Публикации
"Воспитание у подрастающего поколения трудолюбия, как фактора социальной активности"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Воспитание у подрастающего поколения трудолюбия, как фактора социальной активности"
Автор: Закуракина Юлия Петровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Воспитание у подрастающего поколения трудолюбия, как фактора социальной активности"
Автор: Закуракина Юлия Петровна
ВОСПИТАНИЕ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ, КАК ФАКТОРА СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ. Закуракина Ю.П.воспитатель, МБДОУ д/с № 76 «Везелица» г. Белгорода Аннотация. В статье рассматривается актуальность трудового воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе. Дается описание результатов экспериментального исследования сформированности трудолюбия, творческого отношения к труду и жизни в семье. Ключевые слова. Трудолюбие, воспитание, трудовое воспитание, социальная активность, подрастающее поколение.Заметное место в ряде исследований занимает проблема трудолюбия подрастающего поколения, что вполне естественно, так как общество не может существовать без трудового воспитания молодого поколения, заключающегося в готовности к труду, желании и умении трудиться. Трудолюбие является одним из наиболее важных базовых свойств личности, которое формируется еще в раннем детстве и продолжает приобретать огромное значение для самоопределения, раскрытия способностей в будущей трудовой деятельности в школьном возрасте. Воспитание трудолюбия во всех смыслах рассматривается как воспитание нравственного качества, которое очень связано с системой воспитания вообще, и осуществляется оно под воздействием различных факторов. Процесс воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста в современном обществе будет более удачным лишь в том случае, если организаторы этого процесса будут иметь четкое представление о верности хода его реализации, понимание необходимости применения в своей деятельности необходимых методик. Немаловажную роль в формировании положительного отношения к труду являются знания об анализе и оценке результативности своей работы организаторами. Осуществление трудового воспитания детей дошкольного возраста происходит через организованные системы деятельности дошкольников. Именно в дошкольном возрасте, в семье у детей происходит формирование представлений о материальном мире, дети получают первые представления о труде, о его важности. Таким образом и начинает появляться и развиваться трудовая активность, которая в дальнейшем может стать одним из важнейших элементов трудолюбия. Актуальность проблемы трудового воспитания находят отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», где подчеркивается приоритет общечеловеческих ценностей в образовании, воспитании гражданственности, трудолюбия (и других качеств личности), любви к окружающей природе, Родине, семье [5,с.4].Воспитанию трудолюбия у дошкольников в последние годы в каждой программе детского сада уделяется большое внимание, и это не случайно. Для всех воспитательных организаций именно этот процесс очень важен и непрост. Это отмечалось издавна. К.Д. Ушинский писал: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни [4].Стоит отметить, что смысл трудовой деятельности детей значительно отличается от трудовой деятельности взрослых. Здесь имеется в виду, что в процессе трудовой деятельности ребенка, как результатом, материальной ценности не будет. Это не означает безразличие к тому, что он делает. Это значит, что труд дошкольников имеет общественное значение [2,с.174].В настоящее время дошкольники, как и дети в целом, не могут быть включены в процесс производства, соответственно, как указано выше, никаких ценностей они создать не могут. Но от этого значение труда в жизни детей ничуть не меньше. Именно труд позволяет ребенку проявить свои способности, показать, какой он «взрослый», услышав при этом поощрительную похвалу от взрослого, что для него будет огромным стимулом в дальнейшем труде. Труд сближает взрослых и детей, помогает созданию благоприятной атмосфере и теплых отношений между ними.Опираясь на исследования С.Ю. Головина, трудолюбие характеризуем как черту характера, состоящую в положительном отношении к процессу трудовой деятельности, которая включает активность, инициативность, добросовестность, увлеченность и удовлетворенность самим процессом труда [1].Для того, чтобы это положительное отношение к трудовой деятельности у ребенка сформировалось, огромное внимание стоит уделить работе с родителями в данном направлении. Инициативность у ребенка сформируется только в том случае, если он будет вовлечен интересно в трудовую деятельность именно в семье, где родители дадут возможность самому попробовать, попытаться выполнить какое-либо действие. [2,с.38]В исследованиях Л.И. Сайгушевой определяется структура воспитания трудолюбия у дошкольников: содержание знаний и представлений детей о трудолюбии как нравственном качестве личности; проявление положительного отношения к трудовой деятельности; умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, инициативу и творчество в работе; развитие навыков оценивать результаты труда, беречь продукты труда; готовность оказать помощь взрослым и сверстникам, осознание себя членом рабочего коллектива [3].Как отмечает Г.С. Малунова, для детей дошкольного возраста особенности трудолюбия заключаются в осознании необходимости трудиться добровольно ради ощущения эмоционального удовлетворения от причастности к труду, устойчивых интересах к различным видам труда, умении самоорганизации и организации труда других, стремлении принести своим трудом пользу, достижении результата [2]. Для детей дошкольного возраста, в их деятельности, тем более трудовой, очень важны похвала и поощрение. С этой целью ребенок проявляет особую инициативу в выполнении того или иного действия, ожидая получения того самого ощущения эмоционального удовлетворения.Важным аспектом в воспитании трудолюбия у детей является феномен «социальной активности», которая является деятельно-практическим-инициативным отношением ребенка к миру, проявляющимся под влиянием мотивов и волевых актов, в основе которых лежат общественно значимые потребности [5]. Мы считаем целесообразным провести экспериментальное исследование по выявлению сформированности трудолюбия, творческого отношения к труду и жизни в семье. Исследование проходило на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № . Белгород. Для родителей предложены анкеты «Воспитание трудолюбия в семье» и «Трудовое воспитание в семье». Для дошкольников предложена методика индивидуальная беседа с ребенком с целью выяснения знаний о труде (автор Р.С. Буре) и тест «Мои представления о трудолюбии» (Н.В Макарычева).Результаты анкетирования «Воспитание трудолюбия в семье» показывают, по мнению большинства родителей, их дети любят трудиться, имеют обязанности в семье, выполняют поручения с удовольствием или иногда отказываются, лишь некоторые не имеют обязанностей и не хотят ничего делать, родители не наказывают детей за невыполнение обязанностей, к обязанностям чаще всего относят уборку своей комнаты, игрушек, помощь по хозяйству. Большинство родителей интересуются трудовой жизнью ребенка в детском саду и считают, что труд необходим, необходим не только для физического развития детей, но и для формирования нравственных качеств, уважительного отношения к труду взрослых в целом. Лишь немногие отмечают, что трудовое участие их детей не нужно, и все трудовые обязанности они выполняют самостоятельно, без помощи детей. А причиной этому является то, что родители хотят сделать все быстрее и качественнее, нежели это сделали бы дети. Отмечается, что разногласий по поводу трудового воспитания практически не возникает.Согласно полученным результатам второго анкетирования «Трудовое воспитание в семье», большинство родителей считает трудовое воспитание важным и необходимым процессом в дошкольном возрасте, большее внимание уделяют отец и мать, лишь некоторые отмечают большую роль бабушки и дедушки, говорят об отсутствии проблем с трудовым воспитанием, некоторые отмечают отказ детей от просьб в помощи, все считают формирование позитивных установок к различным видам труда необходимым.Результаты индивидуальной беседы с ребенком выявляют, что высокий уровень составляет 25%, средний уровень наблюдается у 60%, низкий уровень имеют 15% детей. У детей чаще всего отсутствуют компоненты значимости труда и личностных качеств труженика. Дети затрудняются определить, кто считается «трудолюбивым», рассказать о процессе их труда («Я помогаю маме», «Я помогаю папе», «Мы вместе убираемся», «Я помогаю мыть посуду», «Я убираю в своей комнате»), рассказы детей сводятся к перечислению действий, которые они делают с родителями. Без затруднений дают определение понятию «трудиться». На вопрос, почему люди трудятся? Чаще всего дети отвечали: «Чтобы заработать деньги», «Им нравится трудиться», «Чтобы покупать вещи и еду» и др. На вопрос, что значит «Хорошо трудиться» дети отвечали: «Хорошо трудиться, значит выполнять все так, чтобы потом не переделывать», «Делать все так, чтобы нравилось маме и папе», «Это когда потом доволен от своего труда» и т.п. Рассказ о труде других людей сводился к перечислению их действий: «Папа и мама работают, они трудятся», «Бабушка работает на огороде, сажает цветы, овощи» и др.Исследование теста «Мои представления о трудолюбии» показало, что высокий уровень демонстрируют 35% дошкольников, средний уровень – 55%, низкий уровень – 10%. Чаще всего дети стараются быть трудолюбивыми, они давали на первый вопрос ответ «да, я стараюсь не лениться». На вопрос «Все сажают цветы, а один ребенок сидит без дела. Как ты поступишь» дети отвечали, что «подойду и скажу: «Все трудятся и ты должен трудиться». Далее на вопрос «Все дети закончили посадку лука, только один мальчик никак не может справиться с заданием. Как ты поступишь?» они отвечали: «Предложу мальчику свою помощь». На вопрос «Если ты не подежурил, а педагог, не разобравшись, заставил другого ребенка убирать. Твои действия?»: «Подойду и скажу, что это я не убрал, поленился, и все сделаю сам»; «Почему он молчит, пусть убирает, я тут не причем». На вопрос «Как бы ты поступил, если бы нечаянно порвал чужую книгу, но никто не заметил»: «Сказал бы, что она была уже порвана», «Честно признался бы, что нечаянно порвал книгу». И на вопрос «Ребенок не желает трудиться. Твои действия», дети говори так: «Постараюсь убедить, что быть лентяем плохо».Таким образом, организация трудовой деятельности дошкольников обладает устойчивым потенциалом воспитания трудолюбия, что впоследствии становится жизненной позицией, средством самоуважения и самореализации, мерой его социальной значимости. Анализ литературы по исследуемой проблеме и результаты проведенного экспериментального исследования позволяют определить перспективу данной проблемы в разработке и реализации педагогической модели воспитания трудолюбия детей у дошкольного возраста. На наш взгляд, данная модель будет способствовать формированию у подрастающего поколения ценностного отношения к труду, приобретению опыта трудовой деятельности, оказывать положительное влияние на становление и развитие личности ребенка в целом. ЛИТЕРАТУРАГоловин С.Ю. Словарь практического психолога. – М., 2009. – 551 с. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. Под ред. С.Ф. Егорова. − 2-е изд., перераб. и доп. − М.: Просвещение, 1987. −432 с. Камалина Н. Воспитывать трудолюбие // Дошкольное воспитание. – 1984. -№3. Малунова Г.С. Теоретические основы воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста: автореферат дис. ... д-ра пед. наук. – Улан-Удэ, 2001. –41 с. Сайгушева Л.И. Технологии приобщения дошкольников к труду. – Ростов н/Д., 2013. – 135 с. Сухомлинский В.А. О воспитании. − М., 1985 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ с изменениями 2016-2017 года Шанц Е.А. Формирование социальной активности детей дошкольного возраста в трудовой деятельности: дис. ... канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2006. – 192 с.