Публикации
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИО-ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИО-ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Автор: Юлия Александровна Новикова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИО-ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Автор: Юлия Александровна Новикова
Новикова Юлия Александровна,старший воспитатель,Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ясли-сад комбинированного типа №352 города Донецка»РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИО-ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙСпецифика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. То, что вчера еще казалось актуальным, новаторским сегодня уже обыденность, данность. С каждым годом увеличивается поток информации, знаний, которые необходимо обработать, освоить, построить на их основе свой путь в жизни и в профессии. Все это требует от современного человека колоссальных сил, быстроты мышления, адаптивных навыков, инициативности, коммуникабельности, готовности обучаться в течение всей жизни. В соответствии с требованиями ГОС ДО педагог дошкольного образовательного учреждения должен сформировать у дошкольника умения не только воспринимать и анализировать информацию, но и самостоятельно находить решение творческих задач, делать выводы, совершать свои маленькие открытия. Все перечисленные нами компетентности укладываются в понятие «функциональная грамотность».Функционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества.Функциональная грамотность связана с готовностью:- добывать знания;- применять знания и умения;- оценивать знания и умения;- осуществлять саморазвитие.ГОС ДО определяет, как приоритетную стратегию «Содействия становлению и развитию предпосылок грамотности» через создание условий для широкого спектра детских видов деятельности, прямо и косвенно способствующих развитию функциональной грамотности детей, через языковые и речевые возможности детей, через поддержку инициативы и самостоятельности детей, предоставление им возможности выбора, на основе их интересов и потребностей.Воспитательно - образовательный процесс в нашем дошкольном учреждении, как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ГОС ДО направлен на:• формирование математической грамотности детей дошкольного возраста;• формирование их речевой активности;• формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;• формирование социально-коммуникативной грамотности.К современным педагогическим технологиям, способствующим формированию и развитию функциональной грамотности дошкольников относится и социо-игровая технология. Применение которой способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию у них коммуникативных навыков. У детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, они знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развиваются воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Используя правила социо-игровой технологии, дети учатся слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию.Использование социо-игровых приемов в организованно-образовательной деятельности пробуждает интерес детей друг к другу, помогает педагогу понимать свое и детское поведение, а через это понимание создавать условия, раскрывающие таланты детей, ситуации, способствующие проявлению детской инициативы и самостоятельности.«Человек, увидевший талант другого, порадовавшийся за него, наверняка станет талантлив и сам. Данное высказывание относится как к детям, так и к самому воспитателю» - В. М. Букатов [1].В своей педагогической практике, применяя социо-игровые приёмы, мы опираемся на следующие принципы:- Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, охотно и с увлечением, на равных участвует в играх инициируемых детьми;- Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам, это сформированность на этапе окончания дошкольного учреждения социальных навыков;- Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы. Данный принцип в полной мере соответствует требованиям, обозначенным в ГОС ДО и Типовой образовательной программе дошкольного образования «Растим личность»;- Движение и активность. Нет запретов на перемещение детей в пространстве группы, созданы условия для развития двигательной активности детей (центры), активное применение в организованно-образовательной деятельности упражнений направленных на развитие физических качеств дошкольников, укрепление и сохранение здоровья воспитанников, создание эмоционально комфортной обстановки;- Объединение детей в малые группы: пары, тройки, реже шестерки. Работа в малых группах предполагает наличие у детей умения распределить роли, определиться с лидером, четко придерживаться правил, регламента деятельности. Соблюдение данного принципа позволяет педагогу в игровой форме формировать у дошкольников социальные навыки, позволяющие ему успешно взаимодействовать с окружающими, грамотно вести диалог, повышать качество коммуникации, а также держать под контролем свои эмоции.Формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные педагогические технологии, которые мы успешно используем в своей работеСписок литературы:1. Букатов, В.М. Социоигровая педагогика в детском саду: из опыта работы воспитателей. / В.Букатов.- Москва: Чистые пруды, 2006. – 141с.2. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования Донецкой Народной Республики: утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.10.2021 г. № 128-НП. 3. Ерёменко, С. В. Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология / С. В. Ерёменко, Т. И. Леонова. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 110-112. 4. Козлова, М. И. Повышение функциональной грамотности как необходимостьсовременного образования./М.И. Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса.- Петрозаводск, 2020. - С. 116-125.5. Хабарова, Т. В. «Педагогические технологии в дошкольном образовании». / Т. В. Хабарова. – Санкт – Петербург: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.- 80 с.