • 1. Вводное занятие. Инструктаж – 1часТеория: правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы. 2. Процесс рисования (10,5 часов)Теория: понятие внутреннего диалога при составлении композиции фигур. Понятие уточнение рисунка в виде быстрого наброска пастелью Практика: расположить круг, треугольник и ромб в виде правильной и неправильной композиции3. Сочетание цвета и тени (16 часов)Теория: простые геометрические фигуры и свет (презентация). Композиция из геометрических предметов (куб, треугольник, круг, цилиндр, конус). Компоновка теней при различном направлении света.Практика: составление композиции из различных геометрических фигур (куб и круг, треугольник и квадрат, цилиндр и круг) с использованием фона. Наброски различных композиций из простых геометрических фигур. Нанесение светотени на рисунки композиций. Выполнение композиций в цвете.4. Цветовая палитра – ( 14 часов).Теория: цветовой круг (холодные и теплые цвета, контрастные цвета). Смешивание цветов для получения новых оттенков. Цветовой тон.Практика: рисунок композиции из фруктов (яблоко и груша, апельсин и банан, ананас и виноград, арбуз и дыня с дольками); рисунок композиции из овощей (лук и морковь, тыква и баклажан, капуста, помидор, и огурец, сладкий перец, редька и горох); смешивание цветов для получения новых оттенков; выполнение растяжки от светлого к темному цвету (работа масляной пастелью)5. Творческие работы - (13 часа)Теория: обсуждение и выбор тематики и техники выполнения творческих работ. Приемы оформления творческих работ. Практика: выполнение выставочных и конкурсных работ, практическое оформление интерьера к праздникам. Участие в выставках и конкурсах различного уровня.6. Итоговое занятиеПрактика: Выставка работ. Аттестация
  • ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
  • Требования к уровню подготовки учащихся по направлению«Изобразительная деятельность» на различных этапах обученияВ конце первого года обучения дети должны знать и уметьВ области организации изображения:
  • гармонично заполнять всю поверхность листа элементами изображения;
  • выбирать положение листа бумаги в зависимости от содержания изображаемого;
  • выбирать величину изображения предметов соответственно размеру листа;
  • передавать смысловые связи предметов в сюжетном рисунке. В области формы, пропорции, конструкции:
  • уметь рисовать линии разного направления и характера;
  • уметь рисовать предметы симметричной формы.
  • В области цвета:
  • знать способы получения составных цветов, оттенков одного и того же цвета, светлых и темных оттенков;
  • иметь понятие о теплой и холодной цветовых гаммах;
  • чувствовать эмоционально-смысловое значение цвета. В области передачи пространства:
  • уметь передавать плановость пространства (ближе - ниже, дальше выше), загораживание дальних предметов ближними;
  • элементарно изображать замкнутое пространство: пол и заднюю стену.
  • ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
  • Аттестация: цели, виды, форма, содержаниеКонтроль знаний, умений, навыков учащихся проводится в форме педагогического анализа по результатам просмотра работ, что обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Просмотры работ проводятся в конце каждого урока. Просмотр-выставка учебных работ в конце каждого года. В каждой работе отмечаются положительные стороны, лучшие работы принимают участие в окружных, всероссийских, международных выставках. Также может проводиться диагностика по методике«5 рисунков» (методика Н.А. Лепской) в начале и в конце каждого учебного года, прослеживается динамика художественного развития учащегося.При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, к занятиям художественным творчеством;овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественно-творческой деятельности;степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
  • МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
  • Основная педагогическая деятельность направлена на активизацию процессов и механизмов творческого воображения и деятельности детей, выработку и закрепление у них потребности в творчестве, представлений о творчестве как о глубинном, эмоционально ярком переживании, жизненно важном состоянии.Содержанием занятий является творческая деятельность детей под руководством педагога.Все педагогические задачи реализуются на занятиях с использованием вспомогательного иллюстративного материала, программных музыкальных произведений (музыкальные произведения должны быть небольшими попродолжительности звучания, отличаться яркостью и динамичностью образов, иметь моторный характер, побуждающий детей к творческому движению, например, пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского «Игра в лошадки»,«Камаринская», «Неаполитанская песенка», М.П. Мусоргского из цикла«Картинки с выставки» и т.д.В программе предполагается проводить занятия по таким видам деятельности, как: восприятие и изображение музыки; изображение движения через цвет; пространственное решение изображения (сценки) и создание объемной конструкции; изображение на бумаге по итогам прослушивания (чтения) литературного или музыкального произведения.Учащиеся должны почувствовать органическую связь различных видов искусств, их единую природу как видов художественного творчества, а также научиться понимать различия выразительных средств каждого вида искусства. Это поможет выявить склонность учащегося к какому-либо виду художественного творчества, увидеть взаимодействие разных способов художественного выражения мысли – через слово, жест, звук, движение, линию и цвет.Таким образом, на занятиях дети знакомятся с различными видами и жанрами искусства. Освоение материала, в основном, происходит в процессе практической творческой деятельности. Для работы в области изобразительного искусства предлагается использовать такие материалы, как гуашь, акварель, акриловые краски, пастель, для работы в области графики – карандаш, тушь, перо, палочку, уголь. Программа предлагает освоение и таких видов техники как монотипия, граттаж (воскография), мокрым по мокрому, лессировка. Для работы в области лепки детям предлагают пластилин, глину и соленое тесто. Работая в области прикладного искусства, на стадии разработки эскиза, можно применять гуашь, акварель, мелки, тушь, перо; а для аппликации, например, цветную бумагу, кусочки ткани, фольгу.В процессе занятий по данной программе педагог контролирует и направляет работу учащихся на достижение результата. При этом педагогстановится, с одной стороны, соавтором, а с другой - главным организатором ситуации творчества, помогающим детям найти пути и методы реализации творческого замысла. Ребенку обеспечивается возможность максимального проявления творческой воли и активности на всех этапах занятий. При этом основной формой общения педагога с учеником должен стать диалог. В области практической творческой деятельности необходимо охватить как можно больший круг материалов, технологий, приемов для воплощения замысла, так как формальная сторона, в свою очередь, способствует активизации творческого процесса.В работе должны быть задействованы по возможности все органы чувств. Для этого необходимо работать в так называемых пограничных зонах, на грани различных видов искусства: от объемной формы (лепка) к плоскостной форме в разных вариантах (графика, живопись). Например:превращение плоскости (листа бумаги) в объем (оригами, бумажная пластика),совмещение в одном объекте объемных и плоскостных форм (коллаж), выявление связи изображения с ритмикой тела с помощью такихупражнений, как рисование двумя руками,рисование заданными графическими приемами,выявление связи изображения и осязания (рисунки, созданные с помощью отпечатков пальцев, ладони), а также слова и изображения, перформанса и изображения.Задания должны быть адаптированы к возрасту детей и построены с учетом интересов, возможностей и предпочтений данной группы учащихся.Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме коллективного обсуждения во время проведения блиц-выставки, когда работа детей по конкретной теме развешивается на стенах или раскладываются на полу. Основными критериями оценки детских работ являются личностное отношение, точность и совершенство выражения. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнения различных художественных решений. В конце учебного года готовится большая выставка творческих работ, на которую приглашаются родители .Рабочее место ребенка должно быть просторным гораздо больше, чем традиционная половина парты, поскольку возможна работа с бумагой большого формата, к тому же многие технологии предполагают использование большого количества материалов, требующих большого пространства для размещения. Желательно, чтобы в классе были DVD проигрыватель, проектор и магнитофон.Для более плодотворной работы учащихся используются методы дифференциации и индивидуализации, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся.Применяются следующие средства дифференциации: а) разработка заданий различной трудности и объема;б) разная мера помощи учителя учащимся при выполнении учебных заданий;в) вариативность темпа освоения учебного материала.Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является актуализация полученных ранее знаний учениками. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать учитель посредством инструктажа-показа.Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору материала и выполнению упражнений) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы над освоением каждой темы программы.
  • СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • Агамирян Ж. Детская картинная галерея. М., 1979
  • Алексеева В.В. Что такое искусство? М., 1991
  • Башилов Я.А. Ребенок-художник.- М., 1929
  • Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М., 1961
  • Библер В.С. Мышление как творчество. М., 1975
  • Богатырёв П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М., 1971
  • Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. - Л.,1975
  • Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке. М., 1986
  • Выготский Л.С. Психология искусства. М.,1987
  • ГросулН.В.Художественныйзамыселиэскизвдетском изобразительном искусстве // Искусство в школе. 1993: №3
  • Кастерман Ж. Живопись. Рисуй и самовыражайся. М., 2002
  • Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. - М., 1914
  • Левин С.Д. Ваш ребенок рисует. М., 1979
  • Мелик-ПашаевА.А.,НовлянскаяЗ.Н.Ступенькиктворчеству: художественное развитие ребенка в семье. М.,1987
  • Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981
  • Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981
  • Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М.,1983
  • Прете М.-К., Копальдо А. Творчество и выражение. В 2 ч.- М., 1981, 1985
  • Стародуб К., Ткаченко Т. Лепим из пластилина.- «Феникс» Ростов-на- Дону, 2003.
  • Фрейн Ш. Научись лепить забавных животных.- Минск, «Попурри», 2003
  • Щербаков А.В. Искусство и художественное творчество детей /Под ред. Н.Н. Фоминой. – М., 1991
  • Щербаков В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. – М., 1969
  • Юсов Б.П. Вопросы художественного развития школьников в процессе изобразительной деятельности// Эстетическое воспитание школьной молодежи/ Под. ред. Б.Лихачева, Г.Зальмона. – М., 1981
  • Список учебной литературыЕременко Т. Вышивка. Техника. Приемы. - Изделия. М., АСТ-пресс, 2000 Клиентов А. Народные промыслы. М., Белый город, 2010Наниашвили Ирина. Вышивка бисером. Шаг за шагом. Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного Досуга», 2007Основы художественного ремесла. Ч. 1 / Под ред. В.А. Бородулина. М.,1986Сокольникова Н.М. «Основы композиции», «Основы рисунка», «Основыживописи». Обнинск, «Титул», 1996Тейт В. Полевые цветы в акварели. Серия «Уроки живописи». Издание на русском языке. М., Издательство «Кристина – Новый век», 2006Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития, 2007 Шалаева Т.П. Учимся рисовать. М., АСТ Слово, 2010