Публикации
"Оценка эффективности обучения школьников финансовой грамотности"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Оценка эффективности обучения школьников финансовой грамотности"
Автор: Стасенко Олеся Олеговна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Оценка эффективности обучения школьников финансовой грамотности"
Автор: Стасенко Олеся Олеговна
Оценка эффективности обучения школьников финансовой грамотности
Задание 1.
Разработайте алгоритм составления личного финансового плана, с которым Вы познакомите школьников на занятиях по финансовой грамотности.
Примените разработанный Вами алгоритм, составив Ваш личный финансовый план (срок по выбору).
Разработку оформите следующим образом:
1. Алгоритм составления личного финансового плана для школьников.
2. Мой личный финансовый план на …. (срок по выбору).
Задание 2.
Разработайте конспект занятия по финансовой грамотности для школьников (возраст учащихся и тема занятия по выбору) с использованиеминтерактивных методовобучения.
Разработку оформите следующим образом:
Тема занятия:
Возраст обучающихся:
Цель занятия:
Оборудование:
Ход занятия (с указанием этапов занятия и подробным описанием деятельности педагога и обучающихся на каждом этапе занятия).
После конспекта занятияперечислите, какиеинтерактивные методы развития у школьников финансовой грамотности Вы использовали на данном занятии, а такжеобоснуйте эффективность их использованиядля данного конкретного занятия.
Задание 3.
Разработайтеразноуровневую проверочную работупо теме Деньги (возраст учащихся по выбору). В работе должно быть не менее трех заданий, каждое из которых имеет три уровня сложности: простое задание, задание среднего уровня сложности, задание повышенного уровня сложности.
Разработку оформите следующим образом:
Проверочная работа по теме Деньги
Возраст обучающихся:
Цель работы:
Задания:
Задание 1.
Уровень простой:
Уровень средний:
Уровень сложный:
Задание 2.
Уровень простой: ……… и т.д.
Задание 1.
Алгоритм составления личного финансового плана для школьников.
- анализ текущей финансовой ситуации;
определение личных финансовых целей;
подбор способов достижения целей;
выбор стратегии достижения цели;
Мой личный финансовый план на май 2022 г.
ДОХОДЫ (руб.)
РАСХОДЫ (руб.)
Заработная плата - 28000
Налоги - 4000
Пособие на ребенка с 8 до 16 лет - 12600
Квартплата+коммунальные платежи – 5600
Оплата за секции - 4500
Продукты питания - 12000
Хозтовары - 2200
Одежда - 12300
Итого: 40600
Итого: 40600
Задание 2.
Тема занятия: Финансы – это интересно и увлекательно
Возраст обучающихся: 1 класс (7-8 лет)
Цель занятия: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей школьного возраста, активизация имеющихся у детей знаний финансовой грамотности.
Оборудование: иллюстрации по тематике, зерна кофе, зерна глиняный кувшин, мультфильм, мультимедийное оборудование.
Ход занятия:
Ребята!
Поздороваться нам друг с другом нужно.
Здравствуй правая рука (вытягиваем правую руку вперед),
Здравствуй левая рука, (вытягиваем левую руку вперед),
Здравствуй друг (дать правую руку соседу справа),
Здравствуй друг (дать левую руку соседу слева),
Здравствуй, здравствуй дружный круг (держимся за руки все вместе),
Вместе мы большая лента,
Можем маленькими быть (приседаем),
Можем мы большими быть (вырастаем на носочках),
Но один никто не будет (соединяемся в середине).
Учитель: Ребята. У каждого из нас есть свои мечты! Новая кукла, новый конструктор, самокат, видеоигра, новые модные заколки, пенал или машинки. А может быть, вы хотели бы завести домашнего питомца, ну например, котенка, щенка или хомячка? Или вы мечтаете о путешествии на воздушном шаре в какой-нибудь город или страну?
Учитель: Хочу с вами поделиться одной историей и внимательно послушать
ее.
Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации, когда мужчина ходил охотиться на мамонта, а женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать различные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого -наоборот. И пришла людям в голову мысль: можно меняться продуктами своего труда. Я тебе - зайца, а ты мне - большой горшок для варки похлёбки. Так появился бартер - предшественник современных денег.
Учитель: Сейчас хочу вам предложить посмотреть мультфильм.
Просмотр мультфильма СМЕШАРИКИ Финансовая грамотность. Благородное дело.
Учитель: Посмотрели и засиделись мы с вами, предлагаю разминку сделать.
Физминутка:
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку).
Учитель: А теперь послушайте, пожалуйста, сказку.
Подружились Лиса Алиса, Буратино и Папа Карло. Стали жить они вместе. Лиса Алиса на работу ходила в цирк и за это получала зарплату. Буратино учился в летней школе, хотел стать учителем, и за свою учебу получал стипендию. Папа Карло не работал, он был уже пожилой и получал пенсию. Из чего состоял доход семьи Папы Карло?
Дети: Зарплата, пенсия, стипендия.
Учитель: Скажите, где взрослые получают деньги за свою работу?
Дети: В банке, банкомате.
Учитель: Все верно. Для того чтобы пойти в банк, что нужно взять с собой? (ответ детей). Правильно кошелёк. Это специальный домик для денег. Туда кладут деньги, чтобы не потерять.
Учитель: Для чего нужны деньги в семье?
Дети: Для того чтобы ходить в магазин и покупать продукты, необходимые вещи, оплачивать коммунальные услуги, детский сад, если кто-то заболел, то нужно отправиться в аптеку за лекарством.
Практическая работа Мой банк
Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип сначала зарабатываем - потом тратим.
Ход практики: предложить ребятам создать свой мой банк. Предоставить право выбрать самим кто будет отвечать за сбор и хранение монет. Он будет напоминать всем членам семьи, чтобы они сдавали монеты в банк, освобождая от них карманы.
Предложить обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в мой банк - например, на покупку компьютера или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.
Учитель: Ребята, как вы думаете, все ли деньги своего бюджета нужно тратить?
Дети: Нет, остатки можно положить в копилку.
Учитель: Чтобы деньги не лежали в копилке без дела, нужно заставить их работать. И сейчас я вам, расскажу, как это можно сделать. Банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в мини-банке денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром - например, 3% или 5%. А на что вы потратите свою прибыль, решать только вам.
Рефлексия: предоставить детям право выбора картинки эмоции, которую они испытывают по окончании образовательной деятельности.
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!
На данном уроке использовался такой интерактивный метод, как метод презентации и мультипликационный. Данные методы соответствуют возрасту и эффективнее способствуют достижению поставленных целей по развитию у школьников финансовой грамотности.
Задание 3.
Проверочная работа по теме Деньги
Возраст обучающихся: 1 класс (7-8 лет)
Цель работы: проверка усвоения программы обучения Финансовая грамотность, оценка уровня финансовой грамотности учащихся.
Задания:
Задание 1.
Бабушка предложила детям вместе пойти на рынок и записать цены на помидоры и огурцы. На рынке килограмм помидоров стоил 80 рублей, килограмм огурцов – 60 рублей. 11 В этом году у нас неплохой урожай: мы собрали 10 килограммов помидоров и 20 килограммов огурцов, – сказала бабушка. Чтобы вырастить наш урожай, мы потратили деньги на покупку семян и на удобрения: 3 пакета семян огурцов, 3 пакета семян помидоров и одну баночку удобрения. Каждый пакет семян стоил 25 рублей, баночка удобрения – 100 рублей. Ответь на следующие вопросы. Запиши свои ответы.
Уровень простой: Сколько денег потратила бы семья Воронцовых, если бы купила столько же огурцов и помидоров на рынке?
Уровень средний: Сколько денег потратила семья Воронцовых на выращивание урожая?
Уровень сложный: Какова экономия семьи?
Задание 2.
В ситуации предлагается найти объяснение, позволяющее утверждать, что один из видов деятельности детей, является реальным вкладом в семейные доходы. А как то, что вы делаете, способствует пополнению семейного бюджета? – спросила бабушка. Какой из ответов детей действительно объясняет, как они помогают пополнять семейный бюджет? Отметь верный ответ.
Уровень простой:
Варианты ответов: 1 Дети выполняют наиболее трудоёмкую и неинтересную работу.
2 То, что дети делают, освобождает старших от лишних забот.
Уровень средний:
Варианты ответов: 1 Дети выполняют наиболее трудоёмкую и неинтересную работу.
2 То, что дети делают, освобождает старших от лишних забот.
3 Выполняя свою работу, дети позволяют взрослым отдохнуть.
Уровень сложный:
Варианты ответов: 1 Дети выполняют наиболее трудоёмкую и неинтересную работу.
2 То, что дети делают, освобождает старших от лишних забот.
3 Выполняя свою работу, дети позволяют взрослым отдохнуть.
4 Работа детей в саду и на огороде позволяет экономить на покупке фруктов и овощей.
Задание 3:
В предлагаемом сюжете следует найти смысл термина подушка финансовой безопасности. После того, как Воронцовы подсчитали свои расходы и доходы, выяснилось, что сумма доходов семьи больше суммы расходов, а потому остались лишние деньги. Ура, у нас остались лишние деньги! Давайте купим что-нибудь хорошее! – радостно воскликнули Петя и Маруся. В ответ мама сказала: Тратить всё до копейки нельзя. Лишние деньги – это наша подушка финансовой безопасности. Мама, а что это такое? – спросил Петя. Какими словами можно раскрыть смысл термина подушка финансовой безопасности? Отметь верный ответ.
Уровень простой: 1 это потайное место, куда от воров прячут деньги или ценности.
2 это неприкосновенный денежный запас, который даст возможность пережить трудные периоды в жизни.
Уровень средний: 1 это потайное место, куда от воров прячут деньги или ценности.
2 это неприкосновенный денежный запас, который даст возможность пережить трудные периоды в жизни.
3 это деньги, которые отложены на покупку какой-то нужной, но дорогой вещи.
Уровень сложный: Простой уровень: 1 это потайное место, куда от воров прячут деньги или ценности.
2 это неприкосновенный денежный запас, который даст возможность пережить трудные периоды в жизни.
3 это деньги, которые отложены на покупку какой-то нужной, но дорогой вещи.
4 это финансы, которые один из членов семьи тратит на собственные нужды.
Задание 4:
В задании предлагается выявить аргумент, доказывающий, что брать деньги в кредит стоит только в случае крайней необходимости. За ужином Петя сообщил: Сегодня Димка хвастался новым смартфоном. В нём столько функций, что дух захватывает. Я тоже такой хочу. И сколько стоит такой смартфон? – спросила бабушка. Точно не знаю, но Димка сказал, что пятнадцать тысяч. Ого, – сказала бабушка. – А где же мы возьмём такие деньги? Как где, – парировал Петя, – в банке можно взять кредит. Кредит надо брать только в крайнем случае, но лучше обходиться без него! – промолвила бабушка. Какой аргумент могла бы привести бабушка в доказательство того, что деньги в кредит брать не стоит? Отметь верный ответ.
Уровень простой: 1 Кредит - это платная услуга, поэтому банку придётся вернуть денег больше, чем взяли.
2 Кредит позволит сразу купить нужную вещь, но она будет лежать в банке.
Уровень средний: 1 Кредит - это платная услуга, поэтому банку придётся вернуть денег больше, чем взяли.
2 Кредит позволит сразу купить нужную вещь, но она будет лежать в банке.
3 Кредит можно выплатить, только взяв еще один кредит.
Уровень сложный: 1 Кредит - это платная услуга, поэтому банку придётся вернуть денег больше, чем взяли.
2 Кредит позволит сразу купить нужную вещь, но она будет лежать в банке.
3 Кредит можно выплатить, только взяв еще один кредит.
4 Кредит даётся не на всё, только на покупку очень дорогих вещей, например, квартиры.