Публикации " Роль культуры речи. Требования к ней. Роль речи воспитателя."

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " Роль культуры речи. Требования к ней. Роль речи воспитателя."
Автор: Лебедикова Елена Александровна

Значение культуры речи. Требования к ней. Роль речи воспитателяКультура речи – это составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно передать свои мысли. Культура речи предполагает знание норм языка, его выразительных возможностей. Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения и жизни. И по тому, как говорить человек, мы сразу можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигенции человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной закомплексованности.Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хотя и трудно – это необходимо.Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды. Культуре речи можно учиться всю жизнь. Допуская в речи незначительные ошибки, как например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове, не договаривая окончания слов, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Существенным элементом речевой культуры является умение правильно ставить ударение. Постановка ударений с отступлением от литературной нормы, производим отрицательное эмоциональное воздействие на слушателей, мешает быстрому и адекватному восприятию информации.Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом, как инструментом, воздействующим на ребенка, помогающим установить с ним контакт. Не стоит, очевидно, доказывать, что речь воспитателя должна быть правильной, в меру эмоциональной и доходчивой. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют. Если вслушаться, как говорят наши воспитанники, то непременно заметим, что в их интонациях, словоупотреблении, ударении проявляются речевые особенности не только близких людей – отца, матери, бабушки и дедушки, но и ваши языковые особенности. Ребенок передает ваши хосты и мимику, используя характерные и часто употребляемые обороты речи. Дети учатся у воспитателя произносить правильно звуки, слова, грамматически правильно строить предложения, логически последовательно, излагать мысль. Значит, педагог должен разговаривать с детьми понятно и доступно, короткими фразами, а не громкими и витиеватыми, правильно и точно подбирать слова, не допускать многословия, не употреблять слова-сорняки («это самое», «ну», «вот так», и т.п.). Исключить всякого рода огрубленные выражения, избегать просторечий, диалектизмов. Воспитатель должен помнить – чем богаче его лексический запас, тем разнообразнее выбор нужных слов, тем точнее и выразительнее речь. Тогда он не будет испытывать особых затруднений в установлении речевых контактов с окружающими. Быть чутким к слову, постоянно обогащать свой лексический багаж – одно из требований современности.Расширение словарного запаса обогащает человека, положительно сказывается на его деятельности, в частности педагогической.Общение с детьми обязывает воспитателя вдумчиво использовать новые слова, далекие по своему содержанию от мира детских мыслей. Однако это не означает, что взрослый не может свободно использовать лексическое богатство родного языка, ведь главное учитывать возрастные особенности дошкольников и употреблять в речи такие слова, которые им доступны и понятны. Вводя новое слово, педагог объясняет его значение, побуждает детей употреблять его в своей речи.Педагог – активный пропагандист и поборник чистоты родного слова. Одна из первостепенных задач воспитателя – подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, в ее архитектонику, ставить перед собой вопросы: «Как звучит моя речь? Может ли служить моя речь образцом для ребят?»