Публикации
Научная статья: Уголовная ответственность за совершение автотранспортных преступлений
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Научная статья: Уголовная ответственность за совершение автотранспортных преступлений
Автор: Антонина Николаевна Соколова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Научная статья: Уголовная ответственность за совершение автотранспортных преступлений
Автор: Антонина Николаевна Соколова
СТАТЬЯ
УДК 37.022
Соколова А.Н.
Соколова Антонина Николаевна , студент Юридического факультета, направление Юриспруденция, Профиль уголовно-правовой
Ивановский филиал Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Институт управления
Россия, 153032, г. Иваново, ул. Ташкентская , 90литА5
mail: sokolova.antonina2004@mail.ru
Уголовная ответственность за совершение автотранспортных преступлений
Аннотация. В статье рассматриваются уголовно-правовые отношения, возникающие в связи с совершением автотранспортных преступлений, нормы уголовного права, регламентирующие вопросы квалификации автотранспортных преступлений.
Ключевые слова: правила дорожного движения, транспортное средство, уголовная ответственность, нарушение правил дорожного движения.
Sokolova A.N.
Sokolova Antonina Nikolaevna, student of the Faculty of Law, direction of Jurisprudence, profile of criminal law
Ivanovo Branch of the Non-State Educational Institution of Higher Professional Education Institute of Management
Russia, 153032, Ivanovo, st. Tashkent, 90litA5
mail: sokolova.antonina2004@mail.ru
Criminal liability for committing motor vehicle crimes.
Abstract. The article deals with criminal law relations arising in connection with the commission of motor transport crimes, the norms of criminal law governing the issues of qualification of motor transport crimes.
Keywords: traffic rules, vehicle, criminal liability, violation of traffic rules.
Проблема дорожно-транспортной преступности остается актуальной для России по настоящее время, поскольку по сей день отмечается высокий уровень аварийности на российских дорогах и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий.
Транспортные преступления – это предусмотренные уголовным законом и совершаемые виновно общественно опасные деяния (действия и бездействия), посягающие на общественные отношения в сфере безопасного функционирования (движения и эксплуатации) транспортных средств и влекущие наступления вредных последствий либо создающие угрозу их наступления.
Согласно имеющимся статистическим данным, свыше 80 % лиц, получивших смертельные травмы в ходе дорожно-транспортных происшествий (ДТП), находились в молодом трудоспособном возрасте, что означает значительные предпосылки к экономическому ущербу для государства.
Наиболее распространенными преступлениям являются преступления, связанные с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. По данным Госавтоинспекции Российской Федерации в 2022 году зарегистрировано 103900 преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ (из них погибло 11.5 тыс.человек, ранено 130.6 тыс.человек).
В настоящее время актуальным вопросом в области уголовного законодательства является исследование, анализ и совершенствование норм, предусмотренных статьей 264 УК РФ.
Уголовная ответственность по ст. 264 УК РФ наступает, при условии, что у водителя автомобиля имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинно-следственная связь.
Изучая данную проблематику об установления причинно-следственной связи, стоит отметить, что по данной категории дел необходимо в обязательном порядке назначение автотехнической экспертизы.
В рамках действующего уголовного законодательства одной из наиболее часто применяемых статей в среде автомобильного транспорта выступает ст. 264 УК РФ, которая содержит как основной состав, так и ряд квалифицированных составов, что позволяет наиболее точно подобрать меру ответственности, изучив все обстоятельства дела.
Отличительной чертой данного состава преступления выступает факт повторности совершения правонарушения: если в первый раз за такое правонарушение предусмотрена административная ответственность, то за повторное совершение наступает уголовная ответственность.
За первое нарушение определенного рода налагается административная ответственность, а за повторное нарушение до окончания периода, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию, наступает уже уголовная ответственность по ст. 264.1 УК РФ, так как административной для перевоспитания нарушителя оказывается недостаточно. Так же и в отношении деяния, предусмотренного ст. 264.2 УК РФ: за первое и повторное нарушения скоростного режима и выезда на встречную сторону дорожного полотна следует административная ответственность вплоть до лишения права управлять транспортным средством, а если эти меры не возымели действие и лицо совершает нарушение повторно, будучи лишенным прав управления, то наступает уже уголовная ответственность по ст. 264.2 УК РФ. Данные нормы способствуют наиболее полному перевоспитанию нарушителя, ведь за первичное нарушение уголовная ответственность является чрезмерной, тогда как за повторное при определенных условиях единственно возможной для пресечения преступной деятельности и перевоспитания преступника.
Преступления, предусмотренные ст. 264, 266, 268 УК РФ характеризуется двумя формами вины – это прямой либо косвенный умысел по отношению к нарушению специальных правил и неосторожность к общественно-опасным последствиям – причинению тяжкого вреда здоровью человека или смерти потерпевшему. Большое значение для транспортной безопасности имеют уголовно-правовые нормы, которые закреплены в ст. 266 и 268 УК РФ.
Данные нормы способствуют наиболее полному перевоспитанию нарушителя, ведь за первичное нарушение уголовная ответственность является чрезмерной, тогда как за повторное при определенных условиях единственно возможной для пресечения преступной деятельности и перевоспитания преступника.
Особенностью преступлений, указанных в ст.ст. 266 и 268 УК РФ, является наличие в их составах специального субъекта:
лица, ответственные за ремонт транспортных средств;
лица, ответственные за выпуск в эксплуатацию транспортных средств; пассажиры;
пешеходы;
иные участники движения (ст. 268 УК РФ).
Наибольшие трудности в применении уголовно-правовых норм, указанных в ст.ст. 266 и 268 УК РФ, связаны с определением общественного опасного деяния и субъекта преступления. Это связано с тем, что данные уголовно-правовые нормы имеют в своем содержании оценочные понятия.
CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев Н.С. Транспортные преступления. Ответственность за преступления, посягающие на правильную работу советского транспорта. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1957.[ 147 с].
URL: (дата обращения: 19.06.2023)
Боровиков В.Б. Уголовное право. Общая часть: учебник для вузов. 5- е изд., перераб. и доп. : изд-во Юрайт, 2020. [249 с].
Вальтер А.В., Пимонов Б.В. Актуальные проблемы квалификации преступлений, предусмотренных статьей 264.1 Уголовного кодекса 52 Российской Федерации // Вестник Тюменского института квалификации сотрудников МВД России. 2021. № 2 (17).[ С. 87-95].
. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 9 месяцев 2022 года. URL.: (дата обращения: 19.06.202Коробеев А. И. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. № 11. [С. 10-11].
Макаренко Д.Е. Уголовная ответственность за совершение автотранспортных преступлений Criminal liability for the commission of motor vehicle crimes // Синергия наук. 2021. № 61. С. [40-44].
Перфилов В.П. Теоретические и практические вопросы уголовноправовой квалификации нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: автореф. дисс. ... канд. юр. наук. М., 2008. [22 c].
Постановление Верховного Суда РФ от 4 октября. 2018 г. № 21- АД18-4 // Консультант плюс: справочно-правовая система.
Телегина Е.Г., Екимова О.В. Проблемы правоприменительной практики в вопросах квалификации преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта // Бюллетень науки и практики. Электрон. журн. 2017. № 6 (19). С. [276-285].
Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: учебник / под ред. проф. Л.В. Иногамовой-Хегай. 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2021. [407 с].
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63- ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
Уматкулова Р.Р. Автотранспортные преступления в системе преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта // COLLOQUIUM-JOURNAL. 2019. № 14-8 (38). [С. 73-75].
Федеральный закон от 13 февраля 2009 г. № 20-ФЗ О внесении изменения в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2009. № 7. [Ст. 788].
Федеральный закон от 23 апреля 2019 г. № 65-ФЗ О внесении изменений в статьи 264 и 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2019. № 17. Ст. 2028.
Чучаев А.И., Пожарский А.Ю. Транспортные преступления: понятие, виды, характеристика: монография. М. : Проспект, 2018.[ 256 с].
УДК 37.022
Соколова А.Н.
Соколова Антонина Николаевна , студент Юридического факультета, направление Юриспруденция, Профиль уголовно-правовой
Ивановский филиал Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Институт управления
Россия, 153032, г. Иваново, ул. Ташкентская , 90литА5
mail: sokolova.antonina2004@mail.ru
Уголовная ответственность за совершение автотранспортных преступлений
Аннотация. В статье рассматриваются уголовно-правовые отношения, возникающие в связи с совершением автотранспортных преступлений, нормы уголовного права, регламентирующие вопросы квалификации автотранспортных преступлений.
Ключевые слова: правила дорожного движения, транспортное средство, уголовная ответственность, нарушение правил дорожного движения.
Sokolova A.N.
Sokolova Antonina Nikolaevna, student of the Faculty of Law, direction of Jurisprudence, profile of criminal law
Ivanovo Branch of the Non-State Educational Institution of Higher Professional Education Institute of Management
Russia, 153032, Ivanovo, st. Tashkent, 90litA5
mail: sokolova.antonina2004@mail.ru
Criminal liability for committing motor vehicle crimes.
Abstract. The article deals with criminal law relations arising in connection with the commission of motor transport crimes, the norms of criminal law governing the issues of qualification of motor transport crimes.
Keywords: traffic rules, vehicle, criminal liability, violation of traffic rules.
Проблема дорожно-транспортной преступности остается актуальной для России по настоящее время, поскольку по сей день отмечается высокий уровень аварийности на российских дорогах и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий.
Транспортные преступления – это предусмотренные уголовным законом и совершаемые виновно общественно опасные деяния (действия и бездействия), посягающие на общественные отношения в сфере безопасного функционирования (движения и эксплуатации) транспортных средств и влекущие наступления вредных последствий либо создающие угрозу их наступления.
Согласно имеющимся статистическим данным, свыше 80 % лиц, получивших смертельные травмы в ходе дорожно-транспортных происшествий (ДТП), находились в молодом трудоспособном возрасте, что означает значительные предпосылки к экономическому ущербу для государства.
Наиболее распространенными преступлениям являются преступления, связанные с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. По данным Госавтоинспекции Российской Федерации в 2022 году зарегистрировано 103900 преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ (из них погибло 11.5 тыс.человек, ранено 130.6 тыс.человек).
В настоящее время актуальным вопросом в области уголовного законодательства является исследование, анализ и совершенствование норм, предусмотренных статьей 264 УК РФ.
Уголовная ответственность по ст. 264 УК РФ наступает, при условии, что у водителя автомобиля имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинно-следственная связь.
Изучая данную проблематику об установления причинно-следственной связи, стоит отметить, что по данной категории дел необходимо в обязательном порядке назначение автотехнической экспертизы.
В рамках действующего уголовного законодательства одной из наиболее часто применяемых статей в среде автомобильного транспорта выступает ст. 264 УК РФ, которая содержит как основной состав, так и ряд квалифицированных составов, что позволяет наиболее точно подобрать меру ответственности, изучив все обстоятельства дела.
Отличительной чертой данного состава преступления выступает факт повторности совершения правонарушения: если в первый раз за такое правонарушение предусмотрена административная ответственность, то за повторное совершение наступает уголовная ответственность.
За первое нарушение определенного рода налагается административная ответственность, а за повторное нарушение до окончания периода, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию, наступает уже уголовная ответственность по ст. 264.1 УК РФ, так как административной для перевоспитания нарушителя оказывается недостаточно. Так же и в отношении деяния, предусмотренного ст. 264.2 УК РФ: за первое и повторное нарушения скоростного режима и выезда на встречную сторону дорожного полотна следует административная ответственность вплоть до лишения права управлять транспортным средством, а если эти меры не возымели действие и лицо совершает нарушение повторно, будучи лишенным прав управления, то наступает уже уголовная ответственность по ст. 264.2 УК РФ. Данные нормы способствуют наиболее полному перевоспитанию нарушителя, ведь за первичное нарушение уголовная ответственность является чрезмерной, тогда как за повторное при определенных условиях единственно возможной для пресечения преступной деятельности и перевоспитания преступника.
Преступления, предусмотренные ст. 264, 266, 268 УК РФ характеризуется двумя формами вины – это прямой либо косвенный умысел по отношению к нарушению специальных правил и неосторожность к общественно-опасным последствиям – причинению тяжкого вреда здоровью человека или смерти потерпевшему. Большое значение для транспортной безопасности имеют уголовно-правовые нормы, которые закреплены в ст. 266 и 268 УК РФ.
Данные нормы способствуют наиболее полному перевоспитанию нарушителя, ведь за первичное нарушение уголовная ответственность является чрезмерной, тогда как за повторное при определенных условиях единственно возможной для пресечения преступной деятельности и перевоспитания преступника.
Особенностью преступлений, указанных в ст.ст. 266 и 268 УК РФ, является наличие в их составах специального субъекта:
лица, ответственные за ремонт транспортных средств;
лица, ответственные за выпуск в эксплуатацию транспортных средств; пассажиры;
пешеходы;
иные участники движения (ст. 268 УК РФ).
Наибольшие трудности в применении уголовно-правовых норм, указанных в ст.ст. 266 и 268 УК РФ, связаны с определением общественного опасного деяния и субъекта преступления. Это связано с тем, что данные уголовно-правовые нормы имеют в своем содержании оценочные понятия.
CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев Н.С. Транспортные преступления. Ответственность за преступления, посягающие на правильную работу советского транспорта. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1957.[ 147 с].
URL: (дата обращения: 19.06.2023)
Боровиков В.Б. Уголовное право. Общая часть: учебник для вузов. 5- е изд., перераб. и доп. : изд-во Юрайт, 2020. [249 с].
Вальтер А.В., Пимонов Б.В. Актуальные проблемы квалификации преступлений, предусмотренных статьей 264.1 Уголовного кодекса 52 Российской Федерации // Вестник Тюменского института квалификации сотрудников МВД России. 2021. № 2 (17).[ С. 87-95].
. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 9 месяцев 2022 года. URL.: (дата обращения: 19.06.202Коробеев А. И. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. № 11. [С. 10-11].
Макаренко Д.Е. Уголовная ответственность за совершение автотранспортных преступлений Criminal liability for the commission of motor vehicle crimes // Синергия наук. 2021. № 61. С. [40-44].
Перфилов В.П. Теоретические и практические вопросы уголовноправовой квалификации нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: автореф. дисс. ... канд. юр. наук. М., 2008. [22 c].
Постановление Верховного Суда РФ от 4 октября. 2018 г. № 21- АД18-4 // Консультант плюс: справочно-правовая система.
Телегина Е.Г., Екимова О.В. Проблемы правоприменительной практики в вопросах квалификации преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта // Бюллетень науки и практики. Электрон. журн. 2017. № 6 (19). С. [276-285].
Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: учебник / под ред. проф. Л.В. Иногамовой-Хегай. 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2021. [407 с].
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63- ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
Уматкулова Р.Р. Автотранспортные преступления в системе преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта // COLLOQUIUM-JOURNAL. 2019. № 14-8 (38). [С. 73-75].
Федеральный закон от 13 февраля 2009 г. № 20-ФЗ О внесении изменения в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2009. № 7. [Ст. 788].
Федеральный закон от 23 апреля 2019 г. № 65-ФЗ О внесении изменений в статьи 264 и 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2019. № 17. Ст. 2028.
Чучаев А.И., Пожарский А.Ю. Транспортные преступления: понятие, виды, характеристика: монография. М. : Проспект, 2018.[ 256 с].